Этапы развития и ведущие линии развития детей первого года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 22:33, контрольная работа

Краткое описание

На первом году жизни происходят значительные изменения в физическом развитии ребенка. При правильном уходе, рациональном вскармливании и воспитании он интенсивно развивается. В первом полугодии ежемесячно малыш прибавляет в весе 600-700 г, во втором - 400-500 г. За каждый месяц жизни ребенок вырастает на 2-3 см. К концу года вес его составляет 10-10,5 кг, а рост - 74-75 см. У нормально развивающегося ребенка в 7-8 месяцев начинают прорезываться молочные зубы, к году их вырастает восемь. На протяжении первого года значительно усиливается работоспособность нервной системы. Это сказывается в увеличении времени активного бодрствования ребенка с 20-30 минут в первый месяц жизни до 3,5 часов к концу года.

Содержание

1. Этапы развития и ведущие линии развития детей первого года жизни. 3
2. Особенности режима дня детей первого года жизни. 13
3. Организация кормления, сна и туалета детей первого года жизни. 16
4. Самостоятельная деятельность детей первого года жизни. 20
5. Сформулируйте педагогические правила организации режимных процессов с детьми первого года жизни. 21
Список литературы. 24

Вложенные файлы: 1 файл

1. Любина готовая.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Если малыш кричит до установленных часов кормления, его следует покормить. Если он длительное время не может привыкнуть к установленному режиму, следует назначить другой, соответствующий его потребностям.

Для новорожденных детей в возрасте до 3 месяцев наиболее правильный режим дня, при котором кормят ребенка 7 раз в сутки, с периодом бодрствования вначале 1 час, а к 3 месяцам - 1,5 часа и дневным сном 4 раза по 2- 2,5 часа и ночью от 11 до 10 часов.

Купание - хорошее средство, укрепляющее ночной сон маленького ребенка. Родители сами должны установить удобные для них часы купания, после чего ребенок будет хорошо спать.

В зависимости от состояния ребенка, бытовых конкретных условий для удобства мамы часы в режиме дня ребенка до года могут быть передвинуты, при этом соответственно сдвигаются часы всех режимных моментов.

Когда здоровых нормально развивающихся детей до 5-6 месяцев воспитывают на режиме с 3-часовыми перерывами между кормлениями вместо того, чтобы с 2,5-3 месяцев перевести на 6-разовое кормление с перерывами в 3,5 часа, они до конца этого возрастного периода вместо 2 часов продолжают бодрствовать - по 1,5 часа. При этом к моменту укладывания ко сну у ребенка еще не возникает потребность в отдыхе, он долго не засыпает. Поэтому, если ребенок 2,5-3 месяцев уже легко бодрствует 1,5 часа, его нужно переводить на следующий режим дня ребенка до года.

Постепенно период бодрствования увеличивается, поэтому малыша следует укладывать уже не через 1,5 часа после пробуждения, а несколько позже, при появлении первых признаков утомления. До 4-5 месяцев ребенок продолжает спать днем 4 раза. Некоторые дети не спят 4 раза днем, в этом случае их укладывают спать на ночной сон раньше, тогда длительность ночного сна увеличивается до 11 часов.

Примерно с 5-6 месяцев малыша нужно перевести на режим дня для ребенка 6 месяцев, при котором длительность активного бодрствования равна 2-2,5 часа. Днем дети спят уже 3 раза по 2-2,5 часа. Длительность ночного сна равна 10-11 часам. Количество кормлений - 5.

В возрасте 9-12 месяцев малыша переводят на режим дня с двукратным дневным сном. В этом режиме дня длительность отрезков бодрствования колеблется от 2,5 до 3,5 часов. Длительность первого отрезка дневного сна увеличивается до 2,5 часов, второй раз малыш спит 1,5-2 часа. Ночной сон длится 11 часов. Кормят малыша 4-5 раз в сутки.

Во время перевода на режим дня ребенка до года с двукратным дневным сном соблюдать одинаковые перерывы между кормлениями не удается. Интервал в приеме пиши между кормлениями первым и вторым, а также между вторым и третьим достигает 4,5 часа. Такая длительность промежутков между кормлениями допустима потому, что в этот отрезок времени малыш не только бодрствует, но и спит. Перерыв между третьим и четвертым кормлением, когда малыш бодрствует, сокращается до 3-3,5 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Самостоятельная деятельность  детей первого года жизни.

 

Самостоятельная деятельность наименее утомительна из всех форм двигательной активности детей. Важно с первых недель жизни ребенка создавать оптимальные условия для его двигательной активности. Дети в возрасте от 1,5  до 6 месяцев все часы бодрствования должны проводить в манеже достаточных размеров (из расчета 0,5 м² на ребенка), снабженном игрушками соответственно возрасту.

