Физическая культура — часть общечеловеческой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 10:59, реферат

Краткое описание

Физическая культура - часть общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, всестороннее совершенствование и развитие тела путём упражнения мускулов, развитие физических способностей человека и спортивных достижений.
Физическая культура представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев населения.

Содержание

Физическая культура — часть общечеловеческой культуры…………...2
Позвоночник. Его отделы и функции……………………………………..5
Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности…………………………………………………………………...9
Показатели тренированности при выполнении стандартных нагрузок.12
Характеристика умственного труда……………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

физическая культура+.docx

— 38.92 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Физическая культура — часть  общечеловеческой культуры…………...2
  2. Позвоночник. Его отделы и функции……………………………………..5
  3. Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности…………………………………………………………………...9
  4. Показатели тренированности при выполнении стандартных нагрузок.12
  5. Характеристика умственного труда……………………………………..15

 

 

1.Физическая культура

Физическая культура - часть общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, всестороннее совершенствование и  развитие тела путём упражнения мускулов, развитие физических способностей человека и спортивных достижений. 
Физическая культура представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев населения. 
       В наш век – век значительных социальных, технических и физических преобразований научно-техническая революция,  наряду с прогрессивными явлениями внесла в жизнь и ряд неблагоприятных факторов. К ним следует отнести гиподинамию, нервные и физические перегрузки, связанные с овладением сложной современной техникой, а также стрессы профессионального и бытового порядка и как следствие – нарушение обмена веществ, избыточный вес, предрасположение к сердечнососудистым заболеваниям, а подчас и сами эти болезни. 
       Влияние неблагоприятных факторов на здоровье человека настолько велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии справиться с ними. Как показывает опыт, лучшим противодействием неблагоприятным факторам оказались регулярные занятия физической культурой, которые помогли восстановлению и укреплению здоровья людей, адаптации организма к значительным физическим нагрузкам. Чем дальше идет человечество в своем развитии, тем в большей степени оно будет зависеть от физической культуры. 
        Совсем недавно миллионы людей ходили на работу и с работы пешком, на производстве от них требовалось применение большой физической силы, в быту люди также не могли обойтись без выполнения трудоемких работ. 
         В настоящее время объем передвижений в течение дня сведен к минимуму. Автоматизация, электроника и робототехника на производстве, автомобили, лифт, стиральные машины  в быту настолько повысили дефицит двигательной деятельности человека, что это уже стало тревожным. Адаптационные механизмы человеческого организма работают как в сторону повышения работоспособности различных его органов и систем (при наличии регулярных тренировок), так и в сторону дальнейшего ее снижения (при отсутствии необходимой двигательной активности). