Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:39, контрольная работа

Краткое описание

Ранняя греческая философия тесно связана с мифологией, чувственными образами и метафорическим изъяснением. В мифе — рефлективной форме сознания — образ мира и действительный мир неразличимы и соответственно несопоставимы. Для древних греков(живших в период становления цивилизации) мир — огромное скопление различных природных и общественных сил и процессов. Бытие ассоциировалось со множеством стихий, постоянно меняющихся, а сознание — с ограниченным количеством занятий, отрицающим стихии в неподвижном и постоянном виде.

Содержание

1 Античная философия 3
1.1 Основные этапы развития античной философии 3
2 Космоцентризм 4
3 Философия Гераклита 4
4 Философия Зенона Элейского 5
5 Пифагорейский союз 6
6 Атомистическая философия 7
7 Софисты 8
8 Сократ 9
9 Учение Платона 10
10 Философия Аристотеля 12
11 Скептицизм Пиррона 14
12 Философия Эпикура 14
13 Философия стоицизма 15
14 Неоплатонизм 16
Заключение 17
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

философия 2 семестр.docx

— 59.83 Кб (Скачать файл)

 

10

Сократ преподал Платону  не только образец виртуозной диалектики, направленной на поиск точных определений  и понятий, но и поставил проблему несоответствия, несводимости понятий к единичным проявлениям. Сократ видел в действительности прекрасные вещи, справедливые поступки, но он не видел в вещном мире непосредственных образцов прекрасного и справедливого самих по себе.

Платон постулировал существование  таких образцов в виде самостоятельного изначального царства неких идеальных  сущностей.

По мнению Платона, идея Блага  — причина всего правильного  и прекрасного. В сфере видимого она порождает свет и его владыку, а в сфере умопостигаемого  она — сама владычица, от которой  зависит истина и разумение, и  на нее должен взирать тот, кто  хочет действовать сознательно  в частной и в общественной жизни.

С помощью диалектической триады Единое — Ум — Мировая Душа Платон выстраивает концепцию, позволяющую удержать во взаимосвязи множественный мир идей, объединить и структурировать их вокруг основных ипостасей бытия.

Основа всякого  бытия и всей действительности — Единое, тесно связанное, переплетающееся, сливающееся с Благом. Единое Благо — трансцендентно, то есть находится по ту сторону чувственного бытия, что впоследствии позволит неоплатоникам положить начало теоретических рассуждений о трансцендентном едином, о едином Боге. Единое как организующий и структурирующий принцип бытия задает границы, определяет неопределенное, конфигурирует и воплощает единство множества бесформенных элементов, давая им форму: сущность, порядок, совершенство, высшую ценность. Единое, по Платону, есть принцип (сущность, субстанция) бытия; принцип истинности и познаваемости.

Вторая основа бытия — Ум — порождение Блага, одна из способностей Души. Ум не сводится Платоном только к дискурсивному рассуждению, а включает интуитивное постижение сущности вещей, но не их становление.

 Платон подчеркивает  чистоту Ума, отграничивая его  от всего материального, вещественного  и становящегося. Одновременно  Ум для Платона не есть какая-то  метафизическая абстракция. С одной  стороны, Ум воплощен в Космосе,  в правильном и вечном движении  неба, и небо человек видит  глазами. С другой,— Ум есть  живое существо, данное предельно,  обобщенно, предельно упорядочено,  совершенно и прекрасно. Ум  и жизнь не различаются Платоном, потому что Ум тоже есть  жизнь, только взятая предельно  обобщенно.

Третья ипостась бытия, по Платону,— Мировая Душа, которая выступает в качестве начала, объединяющего мир идей с миром вещей. Душа отличается от Ума и от тел принципом самодвижения, своей бестелесностью и бессмертием, хотя и находит свое конечное осуществление именно в телах. Мировая Душа — смесь идей и вещей, формы и материи.

Уяснение структуры идеального мира позволяет понять происхождение  и структуру чувственно воспринимаемого  физического Космоса.

Эрос и любовная аналитика  придают философии Платона не только известный шарм, но и позволяют  интерпретировать вечную загадочную устремленность человека к Истине — Добру —  Красоте.

 

 

 

 

 

 

 

 

11

10. Философия Аристотеля

 

Аристотель из Стагира (384-322 до н. э.) - пожалуй, самый универсальный философ Древней Греции, синтезировавший достижения предшественников и оставивший потомкам многочисленные труды по различным дисциплинам: логике, физике, психологии, этике, политологии эстетике, риторике, поэтике и, конечно, философии. Авторитет и влияние Аристотеля огромны. Он не только открыл новые предметные сферы познания и разработал логические средства аргументации, обоснования знания, но и утвердил логоцентристский тип западноевропейского мышления.

