Абсолютный идеализм Г. Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:54, контрольная работа

Краткое описание

Выдающимся представителем немецкой классической философии является Георг Вильгельм Фридрих Гегель. (1770-1831),создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Её центральное понятие – развитие – есть характеристика деятельности абсолюта, его сверх временного движения в области чистой мысли в восходящему ряду все более конкретных категорий, его перехода в отчужденное состояние инобытия – в природу, его возвращения к себе в человеке в формах психической деятельности индивида, сверх индивидуального “объективного духа” и “абсолютного духа”.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
1.Жизнь Гегеля………………………………………………………………….........5
1.1.Основные принципы философии Гегеля. Диалектика и принцип системности………………………………………………………………………..…8
1.2.Философия природы. Философия духа…………………………..…………...11
1.3.”Абсолютный дух” и “Абсолютная идея”…………………………………….14
Заключение………………………………………………………...………………..19
Список использованных источников……………………………………………...20

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

“Петрозаводский государственный университет”

Кольский филиал

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Кафедра Философии и социологии

 

                                                                                  Дисциплина “Философия”

 

 

 

 

 

Абсолютный  идеализм Г. Гегеля

 

 

     Контрольная работа

                                                                                           Студентки 2 курса

                                                                                           (группа ФиК-1/08)

                                                                                           заочного отделения

                                                                                            экономического факультета 

                                                                                           специальность    060400  -

                                                                                           Финансы и кредит

                                                                              

                                                            

 

 

                                                                                             Шипулиной

                                                                                            Марины  Викторовны

                                                                           

                                                                                             Преподаватель–

 

                                                                                            Котляренко П.Е.

                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апатиты

2010

Содержание

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………...…3

1.Жизнь Гегеля………………………………………………………………….........5

1.1.Основные принципы философии Гегеля. Диалектика и принцип системности………………………………………………………………………..…8

1.2.Философия природы. Философия духа…………………………..…………...11

1.3.”Абсолютный дух” и “Абсолютная идея”…………………………………….14

Заключение………………………………………………………...………………..19

Список использованных источников……………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Выдающимся представителем немецкой классической философии является Георг Вильгельм Фридрих Гегель. (1770-1831),создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Её центральное понятие – развитие – есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверх временного движения в области чистой мысли в восходящему ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность, явление, действительность, понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей), его перехода в отчужденное состояние инобытия – в природу, его возвращения к себе в человеке в формах психической деятельности индивида (субъективный дух), сверхиндивидуального “объективного духа” (право, мораль и “нравственность” – семья, гражданское общество, государство) и “абсолютного духа” (искусство, религия, философия как формы самосознания духа).

Актуальность объекта  исследования заключается в следующем: философская  система Гегеля, бесспорно, принадлежит к числу величайших достижений мировой философской мысли, его философия подводит черту под двумя тысячами лет, он развивает и обобщает наработки всех предшествующих античных и европейских  мыслителей, от ионийских натурфилософов до Канта.

По Гегелю, идеи существуют  на трех уровнях :

- идеи сами по себе;

- идеи в природе;

- идеи в духе.

Соответственно этому  разделению Гегель пишет книги: “Наука логики”, “Философия природы”, “Философия духа”. Эти книги образуют  в целом “Энциклопедию философских наук”.

Объектом исследования является “абсолютный идеализм”

Главной целью контрольной  работы можно выделить изучение философии  Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Для достижения поставленной цели следует ознакомиться с биографией Гегеля, раскрыть основные принципы его философии, рассмотреть философию природы и духа, осветить основу философских воззрений Гегеля.

Работа состоит из семи разделов. Во введении сформулированы цели и задачи исследования, во втором описывается жизнь Фридриха Вильгельма Георга Гегеля. В третьем, четвертом и пятом пункте рассмотрены философские мировоззрения Гегеля. В шестом подведены итоги проведенного исследования, а в седьмом указаны источники, которые использовались во время написания работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Жизнь ГЕГЕЛя

 

 

 

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) родился в Штутгарте в – столице Вюртембергского княжества, в семье крупного финансового чиновника.

В семь лет он поступил в штутгартскую гимназию, где проявил способности к древним языкам и истории. В семье Гегеля готовили к карьере пастора, для чего он прошел курс обучения в Тюбингенском теологическом институте (1788-1793). В течении первых двух лет обучения здесь преподавалась лейбнице-вольфианская философия; защитив написанное в её духе сочинение о границах нравственных обязанностей, Гегель получил степень магистра философии.

В течении последующих  трех лет он изучил курс теологии, за успешное освоение которого Гегелю была присвоена степень кандидата теологии. Здесь он подружился с Ф. Й. Шеллингом и поэтом Ф. Гельдерлином. В студенчестве Гегель восхищался Французской революцией (впоследствии он изменил свое мнение о ней). По преданию, в эти годы он даже посадил вместе с Шеллингом «дерево свободы».

В 1793 Гегель получает степень магистра философии. В том же году он завершает образование в институте, после чего работает домашним учителем в Берне и Франкфурте. В этот период он создает так называемые «теологические работы», опубликованные лишь в 20 веке — «Народная религия и христианство», «Жизнь Иисуса», «Позитивность христианской религии».

