Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:55, контрольная работа

Краткое описание

Диалектика – философское учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, научный метод познания вечно движущихся и изменяющихся явлений природы и общества, путем вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей, приводящих к скачкообразному переходу от одного качества в другое.
Диалектика – философское учение о всеобщих законах движения и развития природы человеческого общества и мышления, научный метод познания вечно движущихся и изменяющихся явлений природы и общества, путем вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей, приводящих к скачкообразному переходу от одного качества в другое.

Содержание

Задание 1. Выписать из словаря и уяснить следующие понятия темы………..…3
Задание 2. «Философия Аристотеля - вершина древнегреческой философии»
2.1 Философское творчество Аристотеля, его произведения……………....6
2.2 Критика Аристотелем платоновского учения об идеях /эйдосах/ и формулирование своей концепции Бытия………………………………………...10
2.3 Категории как способ объяснения сущности бытия. Материя и форма. Движение. Классификация форм движения………………………………………11
2.4 Анализ процесса становления: учение о причинности и перводвигателе……………………………………………………………………...14
2.5 Человек и его душа. Этика как практическая философия. Этический идеал Аристотеля…………………………………………………………………...15
2.6 Историческое значение философии Аристотеля………………………20
Задание 3. Прокомментировать следующие высказывания Аристотеля об обществе и человеке………………………………………………………………..22
Задание 4. Логические задачи, упражнения, комментарии……………………...25
Задание 5. Тестовая проверка знаний……………………………………………..28
Список используемой литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

Античная философия.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Аристотель дает свою трактовку  данной проблемы, согласно которой  не существует «чистых идей», не связанных  с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира. Существуют только единичные и конкретно определенные вещи, данные виды называются индивидуумы (неделимые). Индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов вторичной.

 

2.3 Категории как способ объяснения  сущности бытия. Материя и форма.  Движение. Классификация форм движения.

Поскольку бытие не есть «чистые  идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос, что такое бытие. Дать ответ на этот вопрос Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого-высказывание). Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают их характеристики.

Данными критериями являются: сущность (субстанция); количество; качество; отношение; место; время; положения; состояния; действия; страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия. Но не его сущность. Также согласно Аристотелю категории - это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.

Важное место в философии  Аристотеля занимают проблемы материи. По Аристотелю, материя это потенция, ограниченная формой, например медный шар-это медь, ограниченная шарообразностью. Касаясь данной проблемы, философ приходит к выводам о том, что все сущее на Земле обладает потенцией, и изменение хотя бы одного из этих качеств, либо материи, либо формы приводит к изменению сущности самого предмета. Реальность, по мнению Аристотеля это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи. Потенция есть пассивное начало, форма – активное, а высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

Понятия материи и формы проясняют  проблему возникновения мира как  процесса бесконечного перехода возможности  в действительность, формы в содержание. Движение присущее материи. Предстает  как осуществление того, что есть в возможностях. Таким образом, складывается представление о причинности: если что-либо возникает, то не из ничего, а как осуществление возможности. О воззрениях Аристотеля многое говорит и его понимание движения. С движением как категорией мы встречаемся в десятой книге «Метафизики», где она связывается с категориями места, нахождения, активности и пассивности. Ряд мыслей, характеризующих понимание Аристотелем движения, заключены, в частности, и в «Физике». Здесь философ во многом находится под влиянием эмпирических исследований объективно существующей природы. Движение тесно связывается с конкретными формами бытия. Подчеркивается, что «движения помимо вещей не существует». Можно найти также и высказывания, подтверждающие, что Аристотель считал движение вечным, ибо оно «всегда было и во всякое время будет»

Несколько противоречивы взгляды  Аристотеля, касающиеся источника движения. Если Аристотель полагает, что, с одной  стороны, движение присуще самим  вещам и является самодвижением (например, в «Физике»), то, с другой стороны, возможно объяснение источника движения при помощи неподвижного первого двигателя,  например, в «Метафизике. Этот первый двигатель (Бог) служит внешней причиной всякого движения, ему же движение не сообщается ниоткуда. Только ему одному движение присуще имманентно. «А так как-то, что и движется, и движет, занимает промежуточное положение, то имеется нечто, что движет, не будучи приведено в движение; оно вечно и есть сущность и деятельность»

В «Категориях» Аристотель различает  шесть видов движения: «возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемену и изменение места»

Движение Аристотель весьма тесно  связывал с изменением. В «Физике» он приводит четыре главных вида изменений: относящиеся к сущности, количеству, качеству и месту. В работе говорится  и о том, что движение, относящееся к сущности, не может быть признано действительным, потому что в нем нельзя найти «противное». Это свидетельствует о понимании существования движения в связи с наличием противоположностей. «Противным движению является просто покой. Противным отдельных движений являются отдельные движения, возникновению — гибель, увеличению — уменьшение, а изменению места — покой на месте. Наибольшая противоположность — это изменение противоположных мест, например, движение вниз — движению вверх и движение вверх — движению вниз». Наиболее общую характеристику движению Аристотель дает следующим образом: реализация, осуществление сущего. Это значит, что движение выступает, собственно, переходом возможности в действительность. Тем самым движение становится практически универсальным свойством сущего. Процесс осуществления, т. е. переход возможности в действительность, тесно связан со взаимоотношением материи и формы. Движение является определенной тенденцией материи (как возможности) к осуществлению, реализации формы (как реальности). В этой концепции еще отражается остаток прежнего понимания действительности — телеологическая интерпретация развития.

Шаг вперед по сравнению с предшествующей философией сделал Аристотель в понимании  времени и пространства. Этим категориям он уделяет большое внимание, как в «Метафизике», так и в «Категориях». Он видит тесную связь между конкретным бытием и временем, подчеркивает взаимосвязь времени и движения. О времени он говорит: «Время, таким образом, есть число движения в отношении к предыдущему и последующему и, принадлежа непрерывному, само непрерывно — это ясно».

Пространство Аристотель также  связывает с движением тел, признает его субъективное существование, однако понимает его как «особую» необходимую  реальность, которая может проявляться в движении тел, существуя независимо от них. В этом смысле понятие пространства у Аристотеля приобретает определенные метафизические черты.

 

2.4 Анализ процесса становления:  учение о причинности и перводвигателе.

Столкновение материалистических и идеалистических подходов проявляется и в Аристотелевой концепции причинности. Он различает четыре основных вида причин: материальную, формальную, активную, или воздействующую, и причину конечную, или целевую кауза финалис.

Материальная причина  содержится в самой первой материи, в ее характере. В этом смысле она выступает так же, как и потенциальная причина. Формальная причина соединена с формой как активным принципом, который творит из материи «истинную реальность». Активная, или воздействующая, причина также соединена с источником движения и с процессом собственно перехода возможности в действительность. Наиболее высоко Аристотель ставит целевую, или конечную, причину, которая объясняет цель и смысл движения.

Для понимания и объяснения сущего необходимо познать все виды причин. Однако при этом нельзя сказать, что они имеют одинаковое значение. Понятие формальных причин является более важным, чем познание материальных причин — такой вывод следует из учения Аристотеля о пассивной материи и активной форме. Место, которое он отводит целевой, или конечной, причине — уступка телеологии. Эта причина, собственно, делает возможным познание завершения развития, реализацию цели, которую Аристотель обозначает понятием энтелехия.

Хотя в онтологических воззрениях Аристотеля проявляются определенные элементы идеализма и метафизичности, его убеждение в реальности внешнего мира, подчеркивание значения первых сущностей и производности вторичных, как и его рассуждения о движении в связи с существованием в нем противоречий, несут в себе зародыши материалистического и диалектического понимания действительности, что отмечалось во многих позднейших материалистических концепциях. 
           2.5 Человек и его душа. Этика как практическая философия. Этический идеал Аристотеля.

Для Аристотеля человек  — это, прежде всего общественное или политическое существо («политическое  животное»), одарённое речью и  способное к осознанию таких  понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть нравственными  качествами.

