Физкультура, Основные понятия: физкультура,спорт,физическое воспитание,физическая и функциональная подготовлинность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 15:08, реферат

Краткое описание

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятие физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества. При регулярных занятиях физическими упражнениями активизируется деятельность всех органов и систем, увеличивается объем мышц, усиливаются обменные процессы, совершенствуется сердечно-сосудистая система. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся, нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Врачебный контроль…………………………………………………4
Самоконтроль. Основные понятия: функциональные пробы, критерии физического развития, антропометрические показатели, классификация проявлений утомления……………………………………………….8
Заключение…………………………………………………………..14
Список использованной литературы……………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

Физ. культура.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

 Применяемые нагрузки  должны соответствовать физической  подготовленности и возрасту.

 

    Аппетит после умеренных физических нагрузок также должен быть хорошим. Есть сразу после занятий, не рекомендуется лучше подождать 30-60 минут. Для утоления жажды следует выпить стакан минеральной воды или чая.

 

    При ухудшении  самочувствия, сна, аппетита необходимо  снизить нагрузки, а при  повторных  нарушениях - обратиться к врачу. 

  Дневник самоконтроля служит для учёта самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима.

 

    Регулярное  ведение дневника даёт возможность   определить эффективность занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии.

 

    В дневнике  также следует отмечать случаи  нарушение режима и то, как   они отражаются на занятиях  и общей  работоспособности.

 

      К объективным показателям самоконтроля относятся:

 

    - наблюдение  за частотой сердечных сокращений (пульсом),

 

    - артериальным  давлением, 

 

    - дыханием,

 

    - жизненной  ёмкостью лёгких,

 

    - весом, 

 

    - мышечной  силой,

 

    - спортивными  результатами.

 

  • Общепризнанно, что достоверным показателем тренированности является пульс. Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) и после нагрузки, т.е. определить процент учащения пульса. Частоту пульса в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки - за X. Например, пульс до начала нагрузки был равен 12 ударам за 10 секунд, а после - 20 ударов. После нехитрых вычислений выясняем, что пульс участился на 67%.
  • Но не только пульсу следует уделять внимание. Желательно, если есть возможность, измерять также  артериальное давление до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается.

 

      Известно, что величины пульса и минимального  артериального давления в норме  численно совпадают. Кердо предложил  высчитывать индекс по формуле 

 

ИК=Д/П,

 

      где  Д - минимальное давление, а П  - пульс.

 

      У здоровых  людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной  регуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшим единице.

 

  •        Также очень важно произвести оценку функций  органов дыхания. Нужно помнить, что при выполнении физических нагрузок резко возрастает потребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи с чем, возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту. Важным показателем функции дыхания является жизненная ёмкость лёгких - объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Его величина, измеряемая в литрах, зависит от пола, возраста, размера тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин он составляет 3,5-5 литров, у женщин - 2,5-4 литра.

 

      Прежде  чем начать самостоятельно заниматься, нужно получить рекомендации  по режиму физической подвижности  у своего участкового врача  или в районном врачебно-физкультурном диспансере. Затем, используя советы врачей или специалистов по физической культуре (или популярную методическую литературу), подобрать себе наиболее полезные виды упражнений. Заниматься следует регулярно, стараясь не пропускать ни одного дня. При этом необходимо систематически следить за своим самочувствием, отмечая все изменения, происходящие в организме до и после занятий физическими упражнениями. Для этого проводится диагностика или, если это возможно, самодиагностика. При её проведении тщательно фиксируются объективные показатели самоконтроля:  частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхание, вес, антропометрические данные. Диагностика также применяется для определения тренированности занимающегося.

 

      Оценка  реакции сердечно-сосудистой системы  проводится по измерению частоты  сердечных сокращений (пульса), которая  в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины - 75-80.

