Античная натурфилософия. Милетская школа. Элейская школа. Атомисты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:13, реферат

Краткое описание

Античная философия - единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Философия складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и тому подобных знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения философской мысли из плена мифологических представлений о мире и человеке. Уже в ранних философских и космологических системах миф был не столько основой воззрения, сколько образным средством выражения мысли, а философия и знание о природе еще не были отделены друг от друга. Характерная черта античной философии - это многообразие типов философского объяснения мира.

Содержание

1. Введение
2. Античная натурфилософия. Милетская школа. Элейская школа. Атомисты
3. 2.«Золотой век» античности: Сократ, софисты, Платон, Аристотель
4. 3.Основные направления в философии поздней античности: стоики, эпикуреизм, неоплатонизм
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СРСП№4.docx

— 90.50 Кб (Скачать файл)

  Александра Македонского, то  с ним могли физически расправиться. Угроза казни заставила Аристотеля  бежать из Афин. Оставив ведение  дел в Ликее на Теофраста, он удалился в Халкиду, где и умер в 322 г. до н.э.

  Сочинения Аристотеля охватывают  все отрасли тогдашнего знания. Аристотель провел разграничение  наук на теоретические, практические и творческие.

  Теоретические: метафизика («Первая  философия») изучает первопричины  всех вещей, первоначала всего  сущего; физика изучает состояние  тел и определенные «материи»; математика - абстрактные свойства  реальных вещей.

  Практические: этика и политика, образующие единый комплекс «философии  о человеческом» - учение о практической деятельности и нормах поведения.

  Творческие: поэтика - теория стихосложения; риторика - теория ораторского искусства  и искусства ремесла.

  Что такое метафизика? У Аристотеля  есть четыре определения метафизики: 1) метафизика - это исследование  первопричин всех вещей как  высших начал; 2) метафизика - это  познание бытия; 3) метафизика - это  наши знания о субстанции; 4) метафизика - это знание о Боге и субстанции  сверхчувственной. Метафизика не  связана, считал Аристотель, с какими-либо  материальными запросами. Она отвечает  на запросы духовные. Ею занимаются  те, у кого неудержимая страсть  к истине, к знаниям.

  Аристотель подверг критике  учение Платона о раздельном  существовании материи и формы. Он выдвинул концепцию, согласно  которой материя и форма существуют  в единстве. Это единство материи  и формы и есть бытие. Наиболее  логично и подробно взаимосвязь  материи и формы Аристотель  раскрывает в своем учении  о четырех причинах (началах): материальной, формальной, производящей, целевой. Материальная  причина - это материя или строительный  материал. Сам по себе строительный  материал не может стать чем-то. Например, лес, камни, глина и т.п. не могут стать домом. Для этого  необходимо иметь план дома. План  дома - это формальная причина. Однако  план (или идеальная модель) это  еще не дом. Это чистая форма, идея. Третья причина - производящая. Производящая причина - это то, что  выступает в качестве созидателя, строителя, производителя. В нашем  примере это архитектор и строители. Наконец, четвертая причина - цель. Целевая  причина - это итог, результат, осуществление  замысла. Это дом, в котором уже  можно жить. Идея и план, благодаря  производителям, превратили пассивный  строительный материал (материю) в  реальность. Потенциальная материя  благодаря акту становления по  замыслу (плану, форме), превращается  в действительность. Таким образом, форма, по Аристотелю, является активной  основой бытия. Это свойство (быть  для пассивной материи планом, целью и результатом) Аристотель  назвал энтелехией. Энтелехия может  быть частного порядка (в нашем  примере) и высшего порядка. Энтелехия  высшего порядка - это Бог, или  вечный и неподвижный ум. Этот  ум есть форма всех форм. Он  источник изменения бытия. Однако  этот источник как всемирная  целевая причина (энтелехия) не существует  сам по себе до материи и  вне ее. Энтелехия внутренне присуща бытию. Итак, бытие есть единство пассивной, чувственной материи и активной, сверхчувственной формы, обладающей, как уже подчеркивалось, рядом свойств. Материя, следовательно, - пассивная субстанция, форма - активная субстанция. Форма всегда выступает как сущность любого уровня природного явления: вещи, тела, растения, человека, вселенной.

