Античная натурфилософия. Милетская школа. Элейская школа. Атомисты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:13, реферат

Краткое описание

Античная философия - единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Философия складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и тому подобных знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения философской мысли из плена мифологических представлений о мире и человеке. Уже в ранних философских и космологических системах миф был не столько основой воззрения, сколько образным средством выражения мысли, а философия и знание о природе еще не были отделены друг от друга. Характерная черта античной философии - это многообразие типов философского объяснения мира.

Содержание

1. Введение
2. Античная натурфилософия. Милетская школа. Элейская школа. Атомисты
3. 2.«Золотой век» античности: Сократ, софисты, Платон, Аристотель
4. 3.Основные направления в философии поздней античности: стоики, эпикуреизм, неоплатонизм
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СРСП№4.docx

— 90.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение
  2. Античная натурфилософия. Милетская школа. Элейская школа. Атомисты
  3. 2.«Золотой век» античности: Сократ, софисты, Платон, Аристотель
  4. 3.Основные направления в философии поздней античности: стоики, эпикуреизм, неоплатонизм

Список использованной литературы

 

 

1.Введение

Античная философия - единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Философия складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и тому подобных знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения философской мысли из плена мифологических представлений о мире и человеке. Уже в ранних философских и космологических системах миф был не столько основой воззрения, сколько образным средством выражения мысли, а философия и знание о природе еще не были отделены друг от друга. Характерная черта античной философии - это многообразие типов философского объяснения мира. Многообразие и уровень разработки мировоззренческих проблем сделали античную философию школой философского мышления для последующих времен.

  Первые философы настойчиво  вели умозрительные поиски первоосновы  мира. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, при всех различиях между ними, полагали, что все вещи произошли  из какого-то одного, и притом  вещественного, начала. Однако внутри  этого наивно-материалистического  учения рано наметились отдельные  воззрения, которые впоследствии  привели к возникновению идеализма. Многие первые греческие философы  были диалектиками, рассматривали  природу как целое, следовательно, во взаимодействии и связи  ее явлений. Каждый крупный философ  вносил вклад в развитие философии. Многие положения оказали влияние  на последующее философствование. Логос Гераклита, Бытие Парменида, Нус Анаксагора, Человек Сократа, мир идей Платона, категории и логика Аристотеля, мудрец Эпикура и Сенеки - эти и другие учения привлекали внимание философов позднейшего времени. За тысячу с лишним лет развития античной философии она перетерпела сложную эволюцию, отражавшую в конечном счете диалектику развития античного общества. Материализм в античной философии развивали Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп и Демокрит. В лице Сократа и особенно Платона сложилось учение философского идеализма, противопоставившего себя в первую очередь материализму атомистов. В эпоху эллинизма, отражавшую начало кризиса полисной рабовладельческой системы, борьба школ античной философии вновь обостряется. Наиболее интенсивна в это время борьба между школой эпикуреизма и школой стоицизма. На первое место среди вопросов философии выдвигаются вопросы этики, опирающейся, однако, на учение о природе и на учение о знании и мышлении. Философские школы превращаются в замкнутые содружества людей, объединенных равнодушием к внешним событиям и повышенным интересом к вопросам этики и воспитания. В эпоху Римской империи, обострения кризиса рабовладельческого общества усиливается стремление к религиозному самозабвению и утешению. Философия все более становится религиозной, а в некоторых учениях даже мистической. Такова общая характеристика античной философии.

 

2.Античная натурфилософия. Милетская школа. Элейская школа. Атомисты

 

Милетская школа

  Античная философия зародилась  в городе Милете. Милет располагался на пересечении торговых путей. В его порт прибывали корабли из многих стран. Кипела торговля, звенели монеты, покупались заморские товары. В городе было много грамотных людей. Математики, астрономы, поэты, историки восхищали приезжих. В свою очередь, иноземцы рассказывали о жизни, быте, верованиях своих народов. Эта жизнь отличалась от жизни милетцев. Оказывается, человеческий мир многолик и изменчив! Неудивительно, что в подобной атмосфере появились мыслители, которые пытались в противовес мифологии дать свой ответ на вопрос о сущности бытия. Здесь зародилась милетская школа философии.

  Первым представителем милетской  школы был Фалес (640 - 562 гг. до н.э.). Фалес, много путешествуя, изучал достижения в различных сферах знания. Он побывал в Египте, Финикии и других странах. Его заслуга состояла в том, что он привез в Милет знания, собранные в восточных странах. Традиция приписывает ему и другие заслуги: он сформулировал пять теорем геометрии (в их числе - о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и о делении окружности диаметром пополам). Однако самая главная заслуга Фалеса состояла в том, что он первым противопоставил мифологии рационально-философское объяснение мира.

  Разносторонние познания Фалеса (в области астрономии, геометрии, арифметики) имели определенное  влияние на развитие его философского  мышления. Так, например, геометрия  в то время была настолько  развитой наукой, что являлась  определенной основой научной  абстракции. Именно это и повлияло  на взгляды Фалеса, направленные  на постижение сущности мира.

  Основой всего сущего Фалес  считал воду. Эта мысль появилась  уже в дофилософской космогонии. Однако Фалес понимал воду не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное текучее сосредоточение материи. При этом «вода» у Фалеса означает основополагающий принцип как в смысле «стохейон», так и в смысле «архе». Аристотель, излагая учение Фалеса, употреблял два выражения: вода как элемент материи, стихия природы и вода как первооснова, общее, субстрат всех вещей, первоначало, видоизменение которого и даёт различные состояния. Все остальное возникает путем «сгущения» или «разрешения» этой первоматерии. Все существующее разнообразие вещей Фалес рассматривал как проявление этого единого, вечного начала. Он утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду.

  Начиная с Фалеса, человеческий  разум уверенно пустился в  путь завоевания реальности - как  целого, так и частей, которые  стали объектами частных наук.

  Вторым философом этой школы  и учеником Фалеса был Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.). Анаксимандр был весьма активным во многих сферах жизни: был изобретателем, правителем одной из колоний Милета на побережье Черного моря, создателем географических карт. Анаксимандр критиковал космологическую теорию своего учителя и утверждал, что основой мира не может быть что-то конкретное. Следовательно, вода не есть основа мира. Анаксимандр ввел термин «апейрон» («бесконечное»), которым он обозначал начало всего существующего. Анаксимандр употреблял прилагательное «бесконечный» как один из атрибутов «вечной и нестареющей природы, объемлющей все небосводы (= миры) и космосы (= пространства) в них». Апейрон обнимает и окружает, управляет и поддерживает все в качестве детерминирующей основы; все вещи производятся им, существуя с ним и в нем. Согласно достоверному свидетельству Аристотеля и Теофраста, Анаксимандр мыслил «вечную природу» как «смесь» всех качественно различных веществ, предвосхищая, таким образом, анаксагоровскую концепцию материи.

  Природа, утверждал Анаксимандр, проходит три фазы: 1 -я фаза - «выделение» из «объемлющего» мирового «зародыша» (аналог «мирового яйца»); 2-я фаза - «разделение» и поляризация противоположностей (влажное холодное ядро и горячая огненная «кора»); 3-я фаза - взаимодействие и борьба «горячего и холодного», порождающая оформленный космос. В единственно сохранившемся фрагменте Анаксимандр дал первую формулировку закона сохранения материи: «Вещи уничтожаются в те же самые элементы, из которых они возникли, согласно предназначению - они выплачивают (элементам) законную компенсацию ущерба в установленный срок времени» («вещи» относятся к «элементам» как «должники» к «кредиторам», которым они «возвращают долг» по истечении долгового срока). В космологии (космографии) Анаксимандр создал первую геометрическую модель Вселенной (наглядно иллюстрированную небесным глобусом), от которого берет начало геоцентрическая гипотеза и «теория сфер» в астрономии.

  Наш мир, утверждал Анаксимандр, окружен другими бесчисленными  мирами. Каждый мир регулируется  вихревыми движениями. Все изменяется. Он высказал предложение, что  люди в далекой древности были  другими. Следовательно, не только  один человек меняется от рождения  до старости, но и все человечество  от поколения к поколению претерпевает  изменения с точки зрения телесной  и умственной организации каждого  его индивида. Человек, считал он, произошел от одного из видов  животного царства. В частности, он считал, что человек произошел  от рыбы.

  Третьим выдающимся милетским  философом был Анаксимен (585 - 524 гг. до н. э.). В определенном смысле Анаксимен укрепил тенденцию стихийного древнегреческого материализма к поиску естественных причин явлений и вещей. Космология Анаксимена выглядит довольно примитивно. Земля, утверждал он, является плоской. Она плавает в воздушной стихии. На окраине мира находятся звезды, которые прибиты к небесной тверди. Первоосновой мира он считает определенный тип материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. По Анаксимену, разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры, тучи, воду, землю, камни. При этом сгущение и разряжение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи. Естественное объяснение возникновения и развития мира Анаксимен распространяет и на вопрос происхождения богов.

  Анаксимен впервые вводит  понятие взаимного отношения  праматерии и движения. Воздух как праматерия, согласно его взглядам, «постоянно колеблется, ибо если бы он не двигался, то и не менялся бы настолько, насколько он изменяется».

Элейская школа

  Родиной Парменида является город Элея. Если верить Платону, то следует считать, что он родился в 514 г. до н. э. Парменид прославил свой родной город величием своего учения. Он стал знаменитостью всей Эллады. Элея благодарна ему еще и тем, что он разработал законы для города.

  Платон в диалоге «Парменид» рассказал о встрече Парменида с Сократом, которая состоялась в 449 г. до н. э. в Афинах. Парменид приехал в Афины со своим учеником и последователем Зеноном, автором знаменитых апорий. В момент встречи Пармениду было 65 лет, Зенону - 40, Сократу 20. Вот что пишет Платон: «Однажды приехали на Великие Панафинеи Зенон и Парменид. Парменид был уже очень стар, совершенно сед, но красив и представителен; лет ему было примерно за шестьдесят пять. Зенону уже тогда было около сорока, он был любимцем Парменида. Сократ был в то время очень молод».