 У физически тренированных  людей частота пульса значительно  реже - 60 и менее ударов в минуту, а у тренированных спортсменов - 40-50 ударов, что говорит об экономичной работе сердца. В состоянии покоя частота сердечных сокращений зависит от возраста, пола, позы (вертикальное или горизонтальное положение тела), совершаемой деятельности. С возрастом она уменьшается. Нормальный пульс находящегося в покое здорового человека ритмичен, без перебоев, хорошего наполнения и напряжения. Ритмичным пульс считается, если количество ударов за 10 секунд не будет отличаться более чем на один удар от предыдущего подсчёта за тот же период времени. Выраженные колебания числа сердечных сокращений указывают на аритмичность. Пульс можно подсчитывать на лучевой, височной, сонной артериях, в области сердца. Нагрузка, даже небольшая, вызывает учащение пульса. Научными исследованиями установлена прямая зависимость между частотой пульса и величиной физической нагрузки. При одинаковой частоте сердечных сокращений потребление кислорода у мужчин выше, чем у женщин, у физически подготовленных людей также выше, чем у лиц с малой физической подвижностью. После физических нагрузок пульс здорового человека приходит в исходное состояние через 5-10 минут, замедленное восстановление пульса говорит о чрезмерности нагрузки.

 

      При  физической нагрузке усиленная  работа сердца направлена на обеспечение работающих частей тела кислородом и питательными веществами. Под влиянием нагрузок объём сердца увеличивается. Так, объём сердца нетренированного человека составляет 600-900 мл, а у спортсменов высокого класса он достигает 900-1400 миллилитров; после прекращения тренировок объём сердца постепенно уменьшается.

 

      Существует  много функциональных проб, критериев,  тестов-упражнений, с помощью которых  производится диагностика состояния  организма при физических нагрузках. 

 

      Например, определить степень утомления можно, воспользовавшись таблицей 1.

 

      Таблица  1.

 

Признаки  различных  степеней утомления

Наблюдаемые

 

Признаки

 

Степень утомления

небольшая

средняя

большая

(недопустимая)

1. Окраска  слизистых  и кожных покровов 

Без изменений  или легкое покраснение

Значительное  покраснение, скоро проходящее

Значительное  покраснение  или наоборот побледнение, синюшность, медленно исчезающее

2. Потливость

Отсутствует или  небольшое  выступление пота на лбу, груди.

Большая потливость верхней половины тела.

Потливость, распространившаяся на все тело

3. Дыхание

Ровное, спокойное, глубокое

Учащение дыхания, иногда чередующееся с форсированным глубоким дыханием.

Резкое учащение дыхания. Поверхностное дыхание. Отдельные  глубокие вдохи, сменяющиеся беспорядочными

4.Осанка, походка, характер  движений

Осанка не изменена. Походка  бодрая. Точность выполнения заданных движений вполне удовл.

Осанка расслабленная. Шаг неуверенный, покачивания. 

Резкое покачивание. Дрожание конечностей, вынужденные  позы с опорой

5.Речь,мимика

Речь отчетливая. Мимика обычная

Речь затруднена. выражение  лица напряженное. Взгляд вялый.

Речь крайне затруднительна. Выражение лица страдальческое

6. Самочувствие 

Жалоб нет. Бодрое состояние.

Жалобы на усталость. Боль в мышцах. Сердцебиение, одышка, шум в ушах, биение в висках. 

Головокружение, головная боль. Тошнота, иногда икота, рвота

7. Внимание, интерес к  проводимому занятию

Внимание, интерес, активность сохранены.

Внимание снижено. Вялость.

 

Активность уменьшена.

Рассеянность. Ответы невпопад. Отсутствие интереса, вплоть до апатии


 

      Следует отметить, что на практике чаще возникают отдельные симптомы переутомления. В этом случае обычно бывает достаточно изменить режим занятий, снизить нагрузку и нормальное состояние восстанавливается. Но в случаях более серьезных, связанных с перенапряжением или перетренировкой требуется серьезное длительное лечение с последующим осторожным расширением двигательного режима.