  В мире, согласно Аристотелю, все целесообразно. В любом движении, в любом становлении чего-либо  есть цель. Учение о всеобщей  целесообразности в мире называется  телеологией (теле - цель).

  Аристотель внес вклад в  понимание движения. Он различал  четыре вида движения: 1) возникновение  и уничтожение; 2) качественное изменение, или превращение свойств; 3) количественное  изменение, то есть увеличение или уменьшение; 4) перемещение в пространстве. Главным из этих видов, по Аристотелю, является движение в пространстве, которое выступает условием остальных видов движения и к которому сводятся все остальные виды. Движение в пространстве проявляется в трех видах: круговом, прямолинейном и сочетании первого и второго.

  Виды движения связаны у  Аристотеля с учением о физических  элементах природы. Вслед за Эмпедоклом  Аристотель выделял четыре элемента, из которых состоит вся природа: огонь, воздух, вода, земля. Кроме этих  четырех элементов, есть еще пятый  элемент - эфир, который занимает  все мировое пространство и  из которого состоят небесные  тела. Эфир обладает свойством  неизменности.

  Аристотель - сторонник геоцентризма. В центре мира находится неподвижная  Земля. Земля - шар. Вокруг Земли обращаются  небесные сферы, на которых закреплены  планеты и небо со звездами. Геоцентризм Аристотеля впоследствии  был разработан Птолемеем. Геоцентрическая  система Птолемея - Аристотеля была  принята всеми и просуществовала  до открытия Коперника.

  Аристотель создал логику - науку о мышлении. Все работы  Аристотеля по логике («Категории», «Первая аналитика», «Топика» и  другие) позднее объединили в  одно название - «Органон» (орудие, инструмент  познания). Аристотель сформулировал  три закона мышления: закон тождества (понятие должно употребляться  в одном и том же значении), закон противоречия (предложения  и суждения не могут быть  истинными одновременно с их  отрицанием), закон исключенного  третьего (если даны два взаимопротиворечащих  суждения, то при данных условиях  истинно может быть только  одно).

  «Логика Аристотеля, - пишет  Бертран Рассел, - это первая попытка  установить в систематизированном  виде общую форму языка и  доказательства. Многое в ней  вдохновлено Платоном, но это  не уменьшает ее значения. В  любом случае Аристотель сделал  для логики то, что вскоре сделал  Евклид в геометрии. Аристотелева  логика полностью господствовала  вплоть до XIX века». (Б. Рассел. Мудрость Запада, с. 139-140).

  Аристотель разработал учение  о категориях. Он предложил классификацию категорий, выделив десять категорий: 1) сущность; 2) качество; 3) количество; 4) отношение; 5) место; 6) время; 7) положение; 8) обладание; 9) действие; 10) страдание.

  Также Аристотель разработал  этику, теорию государства, теорию  искусства. Центральный принцип  этики - разумное поведение, умеренность (метриопатия).

  Оценивая этику Аристотеля, В.Ф. Асмус пишет: «Аристотель выделяет этику в особую и притом значительную проблему философии. Вопросам этики посвящены в собрании сочинений Аристотеля три специальных сочинения: «Этика Никомаха», предназначенная для Никомаха, сына Аристотеля; «Этика Евдема», составленная, по-видимому, на основании записей его друга и ученика Евдема; «Большая этика» - извлечение из обеих предыдущих.

  Учение о нравственной деятельности  и о нравственных доблестях  строится у Аристотеля на основе  его объективной телеологии, охватывающей  весь мир и всю деятельность  в нем человека.

  В человеке, как и во всякой  вещи, заложено внутреннее стремление  к благой цели, однако это стремление  встречается с препятствиями, которые  также таятся в природе самого  человека. То, к чему все стремится, есть благо, и всякая деятельность  стремится к некоторому благу. Некоторые цели при этом лишены  самодовлеющего значения и остаются  только средствами, подчиненными  другим целям. Но есть цель, которой  люди желают только ради нее  самой. Такая цель - высшее благо, и раскрывает ее высшая руководящая  наука - политика. И хотя благо  отдельного лица совпадает с  благом государства, достигнуть  блага для всего государства  и удержать это благо - наиболее  высокая и совершенная задача.

