Физкультура моя жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:32, контрольная работа

Краткое описание

Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необхо-
димые обществу и личности в качестве средств удовлетворения потребностей.
Они формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отра-
жаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них отражены представ-
ления студентов, о желаемом. В формировании определенных ценностей, спо-
собных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физиче-
ского, психического и социального развития личности.
В сфере физической культуры ценности по качественному критерию мо-
гут быть представлены как:
• материальные (условия занятий, качество спортивной экипировки, льго-
ты со стороны общества);

Содержание

1.Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности.
2.Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период.
3.Общие основы обучения движениям.
4.Значение мышечной релаксации.
5.Управление самостоятельными занятиями. Определение цели. Учёт индивидуальных особенностей.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по физкультуре 1 курс1 семестр.docx

— 82.61 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1.Ценностные ориентации студентов на здоровый  образ жизни и их отражение в жизнедеятельности.

2.Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период.

3.Общие основы обучения движениям.

4.Значение мышечной релаксации.

5.Управление самостоятельными занятиями. Определение  цели. Учёт индивидуальных особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Ценностные  ориентации студентов на здоровый  образ жизни и их отражение  в жизнедеятельности.

      Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необхо-

димые обществу и личности в качестве средств удовлетворения потребностей.

Они формируются  в процессе усвоения личностью социального  опыта и отра-

жаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них отражены представ-

ления студентов, о желаемом. В формировании определенных ценностей, спо-

собных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физиче-

ского, психического и социального развития личности.

В сфере физической культуры ценности по качественному критерию мо-

гут быть представлены как:

• материальные (условия занятий, качество спортивной экипировки, льго-

ты со стороны  общества);

• физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и навыки,

физические  качества, физическая подготовленность);

• социально-психологические (отдых, развлечение, удовольствие, трудо-

любие, навыки поведения в коллективе, чувства долга, чести, совести, благо-

родства, средства воспитания и социализации, рекорды, победы, традиции);

« психические (эмоциональные переживания, черты  характера, свойства

и качества личности, творческие задатки);

• культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собст-

венного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение, автори-

тет).

         Ценностные ориентации студентов рассматриваются как способы, с по-

мощью которых дифференцируют объекты физической культуры по их значи-

мости. В  структуре физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориен-

тации тесно связаны с эмоциональными, познавательными и волевыми ее сто-

ронами, образующими содержательную направленность личности. Характер же направленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чувственную), другие

— познавательную, третьи — поведенческую активность.

Исследования  М.А. Арвисто позволили выделить три ранга ценностных

ориентации студентов в физкультурно-спортивной деятельности.

Ценностные ориентации студентов

ранг

Ценностные ориентации

Что в физической культуре и спорте вам нравится?

Какую пользу для себя вы выявляете в физической культуре?

1

2

                  3

               4

   

 

 

     1

 

Физическое Я

Самоактуализация

Морально волевые качества

Функциональное содержание

Чувство долга

13,8

38,4

7,5

 

19,2

2,2

41,1

6,9

13,1

 

10,8

0,9

 

2

 

Общение

Социальное признание 

Красота

4,7

0,4

0,8

4,6

5,1

1,0

3

Знания

Материальные ценности

Аспекты сексуального поведения

                     2,0  

 

0,4

 

0,8

5,9

 

5,1

 

1,0




в физкультурно-спортивной деятельности

2.СОСТОЯНИЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ

В ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

     Экзамены для студентов — это критический момент в учебной деятель-

ности, когда подводятся итоги учебной работы за семестр. Решается вопрос о

соответствии студента уровню вуза, получении стипендии, о самоутверждении

личности  и др. Экзаменационная ситуация —  это всегда некая неопределен-

ность исхода, что позволяет оценивать ее как сильный эмоциогенный фактор.

Неоднократно  повторяемые экзаменационные ситуации сопровождаются эмо-

циональными переживаниями, индивидуально различными, что создает доми-

нантное состояние эмоциональной напряженности. Экзамены —определенный стимул к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебного

труда студентов, мобилизации всех сил  организма. К тому же все это происхо-

дит в условиях изменения жизнедеятельности: резко сокращается физическая

активность, до 30 мин в день удается студентам  побывать на свежем воздухе,

частично  нарушается режим сна, питания.

       Комплексное воздействие всех  этих факторов на студентов  приводит к

возникновению отрицательных эмоций, неуверенности  в своих силах, чрезмер-

ному  волнению, страху и т.д. Так, при обследовании 637 студентов было уста-

новлено, что 36,5% из них испытывали перед экзаменом сильную эмоциональ-

ную напряженность; 63,4% плохо спали накануне. В период экзаменов, при

средней продолжительности самоподготовки по 8—9 ч в день, интенсивность

умственного труда возрастает, по отношению к  периоду учебных занятий, на

85—100%.

        Отмечено, что напряжение на экзаменах  у студентов со слабой успевае-

мостью выше, чем у тех, кто имел хорошую успеваемость. У нетренированных,

слабоуспевающих студентов по мере нарастания напряженного состояния веге-

тативные сдвиги усиливаются. Вместе с тем при равной успеваемости студен-

ты, обладающие более высоким уровнем  тренированности, демонстрируют бо-

лее экономичные функциональные сдвиги, которые быстрее возвращались в

норму. Таким образом, уровень физической подготовленности в большей сте-

пени  определяет устойчивость организма  к эмоционально напряженному учеб-

ному  труду.                                                                                                                                               

       Во время экзаменов повышается «стоимость» учебного труда студентов.Об этом свидетельствуют факты снижения массы тела за период экзаменов на1,6—3,4 кг. Причем в большей степени это присуще тем студентам, реактив-ность которых на экзаменационную ситуацию повышена.

 

 

 

Представление о характере изменений  умственной и физической работо-

способности за период экзаменов  таблица

 

Период измерения

Умственная работоспособн-ость ,усл. ед.

Физическая работоспособность

Выносливость к статическому усилию,кг

Динамическая работа,ус.ед.

Фон

Перед 1-м экзаменом

 

После 1-го экзамена

 

После 2-го экзамена

 

После 3-го экзамена

607±14,2

731 ±11,7

 

642 ± 12,2

 

619 ±10,9

 

367 ±9,9

70,4 ±3,1

61,1 ±2,6

 

52,2 ± 2,8

 

47,4 ± 2,3

 

40,2 ±2,1

92,1 ±4,8

73,4 ±5,6

 

60,6 ±8,9

 

56,1 ±2,8

 

50,4 ±2,6

   Материалы, приведенные в табл., свидетельствуют, что под влиянием

напряженной умственной деятельности, в условиях существенной перестройки жизнедеятельности, отсутствия в ней физических упражнений как средства эмоциональной разрядки, рекреации, активного восстановления, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности в течение всего периода экзаменационной сессии.

      В весеннюю сессию градиент работоспособности нарастает по сравнению с зимней сессией. Это является следствием кумулятивного воздействия объективных и субъективных факторов обучения, проявляющих свое негативное влияние в наибольшей мере к концу учебного года. Наличие более высокого градиента у женщин отражает их повышенную психоэмоциональную реакцию на ситуацию экзаменов. 
       Наблюдение за реакцией (по пульсу) студентов на дозированную физическую нагрузку — 20 приседаний, показало, что восстановление пульса затягивается до 5—6 мин против 1,5—2 мин в период учебных занятий.Это свидетельствует о том, что при устойчивом нервноэмоц. напряжении энергетическая стоимость физической деятельнос.возрастает.

3.Общие основы  обучения движениям.

    При обучении двигательным действиям  ставится задача довести до  опре-

деленной  степени совершенства двигательные умения, навыки и связанные с ними знания.

Двигательное умение — это такая  степень владения техникой действия, при которой, повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.


   Общие основы обучения движениям  состоят из трех этапов ,которые указаны в таблице ниже.

