Этапы развития и ведущие линии развития детей первого года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 22:33, контрольная работа

Краткое описание

На первом году жизни происходят значительные изменения в физическом развитии ребенка. При правильном уходе, рациональном вскармливании и воспитании он интенсивно развивается. В первом полугодии ежемесячно малыш прибавляет в весе 600-700 г, во втором - 400-500 г. За каждый месяц жизни ребенок вырастает на 2-3 см. К концу года вес его составляет 10-10,5 кг, а рост - 74-75 см. У нормально развивающегося ребенка в 7-8 месяцев начинают прорезываться молочные зубы, к году их вырастает восемь. На протяжении первого года значительно усиливается работоспособность нервной системы. Это сказывается в увеличении времени активного бодрствования ребенка с 20-30 минут в первый месяц жизни до 3,5 часов к концу года.

Содержание

1. Этапы развития и ведущие линии развития детей первого года жизни. 3
2. Особенности режима дня детей первого года жизни. 13
3. Организация кормления, сна и туалета детей первого года жизни. 16
4. Самостоятельная деятельность детей первого года жизни. 20
5. Сформулируйте педагогические правила организации режимных процессов с детьми первого года жизни. 21
Список литературы. 24

Вложенные файлы: 1 файл

1. Любина готовая.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Организуя бодрствование детей конца первого года жизни, воспитатель должен пристально следить за правильным использованием игрушек и пособий, предупреждать появление простых действий с ними. Видя, что ребенок устал заниматься игрушками, взрослый должен переключить его на другой вид деятельности. Чтобы постоянно поддерживать интерес детей к важным для их развития игрушкам и пособиям, необходимо периодически на некоторое время убирать их.

В обучении детей действиям различают несколько этапов. Сначала используется метод пассивных движений. Воспитатель берет руки малыша в свои и проделывает с ним разучиваемые действия, например открыть и закрыть матрешку. Затем взрослый побуждает ребенка выполнить действие по слову, сочетающемуся с показом действия. И наконец, ребенок начинает выполнять действие только по словесному указанию: открой матрешку, закрой матрешку. Таким же методом дети учатся выполнять ладушки, до свидания, показывать части тела на себе и на кукле и т. д.

Систематическое индивидуальное общение воспитателя с детьми расширяет запас понимаемых ими слов. На первом году жизни понимаемый ребенком словарь шире, чем используемый в активной речи. В пассивном словаре годовалого ребенка насчитывается 20-30 слов. Это слова, обозначающие части тела (глаза, нос, рука), действия (дай, иди, сядь), игрушки (петушок, ляля, собачка) и т. д. Для развития понимания названий предметов можно провести занятия типа показа игрушек из мешочка, с использованием приема внезапного появления и исчезновения. Игрушка, название которой разучивается, появляется неожиданно для детей из «чудесного мешочка», яркого платочка. Проделав с игрушкой несколько действий (собачка бежит, лает и т. п.), ее прячут, побуждая детей позвать: иди-иди. У малышей ярко выражается ориентировочная реакция на заинтересовавшую их игрушку. Одновременно смотреть и называть ее дети не могут, поэтому побуждать их к называнию следует в момент отсутствия игрушки.

Для формирования понимания речи нужно использовать не только занятия, но и повседневную жизнь: зажглась лампочка - спросить, где огонек, уронил игрушку - «Бах, упала!», уходит тетя - «Помаши ручкой» и т. д.

В конце первого года следует подводить детей к первичным обобщениям игрушек по существенным признакам. С этой целью следует подбирать однородные игрушки, различающиеся по внешнему виду. В 10-11 месяцев дети уже знают, что ляля - не только та кукла, что сидит на полочке, но и маленькая резиновая, и большая, которую показывает воспитатель на занятиях. Обобщению действий способствуют такие поручения воспитателя, как «покорми лялю, собачку, уточку» и т. д. Выполнение ребенком одного и того же действия по отношению к разным игрушкам развивает понимание слова, обозначающего действие со многими предметами.

В запасе понимаемых детьми слов в конце первого года есть и такие, как «можно», «нельзя». Они начинают понимать эти слова, если взрослый приостанавливает нежелательное действие, произнося слово «нельзя» с соответствующей строгой интонацией, и, наоборот, произносит «можно» с разрешающей, доброжелательной.

В последней четверти года у ребенка интенсивно развиваются голосовые реакции, дети лепечут, и к году произносят первые состоящие из повторяющихся слогов слова: ма-ма, ба-ба, и др. В активном словаре ребенка насчитываются в это время до 12 слов.

Первые произносимые слова возникают на основе имеющегося запаса понимаемых, способности артикулировать звуки и подражания. В этот период важно научить детей легко подражать звукам, произносимым взрослыми. Занятия по обучению подражанию следует проводить индивидуально. Ребенка 9-10 месяцев сажают за комбинированный стол.

