Физическое воспитание детей в многодетной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 23:59, реферат

Краткое описание

Все мы знаем, что семью укрепляют общие дела и заботы, сюда же можно отнести и физическое воспитание детей в семье. Этот вид воспитания, в первую очередь, направлен на формирование двигательных навыков, а так же на формирование физических качеств и укрепление здоровья. Во многом, именно семьей определяется отношение ребенка к физическим упражнениям, интерес к спорту, активность в жизни. Помимо этого, во время физических упражнений происходит и близкое эмоциональное общение с ребенком, что составляет духовное воспитание детей в семье. Во время упражнений вы можете говорить с ребенком на разные темы, учить его чему-либо, рассказывать интересные факты и истории.

Содержание

Введение
Специфика воспитания в многодетной семье
Формирование физической культуры многодетных семей
Детский спортивный уголок
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.62 Кб (Скачать файл)

 
Дошкольный возраст (3-6 лет) характеризуется  значительными изменениями в  физическом и двигательном развитии ребенка. В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) важно приучить ребенка  к ежедневным занятиям физическими  упражнениями и подвижными играми как  обязательным и непреложным элементам  повседневной жизни. Главная задача физического воспитания ребенка  третьего года жизни – освоение и совершенствование новых видов  движений, особенно пальцев рук и  кисти, закрепление и совершенствование  навыков уже освоенных видов  движений. Занятия физическими упражнениями следует проводить ежедневно  в форме зарядки, занятий по освоению и совершенствованию движений (3 раза в неделю) и различных игр. Продолжительность занятий в  начале периода – 15-20 минут, к концу  периода достигает 20-25 минут. 

 
Главные целевые установки в процессе физического воспитания детей седьмого года (6 лет) жизни мало чем отличаются от основной направленности физической тренировки предыдущего возрастного  периода. В этот период продолжается активная тренировка физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости – и совершенствование ранее освоенных видов движений. Общая продолжительность занятий – 45 минут. 

 
Младший школьный возраст (7-10 лет) –  наиболее активный период в формировании двигательных координаций ребенка. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются  ранее неизвестные упражнения, приобретаются  новые двигательные навыки. Однако при дозировании занятий необходимо учитывать то, что у ребенка  еще не завершился процесс формирования двигательного аппарата, и то, что  в связи с началом посещения  школы изменился его режим, и  увеличились нагрузки. Основная задача в этом возрасте – развитие двигательных координаций. Возраст от 7 до 10 лет  можно назвать благоприятным  для закладки практически всего  спектра физических качеств и  координационных способностей, реализуемых  в физической активности человека. Если такой закладки в этот период не произошло, то время для формирования физической и физиологической основы будущего физического потенциала человека можно считать безвозвратно упущенным. В это время начинают формироваться  интересы ребенка к определенным видам физической активности, выявляется предрасположенность его к тем  или иным видам спорта. Определенную часть забот о физическом воспитании ребенка берет на себя школа, но кроме  школьных уроков физкультуры физическая активность младшего школьника должна обязательно дополняться ежедневной утренней зарядкой и двумя-тремя  домашними тренировочными занятиями  в неделю. Семейные тренировки строятся на основе систематического выполнения предлагаемых учителем физкультуры  домашних заданий или являются самостоятельными занятиями родителей с детьми, которые проводятся с учетом рекомендаций, имеющихся в физкультурной периодике  и отдельных изданиях.

 
Подростковый возраст (11-14 лет) –  один из самых ответственных периодов в формировании основ физической культуры школьника. Это критический  период как в социальном, так и в биологическом отношении, поскольку именно в этом возрасте завершается биологическое созревание человека и наступает социальное взросление личности. В подростковом возрасте окончательно оформляются «взрослые» мышечные координации, складывается индивидуальный биомеханический «почерк» движений, выявляется круг двигательных предпочтений и предрасположенностей к занятиям тем или иным видом спорта. Серьезные изменения происходят и в психике подростка. Заметен и рост его самосознания, развитие процессов мышления, возрастание способности к абстрагированию. При обучении подростков физическим упражнениям большое значение приобретает рассказ, объяснение со стороны обучающего и осмысление со стороны обучаемого. Физическая активность подростка реализуется, прежде всего, на уроках физкультуры, при активном отдыхе, в турпоходе и т.д. Значительная часть школьников этого возраста занимается в спортивных секциях, посещает тренировки. Все это должно дополняться ежедневной утренней зарядкой, физическим трудом в домашнем хозяйстве, помощью по дому, на даче. Важно помнить о том, что наши усилия в физическом воспитании подростка конечной своей целью должны иметь решение не только спортивных, но и воспитательных задач. В этом смысле основная направленность физического воспитания в этот период подчинена задачам формирования интереса к систематической спортивной или оздоровительной тренировке, закладке основ спортивного характера подростка, его умения мобилизовать себя на преодоление трудностей, способности заставить себя делать то, что нужно, а не то, что хочется в данный момент, достижения поставленных целей. 

 
Для возрастного развития старших  школьников (15-17 лет) характерно достижение самых высоких темпов развития физического  потенциала в целом. Наиболее интенсивны рост силовых показателей, выносливости и совершенствование двигательных координаций. Процесс взросления и возмужания сопровождается изменением структуры личностных установок и мотиваций, что требует особого внимания к формированию новых стимулов физического совершенствования. Основные направления развития физического потенциала человека в этот период – повышение уровня силы и выносливости и достижение высокого уровня координации движений в физических, в том числе и спортивных, а для юношей и в военно-прикладных, упражнениях. Период юношества – время бурного расцвета физических способностей человека, формирования телесной красоты и двигательного совершенства, достижения близкого к максимально возможному уровня развития физических качеств. Тренироваться необходимо не менее 2-3 раз в неделю, продолжительность тренировок должна оставлять 1,5-2 часа. Помимо занятий физкультурой следует ходить в турпоходы, принимать участие в различных соревнованиях, заниматься помощью в домашнем хозяйстве, участвовать в коллективных играх. Важно объяснить старшим школьникам то, какое влияние оказывает занятие физкультурой на организм, каков смысл всех тренировок. Именно так можно добиться того, что школьник вырастет здоровым, крепким и умным. 

 
Рациональное питание занимает немаловажное место в физической культуре в  целом, т.к. это важнейший залог  формирования здорового организма. В первую очередь о правильном питании детей должны заботиться их родители. Некоторые родители перекармливают своих детей, не понимая, что это очень вредно для их здоровья. Врачам давно известно, что дети с избыточной массой тела более подвержены респираторным и аллергическим заболеваниям, они отстают в развитии, у них появляются нарушения осанки и т.д. Когда ребенок полнеет, начинается порочный круг: чем толще ребенок, тем меньше он двигается (а это, как мы знаем, очень плохо), чем меньше он двигается, тем еще больше полнеет. Родителям необходимо знать самое главное: энергетическая ценность потребляемой ребенком пищи не должна превышать энерготраты его организма. Питание детей должно быть разнообразным, не избыточным, с достаточным количеством овощей и фруктов. Все используемые пищевые продукты растительного и животного происхождения должны быть свежими и доброкачественными, приготовленными по технологии, сохраняющей их пищевую и биологическую ценность. Целесообразно придерживаться режима 4-разового питания. 

 
Выше уже было сказано, что закаливание  – одна из основных составляющих физической культуры. Закаливание как средство повышения защитных сил организма  возникло еще в древности. В России оно издавна было массовым. Те родители, которые закрывают окна и укутывают  ребенка, заботясь о его здоровье, неправы. Существует закономерность: Чем  в более «тепличных» условиях растет ребенок, тем чаще у него будут  возникать острые респираторные  и другие заболевания. Закаливание  – это комплексная система  оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости  организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам. 

 
Закаливание может проводиться с помощью окружающего воздуха, это могут быть воздушные и солнечные ванны. Более сильным закаливающим средством является вода. Это различные обливания, обтирания, купания в бассейне и открытом водоеме, контрастный душ, посещение бани, сауны и т.д. 

 
Итак, солнце, воздух и вода, тепло  и холод могут и должны быть друзьями ребенка с первых дней его  жизни. Задача родителей – в содружестве  с медиками и педагогами сделать  все возможное, чтобы закаливание  стало обязательным компонентом  здорового образа жизни наших  детей. 

 

Детский спортивный уголок

Детский спортивный уголок – это отличный выбор в пользу физического воспитания детей с самого раннего возраста.

Давайте сначала разберемся, что же представляет собой домашний спортивный комплекс. Шведская стенка — «рама с перекладинами» по-шведски  en ribbstol родилась в Швеции. Взяв за основу этот спортивный снаряд Пер Хенрик Линг (1776-1839), поэт, драматург и учитель фехтования разработал систему гимнастики для воспитания гармоничной личности. Шведская стенка и сейчас считается самым простым и одновременно самым функциональным тренажером, и потому чаще всего используется для организации спортивного уголка в домашних условиях. Среди преимуществ шведской стенки: компактность, многофункциональность, практически отсутствие возрастных ограничений в эксплуатации.

Лучше всего приобретать  детский спортивный комплекс для  дома, когда Вашему ребенку исполнится 1,5 года. С этого возраста дети становятся особенно активны. Необходимо уловить момент, когда ребенок сам проявит интерес и желание потренироваться. Тогда и следует направить его действия в нужное русло, осуществляя страховку, ненавязчиво объяснять технику лазания, захвата реек и колец руками. 

Детский спортивный уголок – это настоящая находка для  родителей, которые хотят, чтобы  их ребята росли здоровыми, спортивными, активными и не тратили время на компьютерные игры и бесцельные гуляния по городу.

Детский спортивный уголок, как можно судить по названию, прежде всего уголок, то есть совокупность разнообразного спортивного оборудования.

Состоит детский спортивный уголок из основы – шведской стенки, или лестницы, и дополнительного  навесного или независимого оборудования: колец, каната, качелей, веревочной лестницы или сети, матов, рукохода, гнезда, горки, брусьев, баскетбольного кольца, груши и т.д.

Выбирая спортивное оборудование и спортивные тренажеры для уголка следует ориентироваться на габариты помещения. Площади в 1х1 м вполне хватит для минимального спортивного уголка (лестница, турник, качели, кольца, канат). А при наличии большей площади простор для фантазии не ограничен.

Детские спортивные уголки крепятся либо к потолку, либо к стене. Здесь следует исходить из существующих в квартире условий.

Детские спортивные уголки выглядят очень привлекательно для  малышей: они яркие, красочные и  доступные для них. Игры и занятия  приносят детям массу отличных эмоций и веселое настроение. И это  уже не говоря о значительном оздоровительном  эффекте, который производит детский  спортивный уголок на маленький организм. Регулярные – и при этом добровольные, с энтузиазмом, – занятия повышают иммунитет малыша, развивают выносливость и оказывают положительное влияние  на его физическое здоровье.

Выбор детских домашних спортивных комплексов сегодня огромен: металлические и деревянные, крепящиеся враспор или к стене.

Деревянные детские спортивные комплексы более эстетичны в  детской, но имеют свои минусы. Комплекс можно приобрести для одного ребенка, но для многодетной или очень  гостеприимной семьи он не подойдет — ведь часто максимальный допустимый вес у деревянных конструкций  только 60-75 кг. При выборе деревянных детских спортивных комплексов следует  обратить внимание на то, чтобы все  края деталей были скруглены. Желательно, чтобы вся конструкция была выполнена  из натурального дерева с двойной  лакировкой (это увеличит срок службы детского спортивного комплекса) и, что немаловажно, не содержать шероховатостей, которые могут привести к занозам.

Металлические детские спортивные комплексы тоже бывают разные. Если есть место, то лучше сразу купить комплекс для всей семьи, выдерживающий  вес до 100 — 150 кг.

При выборе металлических  детских спортивных комплексов обратите внимание на то, чтобы каркас и турник были выполнены из нержавеющей стали. Достоинством металлического детского спортивного комплекса можно  назвать сравнительную простоту сборки, а весовые ограничения  позволяют заниматься на нем даже взрослым.

Следующее, на что надо обратить внимание  – это требования к  конструкции изделия и крепежным  деталям: все доступные кромки металлических  деталей не должны быть острыми или  должны быть защищены полимерным покрытием. Кроме того, не должны быть острыми  доступные кромки пластмассовых  и деревянных деталей. Инструкция по эксплуатации должна содержать подробное  описание сборки спортивного комплекса, указания по эксплуатации и мерам предосторожности, рекомендацию о консультации с врачом или спортивным тренером перед началом занятий на спортивном комплексе.

Также при выборе спортивного  комплекса, необходимо обратить внимание на наличие сертификатов. Сертификация продукции гарантирует обеспечение  безопасности.

Организация техники  безопасности.

Независимо от того, какой  комплекс вы выберите, под него вам обязательно нужен мат.

Если составляющие комплекса  выполнены из металла, то нижние вертикальные перекладины обмотайте мягкой тканью, чтобы ребенок случайно не ударился головой.

Проверьте, не стоят ли рядом  с комплексом предметы с острыми  углами, не ударится ли об них раскачавшийся  на перекладине малыш. Вокруг комплекса  должно быть достаточно свободного места  для выполнения различных упражнений. Нельзя размещать спортивный комплекс вблизи окна.

Информация о работе Физическое воспитание детей в многодетной семье