В «Никомаховой этике» Аристотель отмечал, что «человек по природе существо общественное», а в «Политике» — существо политическое. Он также выдвинул положение, что человек рождается политическим существом и несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врождённое неравенство способностей — причина объединения людей в группы, отсюда же различие функций и места людей в обществе.

В человеке есть два начала: биологическое и общественное. Уже  с момента своего рождения человек не остаётся наедине с самим собой; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь человека вне общества невозможна. Аристотель придерживается той точки зрения, что душа присуща всем объектам, принадлежащим к живой природе, т. е. растениям, животным и человеку. В ряде своих работ он приходит даже к таким взглядам: «деятельность души обусловлена состоянием тела», «душа не существует без материи», что подтверждает определенную материалистическую тенденцию. Однако в «Политике» Аристотель говорит, что «одушевленное существо состоит, прежде всего, из души и тела; душа по своей сути является господствующим принципом, тело — принцип подчиненный». С подобными мыслями можно встретиться в посвященном вопросам психики трактате «О душе»: «...душа есть причина и начало живого тела... душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел». В этом трактате душа рассматривается как форма, реализация, «первая энтелехия» природного тела. Отношение души и тела является в определенном смысле аналогией более общего отношения материи и формы.

Душа, по Аристотелю, имеет  три различных уровня: вегетативный — душа растений (речь идет здесь, собственно, об определенной способности к жизни), чувственный, преобладающий в душах животных, и разумный, присущий лишь человеку.

Разумную душу, Аристотель характеризует как ту часть души, которая мыслит и познает. Восприятие, т. е. способность иметь ощущения, характерно для низших ступеней души, однако способность мыслить является привилегией разумной души. Ощущения, согласно его воззрениям, неотделимы от тела, но разум, разумная душа не связана телесностью, она вечна. Разуму, наконец, «лучше не быть связанным с телом». Эти противоречивые воззрения Аристотеля весьма часто использовались позже философами-идеалистами.

Аристотель считал, что  душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его  объективно наблюдаемого поведения. Душа — это энтелехия тела. Душа не может существовать без тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа. "Именно душа придаёт смысл и цель жизни". 

Телу присуще жизненное  состояние, образующее его упорядоченность и гармонию. Это и есть душа, то есть отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума. Аристотель дал анализ различных частей души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщенному представлению; от мнения через понятие к знаниям, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле.

Душа различает и  познаёт сущее, но она сама много  «времени проводит в ошибках». Смерть тела освобождает душу для вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

Для обозначения совокупности добродетелей характера человека как  особой предметной области знания и  для выделения самого этого знания науки Аристотель ввёл термин «этика». Отталкиваясь от слова «этнос» (др. греч. ethos) Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера темперамента человека, их также называют душевными качествами.

Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя — самая необходимая для совместной жизни.

Разумные (добродетели  ума) — развиваются в человеке благодаря обучению — мудрость, сообразительность, рассудительность.

Нравственные (добродетели  характера) — рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает  опыт и на основе этого формируются  черты его характера.

Добродетель — представляет собой меру, золотую середину между двумя крайностями: избытком и недостатком.

Добродетель — она  есть «способность поступать наилучшим  образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность — это  её противоположность».

Добродетель — это  внутренний порядок или склад души; порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии.

В разъяснении своего учения Аристотель дает небольшой очерк, представляющий «таблицу» добродетелей и пороков в их соотнесенности с различными видами деятельности:

  • мужество — это середина между безрассудной отвагой и трусостью (в отношении к опасности).
  • благоразумие — это середина между распущенностью и тем, что можно было бы назвать «бесчувственностью» (в отношении к удовольствиям, связанным с чувством осязания и вкуса).
  • щедрость — это середина между мотовством и скупостью (в отношении к материальным благам).
  • величавость — это середина между спесью и приниженностью (в отношении к чести и бесчестию).
  • ровность — середина между гневностью и «безгневливостью».
  • правдивость — середина между хвастовством и притворством.
  • остроумие — середина между шутовством и неотёсанностью.
  • дружелюбие — середина между вздорностью и угодничеством.
  • стыдливость — середина между бесстыдством и робостью.

Информация о работе Античная философия