Аристотель — самый  одаренный ученик Платона, и не случайно учитель, оценивая его способности, говорил: «Остальным ученикам нужны  шпоры, а Аристотелю — узда». Аристотелю приписывают изречение «Платон  мне друг, но истина дороже», которое  достаточно точно отражает отношение  Аристотеля к философии Платона: Аристотель не только защищал ее в  спорах с оппонентами, но и подвергал  серьезной критике ее ключевые положения.

В главном философском  трактате «Метафизика» (термин «метафизика» появился во время переиздания аристотелевских  сочинений Андроником Родосским в I веке до н. э. и буквально означает «то, что после физики») Аристотель не соглашается с платоновским предположением об идеях как самостоятельном бытии, не зависимом от существования чувственных вещей.

Аргументы Аристотеля таковы: во-первых, идеи Платона — простые  копии, двойники чувственных вещей  и не отличаются от них по содержанию. Вводя идеи, Платон только удваивает  мир уже существующих вещей.

В содержании идей нет ничего, чем они отличались бы от соответствующих  им чувственных вещей. Например, идея человека ничем не отличается от совокупности общих признаков, принадлежащих  отдельному человеку.

Во-вторых, Платон настолько  отдалил мир идей от мира вещей, что  утрачиваются основания для какого-либо отношения между ними.

В-третьих, по мнению Аристотеля, Платон впадает в противоречие, когда  рассматривает взаимоотношения  с самими идеями подобно отношению  общего к частному, и одновременно идеи у него выступают как сущности бытия вещей.

Однако одна и та же идея не может одновременно быть и субстанцией, и не субстанцией. Аристотель приводит так называемый аргумент третьего человека. Кроме чувственного человека и кроме  идеи человека (второго человека) необходимо допустить существование еще  одной (возвышающейся над ними) идеи человека. Эта идея охватывает общее  между первой идеей и чувственным  человеком. Она и есть третий человек.

В-четвертых, обособив идею, отнеся ее к миру вечных сущностей, отличному от изменчивого мира вещей, Платон лишил себя, с точки зрения Аристотеля, возможности объяснить  факты рождения, гибели и движения. В итоге Аристотель делает вывод  о том, что основная причина трудностей, в каких запутался Платон со своей  теорией идей, состоит в абсолютном обособлении общего и единичного и в противопоставлении их друг другу.

Онтология, по Аристотелю, призвана исследовать первые причины, или  высшие начала. Их четыре: причина материальная, т. е. материал, вещество, из которого изготавливается та или иная вещь, например, серебряная чаша;

 

 

 

 

12

причина формальная — форма, образ, какой принимает этот материал; причина финальная — цель, например, жертвоприношение, которым определяется форма и материал нужной для него чаши; причина действующая, создающая  своим действием результат, готовую  реальную чашу, т. е. серебряных дел  мастер.

Категории, по Аристотелю, не понятия, а роды - или разряды - бытия  и, соответственно, основные роды понятий  о бытии как о сущем.

Таких категорий десять: субстанция (или сущность), качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, обладание, покой. Категория сущности у философа отделена от других, потому что, говоря о сущности, отвечаем на вопрос: «что есть вещь?», а не на вопрос какова эта вещь (качество), как велика она (количество) и т. д.

У Аристотеля два критерия сущности: мыслимость (познаваемая в понятии) и способность к отдельному существованию критерии оказываются несовместимыми, ведь «лишь единичное пишет мыслитель,- обладает самостоятельным существование безоговорочно», но единичное не удовлетворяет критерию мыслимости - оно не постигается умом, не выражается понятие ему нельзя дать определение.

Аристотель вынужден принять  компромиссное решение: под сущностью  он понимает не единичную вещь (она  неопределима), не род вещи (он самостоятельно не существует); не качество и не количество (они тоже самостоятельно не существуют) а то, что определимо и настолько близко к единичному, что почти с ним сливается. Это искомая сущность, названная в «Метафизике» сутью вещи, или сутью бытия вещей.

Вторая группа значений бытия — потенция и акт — изначально взаимополагают друг друга. Есть огромная разница между слепым и тем кто, будучи зрячим, закрыл глаза. Слепой безнадежно незрячий, но закрывший глаза, имеет способность, но в потенции.