 

    Боли  в мышцах. После первых занятий физическими упражнениями, довольно часто, в мышцах возникают боли. Они могут возникать и при выполнении новых упражнений, а также при форсированном увеличении физических нагрузок. Чтобы это не случилось, необходимо медленнее увеличивать дозу мышечных усилий. Держаться боли несколько дней, вызывая некоторый дискомфорт  у занимающихся. Они не опасны и связаны с накоплением в мышцах недоокисленных продуктов распада. При этом появляется чувство тяжести, скованности движений, ухудшается эластичность мышц, они становятся тверже, хуже расслабляются.

 

    Физическую  нагрузку в этот период нужно  несколько  снизить. Прекращать  занятия совсем не следует.  Чтобы уменьшить мышечные боли, способствовать расслаблению и  скорейшему восстановлению обмена  в мышцах, следует попариться  в бане, принять ванну, сделать массаж.

 

    Головные  боли  могут быть следствием чрезмерной  физической нагрузки, в особенности,  если она выполняется в неблагоприятных  условиях. Возникновение головокружений  и головных болей во время  занятий физическими упражнениями может указывать на заболевание среднего и внутреннего уха, сосудистые и другие заболевания. Все эти симптомы надо фиксировать в дневнике самоконтроля, чтобы разобраться, в каких случаях, после каких упражнений появляются головокружения и головные боли и как долго они длятся.

 

    Боли  в правом  подреберье (так называемый печеночно-болевой  синдром), наблюдающийся после интенсивной  нагрузки могут возникать в  результате различных причин. Но  чаще всего боли в правом  подреберье являются следствием  заболеваний печени и желчного пузыря. В ряде случаев боли в правом подреберье могут возникать при несоответствии интенсивных нагрузок функциональным возможностям организма, что приводит к перенапряжениям и перетренированности организма. Определенную роль может  играть дыхание. Недостаточное  участие диафрагмы в акте дыхания при интенсивных физических нагрузках, наряду с другими причинами могут способствовать застою крови в печени и вызывать боли. Болевые ощущения в печени могут быть, если занимающийся перед тренировкой обильно поел, особенно жидкой пищи. При болях в правом подреберье необходимо значительно снизить нагрузку.

 

      Систематические  занятия физическими упражнениями, грамотный и регулярный самоконтроль  помогут сохранить стройность  фигуры, предупредить появление полноты, повысить сопротивляемость организма к всевозможным негативным явлениям, как внутренней, так и внешней среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Заключение

 

 

     Педагогическое наблюдение может быть полным, когда контролируются все стороны и результаты преподавания и учения, или частичным, когда анализируется какая-либо отдельная сторона деятельности педагога (составление конспекта занятия, методика предупреждения ошибок и др.) или студентов (сознательность и самостоятельность, значение теоретических сведений и т.п.).

    По результатам медицинского осмотра терапевт определяет медицинскую группу для занятий физическими упражнениями (основную, подготовительную или специальную). Кроме этого, некоторые студенты направляются на лечебную физкультуру (ЛФК), других по состоянию здоровья на некоторое время освобождают от практических занятий. Результаты по всем разделам обследования должны быть представлены на кафедру физического воспитания и спорта.

       При акцентированном воспитании физических качеств в содержании учебных занятий обычно увеличивается объем специальных упражнений, развивающих одно или несколько качеств, и устанавливаются соответствующие учебные нормативы. Такой подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта производится опытным путем по принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и двигательных навыков. Для этого сначала составляется так называемая профессиограмма, и затем на ее основе - спортограммма (комплекс упражнений и набор видов спорта, соответствующих конкретной профессии).

       Каждый вид спорта способствует совершенствованию определенных физических и психических качеств. И если эти качества, умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта считают профессионально-прикладными.

 

 

 

4. Литература

 

 

1. Ашмарина Б.А. Теория и методики физического воспитания - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.

 

2. Головина В.А., В.А. Масляка, А.В. Коробкова и др.Учебник: Физическое воспитание  - М.: Высш. школа, 1993.

 

3. Городилин С.К. Физическое воспитание студентов. - Гродно: ГрГУ, 2002.

 

4. Дронов В.Я. Физическая культура. - М., 2005.

 




Информация о работе Физкультура, Основные понятия: физкультура,спорт,физическое воспитание,физическая и функциональная подготовлинность