Анализ кредитного портфеля банка (на примере Сберегательного банка России)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 20:39, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов предмета кредита, в общем, и кредитного портфеля в частности, анализ проблемы управления кредитным портфелем в банках Российской Федерации и возможных путей решения этих проблем.
В данной работе поставлена задача - определения способов совершенствования управления кредитным портфелем в банках Российской Федерации.
В первой главе данной работы рассматриваются понятие кредитного портфеля банка его принципы формирования, а также классификация кредитного портфеля.

Содержание

Введение
Глава 1. Кредитный портфель коммерческого банка.
Понятие кредитного портфеля, его принципы формирования.
Классификация кредитного портфеля.
Глава 2. Анализ кредитного портфеля банка (на примере Сберегательного банка России).
2.1. Экономическая характеристика банка.
2.2. Анализ и оценка кредитного портфеля банка.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

        Реферат

 

                                         По курсу “Философия”

 

                                 «Парадоксы в науке»

 

 

 

Оценка за реферат ______

Дата: 12.12.13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «ПАРАДОКС»………………………………...5

1.1 Паралогизмы и софизмы……………………………………………...7

1.2 Классификации парадоксов…………………………………………..11

ГЛАВА 2. ПАРАДОКСЫ В НАУКЕ…………………………………15

2.1 Парадоксы в математике и в физике………………………………17

2.2 Роль парадоксов в развитии науки…………………………………22

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………25

4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ………………27

 

                                          ВВЕДЕНИЕ

 

Наука в современном понимании начала складываться с XVI—XVII веков. За последние столетия она  развивалась и развивается по сей день очень быстрыми темпами. Она окончательно внедрилась в организм общества и стала его неотъемлемой частью.  Науку рассматривают с разных сторон: как социальный институт, как особую систему знаний о природе и обществе, как особый вид деятельности человека или как определенную социальную общность, но всё же центральным аспектом её изучения является рассмотрение её как системы знания особого рода.

         Наука– одно из высших проявлений человеческих возможностей, показатель того, на что вообще способен наш интеллект. Научное знание обладает определёнными характеристиками. К ним относится предметность, проблемность, обоснованность, системность, непротиворечивость и т.д.

Такая характеристика как непротиворечивости нашего знания является центральным в научном мышлении и обычно строго выполняется. Однако появление противоречий в процессе познания не редкое явление. Наверное, в каждой науке возникают противоречия определенных видов – так называемые парадоксы.

Чаще всего парадоксы расценивают как негативные явления, «патологии науки». От парадоксов стремятся избавиться любыми путями, парадоксальные идеи не принимаются, а парадоксальные теории не признаются. Однако полностью избежать парадоксов никогда не удаётся. Даже в таких строгих и точных науках как физика и математика существуют свои парадоксы.

Таким образом, получается, что парадокс – это неотъемлемая часть любой области научного исследования, научного познания. И его роль в развитии науки не является только отрицательной. Обычно наличие парадоксов в теории говорит о несовершенстве самой теории. Следовательно, парадокс может поспособствовать появлению новых более совершенных теорий, помогать осуществлению прогресса, продвижению науки вперед на пути от незнания к истине.

В данной работе  я хочу привести примеры парадоксов в различных  науках, а также понять и выявить их роли в научном познании мира, а так же решить такие задачи, как:

1.Дать определение понятию парадокс.

2. Разграничить смежные с парадоксом понятия (паралогизмов, софизмов).

3. Назвать классификации парадоксов.

4. Описать наиболее известные  парадоксы в математике и физике.

5. Определить значения парадокса для развития научного знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         ГЛАВА 1. Определение понятия «парадокс»

 

В настоящее время термин парадокс прочно вошел в нашу речь. Его можно встретить и в научных текстах (парадоксальный сон, парадоксы природы, парадоксы науки, парадоксы творчества) и в повседневной речи («ну это уже парадокс») и художественной литературе и т.д. Поэтому вполне естественно, что термин парадокс понимается по-разному в разных ситуациях. Такое широкое значение термина парадокс хорошо отражено в словарях. В них можно найти следующие определения этого слова:

Парадокс (от греч. παράδοξος -неожиданный, странный от др.-греч. παρα-δοκέω - кажусь) - истинное высказывание, утверждение, суждение или вывод, характеризующиеся парадоксальностью. Парадоксальность - неожиданность, непривычность, оригинальность, противоречивость себе, исходным посылкам, общепринятому, традиционному взгляду или здравому смыслу по содержанию и/или по форме

Парадокс (от греч. paradoxos – неожиданный, странный) – 1)мнение, рассуждение, резко расходящееся с общепринятыми, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу;

2) это неожиданное нестандартное положение, которое антитезно фактам действительности;

3) два антитезных утверждения, которые обладают весьма убедительными аргументациями.