1-й этап

ОЗНАКОМЛЕНИЕ, ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ

РАЗУЧИВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ

Краткая характеристика этапа: замедленное выполне-

ние; нестабильный итог; невысокая устойчивость, непрочное

запоминание; осознанный контроль действий



 

2-й этап

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО  УМЕНИЯ. •

УГЛУБЛЕННОЕ ДЕТАЛИЗИРОВАННОЕ РАЗУЧИВАНИЕ

Краткая характеристика этапа: невысокая быстрота,

нестабильный , итог; невысокая устойчивость; непрочное

запоминание; осознанный контроль действия


 

3-й этап

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО  НАВЫКА.

ДОСТИЖЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО  МАСТЕРСТВА

Краткая характеристика этапа: высокая быстрота, ста-

бильный итог, высокая устойчивость, прочное запоминание,

автоматизм двигательного  действия


      В процессе многократного повторения разучиваемого двигательного дей-

ствия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются

и постепенно автоматизируются его  координационные механизмы, и двига-

тельные умения переходят в навык.

 

Двигательный  навык — такая степень владения техникой действия, при

которой управление движением (движениями) происходит автоматически идействия отличаются надежностью.


     Первый этап — ознакомление, первоначальное разучивание движения.

Цель —  обучить основам техники двигательного  действия, добиться выполне-

ния его хотя бы в приближенной форме. Для этого требуется решить следую-

щие задачи:

• создать  общее представление о двигательном действии;

• научить  частям (элементам) техники этого  действия;

• сформировать общий ритм двигательного акта;

• предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые

искажения техники действия.

   Второй этап — углубленное детализированное разучивание, формиро-

вание двигательного умения.

Цель обучения достигается путем  детализированного освоения техники

на основе разучиваемого двигательного  действия, сформированного на первом

этапе обучения.

Основные задачи этого этапа:

• углубленно понять закономерности движений действия;

• уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и ди-

намическим характеристикам) в соответствии с индивидуальными особенно-

стями обучаемого;

• усовершенствовать ритм выполнения движения;

• создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.

Третий этап — формирование двигательного навыка, достижение дви-

гательного мастерства.

На  основе двигательного умения формируется  двигательный навык. Что-

бы достичь цели — добиться совершенного владения двигательным действием

в разнообразных  условиях его применения, необходимо применять методы как

для закрепления разучиваемого упражнения, так и для его возможного варьи-

рования.

Задачи  третьего этапа:

• закрепить  навык и совершенствовать технику  движения, чтобы повы-

сить достижения (результат). Для этого постепенно увеличиваются требования

к результату без нарушения техники двигательного  действия;

• избирательно совершенствовать те физические качества (или функцио-

нальные системы), от которых зависит высокий результат в двигательном дей-

ствии;

• совершенствовать технику двигательного  действия в нестандартных ус-

ловиях, т.е. увеличивать его вариативность. Этому могут служить требования

выполнить движение в экстремальном  состоянии, на фоне сильного утомления,эмоциональной напряженности.

• облегчить  технику движения. Ознакомиться с  прикладными способами

его выполнения, когда применяются варианты этого движения из бытовой,

производственной  или военной практики.

4.Значение мышечной релаксации.

 

     Релаксация мышц(расслабление)- это уменьшение напряжения мы-

шечных волокон, составляющих мышцу. Каждой мышце, соединенной с суста-

вом, противостоит другая, прикрепленная к этому же суставу, но с другой его

стороны и обеспечивающая движение некоторой части тела в противополож-

ную сторону. На рис. схематично представлена двуглавая мышца плеча

(бицепс), обеспечивающая сгибание руки в локтевом суставе, и трехглавая

мышца плеча (трицепс) — позволяющая  разгибать руку в этом же суставе. Та-

кие противоположно расположенные мышцы называются антагонистами.

     

Работа мышц-антагонистов (бицепса  и трицепса)

при сгибании и разгибании в локтевом суставе 

     Почти каждая крупная мышца имеет своего антагониста (или антагони-

стов).

     Способность к произвольному снижению избыточного напряжения во

время мышечной деятельности или к  релаксации мышц-антагонистов имеет

большое значение в быту, труде  и спорте, поскольку благодаря  ей снимается

или уменьшается физическое и психическое  напряжение.

      В силовых упражнениях ненужное напряжение мышц-антагонистов

Информация о работе Физкультура моя жизнь