Физкультура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 15:50, лекция

Краткое описание

Для успешного использования разнообразных средств физической культуры необходимо свободное владение специфическими профессиональными терминами и понятиями.
Для их освоения необходимо знать понятия общего характера, существующие в науке и в жизни, так как профессиональные термины формируются на основе общих, родовых понятий.

Вложенные файлы: 1 файл

Л1-Фк в общекультурной и проф.подгот.студ-ов.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Лекция №1

 

«Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов»

 

1.ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Для успешного использования разнообразных средств физической культуры необходимо свободное владение специфическими профессиональными терминами и понятиями.

Для их освоения необходимо знать понятия общего характера, существующие в науке и в жизни, так как профессиональные термины формируются на основе общих, родовых понятий.

Для физической культуры родовым является понятие «культура». Это очень сложное и многогранное понятие, имеющее большое количество различных определений и трактовок.  К  явлению культуры относят продукты, результаты и способы преобразовательной деятельности человека и общества, т.е. деятельности, направленной на преобразование природы для удовлетворения человеческих потребностей.

 Культура—это процесс и результат хранения, освоения, развития и  распространения материальных и духовных ценностей.

 Культура неразрывно связана с деятельностью и потребностями.

Деятельность человека может быть материально, социально  и духовно преобразующей. Развитие человека определяется как наследственностью, так и социальными условиями и потребностями самой личности и общества.

Следовательно, культура направлена на формирование, развитие и практическое использование сил и способностей человека как главного субъекта исторического действия. Она имеет весьма сложную структуру и многочисленные функции, отвечающие потребностям индивидуального и общественного развития личности. Отсюда становится понятным, что развитие способностей человека происходит только в процессе деятельности, побудительной причиной которой являются потребности общества и личности.  Деятельность – это различные виды и способы процесса освоения мира, его преобразования для удовлетворения потребности человека и общества. При этом человек, осваивая окружающий мир, всякий раз наполняет его смыслом, придает ему новое, ценностно – смысловое измерение, всякий раз как бы заново порождает его и тем самым порождает себя, обретает себя в этом человеческом мире (М.И. Быховская, 1993). Потребность – это нужда в чем

 - то, жизненная или бытовая необходимость, важнейшие источники и условия развития личности и общества, побудительные причины социальной деятельности людей. Обычно выделяют два класса потребностей – естественные и социальные. К первым относятся нужда в пище, воде, воздухе, движении, размножении, защите потомства.                                             Социальные потребности можно разделить на потребности личности и общества. К числу наиболее важных потребностей общества относится необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации из всесторонне и гармонически развитых людей и в создании объективных условий для свободного и безграничного развития их сил, способностей и дарований (В.М.Выдрин, 1999). Среди потребностей личности следует особо отметить потребности в безопасности,  защите, любви, самоуважении, совершенствовании.

В процессе развития культуры ее важнейшими составляющими стали  и такие виды деятельности, которые специально направлены на совершенствование человеком самого себя, на преобразование своей собственной природы.  Именно к таким компонентам культуры относится физическая культура.

Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область, удовлетворяющая социальные потребности в общении, игре, развлечении, в  некоторых формах самовыражения личности через активную, социально полезную деятельность. Основу ее специфического содержания составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимизации своего физического состояния и развития. Физическая культура  является одним из эффективных средств всестороннего гармонического развития личности, действенным социальным фактором продвижения человека на пути физического совершенствования.

Ее компонентами являются физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, физическая реабилитация. Каждая из них удовлетворяет определенные потребности общества и личности.

Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Его важными элементами являются «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения для формирования умений дифференцированно управлять движениями. В процессе физического воспитания осуществляется общее воспитание личности, поскольку оно формирует интересы, мотивы, нормы и правила поведения людей, их ценностные ориентации и т. п.

Физическая подготовка — процесс физического воспитания, имеющий выраженную прикладную ориентацию по отношению к тем или иным видам деятельности, предстоящим в жизненной практике (трудовой, военной или иной). Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП). ОФП – это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоническое физическое развитие человека. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой)  для специальной подготовки. С ОФП связано достижение физического совершенства – уровня здоровья и всестороннего развития физического способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на конкретном историческом этапе. Особо необходимо подчеркнуть, что всегда в них присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в различных видах профессионального труда или конкретном виде спорта. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других – ловкости и т.д., т.е. необходима специальная подготовка.  СФП – это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающих преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной профессиональной деятельности или вида спорта. В СФП используются те средства и методы физического воспитания, которые позволяют  довести до необходимого уровня совершенства, требующиеся в избранной деятельности двигательные умения и навыки, обеспечить развитие физических способностей, обуславливающих эффективность данной деятельности и гарантировать тем самым приобретение и сохранение оптимальной физической подготовленности

Физическое развитие — это биологический процесс изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тепа, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.). Оно может идти стихийным путем (естественное физическое развитие ребенка) и целенаправленно, под влиянием специально подобранных физических упражнений, рационального питания, режима труда и отдыха. В основе управления физическим развитием лежит закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. В то же время, физическое развитие обусловлено законами наследственности, которые необходимо учитывать, как факторы, благоприятствующие или препятствующие физическому совершенствованию человека. Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные возрастные периоды. Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе, и географической среды. При выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние этих законов.

Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека, как ведущего фактора, определяющего  не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной  деятельности, составляющее общее жизненное благополучие.