Третья группа - бытие как акциденция. Это бытие случайное и непредвиденное, то есть такой тип бытия, который не связан! с другим бытием существенно, чистая случайность.

Четвертый смысл  бытия — бытие как истина. Он принадлежит человеческому интеллекту, рассматривающему вещи соответственно реальности (истина), или как не соответствующие ей (ложь).

Науки Аристотель разделил на три группы:

    • теоретические науки, т. е. те, которые ведут поиск знания ради него самого,— метафизика, физика, математика, психология;
    • практические, которые добиваются знания ради морального совершенствования — этика и политика:
    • науки продуктивные (творческие), цель которых — знание ради творчества,—риторика и поэтика.

Абсолютная ценность философии  состоит в том, что она не преследует практические, утилитарные цели и  выступает самодостаточным знанием. Аристотель остался верен платоновской традиции. Философия Аристотеля завершает период развития философии, именуемый классическим.

 

 

 

 

 

 

 

 

13

11. Скептицизм Пиррона

 

Родоначальник античного  скептицизма Пиррон (365—275 гг. до н. э.) считал философом того, кто стремится к счастью. Но счастье состоит в невозмутимости и в отсутствии страданий.

Кто желает достичь так  понятого счастья, должен ответить на три вопроса:

    • Из чего состоят вещи?
    • Как должно относиться к этим вещам?
    • Какую выгоду получим из этого к ним отношения?

На первый вопрос, по Пиррону, нельзя получить никакого ответа: всякая вещь «есть это не в большей степени, чем то». Поэтому ничто не должно быть называемо ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым.

Всякому утверждению о  любом предмете: может быть с равной силой и с равным правом противопоставлено  противоречащее ему. Раз ни о каких предметах невозможны никакие истинные утверждения, то единственным подобающим философу отношением к вещам Пиррон называет воздержание («Эпохэ») от каких бы то ни было суждений о них. Но такое воздержание от суждений не есть совершенный агностицизм; безусловно Достоверны, по Пиррону, чувственные восприятия или впечатления и суждения типа «Это кажется мне горьким или сладким» будет истинным.

Заблуждение возникает лишь там, где высказывающий суждение попытается перейти от кажущегося к  тому, что существует «по истине», то есть отталкиваясь от явления, делает вывод о его подлинной основе (сущности): ошибку совершит лишь тот, кто утверждает, что данная вещь не только кажется ему горькой (сладкой), но что она и по истине такова, какой она кажется.

Ответом на второй вопрос философии определяется, по Пиррону, и ответ на ее третий вопрос — результатом, или выгодой, из обязательного для скептика воздержания от всяких суждений об истинной природе вещей следует невозмутимость, безмятежность, которой скептицизм видит высшую цель доступного философу счастья.

 Однако воздержание  от догматических суждений вовсе  не означает полной практической  бездеятельности философа: кто живет,  тот должен действовать, и философ  — так же, как и все. Но  от всех людей философ-скептик  отличается тем, что не придает  образу мыслей и действиям  (которые он, как и все люди, усвоил из обычаев и нравов) значения безусловно истинных.

12. Философия Эпикура

 

Эпикур (342—271 гг. до н. э.), создавший материалистическое учение (названо впоследствии его именем), также понимал под философией деятельность, позволяющую людям посредством размышлений и исследований достичь безмятежной жизни, свободной от страданий: «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией...

 Кто говорит, что  еще не наступило или прошло  время для занятий философией, тот похож на того, кто говорит,  что для счастья или еще  нет, или уже нет времени». Главный  раздел («часть») философии поэтому  — этика, которой предшествует  физика (по Эпикуру, она открывает  в мире его естественные начала  и их связи, освобождая тем  самым душу от веры в божественные  силы, в тяготеющий над человеком  рок или судьбу),

 

14

а ей, в свою очередь, предшествует третья «часть» философии — каноника (знание — критерий истины и правил ее познания).

В конечном счете Эпикур делает вывод: критериями знаний служат чувственные восприятия и основанные на них общие представления, в  гносеологии эта ориентация получила название сенсуализма (от лат. сенсус чувства).

Физическая картина мира, по Эпикуру, такова.

Вселенная состоит из тел  и пространства, «то есть пустоты». Тела же представляют или соединения тел, или то, из чего образуются соединения, а это — неделимые, неразрезаемые плотные тела — атомы; которые различаются не только как у Демокрита, формой и величиной, но и весом.

Информация о работе Античная философия