4) необычное, неожиданное явление, не соответствующее привычным представлениям; 
         Данные словарные определения наглядно показывают, что сейчас понятие парадокса очень широкое, однако, все эти определения можно совместить и, тогда, получается, что в самом обобщенном и упрощенном смысле парадокс – это какое-либо утверждение, которое противоречит действительности, здравому смыслу или общепринятому мнению. Подобные утверждения вначале всегда воспринимаются как ошибки (хотя и не всегда таковыми являются).

Определение парадокса как ошибки иногда приводит к тому, что его путают с другими понятиями, которые тоже обозначают ошибки, но несколько иного рода. А.К. Сухотин - доктор философских наук в своей книге пишет: « Парадокс рожден в семействе понятий, описывающих ошибки и противоречия познания. Ошибки бытуют разные. Одни из них непроизвольны. Человек и не хотел бы ошибаться, да не получается. Как будто рассуждение логично, проведено правильно и, тем не менее, дает сбой». Другие – наоборот «делаются умышленно с намерением ввести кого-то в заблуждение». В данной работе мне важно рассмотреть данные понятия поподробнее, чтобы отделить парадокс от смежных, «соседних» явлений.

 

                                1.1 ПАРАЛОГИЗМЫ И СОФИЗМЫ

 

С ошибками в рассуждениях приходится сталкиваться на каждом шагу, и избежать их практически невозможно. Сам процесс человеческого познания состоит, в сущности, из ошибок – в том числе ошибок в рассуждениях – и их исправления. Ошибки неизбежны в спорах: если двое отстаивают противоположные мнения, то в силу закона противоречия в рассуждениях, по крайней мере, одного из них есть ошибки.

Ошибки бывают преднамеренные и случайные. Ненамеренные ошибки в рассуждениях называют паралогизмами (неверное умозаключение). Паралогизм понимается как непреднамеренная ошибка в рассуждении, обусловленная нарушением законов и правил логики. Паралогизм кажется не обманом, а искренним заблуждением, он не связан с умыслом истинной лжи.

А.К. Сухотин так пишет о паралогизмах: «Непреднамеренные сдвиги мышления, случающиеся вопреки желаниям рассуждающего, называются «паралогизмами». Этим словом характеризуют мысли, отклоняющиеся от правил логики («пара» – в греческом означает «около», «рядом», «вблизи»). Здесь наблюдается явные отступления от норм мышления, однако они не осознаются, и их можно обнаружить лишь специальным анализом. Приведу такой пример из книги А.К. Сухотина: все существительные меняют падежные окончания. Слово «земля» меняет падежные окончания. Следовательно, слово «земля» – существительное. Это, конечно, правда – земля действительно имя существительное. Вывод верен, но получен он неверным путем. Здесь имеется логическая погрешность. Её можно обнаружить, подставив в схему рассуждения вместо слова «земля» другое, обозначающее не существительное, а, например, прилагательное – слово «синий». Тогда получается следующее заключение: все существительные меняют падежные окончания. Слово «синий» меняет падежные окончания. Следовательно, слово «синий» – существительное. Но это вовсе не существительное, здесь имеется ошибка – нарушено правило логики. Чтобы получить верный результат в рассуждениях подобной структуры, одна из посылок обязательно должна быть отрицательной. Например: все существительные обозначают предметы или вещи. Слово «синий» не обозначает предмета или вещи. Следовательно, слово «синий» не существительное. Однако в первом примере полученное следствие оказалось истиной, хотя умозаключение шло по такой же форме, что и во втором, когда мы получили ошибочный результат. В этом и состоит особенность паралогизмов, что иногда они могут давать верный вывод при логически неправильном рассуждении. В подобных случаях эта правильность случайная и потому вводит в заблуждение. Результатом таких заблуждений является то, что люди встают на ложный путь, не замечая этого, и считают его истинным. Действительно, если критерий изменений падежных окончаний «работает» со словом «земля», то почему бы ему ни быть определяющим при тех же операциях со словом «синий»? Вот таким образом и создаются паралогизмы.

Другой вид ошибок – это ошибки преднамеренные, их называют софизмами. Софизм ( «мастерство, умение, искусство») обычно определяется как умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Софизмы – логически неправильные рассуждения, выдаваемые за правильные и доказательные.

 Софизм – это обман, но  обман тонкий и закамуфлированный, так что его не сразу и  не каждому удаётся раскрыть.

Говоря об ошибочной убедительности софизмов, древнеримский философ Сенека сравнивал их с искусством фокусников: мы не можем сказать, как совершаются их манипуляции, хотя твердо знаем, что все делается совсем не так, как нам представляется.