Одежда не должна стеснять движения детей. С 7 месяцев рекомендуется спускать детей на пол. Для этого часть комнаты (из расчета 0,75 м² на ребенка) огораживают барьером высотой 40-45 сантиметров, для утепления застилаю байковым одеялом. Эту часть комнаты – напольный манеж – оборудуют пособиями, стимулирующими активные движения ребенка. В напольный манеж помещают небольшую горку с лесенкой и скатом, мостик для ходьбы, большие мячи. Ежедневно во время бодрствования для развития движений следует проводить с каждым ребенком игры-занятия. При этом в каждый возрастной период решаются те или иные задачи. В первые 3 месяца у ребенка необходимо вызвать комплекс оживления путем ласкового обращения к нему, показа яркой игрушки, музыкальной погремушки.

Следует развивать у ребенка умение удерживать голову в вертикальном положении и лежа на животе. В этом положении формируются изгибы позвоночника, укрепляются мышцы, улучшается кровообращение головного мозга.

После 3 месяцев ребенок свободно поднимает голову, выгибает спину, опирается на предплечья. К этому времени ребенок осваивает умение брать игрушку из разных положений. 

Воспитатель должен использовать это умение для развития движений. В этот период повышенное внимание надо уделять развитию движений рук, зрительного и слухового восприятия. Одним из важных режимных моментов является обеспечение ребенку перемены положения тела в кроватке или манеже в течение дня.

5. Сформулируйте педагогические  правила организации режимных  процессов с детьми первого  года жизни.

 

При проведении режимных процессов следует придерживаться:

  1. Полного и своевременного удовлетворения  всех органических потребностей детей (в сне, питании, прогулке).
  2. Тщательного гигиенического ухода, обеспечения чистоты тела, одежды, постели.
  3. Привлечения детей к участию в режимных процессах; поощрения самостоятельности и активности.
  4. Формирования культурно – гигиенических навыков.
  5. Эмоционального общения в ходе выполнения режимных процессов.
  6. Учета потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  7. Спокойного и доброжелательного тона обращения, бережного отношения к ребенку, устранения долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.

При организации режимных процессов педагоги соблюдают разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных развивающих ситуаций и свободно – игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха. Ежедневно с детьми младшего возраста планируются основные образовательные ситуации, направленные на решение программных задач в соответствии с образовательными областями. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель по мере необходимости создает дополнительно развивающие проблемно–игровые ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить активность для самостоятельного решения возникшей задачи. В старшем дошкольном возрасте круглогодично организуется непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе. В теплое время года, при благоприятных метеорологических условиях, деятельность по физическому развитию максимально организуется на открытом воздухе. Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в виде развивающих проблемно – игровых и практических образовательных ситуаций в соответствии с образовательными областями. Разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей обеспечивается по основным направлениям – физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому. Образовательные ситуации строятся как увлекательная проблемно – познавательная деятельность. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно – графические модели. Образовательные ситуации носят преимущественно проблемно – поисковый характер, предполагают познавательное общение, совместную деятельность с воспитателем и активную самостоятельность детей в решении задач (социальных, познавательных, художественных, двигательных, экологических, творческих, и пр.), личностно – ориентированный подход педагога.

Назначение организованных образовательных ситуаций состоит в обогащении, систематизации, углублении личного опыта старших дошкольников: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешная и активная совместная образовательная деятельность подготавливает детей к будущему школьному обучению. Организованная образовательная деятельность в старшей и подготовительной группе осуществляется в первой половине дня, ежедневно проводится 2-3 образовательные ситуации, продолжительностью каждая до 25-30 минут, с перерывами 10 минут. Если вместо двух планируется только одна образовательная ситуация, объединяющая в общей теме и едином сюжете задачи из нескольких образовательных областей в ней выделяем только два или три логически завершенных эпизода, сделав между ними перерыв на физкультминутку.

Для развития детской инициативы в ДОУ проводятся отдельные дни – как «Мамин день», «День волшебных превращений», «Космические путешествия». Во второй половине дня, не более двух раз в неделю, проводятся дополнительные занятия по выбору дошкольного учреждения: плавание, ритмика, иностранный язык и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие. ООО Владос, 2006
  2. Дошкольная педагогика: учебное пособие / под ред. С. А. Козловой
  3. Дошкольная педагогика: учебное пособие / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой
  4. Павлова Л. Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста. – М., 1986
  5. Пантюхина Г. В., Печора  К. Л., Фрухт Э. Л. Диагностика нервнопсихичемкого развития детей первых трех лет жизни. – М., 1983
  6. Печора  К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М., 1986
  7. Сестра-воспитательница яслей и младших групп детских садов / под ред. М.Д. Ковригиной – М., 1977

 

 


 



Информация о работе Этапы развития и ведущие линии развития детей первого года жизни