Воспроизведение точного названия предмета в этом возрасте трудно, поэтому допускается замена слова облегченным звукосочетанием. Взрослый же должен использовать и полное и облегченное слово. На одном занятии можно показать две игрушки, контрастные по виду, с простым названием: например собачку (ав-ав) и куклу (ля-ля) или утку (га-га) и машину (би-би).

Обычно при показе второй игрушки голосовая активность детей повышается. В этой части занятия ребенку дают задания «найди», «покажи», «позови», предлагают повторить за взрослым название игрушки и действия с ней: бах, на, дай, иди.

В конце года возрастает потребность детей в общении с окружающими. Вместе с тем усиливается избирательное отношение к ним: дети начинают выделять тех, кто проявляет к ним ласку, играет и занимается с ними. Настороженность или даже отрицательное отношение к незнакомым взрослым является одой из причин того, что малыши, поступившие в конце первого года жизни в детское учреждение, значительно труднее привыкают к новым условиям, чем более младшие дети.

 

2. Особенности режима дня детей  первого года жизни.

 

Важнейшим условием, обеспечивающим рациональную организацию жизни детей этого возраста, является режим дня. Режим предусматривает соответствующее возрастным и индивидуальным особенностям детей распределение в течение суток процессов бодрствования, кормления, сна и их чередование, а также смену видов деятельности во время бодрствования. При правильном режиме обеспечивается не только укрепление здоровья детей, но и их нормальное физическое и нервно-психическое развитие. С возрастом увеличивается работоспособность нервной системы ребенка, т. е. способность активно бодрствовать определенный отрезок времени. Именно это обстоятельство лежит в основе изменения режимов в раннем детстве.

Введение ребенка в режим нужно осуществлять уже в первый месяц его жизни. При этом необходимо учитывать особенности периода новорожденности, для которого характерно хаотическое чередование сна и бодрствования. Режим дня ребенка до месяца еще нельзя назвать "режимом", это только становление определенного режима новорожденного ребенка. Преобладающей причиной пробуждения ребенка первого месяца жизни является голодное возбуждение. Наиболее целесообразно в режиме дня месячного ребенка бодрствование непосредственно после кормления и сон перед следующим кормлением. Как правило, после пробуждения ребенок хорошо ест, после чего бодрствует, затем быстро засыпает и спит до следующего кормления.

При соблюдении режима кормления у ребенка до года вырабатывается потребность во сне и еде в определенные часы, причем время бодрствования постепенно увеличивается днем, а сна — вечером и ночью.

Часто плохое настроение ребенка связано именно с нарушением режима дня, которое приводит к переутомлению и недосыпанию, что в дальнейшем отражается на его физическом и психическом здоровье: ребенок плохо развивается, становится раздражительным.

Дети, живущие по установленному режиму, не нуждаются в дополнительном успокоении (укачивание, ношение на руках, пользование соской-пустышкой). Если малыш живет по определенному режиму, он привыкает с легкостью в дальнейшем к распорядку дня в детском саду. Дети первого года жизни обычно спят ночью крепко. Если они беспокойны, надо выяснить причину. Не следует спешить накормить малыша. Может быть, требуется смена пеленок или перемена положения, возможно, беспокоят комары, ребенку жарко или холодно. Важно устранить причины плача.

Дети грудного возраста очень быстро засыпают, если родители укачивают их на руках, в коляске или кроватке. Но сон при укачивании неглубокий, и ребенок может быстро проснуться. Кроме того, возникает определенная привычка к укачиванию. Нежелательно применять и соску-пустышку, так как она мешает наступлению глубокого сна и способствует выработке отрицательной привычки.

На протяжении первого года жизни режим ребенка должен меняться 4 раза. Перевод на каждый последующий режим необходимо осуществлять только по рекомендации врача-педиатра.

2.1 Режим дня месячного ребенка.

С рождения до 2,5-3 месяцев ребенка кормят 6-8 раз в сутки с интервалом между кормлениями в 3-3,5 часа (интервал может колебаться от 2,5 до 4,5 часов при свободном вскармливании). Бодрствование между кормлениями составляет при этом режиме 1 - 1,5 часа. Спит ребенок 4 раза в день по 1,5-2 часа.

2.2 Режим дня ребенка от 3 месяцев до 5-6 месяцев.

От 3 до 5-6 месяцев ребенка кормят 6 раз в сутки с интервалом между кормлениями в 3,5 часа и обязательным 10-11-часовым ночным перерывом. Режим дня ребенка в 3 месяца, в 4 месяца и в 5-6 месяцев обязательно включает сон 4 раза в день. Бодрствует ребенок по 1,5-2,0 часа. По режиму дня для 3-6 месячных детей могут жить и дети до 3 месяцев, если они хорошо едят и выдерживают промежуток между кормлениями в 3,5 часа.

2.3 Режим дня ребенка от 5-6 месяцев до 9-10 месяцев.

От 5-6 до 9-10 месяцев ребенка кормят 5 раз в сутки с интервалом между кормлениями 4 часа. Режим дня ребенка в 7 месяцев, 8 месяцев, 9 - 10 месяцев: время бодрствования увеличивается до 2,0-2,5 часов, дневной сон - 3 раза в день по 2,0 часа, ночной - 10-11 часов.

2.4 Режим дня ребенка от 9-10 месяцев до 1 года.

От 9-10 до 12 месяцев. Число кормлений - 5, интервал между кормлениями составляет 4-4,5 часа. Режим дня ребенка в 9 месяцев, 10 месяцев, 11 месяцев и в 1 год: время бодрствования 3-3,5 часа, дневной сон - 2 раза в день по 2,0-2,5 часа, ночной – 10-11 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Организация кормления, сна и  туалета детей первого года  жизни.

 

На первом году жизни ребенок нуждается в индивидуальном обслуживании и обучении, поэтому группу следует комплектовать детьми разных возрастных периодов, чтобы в ней было не менее двух возрастных подгрупп, каждая из которых бодрствует во время сна другой. Это дает возможность уделить большее внимание каждому ребенку.

Помещение группы детей первого года жизни должно состоять из комнаты для бодрствования и веранды для сна. Эти малыши не гуляют, поэтому их сон должен быть организован на воздухе. Веранда необходима и для соблюдения режима дня, чтобы бодрствующие дети не нарушали покой тех, кому в это время надо спать. При систематическом выполнении режима ребенок к 2-3 месяцам привыкает к нему, т. е. засыпает и пробуждается в определенное время, с аппетитом ест, спокойно бодрствует, глубоко спит.

Кормление детей следует проводить по мере их пробуждения. Важно сформировать у детей положительное отношение к кормлению. Для этого ребенка приучают к посильной активности: с 3,5-4 месяцев кладут его руки на бутылочку, приучая удерживать ее, с 7-8 месяцев - есть корочку хлеба, с 10 месяцев - придерживать чашку, к году самостоятельно пить из нее. Положительное отношение к еде поддерживается и разговором взрослого. Он называет пищу, просит ребенка откусить хлеб, открыть рот.

До 7-8 месяцев ребенка кормят на руках у взрослого. Детей, научившихся сидеть, кормят по двое за высоким комбинированным столом с выдвижными креслицами.

При укладывании детей и подъеме после сна важно соблюдать индивидуальный подход. В первую очередь укладывают легко утомляющихся детей, затем медленно засыпающих: уложив первых, можно больше внимания уделить вторым. Чтобы дети не просыпались одновременно, надо проводить укладывание на дневной сон неторопливо, не менее чем в течение 20—30 мин. Поднимать детей после сна надо постепенно, по мере пробуждения. Нельзя допускать одновременный подъем всех. В этом случае детям придется ждать кормления. Каждого проснувшегося ребенка после необходимого туалета тут же кормят.

Переодевание после сна и в течение дня используют для общения с ребенком, развития у него движений, понимания и формирования активной речи.

Для того чтобы обеспечить спокойный сон и бодрствование (до 4-5 недель), следует установить только правильный ритм кормления, то есть кормить ребенка в одно и то же время, через одинаковые промежутки. В течение первого месяца довольно трудно добиться какого-то определенного режима дня месячного ребенка. Режим дня новорожденного ребенка зависит от потребности в еде. Потребность в еде у малышей возникает в зависимости от индивидуального насыщения: малыш может высосать больше или меньше молока, в связи с чем промежуток между кормлениями значительно варьируется от 2,5 до 4,5 часов. Постепенно малыш выработает «свой» определенный режим дня новорожденного ребенка. При упорядоченном кормлении потребность в пище возникает в определенные часы, и примерно к началу второго месяца ребенок обычно сам просыпается к моменту кормления. Постепенно после кормления начинает возникать спокойное бодрствование. Отрезки бодрствования становятся более длительными (от 40 минут до 1 часа), а сон более глубоким. Примерно с 4-6 недель у детей следует вырабатывать ритм бодрствования и сна.

Для того чтобы ребенок с конца первого месяца активно бодрствовал, необходимо частое общение взрослых, наличие игрушек и свобода движений. Для детей этого возраста наилучшим условием для быстрого засыпания и глубокого сна является сон на свежем воздухе.

Возраст, когда следует выносить ребенка на свежий воздух, зависит от его здоровья, сезона, климатических условий. Осенью, зимой и ранней весной приучать ребенка к свежему воздуху следует постепенно: выносить на сон во время, установленное в режиме, вначале ненадолго, а затем на все отрезки дневного сна. Особенно важно проводить сон на свежем воздухе именно в этом возрасте, когда ребенка впервые приучают к режиму дня. Если в период с конца первого — начала второго месяца ребенка систематически проводить правильный режим дня, то к 3 месяцам ребенок может полностью жить по определенному режиму.

Информация о работе Этапы развития и ведущие линии развития детей первого года жизни