Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 14:04, контрольная работа

Краткое описание

Античная философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в VI в. до н. э. в Греции и просуществовала до VI в. н. э. (когда император Юстиниан закрыл в 529 г. последнюю греческую философскую школу.Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия просуществовала около 1200 лет. Однако ее невозможно определять только с помощью территориальных и хронологических определений. Самый важный вопрос - это вопрос о сущностиантичной философии.

Содержание

Введение
1. Становление античной философии и этапы ее развития.
2. Натурфилософские ориентации досократическойфилософии.
3. Сократ и сократические школы.
4. Философия Платона и Аристотеля.
5. Философия эпохи эллинизма.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 73.13 Кб (Скачать файл)

Эпикур не склонен был идеализировать государство, преувеличивать значение общества и гражданских добродетелей. Скептически он оценивал и брачный союз, обременяющий заботами и ответственностью. Из всех видов общения Эпикур высоко ценил лишь дружбу.

 

3.Стоцизм.

 

Родиной стоицизма является Греция, здесь начал учить и основал свою школу Зенон (ок. 300 г. до н. э.)

Стоики, как и эпикурейцы, интересовались не столько вопросами общественного блага, сколько проблемой благостного состояния души человека. В отличие от эпикурейцев, они считали, что у человека нет свободы действий; они верили в неотвратимость судьбы и невозможность уклониться от предопределенного течения событий. Если внешние обстоятельства нам неподвластны, то следует, по мнению стоиков, смотреть на них отрешенно. Мудрый человек должен понимать естественность всего, что происходит, не впадать ни в отчаяние, ни в эйфорию, но всегда хранить спокойствие, вернее — апатию, что по-гречески означает «бесстрастие».

Основатель стоицизма — Зенон из Китиона (336/5–264/3 гг. до н. э.). Около 300 г. до н. э. он основал школу в Афинах. Желающие слушать его собирались в портике, по-гречески — stoa, откуда и пошло название школы. После Зенона школой руководили Клеанф и Хрисипп. Стоицизм распространился в эллинско-римском мире и оказался привлекательным для людей из разных социальных слоев. В Риме среди его приверженцев были и видный политический деятель Сенека, и раб Эпиктет, и император Марк Аврелий.

По всей видимости, стоики сделали своим идеалом «героическое бесстрастие» потому, что отдельный человек чувствовал себя слишком незначительным по сравнению с колоссальной имперской машиной и казалось разумнее признать ее превосходство над собой и хранить спокойствие, чем пытаться изменить ее.

Однако сами стоики объясняли истоки своего отношения к миру несколько иначе. Согласно их учению, космос — единое целое, в котором все части взаимосвязаны и ничто не может двигаться просто так, по своему произволу. Все происходит согласно необходимости, согласно единому космическому порядку, логосу. Наивный человек может прийти в отчаяние, испытывая беды и «кажущиеся» несправедливости мира, а мудрый стоик находит свое счастье в том, что, все понимая, не пытается изменить естественный ход вещей, свершает необходимое и хранит бесстрастие. Такая «мудрая» позиция доступна только тем, кто познал естественный порядок, логос. Поэтому стоики придавали немалое значение проблемам познания мира. Ведь только знающий человек «свободен» (свободен, конечно, не в действиях, а от ненужных страстей).

Утверждая, что согласного судьба ведет, а несогласного тащит, стоики смотрели на жизнь, как на пьесу, которую сочиняем не мы. Мы лишь исполняем в ней предписанные роли.

Лучше других играют актеры, проникающиеся своей ролью и исполняющие ее с готовностью и достоинством. Познав мировой порядок, человек способен даже воодушевиться своей причастностью к величественной космической трагедии[3, c 71]

Философия стоиков давала человеку утешение независимо от того, какое место в обществе он занимал: ведь и император так же не властен над своей судьбой, как всякий из рабов.Утверждая свою причастность к единому мировому порядку, стоики исповедовали идею единого закона, соответствующего логосу мира. Тем самым стоицизм способствовал формированию теории естественного права и разработке «универсальных» законов Римской империи. В дальнейшем учение стоиков послужило предпосылкой восприятия христианского универсализма и подвижнического смирения.

 

Вывод: Эпоха эллинизма отмечена успехами науки: математика, механика (Евклид, Архимед), астрономия (Аристарх Самосский) медицина, география, филология. Происходит изменение во всех сферах жизни: научной, политической, общественной и духовной. Эллинистическая культура надолго пережила эллинистические государства и вызвала у историков иллюзии, будто в созданных эллинизмом культурных ценностях и заключается его подлинная сущность. Эллинизм означал серьезные изменения в экономической, политической и социальной жизни общества. Изменения послужили основой для создания и распространения эллинистической культуры.

 

В период эллинизма (IV в. до н.э. - V в. н. э.) меняется мировоззренческая ориентация философии, ее интерес все более сосредотачивается на жизни отдельного человека. Социальная этика Платона и Аристотеля уступает место индивидуальной этике эпикурейцев и стоиков.Эпикуреизм, скептицизм, стоицизм , их этические идеи оказали большое влияние на развитие социальной философии в европейской культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

Подводя итог анализу античной философии, следует подчеркнуть, что в период ее формирования  и развития сложилась основная проблематика философии, обнаружились ее основные линии развития. Философия возникает как учение о бытие. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Отсюда – объективистская, натуралистическая тенденция в раннегреческой философии. Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности, бытие осмысливается, прежде всего, как бытие человека. На смену объективистскому натурализму приходит субъективистский антропоцентризм. Все проблемы человека рассматриваются и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе.

 

Античная философия – теоретический и методологический фундамент европейского мировоззрения, которое составило основу западного рационально- логического мышления. Основу философской рефлексии составило обобщение данных внешнего опыта. Основное средство или орудие познание - наблюдение и философская рефлексия над результатами наблюдаемого во внешнем мире.

Основная характерная черта античной философии – четкое размежевание основных философских направлений, - материализма и идеализма, теоретическая борьба между которыми проходит через всю историю западноевропейской мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

1.Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. — М.: Высшая школа, 2009. — 400 с.;

 

2.Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. — М.: Республика, 2004. — 622 с.

 

3. Демидов А. Б. Философия  Древней Греции // Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. С. Степин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич — Мн.: РИВШ, 2006. — С. 51–75. [2-е изд.: 2007]

 

4.Орлов, С.В. История философии / С.В. Орлов. — М. [и др.]: Питер, 2009. — 189 с.

 

5.Рассел, Б. История западной  философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней: [в 3 кн.] / Б. Рассел. — М.: Акад. проект, 2006. — 1003 с.

 

6. Лосев, А.Ф. История античной  философии в конспективном изложении / А.Ф. Лосев. — М.: ЧеРо, 2005. — 186 с.

 


Информация о работе Античная философия