Ценности физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 10:30, реферат

Краткое описание

Приобщение людей к фундаментальным культурным ценностям, к числу которых относится и физическая культура, становится главным средством достижения цели образовательной системы. Ценности физической культуры необходимо рассматривать как единство объективных и субъективных ценностей.

Вложенные файлы: 1 файл

Ценности физической культуры.docx

— 17.82 Кб (Скачать файл)

 Ценности физической культуры

Приобщение людей к фундаментальным  культурным ценностям, к числу которых  относится и физическая культура, становится главным средством достижения цели образовательной системы .

Ценности физической культуры необходимо рассматривать как единство объективных  и субъективных ценностей.  Наиболее значимыми в формировании ценностных отношений личности  к физической культуре являются:

1). Ценности объективных форм  физической культуры:

- материальные ценности (спортивные  сооружения, инвентарь для физкультурно-спортивной  деятельности, предметы искусства);

- исторические ценности (истории  великих спортивных побед, становление  видов спорта, деятельность выдающихся  людей в области физической  культуры);

- ценности – общественные отношения  (к спорту, к здоровью, к персоналиям-носителям  физической культуры);

- информационные ценности (публикации, трансляции в СМИ).

2). Ценности субъективных форм  физической культуры:

- физические ценности (физическое  развитие, состояние организма в  процессе физкультурно-спортивной  деятельности),

- духовно-нравственные ценности (наличие  высокого духовного идеала; жизненная  установка на служение благородным  целям: Отечеству, ближним; эстетическое отношение к миру; следование принципам  гуманизма, справедливости, чести; стремление к саморазвитию; принятие объективных ценностей физической культуры),

- психические ценности (знания  о двигательной активности, функционировании  организма человека, способах здоровьесбережения; межличностное общение; личное самоутверждение).

Кроме того, к духовным ценностям  физической культуры относятся накопленные  практикой и наукой специальные  физкультурные знания, отраженные в соответствующих теориях физической культуры и спорта, и содержащиеся в различных методических пособиях, учебниках, монографиях, справочниках достижений, правилах соревнований.

В какой степени данные ценности будут освоены в процессе образования  отдельным человеком, зависит от факторов и условий их освоения. Например, бассейн для человека, который не желает в нем заниматься, вряд ли представляет какую-то реальную ценность. Люди же, приобщенные к  физической культуре, данные ценности осваивают, с пользой применяют, а по возможности и развивают.

Ценностное отношение личности к физической культуре представляет собой сознательное восприятие личностью  объекта «физическая культура», выражающееся в готовности и способности  использовать его ценности в целях  самовоспитания и саморазвития.

Ценностное отношение личности к физической культуре необходимо рассматривать  как интеграцию более частных  отношений к различным объектам физической культуры, ситуациям, событиям в области физической культуры, то есть к объективным и субъективным формам физической культуры. Отношение  личности к какой-либо конкретной ценности физической культуры будет складываться из следующих компонентов: аксиологического (насколько значима для личности данная ценность); интеллектуального (что  знает личность об этой ценности); эмоционального (какие эмоции испытывает личность при освоении данной ценности); деятельностного (какие усилия прилагает личность для овладения данной ценностью).

Высокие духовные ценности (самоценность человеческой личности, приоритет духовного над материальным, забота о ближнем, духовно и физически здоровая семья) и нравственные (чувство ответственности в решении личных и общественно значимых жизненных задач) ценности в области физической культуры являются той базисной основой становления представлений о здоровом образе жизни, которая создает человека образцы ценностных отношений к физической культуре человека. Соответственно складываются относительно устойчивые образцы поведения при использовании средств физической культуры для собственного физического совершенствования. Наличие образа (образца) является важнейшим условием эффективности дальнейших воспитательных воздействий по формированию у человека ценностных отношений к физической культуре (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Формирование в сознании человека образа физической культуры в виде духовно-нравственных ориентиров

 

Аксиологический компонент представляет собой совокупность относительно устойчивых ценностей физической культуры. Субъективное восприятие и присвоение ценностей  человеком определяется богатством его личности, развитым общекультурным мышлением и сознанием, опытом деятельности в сфере физической культуры, наличием индивидуальной системы использования  ее средств, соответствующих направленности личности, ее интересам, актуальному  состоянию психофизических и  функциональных возможностей и способностей.

В процессе физического воспитания человек актуализирует лишь те ценности физической культуры, которые приобретают  для него жизненный и профессионально  необходимый смысл. На этой основе в  его сознании формируется образ  культурной личности будущего профессионала  как совокупность целей, идей, установок, корригирующих индивидуальный опыт культурной практики и связанные  с ними переживания, убеждения, связи  и отношения. Ассимилируя и преобразуя общественно необходимые и социально-групповые  ценности, человек строит собственную  систему ценностей, элементы которой  приобретают вид аксиологических  функций.

Ценности физической культуры могут  быть дифференцированы по следующим  основаниям.

Ценности-цели - раскрывают значение и смысл индивидуальных целей  включения в систематическую  физкультурно-спортивную деятельность и достижения посредством ее культурной стратегии и тактики жизнедеятельности, успешности реализации профессиональных планов и намерений психического и физического благополучия, сохранения и укрепления здоровья и др.

Ценности-знания - определяют упорядоченную  систему теоретико-методологических, научно-практических (философских, социологических, психолого-педагогических, медико-биологических) и специальных знаний, необходимых  для понимания природных и  социальных процессов сопряженного функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для  личностного и профессионального  самосовершенствования при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной  деятельности.

Ценности-средства - создают основу для достижения ценностей-целей: овладение  закономерностями, принципами, средствами, формами, методами, приемами и условиями  их использования в физкультурно-спортивной деятельности для развития творческой индивидуальности в самоизменении, самообучении, самовоспитании, в достижении необходимого психоэмоционального состояния, культуры межличностного общения, в оценке и контроле за эффективностью их использования и др.

Ценности-отношения - характеризуют  человека как активного субъекта физической культуры с определенным мотивационно-личностным отношением к  самому себе, профессиональной деятельности, к природной и социальной среде, в которых осуществляется его  физкультурно-спортивная деятельность, к ее участникам.

Ценности-качества - раскрывают значение и смысл приобретения, развития, воспитания и коррекции многообразия взаимосвязанных качеств и свойств  личности (индивидуальных, психофизических, коммуникативных, статусно-позиционных, деятельностно-профессиональных), обеспечивающих ей полноценное самовыражение и самореализацию в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах при выполнении физкультурно-спортивной деятельности, профессиональной и жизнедеятельности в целом.

Выделенные группы ценностей образуют систему как содержательную основу физической культуры личности человека. Очевидна связь между группами ценностей: ценности-цели определяют характер ценностей-знаний и ценностей-средств; ценности-отношения  определяются характером ценностей-целей  и ценностей-качеств и т.д. Система  ценностей служит основой и критерием  принятия или непринятия личностью  новых или ранее выработанных ценностей. Чем богаче мир ценностей  человека, тем эффективнее и целенаправленнее идут отбор и приращение новых ценностей, их переход в мотивы поведения и деятельности.


Информация о работе Ценности физической культуры