Физкультура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 15:50, лекция

Краткое описание

Для успешного использования разнообразных средств физической культуры необходимо свободное владение специфическими профессиональными терминами и понятиями.
Для их освоения необходимо знать понятия общего характера, существующие в науке и в жизни, так как профессиональные термины формируются на основе общих, родовых понятий.

Вложенные файлы: 1 файл

Л1-Фк в общекультурной и проф.подгот.студ-ов.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

- улучшений функционирования  анализаторов, способствующих существенному  повышению уровня КС. Так, использование  вращающегося стула, качелей приводит  к улучшению функций вестибулярного  аппарата и как следствие к  повышению способности удерживать  равновесие;

- повышения координационной  сложности используемых физических  упражнений за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров.

 

2. ВОСПИТАНИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

2.1. Сущность и значение силовых способностей

Сила человека - его способность преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных усилий. Сила проявляется в результате напряжения мышц, измеряемого в граммах и килограммах. Мышечное напряжение может иметь место при изменении длины мышц, называемом динамической формой сокращения, или без изменения длины, .именуемого статической формой сокращения.

В зависимости от внешнего проявления активности мышц выделяют несколько режимов мышечного  сокращения. Преодолевающий режим характеризуется  сокращением мышц, выполняющих работу по перемещению тела или его звеньев, а также внешних объектов в условиях, когда внешняя нагрузка на мышцу меньше ее напряжения. Движение в этом случае происходит с ускорением, мышца выполняет положительную внешнюю работу, а тип мышечного сокращения называется миометрическим режимом.

Одной из разновидностей преодолевающего режима мышечного  сокращения является такое соотношение  внешней нагрузки и напряжения мышц, при котором движения в суставе  происходят без ускорения, с постоянной скоростью. Такое условие обеспечивается специальными техническими устройствами, а тип мышечного сокращения называется изокинетическим режимом.

Если внешняя нагрузка на мышцу больше, чем ее напряжение, мышца удлиняется, движения в суставе  происходят с замедлением, мышцы  выполняют отрицательную внешнюю работу (например, приседание с весом). Это уступающий режим сокращения.

Статическая форма сокращения возникает в случае, когда внешняя  нагрузка равна мышечному напряжению или когда отсутствуют условия  для движения в суставе. Тогда  мышца развивает напряжение, не изменяя своей длины, что является удерживающим (изометрическим) режимом сокращения (табл. 1).

Таблица 1. Основные характеристики различных форм и режимов мышечного сокращения

Форма сокращения

Режим мышечного сокращения

Движения в суставе

Внешняя нагрузка

Внешняя работа

Динамическая

Преодолевающий (миомет-рический)

С ускорением

Меньше, чем напряжение мышц

Положительная

 

Преодолевающий (изоки-нетический)

С постоянной скоростью

Переменная

Положительная

 

Уступающий (плиометриче-ский)

С замедлением

Больше, чем напряжение мышц

Отрицательная

Статическая

Удерживающий (изометрический)

Отсутствуют

Равна напряжению мышц

Нулевая


Сила измеряется специальными приборами — динамометрами (кистевыми, становыми и др.). Наиболее распространенной и удобной является конструкция динамометра с индикатором часового типа, разработанная В. М. Абалаковым.

Сила отдельных групп  мышц определяется по специальным методикам. В спортивной практике широко применяется  методика Б. М. Рыбалко. Основное преимущество метода состоит в портативности измерительного инвентаря и доступности при массовых исследованиях. Полученные данные позволяют рассчитать суммарную силу всех мышц, мышц нижних и верхних конечностей, мышц туловища, а также левой и правой половины тела.

Динамометрия позволяет  получить информацию об абсолютной силе мышц, характеризующей максимальную величину произвольного мышечного  усилия без ограничения времени  и величины внешнего отягощения, а  также об относительной силе, определяемой отношением абсолютной силы к весу тела.

С увеличением веса человека его абсолютная сила увеличивается, а относительная снижается.

 

 

1.3 ВОСПИТАНИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

1.3.1. Понятие о скоростных способностях

Скоростные способности — это совокупность индивидуальных особенностей, обусловливающих быстроту выполнения двигательных действий.

К числу основных скоростных способностей относятся: быстрота простой  и сложной двигательных реакций; быстрота отдельных движений, не отягощенных  внешним сопротивлением; быстрота, проявляемая в темпе (частоте) движений.

 

1.4. ВОСПИТАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

1.4.1. Сущность и формы проявления скоростно-силовых способностей

Скоростно-силовые способности — это способности человека к проявлению предельно возможных усилий в кратчайший промежуток времени при оптимальной амплитуде движений. В практике эту способность называют еще «взрывной силой» («взрывным усилием»). Способность к «взрывному усилию» зависит от общей способности нервно-мышечного аппарата к проявлению значительных напряжений в короткий промежуток времени; от абсолютной силы мышц, проявляемой при предельном их напряжении без ограничения времени; от специфической способности мышц к быстрому нарастанию усилия в начале движения.

Наиболее распространенной формой проявления скоростно-силовых способностей являются упражнения прыжкового характера и метания.

Для оценки уровня развития скоростно-силовых качеств используются различные контрольные упражнения (тесты). Спортсмену предоставляются  три попытки в идентичных условиях. Лучший результат считается исходным показателем. Наиболее универсальным» тестами  скоростно-силовой подготовленности являются выпрыгивание вверх толчком двумя ногами с места и определение высоты прыжка посредством лентопротяжного устройства системы      В. М. Абалакова, прыжок в длину с места, бег 20—30 м с ходу. Для оценки уровня развития силового компонента скоростно-силовых способностей используются упражнения с увеличенным по отношению к соревновательному сопротивлением (бросок утяжеленного снаряда, бег в гору и т. п.), для оценки скоростного компонента — с облегченным сопротивлением.

 

2.5. ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ

2.5.1. Общее понятие о сущности и разновидностях выносливости

Выносливостью называют способность противостоять утомлению  в какой-либо деятельности. Известно, что утомление выполняет защитную функцию в организме и ведет к временному снижению работоспособности задолго до истощения работающих органов и систем.

В любой деятельности человека участвует организм в целом. Однако в зависимости от ее разновидности какое-либо звено или система организма выполняет большую часть работы. Например, при умственной работе утомление, преимущественно, развивается в коре головного мозга; при сенсорной — в соответствующих анализаторах; при интенсивной мышечной деятельности — в мышечном звене. Кроме того, существенное влияние на характер утомления оказывает объем участвующих в упражнении мышц.

При локальной работе отдельного звена тела утомление  обусловлено изменениями непосредственно  в исполнительном нервно-мышечном аппарате. При работе глобального характера, в которой участвует более 1/3 всех мышц, предъявляющей высокие требования к энергетическому обмену, утомление связано с функционированием таких важнейших систем, как дыхательная и сердечно-сосудистая. Механизм утомления при такой работе определяется также ее интенсивностью и многими другими факторами.

Таким образом, в процессе решения двигательной задачи человеку предстоит преодолевать утомление, имеющее в каждом отдельном случае вполне конкретный характер. В соответствии с этим очевидно, что утомление специфично, а выносливость, демонстрируемая человеком, всегда является специальной. Это позволяет утверждать, что для совершенствования методики воспитания выносливости необходимо изучать физиологический механизм утомления конкретной деятельности.

Уровень выносливости обусловлен комплексом различных факторов: функциональными  возможностями органов и систем (наследуемыми и приобретенными), совершенством  технического мастерства, волевыми качествами человека и величиной энергетических запасов в организме.

2.5.2. Классификация видов выносливости

Одним из важнейших факторов, определяющих выносливость, является мощность механизмов энергообеспечения  мышечной деятельности. На основании  признака преимущественного ресинтеза макроэнергетических соединений выделяют выносливость аэробного, анаэробного и смешанного (аэробно-анаэробного) характера. В зависимости от длительности физической нагрузки ведущая роль в энергообеспечении мышечной деятельности принадлежит анаэробному и аэробному процессам или их комбинации (табл. 2).

Таблица 2. Относительное содержание анаэробного и аэробного процессов по отношению к общему энергетическому потреблению в течение максимальной нагрузки различной продолжительности

Время максимальной нагрузки

Выделение энергии (ккал)

Относительный вклад (%)

Анаэробный процесс

Аэробный процесс

Всего

Анаэробный процесс

Аэробный процесс

10 с

20

4

24

83

17

1 МИН

30

20

50

60

40

2 »

30

45

75

40

60

5 »

30

120

150

20

80

10 »

25

245

270

9

91

30 »

20

675

695

3

97

60 »

15

1300 ,

1315

1

99


В случае значительной длительности упражнения (до 2— 10 мин) интервалы отдыха между повторениями должны обеспечить восстановление работоспособности, близкой к исходной. Частота сердечных сокращений (ЧСС) в этом случае достигает рабочего уровня или превышает его на 3-5%.

В результате тренировки по описанной методике повышение  силовой выносливости достигается  вследствие увеличения в мышцах содержания сократительных белков, числа капилляров и миоглобина, совершенствования  функции передачи кислорода от гемоглобина к мышечным клеткам, способности переносить высокий уровень кислородного долга за счет увеличения анаэробных способностей организма и психической устойчивости к изменениям во внутренней среде организма.

 

2.6. ВОСПИТАНИЕ ГИБКОСТИ

2.6.1. Характеристика гибкости как физического качества

Гибкость определяется как способность человека к достижению большой амплитуды в выполняемом  движении. В теории и практике термин «гибкость» широко используется в тех  случаях, когда речь идет о подвижности в суставах. Причем в ряде случаев гибкость определяется как способность к реализации максимально возможной подвижности в суставах. В соответствии с этим следует правильно использовать термин «гибкость», говоря о гибкости вообще, и термин «подвижность», имея в виду подвижность отдельного сустава. Различают несколько видов гибкости.

Активная гибкость — способность выполнять движения с большой амплитудой за счет собственных мышечных усилий.

Пассивная гибкость —  способность выполнять движения с большой амплитудой за счет действия внешних сил: тяжести, партнера и т. п. Величина пассивной гибкости выше соответствующих показателей активной гибкости.

Динамическая гибкость — гибкость, проявляемая в упражнениях динамического характера.

Статическая гибкость — гибкость, проявляемая в упражнениях статического характера.

Общая гибкость — способность выполнять движения с большой амплитудой в наиболее крупных суставах и различных направлениях.

Специальная гибкость — способность выполнять движения с большой амплитудой в суставах и направлениях, соответствующих особенностям спортивной специализации.

Способность выполнять  движения с большой амплитудой обусловлена  рядом внутренних факторов, таких, как  тормозные элементы сустава, к которым  относятся форма суставной поверхности, суставная сумка, связки, костные выступы и мышцы и т. д. Однако самым главным ограничением движений в суставах человека является взаимное сопротивление мышц, окружающих сустав. Так, сокращение мышцы в процессе движения сопровождается растяжением соответствующих мышц-антагонистов, вызывающих тормозящий эффект, который носит охранительный характер. Возникающее торможение связано с увеличением тонуса растягиваемых мышц, что приводит к сокращению амплитуды движения.

Кроме внутренних факторов на гибкость влияют внешние факторы, такие, как возраст, пол, телосложение, время суток, утомление, разминка и др.

Исследованиями установлено, что после 15—20 лет амплитуда движений уменьшается вследствие возрастных изменений. Наибольшее увеличение пассивной гибкости отмечено в возрасте 9—10 лет, активной—10—14 лет. Существует мнение, что возраст 15—-17 лет — самый поздний, в котором можно целенаправленно и успешно совершенствовать гибкость.

Половые различия обусловливают  превосходство в суставной подвижности  у девочек во всех возрастах на 20—30% по сравнению с мальчиками, у женщин — по сравнению с мужчинами. Установлено, что подвижность у лиц астенического типа меньше, чем у лиц мышечного типа.

Информация о работе Физкультура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов