Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 21:33, контрольная работа

Краткое описание

При всех существенных различиях философских систем античности им свойственны некоторые общие черты, обусловленные их принадлежностью к античному типу рабовладельческой формации и единому социокультурному комплексу. Прежде всего, следует отметить, что становление и развитие античной философии было связано с высвобождением от мифологических представлений о мире и человеке и с переходом к их рациональному постижению, то есть с переходом от «Мифа к Логосу».

Содержание

1. Своеобразие античной философии и ее основные проблемы…………..3-8
2. Философия Сократа………………………………………………………9-18
3. Основные идеи философии Платона и Аристотеля…………………..19-23

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 47.52 Кб (Скачать файл)

Считая своих слушателей друзьями, а не учениками, Сократ в  отличие от софистов, не брал с них  денег. Он вел свои философские беседы, не занижая высокого пафоса бескорыстного  просвещения всех тех, кто готов  был его слушать.

Сократовские беседы сделали  его уже при жизни популярнейшей  фигурой не только в Афинах, но и  во всей Элладе. И когда Херефонт, один из преданных ему слушателей, обратился к пророчице с вопросом, есть ли кто на свете мудрее Сократа, она ответила: «Софокл мудр, Еврипид мудрее, Сократ же - мудрейший из всех людей». Сохранился и другой ответ: «В мудрости никто не сравнится с Сократом».

Сократовские беседы, пронизанные  таким пониманием смысла божественного  прорицания, привели Сократа в конечном счете на скамью подсудимых. И когда накануне слушания дела Гермоген спросил его, почему он не готовится к защите, Сократ резонно заметил: «Разве я не провел всю жизнь в этом занятии?».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Философия Платона  и Аристотеля.

Платон (427-347 гг. до н.э.) является первым греческим философом, создавшим  целостную концепцию объективного идеализма, суть которого состоит в  том, что мир идей, понятий, мыслей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей. Философские  произведения Платона написаны в  основном в форме диалога: «Апология  Сократа», «Федон», «Кратил», «Софист», «Пир», «Протагор», «Государство», «Тимей», «Законы» и др.

Философия Платона явилась  синтезом всего предшествующего  знания, изложенного на общепонятном языке. Для него подлинное бытие  принадлежит вечному миру духовных сущностей. Этот мир первичен, мир  же чувственных вещей представляет собой лишь тусклый отблеск, своего рода тень мира идей. Мир идей вечен  и неизменен.

В философской системе  Платона можно выделить четыре составные  части философского знания того времени: онтологию, космологию, гносеологию  и этику.

Бытие у Платона множественно, оно состоит из идей. Условием существования  бытия, то есть идеей является единое, которое отождествляется с благом. С учением о бытии тесно  связано учение о космосе, космология. Платон развивает учение о творении божеством Космоса из первобытного Хаоса, где творцом является Демиург. Признав, что неразумное творение не будет прекрасно, он вселил ум в душу Космоса, а душу в тело. Космос представлялся  ему в виде шара, в центре которого располагается наша планета, а вокруг нее вращаются другие планеты  и звезды, приводимые в движение их душами. Именно душа является основой  разумности человека, дает ему возможность  познавать окружающий мир.

Теория познания Платона  построена на том, что человек  имеет врожденные идеи, «припоминая» которые, он открывает для себя мир. Прежде чем познать вещь во всех проявлениях, по его мнению, следует знать смысл вещи, то есть нужно умом созерцать идеи.

Учение Платона о душе тесно связано с учением о  путях познания вечного мира идей. Душа состоит из трех частей: разумной, волевой и чувственной. Теория познания состоит из трех частей. Первая - это  учение об Эросе, то есть о состоянии  мистического энтузиазма, сопровождающего  и обусловливающего познание. Затем  это теория воспоминания. Третья часть  теории познания посвящена определению  роли теоретического мышления. Эта  часть именуется диалектикой  и является разумным постижением  истинно сущих родов бытия  или идей.

Отрицательный тип государства  выступает в четырех формах: тимократия (власть честолюбцев), олигархия (господство немногих), демократия (власть большинства), тирания (власть одного над всеми).

Модель идеального государства  Платон основывает на своем учении о структуре души. Подобно тому, как в душе три части (разумная, волевая и чувственная), так и в государстве должны быть три группы сословия. Разумной части души, добродетель которой состоит в мудрости, должно соответствовать сословие правителей-философов; волевой части, добродетель которой в мужестве - сословие воинов (стражей); вожделеющей части души - сословие земледельцев, ремесленников и торговцев. Именно такое государство, по Платону, является добродетельным. Правда, Платон ничего не может сказать о путях построения идеального государства и уповает на случай, который может привести к его возникновению в будущем.

Формы идеального государства, по Платону, могут быть различными (монархия, аристократия и демократия), хотя он предпочитает монархию. Для того, чтобы власти выражали не личный, а народный интерес, требуется правильная организация воспитания граждан. И здесь важная роль принадлежит отношению граждан к собственности. Именно частная собственность, по мнению Платона, разрушает целостность и единство государства, восстанавливает людей друг против друга. В связи с этим стражи и выходящие из их рядов философы не имеют никакой частной собственности. Ради блага целого, то есть государства, упраздняется им также семья.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) считается величайшим энциклопедистом  древности, вершиной древнегреческой  философии. Наиболее важные произведения философа: «Категории», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «Физика», «Метафизика», «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Политика», «История животных», «Риторика», «Поэтика» и др.

Аристотелю принадлежит  заслуга впервые провести разграничение  наук, выделив для каждой из них  специальные области исследования и установив различие между теоретическими, практическими и творческими  науками. Теоретические: метафизика изучает  первопричины всех вещей, первоначала  всего сущего; физика изучает состояние  тел и определенные «материи»; математика изучает абстрактные свойства реальных вещей.

Практические науки: этика - наука о норме поведения людей; экономика  - наука о хозяйственной  деятельности; политика – наука  о достижении общего блага.

Творческие науки: поэтика - теория стихосложения; риторика - теория ораторского искусства и искусства  ремесла.

Критически оценивая предшествующие философские взгляды, он формулирует  свое представление о бытии, под  которым понимает существование  предметного мира, воспринимаемого  с помощью ощущений. Материя есть всеобщая причина, так как без  нее нет бытия. Однако она пассивна и бесформенна и является лишь материалом для того, чтобы вылиться в какую-либо форму. Под материей вообще понимается возможность бытия, «бытие как потенция». Человек всегда имеет дело с конкретным проявлением  материи, то есть с вещью. Благодаря  форме реализуется материя и  образуется конкретный предмет. Философ  считал, что существует «форма вообще», что является ничем иным как «формой форм» или Богом.

Аристотель выделяет четыре вида причин: материальные, формальные, действующие и целевые. Он связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти  превращение потенциального в актуальное. Указав, что движение вечно, Аристотель предположил, что должно существовать нечто, что приводит тела в движение. Это и есть перводвигатель, который для своей деятельности не нуждается в существовании других тел, он сам есть энергия, чистая деятельность.

Душа является формой по отношению к материи, однако она  присуща лишь живому существу. Душа - это проявление активности живительной  силы и ею обладают только растения, животные и человек. Душа человека, как его сущность или форма  тела, дает смысл и направленность жизни. Аристотель выделяет три вида души: растительная, чувственная и  разумная.

Под диалектикой Аристотель понимал средство разрешения противоречия, с которым сталкивается знание на уровне единичного. Поскольку сущность не может быть противоречивой, то на этом уровне диалектика исчезает. Диалектика связана с движением от знания единичного к знанию общему, но на уровне сущности действует уже логика (аналитика). Аристотель не признает противоречий в действительности и отрицает объективную  диалектику.

В философии Аристотеля большое  внимание уделяется проблеме человека и его общественной жизни. Человек  рассматривается как политическое животное, обладающее разумом и вступающее в различные общественные отношения  с другими людьми: экономические, моральные, политические. Ему присуще, по Аристотелю, инстинктивное стремление к «совместному жительству», обусловленное  «сознанием общей пользы». Человек  стремится также к совершенству, к благородной цели. Благо отдельного человека совпадает с благом государства.

Государство рассматривается  Аристотелем как естественное явление, как высший род общения по сравнению  с селением и семьей. «Всякое государство, - пишет он, - представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага». Через понятие  «общение» даются также определения  семьи и селения, которые рассматриваются  как части предшествующего им целого, то есть государства.

Аристотель выделил шесть  форм правления, из которых, по его мнению, три (монархия, аристократия и полития) правильные, а другие три (тирания, олигархия  и демократия) неправильные. Наилучшей  формой объявляется полития, поскольку  она сочетает свойства умеренной  демократии и личное достоинство  олигархии, присущее благородным людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1999.

2. Антонов Е.А. История философии. Курс лекций. Белгород,  2000.

3. Алексеев П.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп./ П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М., 2006.

4. Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1985.

5. Введение в философию. Под редакцией Фролова И.Т.- М., 1986г.

6. Данильян О.Г. Философия: Учебник/ О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. М., 2007.

7. Кохановский В. П. Философия. - 2-е изд., перераб. и доп./В.П. Кохановский. - Ростов-на-Дону, 2000.

8. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. – М., 1995.

9. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. - М., 1997.

10. Радугин А.А. Философия – М., 1998г.

11. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. - М., 1993.

12. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков и до наших дней. – М., 1994.

13. Философия. Учебное пособие для вузов. Под редакцией В.И. Лавриненко. – М., 2000.

14. Фрагменты ранних греческих  философов. Ч.1 и Ч 2. – М., 1989.

15. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира - М., 1999.

 


Информация о работе Античная философия