Спорт — игровая, соревновательная деятельность, основанная на использовании физических упражнений и специальная подготовка к ней, направленная на достижение наивысших результатов. Направленность к высшим достижениям, специализация, состязательность и зрелищность являются его главными признаками, как части физической культуры. Спорт удовлетворяет потребности в соревновательной деятельности и в изучении и раскрытии резервных возможностей человека на предельных уровнях.

Физическая рекреация — осуществление активного отдыха людей с помощью физических упражнений, получение удовольствия от этого процесса. Она удовлетворяет потребности людей в развлечениях с помощью физических упражнений, переключении с одного вида деятельности на другой, отвлечении от ее обычных видов (бытовых, профессиональных).

Физическая реабилитация—деятельность по восстановлению частично утраченных или ослабленных психофизических функций и способностей человека. Она удовлетворяет потребности в лечении и восстановлении сил человека средствами физической культуры: физическими упражнениями, массажем, баней, водными процедурами и т. п.

Таким образом, перечисленные компоненты физической культуры, полностью удовлетворяют все потребности в физической подготовке (в широком смысле слова) человека ко всем формам его жизнедеятельности. Они включают в себя все многообразие видов, форм использования физических упражнений, естественных сил природы, режимов питания, труда и отдыха. Чтобы правильно отнести данный вид или форму к соответствующей части физической культуры, достаточно ответить на вопрос, какие потребности человека они удовлетворяют.

 

ЧЕЛОВЕК В ПОТОКЕ ИНФОРМАЦИИ

На человека постоянно воздействуют три потока информации: СЕНСОРНЫЙ, воспринимаемый органами чувств через первую сигнальную систему, ВЕРБАЛЬНЫЙ (устное или письменное слово) – через вторую сигнальную систему и СТРУКТУРНЫЙ (компоненты пищи и вдыхаемого воздуха), поступающий через желудочно - кишечный тракт и дыхательную систему ( И. И. Брехман ).

Объем каждого вида информации может быть оптимальным, избыточным или недостаточным. Информация может  быть необходимой (полезной), индифферентной ( безразличной ) или вредной. Организм человека имеет определенную пропускную способность восприятия информации и ограниченные резервы для защиты от неблагоприятных последствий резких изменений количества и качества информации. Все три потока информации соединяются на некотором химическом уровне (И.И. Брехман, М.Б. Кубланов ). Физико – химические факторы среды, действующие на органы чувств, вызывают в конечном счете биологические перестройки организма. У человека важнейшим информационным комплексом является вторая сигнальная система, преобразующая семантику речевых или письменных сообщений в соответствующую реакцию организма также через химических  «посредников». И.И. Брехман и М.Б. Кубланов предполагают существование некоторого химического  «информационного» пространства, обладающего «необходимым разнообразием», которое обеспечивает АДАПТИВНЫЕ свойства организма.

Известно, что общей  неспецифической реакцией организма  является стрессовая. Определенный уровень  стресса, по мнению Г.Селье, необходим  для обеспечения нормальной реакции  организма (ЭУСТРЕСС). Но часто уровень стрессовых воздействий оказывается выше ОПТИМАЛЬНОГО, что приводит к различного рода расстройствам (ДИСТРЕСС). И.И. Брехман и М.Б.Кубланов считают, что если самые различные воздействия физической, химической, биологической и психической природы приводят к одной и той же реакции, то в организме при этом должны образовываться одни и те же вещества, запускающие весь механизм ответной стрессовой реакции. Таким образом, стрессовую реакцию организма можно рассматривать как некоторый химический ответ на ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДИСБАЛАНС СРЕДЫ.

 

 

ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ  ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ.

 

ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

 

1. ВОСПИТАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

 

1.1. Общее понятие о сущности и значении координационных способностей

Координационные способности (КС) представляют собой свойства организма  к согласованию отдельных элементов  движения в единое смысловое целое  для решения конкретной двигательной задачи. Эта согласованность проявляется  в хорошей обучаемости, плавности и точности движения, его своевременном исполнении. КС обусловливают скорость и эффективность освоения жизненно необходимых двигательных навыков. Координационное совершенствование направлено также на подготовку молодежи к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни.

Уровень КС определяется следующими способностями индивида:

— быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся объект;

— точно и быстро выполнять двигательные действия при лимите времени;

— дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движения;

— приспосабливаться к изменяющейся ситуации, к необычной постановке задачи;

— предвосхищать (предугадывать) положение движущегося объекта в нужный момент времени (экстраполяция); — ориентироваться во времени и пространстве. В зависимости от специфики двигательной задачи КС могут проявляться в форме удержания различных равновесий, выполнения действий в заданном ритме, своевременной перестройки двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки и др.

Наиболее интенсивный  естественный прирост КС происходит между 4—5 годами жизни. Этот период жизни называют «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей. Если в этот период целенаправленно воздействовать на КС, то уже к 7—10 годам организм готов для высокого их развития. Замечено, что у мальчиков уровень развития КС с возрастом выше, чем у девочек.

1.2. Средства воспитания координационных способностей

Основным средством совершенствования КС является физическое упражнение. При этом эффективное развитие КС облегчается в случае выполнения следующих методических действий:

- целенаправленного развития  отдельных способностей (быстрота  реагирования, приспособление к  изменяющимся условиям и др.), обеспечивающего более высокий уровень координационной подготовленности;

- технически правильного  изучения двигательных навыков,  используемых в качестве тренирующих  средств, так как в противном  случае они будут являться  источником новых ошибок;

Информация о работе Физкультура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов