Этапы обучения двигательным умениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 10:21, курсовая работа

Краткое описание

Достижение поставленной цели и решение заданий обуславливают методику обучения. В связи с этим необходимо подчеркнуть исключительное значение речевой деятельности, в процессе которой ученики словесно отображают воспринятое органами чувств движение либо двигательное действие. Перед началом практического разучивания упражнения каждый ученик должен научиться рассказывать о действиях, которые необходимо усвоить, поэтому на первом этапе для успешного формирования двигательного умения большое значение имеют методы слова и демонстрации.
В данной курсовой работе я ставлю перед собой цель исследовать особенности обучения в физическом воспитании, двигательные умения и навыки, раскрыть особенности этапов обучения. Этапы обучения я покажу на примере техники выполнения движений художественной гимнастики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….2
I.Методика обучения двигательным действиям…………………………...…...4
Принципы обучения………………………………………………….4
Взаимосвязь методических принципов……………………………17
II. Двигательные знания, умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании…………………………………………………………19
III.Этапы обучения двигательным умениям…………………………………....25
3.1 Этап начального разучивания………………………………………….26
3.2 Этап углубленного разучивания……………………………………….30
3.3 Этап закрепления и дальнейшего совершенствования………………33
3.4. Закономерности формирования двигательных навыков……………36
Вывод……………………………………………………………………………..38
Cписок использованной литературы……………………………...……………..40

Вложенные файлы: 1 файл

№11.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Весьма важным моментом этого этапа обучения является первая попытка учащегося выполнить заданное упражнение. Здесь необходимо стараться, чтобы в первых пробных попытках было как можно меньше ошибок. Выполнение первых пробных попыток обычно должно сопровождаться замечаниями, разъяснениями и советами преподавателя. Особое внимание должно уделяться анализу причин допущенных ошибок.

 

                      3.2 Этап углубленного разучивания.

 

Целевая установка на втором этапе разучивания двигательного действия – завершить  его формирование в качестве двигательного умения, обеспечив относительно законченное освоение его в этом качестве, как в деталях, так и в целом. Типичные частные задачи на данном этапе состоят в том, чтобы:7

1) оптимизировать ООД, придав ей  качества вполне осмысленной и детально разработанной программы осуществления действия (в частности, пополнить, углубить и конкретизировать знания и представления обучаемых об ООТ, добиться достаточно ясного и адекватного отображения их в живых образах, точных понятиях и установках);

2) усовершенствовать технику выполнения  действия, особенно в отношении точности движений во времени, в пространстве и по величине усилий, добиться их общей слаженности и ритмичности в составе целостного действия при постепенно усложняющихся условиях его выполнения;

3) повысить эффективность самоконтроля, добиться необходимой степени подконтрольности сознанию основных операций и целесообразной коррекции их по ходу действия.

В этих задачах находят свое отражение закономерности второй стадии формирования двигательного действия, когда оно приобретает все черты сложившегося двигательного умения и начинает постепенно переходить в двигательный навык. По мере углубленного разучивания действия на первый план все больше выдвигаются задачи дальнейшего совершенствования его уже в качестве навыка.

Данные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя метод целостного исполнения действия, необходимо в комплексе с ним широко применять зрительную, звуковую и двигательную наглядность, направленную на создание ощущений правильного исполнения деталей техники. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор техники действий, беседа. Такой подход позволяет более углубленно познать технику изучаемых действий.

На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств.8

1. Применяются упражнения для  укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого двигательного действия.

2. Используются подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме. Подводящие упражнения обычно представляют собой элемент, часть, связку нескольких движений изучаемого двигательного действия. Необходимо, чтобы по форме и характеру движений эти упражнения имели, возможно, большее сходство с основной частью изучаемого движения. Например, ученик выполняет с трех шагов разбег и осуществляет отталкивание как в прыжках в высоту, но вместо преодоления планки стремится дотянуться маховой ногой до высоко подвешенного предмета.

3. Длительность применения подводящих  упражнений зависит от сложности  разучиваемого двигательного действия  и подготовленности учащихся. В применении подводящих упражнений не должно быть перерывов, в противном случае произойдет забывание ранее выученного движения и эффект воздействия их снизится.

Эффективность использования различных упражнений (подготовительные, подводящие, имитационные) достигается при четком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи упражнения; б) структурная взаимосвязь с основными двигательными действиями; в) дозирование упражнений; г) контроль и самоконтроль выполнения.

В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планировать в первой половине основной части урока, когда еще не наступило значительное утомление.

Рассмотрим эту часть  углубленного разучивания на примере гимнастики.

На этапе углубленного разучивания верно подобранные подводящие упражнения создают у учащихся правильное представление о технике гимнастических упражнений. Применяя подводящие упражнения, особое внимание учащихся следует обращать на наиболее важные структурные детали их техники, сходные с аналогичными деталями основного гимнастического упражнения. Методика применения подводящих упражнений зависит от характера, сложности основных упражнений и от подготовленности контингента учащихся. В одном случае после показа, объяснения и пробного выполнения несложного основного упражнения учащимся предлагают соответствующие подводящие. В другом случае при освоении сложных гимнастических упражнений целесообразно освоить вначале подводящие, а затем уже приступить к разучиванию основного. При этом изучение новых движений будет подкреплено уже имеющимся двигательным опытом и сформированными предварительными двигательными представлениями.9

Вдумчивое анализирование и проговаривание деталей техники выполнения упражнения, причин допущенных ошибок и мер по их устранению, оценка всех удач и неудач - один  из эффективнейших методических приемов, обеспечивающий успешность овладения теми или иными гимнастическими упражнениями. Сопоставляя субъективные ощущения, полученные при выполнении упражнения с объективным анализом и оценкой, данными преподавателем, учащиеся быстрее и увереннее овладевают новыми упражнениями.

Использование тренажных устройств и технических средств обучения помогает получить не только количественные, но и качественные показатели результатов выполнения упражнения. С помощью простейших измерительных приборов, регистрирующей, записывающей и другой аппаратуры значительно сокращается длительность процесса освоения учащимися гимнастических упражнений и повышается качество их выполнения.

Давно известны и широко используются в практике работы методические приемы слуховой и зрительной информации, сообщаемой преподавателем во время выполнения учащимися того или иного упражнения («Быстрее», «Медленнее», «Выше», «Ниже» и т. п.). Вместе с тем исследования этого вопроса убедительно свидетельствуют о том, что точная количественная оценка двигательных действий учащихся значительно ускоряет процесс освоения гимнастических упражнений. Точная количественная оценка выполнения движения сразу же вносит существенные поправки в упражнение в целом. Срочная объективная информация о временных, пространственных и силовых параметрах движений, которой широко пользуются как в начале обучения для создания представлений об упражнении, так и в процессе выполнения для уточнения техники движений, облегчает управление процессом обучения в целом.

 

3.3 Этап закрепления и дальнейшего совершенствования

 

На этом этапе реализуется конечная цель обучения действию, т. е. достигается итоговый целевой результат, намечаемый в пределах относительно завершенного цикла обучения отдельно взятому действию. В рассматриваемом случае это предполагает, кроме прочего, такую отработку действия, которая приводит к образованию прочного двигательного навыка, доведенного до определенной степени совершенства. Этим, однако, не исчерпывается весь смысл достигаемой цели. Она состоит в том, чтобы обеспечить заданный уровень овладения действием, необходимый для эффективного использования его в жизненной практике и (или) для дальнейшего совершенствования в двигательной деятельности.

Основные задачи.

1. Добиться стабильности и автоматизма  выполнения двигательного действия.

2. Довести до необходимой степени  совершенства индивидуальные черты техники.

3. Добиться выполнения двигательного  действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.).

4. Обеспечить вариативное использование  действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны.

На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык. Однако в зависимости от особенностей навыка (гимнастический, игровой и др.) должно определяться целесообразное соотношение простых и вариативных повторений упражнения.

В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы: повышение высоты снарядов, увеличение амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упражнений, повторение в форме соревнования на качество исполнения и результат, в игровой форме и др.

Для совершенствования техники гимнастических упражнений полезен метод дополнительного ориентирования, который хорошо стимулирует учащихся на лучшее выполнение упражнений. Дополнительные ориентиры позволяют достигать необходимых параметров движений, содействуют верному выполнению двигательных действий и правильной оценке результатов выполнения отдельных движений.