  Согласно первоначальному определению, высшее благо есть блаженство, т.е. хорошая жизнь и деятельность. Это блаженство не может состоять  ни в материальном богатстве, ни в наслаждении, ни даже в одной добродетели. Например, богатство не может быть высшей целью жизни, так как оно всегда есть средство для другой цели, в то время, как «совершенное благо самодовлеюще» (Ник. Этика, I, 5, 1097 в 8). Как самодовлеющее, благо жизни, согласно формальному определению, - само себе цель и ни в чем не нуждается. Но по содержанию высшее благо определяется особенностью и назначением человека. Из сравнения с другими живыми существами ясно, что человек только один обладает не только способностью питания и чувствования, но также и разумом. Поэтому дело человека - разумная деятельность, а назначение совершенного человека - в прекрасном выполнении разумной деятельности, в согласии каждого дела со специальной, характеризующей его добродетелью. Благо человека - в достижении согласия с самой совершенной из добродетелей. Но жизнь, стремящаяся к высшему благу, может быть только деятельной. Бытие наше заключается в энергии, в жизни и в деятельности: существующее в возможности проявляет свою деятельность только на деле. Добрые качества, остающиеся необнаруженными, не дают блаженства. Здесь как на олимпийских состязаниях: награда достанется не тому, кто сильнее и красивее всех, а тому, кто победил в состязании (см. Ник. Этика, I, 8, 1099 а 3-7)».

  Человек - существо общественное. Наилучшие формы государства - монархия, аристократия, полития (умеренная демократия); наихудшие - тирания, олигархия, охлократия (господство толпы). Суть искусства - подражание (мимесис), цель трагедии - «очищение» духа (катарсис).

  Перипатическая школа после Аристотеля

  Преемником Аристотеля по  руководству школой стал его  ученик и друг Теофраст, скончавшийся  в возрасте 85 лет в 288 г. до н.э. Еще при Аристотеле учеников Ликея прозвали перипатетиками, т. е. «прохаживающимися», за то, что они имели обыкновение прохаживаться вслед за Аристотелем в саду Ликея во время занятий или лекций. Теофраст развил в Ликее успешную преподавательскую деятельность, а в своих многочисленных работах охватил все отрасли философии. Он был не только крупный философ, но и ученый. Аристотель положил своими работами начало научному изучению животного мира, Теофраст положил такое же начало изучению мира растений. В философии он занимался самостоятельным исследованием некоторых проблем логики. Он обогатил теорию силлогизма учением о гипотетических умозаключениях, введя в их состав также умозаключения разделительные. Он не соглашался с некоторыми частностями в определениях метафизики и физики Аристотеля, но обычно следовал за ним, несмотря на разногласия. В деятельности мышления он видел движение души; в учении Аристотеля о различии между страдательным и активным разумом он находил известные трудности, однако в целом признавал само это различие. В трактовке вопросов этики, которую он развивал во многих работах с большим знанием людей, и в учении о характерах он также незначительно расходился с Аристотелем. Серьезно он отклонялся от Аристотеля в своем отрицании брака, который, согласно его мнению, мешает научному исследованию, а равно своим отрицанием кровавых жертв и употребление мясной пищи. Отрицание это он обосновывал мыслью о сродстве всех живых существ.

  Из личных учеников Аристотеля  выделились Евдем из Родоса и Аристоксен из Тарента. Первый из них выдвинулся своими учеными работами в области истории, оставаясь в них верным взглядам учителя. За это он получил прозвище «вернейшего» ученика Аристотеля. В логике он принял новшества Теофраста, а в физике точно следовал Аристотелю. В этике он определил созерцание, в котором Аристотель находил высшее счастье, Как богопознание, и вообще гораздо теснее, чем Аристотель, связывал этику с богословием.

  Аристоксен известен своим учением о музыкальной гармонии. Не только в теории музыки, но и в этике он соединил аристотелизм с пифагореизмом.