Английский философ Ф. Бэкон сравнивал того, кто прибегает к софизмам, с лисой, которая хорошо петляет, а того, кто раскрывает софизмы, – с гончей, умеющей распутывать следы.

Такое отношение к софизмам, на первый взгляд, является вполне оправданным. Действительно, нет имеет смысл задерживаться и размышлять над следующими рассуждениями, которые являются примерами софизмов:

«Сидячий встал; кто встал, тот стоит; следовательно, сидячий стоит»;

«Сократ – человек; человек – не то же самое, что Сократ; значит, Сократ – это нечто иное, чем Сократ»;

«Для того чтобы видеть, не обязательно иметь глаза, так как без правого глаза мы видим, без левого тоже видим; кроме правого и левого, других глаз у нас нет; поэтому ясно, что глаза не являются необходимыми для зрения»

Как известно, софизмы существуют уже более двух тысячелетий. Их возникновение чаще всего связывается с философией софистов (Древняя Греция V-IV вв. до н.э.), которая обосновывала и оправдывала подобные рассуждения. Однако, софизмы существовали задолго до философов-софистов, а наиболее известные и интересные из них были сформированы позднее в сложившихся под влиянием Сократа философских школах. Термин «софизм» впервые ввел Аристотель, охарактеризовавший софистику как мнимую, а не действительную мудрость. К софизмам были отнесены и апории Зенона, направленные против движения и множественности вещей, и рассуждения собственно софистов, и все те софизмы, которые открывались в других философских школах. Это говорит о том, что софизмы не были изобретением одних софистов, и являлись скорее чем-то обычным для многих школ античной философии.

Софистами были также Сократ, Платон и сам Аристотель. Широкую распространенность софизмов в Древней Греции можно понять, только предположив, что они как-то выражали дух своего времени и являлись одной из особенностей античного стиля мышления.

.

Таким образом, софизмы понимаются лишь как сбивчивое доказательство, как нечестная попытка выдать ложь за правду. Это преднамеренные логические ошибки, тонкий завуалированный обман.

После рассмотрения каждого из понятий отдельно, мы можем заметить, что парадокс, по своей природе близок и паралогизму и особенно софизму. Однако, несмотря на их схожесть, все-таки существуют и различия. Как я уже говорила, парадоксом называется странный, неожиданный результат, расходящийся с общепринятыми представлениями. Но от паралогизма он отличается тем, что выведен логически корректно, с соблюдением норм и правил логики. Различие между парадоксом и софизмом в том, что парадокс – не преднамеренно полученный противоречивый результат.

Нужно заметить, что грань между софизмами и парадоксами не является четко определенной, поэтому люди часто путают эти понятия. В случаях многих конкретных рассуждений невозможно решить на основе определений софизма и парадокса, к какому из этих двух классов следует отнести данные рассуждения. Так, «Парадокс лжеца» был придуман, как софизм, однако в последствие получил статус парадокса, поскольку его противоречивость говорит о какой-то логической ошибке, но в чем она и как её устранить до сих пор остаётся загадкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            1.2 КЛАССИФИКАЦИИ ПАРАДОКСОВ

 

Теперь я выяснила, что парадокс – это противоречие, а не ошибка, он отличим от таких понятий, как: софизм и паралогизм.

Первые парадоксы были известны уже в глубокой древности, существуют и современные парадоксы. Некоторые из этих противоречий удалось решить путём создания новых теорий, переосмысления устоявшихся, но несовершенных законов. Другие – так и остались неразрешенными. Считается, что ученые относятся к парадоксам с неприязнью, их называют «патологиями» науки и стремятся как можно скорее от них избавиться. Однако это не всегда удаётся. Как я уже говорила, в настоящее время не существует науки, в которой бы никогда не возникала парадоксов. Их находили в психологии, лингвистики, физике, логике и математике.

Сейчас сложно подсчитать, как много существует парадоксов: они многочисленны, разнообразны по своей природе и структуре. Поэтому ученые пытаются их структурировать, объединить в какую-либо систему. Вот примеры некоторых классификаций:

Традиционная классификация, идущая от Рамсея (английский математик, который, вдобавок к исследованиям в области математики, внёс значительный вклад в философию), делит парадоксы на логические и семантические. Это классификация проста и удобна, однако философ М.М. Новосёлов замечает, что рамсеевская классификация парадоксов не делает различия между чистой и прикладной логикой. Однако, это различие существенно, поскольку в чистой логике нельзя обнаружить что-либо парадоксальное, непротиворечивость этих систем доказана. Только в прикладной логике есть гипотезы и предпосылки, которые придают доказательствам относительный (условный) характер и которые, в случае обнаружения противоречий, приходится исключать.

Информация о работе Анализ кредитного портфеля банка (на примере Сберегательного банка России)