Наряду с чисто техническими приемами стимулирования лучшего выполнения упражнений используются педагогические методы, повышающие эмоциональное состояние учащихся, что позволяет более эффективно усваивать и совершенствовать технику разучиваемых гимнастических элементов и соединений. Повышение эмоционального состояния учащихся в процессе занятий достигается благодаря успешному овладению заданными упражнениями, а также с помощью поощрений (и даже порицаний преподавателя).

Совершенствование техники гимнастических упражнений с помощью изменения условий их выполнения осуществляется путем применения таких методических приемов, как: изменение высоты снаряда, увеличение или уменьшение площади опоры, перестановка снарядов, изменение последовательности их прохождения, выполнение упражнений в непривычных условиях и т. п.

Таким образом, процесс обучения гимнастическим упражнениям складывается из продуманных, последовательных действий преподавателя и учащихся, которые определяются характером задач, условиями освоения движений и правильным использованием методов и приемов обучения на каждом его этапе. Последовательность действий преподавателя и учащихся на занятиях гимнастикой определена многолетним опытом работы. В начале обучения преподаватель, учитывая двигательный опыт и индивидуальные особенности учащихся, определяет их готовность к освоению новых упражнений и составляет конкретный план. Ознакамливая учащихся с новыми движениями, преподаватель формулирует задачи обучения, устанавливает конкретные требования к выполнению движений, отмечает сходство новых движений с уже освоенными, намечает план освоения нового упражнения. С помощью показа, объяснения, демонстрации рисунков, схем и т. д. преподаватель помогает формированию у школьников представлений об основах техники осваиваемого упражнения. Эта предварительная работа преподавателя с учениками создает основу для дальнейшего практического выполнения нового упражнения.

Первые попытки выполнить заданное движение сопровождаются имитированием отдельных частей и положений движения, выполнением его медленно с проводкой, оказанием физической помощи и воспроизведением его в облегченных условиях. При выполнении упражнения учеником преподаватель следит за его работой, оказывает физическую помощь, корректирует действия ученика и своевременно исправляет допущенные вначале основные, а затем второстепенные ошибки. Углубленное разучивание упражнения приводит к самостоятельному и технически правильному выполнению упражнения учеником. Далее самостоятельное выполнение движений под руководством преподавателя позволяет закрепить и усовершенствовать технику разучиваемого упражнения.

 

3.4. Закономерности формирования  двигательных навыков 
 
               Быстрота и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин. 
          Приобретенные ранее навыки могут облегчать или затруднять формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков («положительный перенос») происходит в тех случаях, когда в технике движения есть сходство (например, приземление в прыжках с высоты, в высоту с места и с разбега). «Отрицательный перенос» может возникнуть при одновременном разучивании движений, имеющих различные конечные фазы.             Поэтому нельзя, например, обучать на одном занятии приземлению после прыжков в длину и в высоту с разбега 
по мере упрочения двигательных навыков появляется возможность преодолеть их отрицательное взаимодействие. 
Формирование двигательных навыков происходит в единстве с развитием физических качеств. Например, с развитием силы, быстроты в прыжках, метании улучшается техника их выполнения и повышаются количественные показатели. 
            Продолжительность формирования двигательного навыка зависит от сложности упражнения, например скоростно-силовые ациклические движения (прыжки, метание), связанные с точностью распределения мышечных усилий в пространстве и во времени, требуют длительного срока.                               Формирование двигательного навыка зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. На скорость образования двигательных навыков влияет психологическая установка (осознание поставленных задач, мотивов деятельности), а также положительные эмоции на занятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Учитывая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

В теории и методике физического воспитания различают два уровня двигательного умения: умение выполнять отдельное двигательное движение  - умение низшего  порядка (например, подачу в волейболе, штрафной бросок в баскетболе и т.д.) и умение выполнять целостную двигательную деятельность  - умение высшего порядка (например, умения играть в волейбол, фехтовать и т.д.).

Умение высшего порядка представляет собой комплекс двигательных навыков, которые взаимодействуют в процессе решения учениками определенных двигательных заданий. К умениям высшего порядка относятся и умения совершать процесс физического воспитания с целью самосовершенствования.

Информация о работе Этапы обучения двигательным умениям