  Ряд последующих перипатетиков  были больше учеными специалистами  и литераторами, чем философами.

  Зато крупным философом Ликея был Стратон из Лампсака, стоявший в Афинах во главе Ликея в течение 18 лет (287-269). В его лице в Ликее возобладало натуралистическое направление, переходящее в ряде случаев в прямой материализм. Он не только находил необходимым вносить поправки в учение Аристотеля по отдельным вопросам, но выступил против основных дуалистически, и идеалистических элементов его учения. Он отождествил бога, который у Аристотеля был «мышлением о мышлении» и «неподвижным перводвигателем мира», с бессознательно действующей силой природы; на место аристотелевской телеологии он поставил чисто физическое объяснение явлений природы; ее последние основания он находил в тепле и в холоде. Он рассматривал все душевные функции - ощущения и мышление - как движение единой разумной сущности, которую он локализовал, поместив ее в голове между бровями, и утверждал, что именно отсюда она распространяется по различным частям тела вместе с «пневмой», или дыханием, которая служит ее материальным субстратом.

 

4.Основные направления в философии поздней античности: стоики, эпикуреизм, неоплатонизм

 

Стоицизм

  Зенон Китийский и рождение стоицизма

  Будущий основатель школы  стоицизма родился в 336 году до н.э. в небольшом городке Китион. Китион располался на берегу острова Кипр. В нем издавна проживали финикийские поселенцы, занимавшиеся торговлей. Вероятно, и отец Зенона, Мнасей, тоже занимался торговлей. К двадцати двум годам Зенон, по описанию Диогена Лаэртского, был худой, довольно высокий, со смуглой кожей, с толстыми ногами и кривой шеей. Одним словом, Зенон был бы по внешности неказистый.

  В 316 году до н.э. Зенон, отправившись в Пирей с грузом пурпура, потерпел кораблекрушение. Добравшись до Афин, он пришел в книжную лавку и, читая там книгу Ксенофонта «Воспоминания о Сократе», пришел в неописуемый восторг: «Где можно встретить подобных людей», - воскликнул Зенон. Мимо проходил философ Кратет, принадлежавший к философской школе киников. Они познакомились. Зенон стал на некоторое время учеником Кратета. Покинув Кратета, учился по несколько лет сначала у Стильпона, а затем у Ксенократа. Учеба Зенона, продолжавшаяся около двадцати лет, проходила в обстановке, когда греческие города-полисы потеряли свою былую независимость. Новая историческая обстановка выдвигала и новую философскую проблематику. Это ощутил Зенон.

  С 300 года до н.э. Зенон стал сам учителем философии. У него появляются сторонники. Местом философских дискуссий стал небольшой расписной портик, который был построен еще в пятом веке на афинской агоре и расписанный лучшим тогдашним художником Полигнотом. Портик получил название - Расписная Стоя. При тирании Тридцати Стоя стала местом судебных заседаний, а позже портик был заброшен. От названия этого портика и произошло наименование школы Зенона - школы стоиков.

  Количество слушателей у  Зенона росло. Постепенно распространилась  слава о мудром философе. Зенон  был хорошим оратором, требовательным  к себе и ученикам, вел скромный  образ жизни, любил есть хлеб, мед, запивая небольшой порцией ароматного вина.

  Еще при жизни афиняне  оказывали ему знаки почести. Многие стремились попасть на  его беседы. Ученики любили своего  скромного и требовательного  учителя. Наиболее выдающимся учеником  Зенона был Клеанф который возглавил школу стоиков после смерти Зенона.

  Зенон прожил семьдесят два  года. Благодарные афиняне поставили  ему красивую гробницу за счет  государственной казны.

  В истории стоицизма выделяют  три периода: Древняя Стоя (IV - III вв. до н.э., Зенон, Клеанф, Хрисипп), Средняя Стоя (II - I вв. до н.э., Панэтий, Посидоний), Поздняя Стоя (I - II вв. н.э., Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).

Информация о работе Античная натурфилософия. Милетская школа. Элейская школа. Атомисты