  Главное сочинение Парменида - философская поэма «О природе». Книга состоит из пролога и двух частей. В прологе рассказывается о фантастической поездке Парменида к богине справедливости Дике. Богиня советует Пармениду: истину ищи разумом. В первой части поэмы «Путь истины» предлагается концепция бытия, - отношение бытия и не бытия: отношение бытия и мышления. Вторая часть поэмы называется «Путь мнения». Здесь излагаются космологические взгляды Парменида. В поэме Парменид выступает с критикой гераклитовского тезиса: все течет, все изменяется.

  Основным для Парменида, как и для всей элейской школы, является наука о бытии, о сущем. Аристотель его взгляды комментирует так: «Парменид. утверждает, что наряду с сущим, не сущее является ничем, с необходимостью полагая, что сущее есть одно и что нет ничего иного». У Парменида имеется также отрицание «сотворения» сущего, утверждение его вечности. Сущее не только вечно в своем существовании, оно также и неизменно. Почему Парменид отвергает движение и развитие? Ответ на этот вопрос вытекает из его характеристики бытия и небытия. По Пармениду, несущее не существует. Все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Хотеть нечто переместить, согласно Пармениду, означало бы либо поместить его на место другого сущего, а это невозможно, так как одно сущее уже там находится, либо поместить его на место, где ранее было не сущее, но, как вытекает из ранее сказанного, не сущее не существует, поэтому и этот вариант отпадает. Отсюда: сущее является наполненным и неподвижным. Бытие имеет материальный характер, но из него исключены изменение, движение и развитие. В гносеологии Парменид проводит весьма резкое различие между подлинной истиной (алетейа), являющейся продуктом рационального освоения действительности, и мнением (докса), опирающимся на чувственное познание. Чувственное познание, по Пармениду, дает нам лишь образ кажущегося состояния вещей, с его помощью нельзя постичь их подлинную сущность. Истина постигается лишь разумом.

  Огромная заслуга Парменида в том, что он сформулировал проблему единого и много, бытия и становления. С этого момента начинается спор между философами о сущности бытия. Одни решают проблему с материалистической позиции, другие - с идеалистической. Постепенно возникает и существует поныне целая область философского знания, называемая онтологией (учение о бытии).

  Зенон Элейский (490 - 430 гг. до н. э.). О его жизни сведения не сохранились.

  В своих онтологических взглядах  Зенон однозначно отстаивает  позицию единства, целостности и  неизменного сущего. Сущее, по Зенону, имеет материальный характер. Согласно взглядам Зенона, все в природе происходит от тепла, холода, сухого и влажного или их взаимных перемен; люди же произошли из земли, а души их есть смесь вышеназванных начал, ни одно из которых не пользуется преобладанием. Наиболее известным изложением элейского отрицания движения и постулирования неизменности и неподвижности сущего являются апории Зенона, доказывающие, что если допускается существование движения, то возникают непреодолимые противоречия.

  Первая апория названа «Дихотомия» (деление пополам). В ней Зенон  стремится доказать, что тело  не может сдвинуться с места, т.е. движение не может ни начаться, ни закончиться. Суть апории состоит  в следующем: предмет, который движется  к цели, должен пройти сначала  половину пути между местом  нахождения и местом цели. Однако, чтобы дойти до этого места, предмет должен пройти половину намеченной половины пути. Это повторяется до бесконечности. Поэтому тело не может никогда достичь своей цели, ибо оно должно было бы «пройти» за конечное время бесконечное множество точек.

  Вторая апория Зенона - «Ахилл  и черепаха». Эта апория показывает, что самый быстрый из людей (Ахилл) не сможет никогда догнать  самое медленное создание (черепаху), если она вышла в путь раньше  него. Смысл данной апории состоит  в следующем: Ахилл, чтобы догнать  черепаху, должен вначале пройти  расстояние от своего места  и до места, где в то время  находилась черепаха. Но прежде, чем он пройдет это расстояние, черепаха опять продвинется вперед  на определенный отрезок, и эта  ситуация повторяется вновь и  вновь. Поэтому Ахилл, преследующий  черепаху, должен был бы за  конечное время пройти бесконечное  число отрезков. Эти логические  конструкции показывают противоречивость  движения и находятся в видимом  противоречии с жизненным опытом. Суть обоих апорий («Дихотомия»  и «Ахилл и черепаха») в том, что если пространство бесконечно делимо, то движение не может ни начаться, ни закончиться.

  Самое интересное доказательство  Зенона против истинности движения  содержится в третьей апории - «Стрела». Смысл этой апории в  том, что движение невозможно  и при допущении непрерывности  пространства. Апория гласит, что  летящая стрела покоится, ибо  движущийся предмет всегда занимает  равное себе место, то есть  покоится в нем в каждый момент, а потому он вообще неподвижен. Ведь движение не может сложиться из суммы состояний покоя.

Информация о работе Античная натурфилософия. Милетская школа. Элейская школа. Атомисты