Живой интерес  к глубоким социальным преобразованиям, возникший  у Гегеля в эти годы и сохраненный  им до последних дней, обусловил  его внимание к социальной философии, в которой он особенно ценил учение Руссо – главного идеолога французской революции из среды философов – просветителей. Гегель читал так же сочинения Платона и Канта. Все это способствовало тому, что Гегель разочаровался в карьере пастора и его интеллектуальные интересы сосредоточились на философии, однако, заниматься только ею он смог лишь спустя несколько лет, в течении которых он, подобно своим предшественникам в немецкой классической философии, вынужден был трудиться домашним учителем и воспитателем – сначала в Швейцарии, в Берне (1793-1796), а за тем в немецком городе Франкфурт – на – Майне (1797-1800). В Берне началось, а во Франкфурте продолжилось философское творчество Гегеля – создание ряда работ, посвященных в основном весьма критическом осмыслению причин возникновения и распространения христианства, а так же его роли в жизни народов от античности до современности.

Уже в этих работах  философская мысль Гегеля выступает  как диалектичная: она выявляет внутренне противоречивые процессы и в сфере общественного сознания, и в сфере общественного бытия, понимаемого как отражаемое в этом сознании; причем то и другое рассматривалось в их развитии.

Получив после смерти отца свою долю наследства и имея собственные сбережения из педагогических заработков, Гегель смог заняться академической карьерой. В начале 1801 он становится преподавателем Йенского университета.

Он сотрудничает с  Шеллингом в издании «Критического  философского журнала» и пишет работу «Различие между системами философии  Фихте и Шеллинга», в которой поддерживает Шеллинга (потом их взгляды разошлись). В том же 1801 он защищает диссертацию «Об орбитах планет».

Гегель много работает над созданием собственной системы, пробуя самые разные подходы к  ее обоснованию. В 1807 он публикует «Феноменологию духа», первую из своих значительных работ.

Ряд ярких образов  «Феноменологии» (часть рукописи которой  Гегель чудом спас при вторжении  французских войск в Йену) —  «диалектика раба и господина» как  этюд о свободе, возможной только через рабство, концепция «несчастного сознания» и др., а также мощно заявленное учение об историчности духа сразу привлекли к себе внимание и обсуждаются по сей день.

Покинув Йену, Гегель (при  помощи своего друга Ф. И. Нитхаммера) устраивается редактором «Бамбергской газеты» в Баварии. Уже после его ухода газета закрывалась по цензурным соображениям.

С 1808 по 1816 Гегель — директор гимназии в Нюрнберге. В 1811 он женится (в браке он имел несколько детей, был у него и внебрачный сын), а  вскоре публикует одну из центральных  своих работ — «Науку логики» (в трех книгах — 1812, 1813 и 1815).

С 1816 Гегель возвращается к университетскому преподаванию. До 1818 он работает в Гейдельберге, а  с 1818 по 1831 — в Берлине.

В 1817 Гегель издает первый вариант «Энциклопедии философских  наук», состоящей из «Науки логики» (так называемой «Малой логики», в отличие от «Большой логики» 1812-1815), «Философии природы» и «Философии духа» (при жизни Гегеля «Энциклопедия» дважды переиздавалась — в 1827 и 1833).

В Берлине Гегель становится «официальным философом», хотя и не во всем разделяет политику прусских властей.

Он публикует «Философию права» (1820, на титуле — 1821), ведет активную лекционную деятельность, пишет рецензии, готовит новые издания своих  работ. У него появляется множество  учеников.

Гегель был полон творческих сил и планов, когда 14 ноября 1831 года эпидемия холеры скоропостижно оборвала его жизнь на 62-ом году. Он ушел из жизни в апогее авторитета созданной им философии, на  базе которой появилась целая школа – гегельянство.

 

 

    1. Основные принципы  философии Гегеля. Диалектика и принцип системности

 

 

В 1792 году Гегель начал  работу над своим первым философским  сочинением о религии (“Народная религия и христианство”), он был настроен очень критически по отношению к христианству, и в последующие 1-4 года эта критичность усилилась до воинствующей враждебности к исторически реальному христианству, в особенности современному. Гегель был согласен с просветителями, что христианская и другие религии на протяжении многих веков были опорой  угнетательской власти.

Гегель считал, что  обществу необходима лишенная теологической  догматики и  клерикального фанатизма  религия, освящающая социальные добродетели  людей, живущих как свободные  и ответственные граждане.

Поскольку мысль Гегеля чрезвычайно методична и строга, знания общих принципов должно позволить сравнительно легко сориентироваться в каждом конкретном моменте его философии. Это предполагает, что основное внимание будет уделено формальной стороне учения, в ущерб содержательности; однако при первом знакомстве с “Логикой” такой подход представляется оправданным.

Тождество бытия и  мышления – исходный пункт учения Гегеля.

На объективной идеалистической  основе он развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафорный способ мышления, господствовавший как в идеалистических, так и материальных течениях философии. Кантовской вещи “самой по себе” он противопоставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно.

Гегель утверждал, что  категории суть объективных форм действительности, в основе которых  лежит мировой разум, абсолютная идея или мировой дух. Это –  деятельное начала, давшее импульс к возникновению и развитию мира.

Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. Цель – в самосознании. В процессе самопознания разум мира проходит 3 этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе категорий и законов диалектики); развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания.

Философские взгляды  Гегеля проникнуты идеей развития.

Информация о работе Абсолютный идеализм Г. Гегеля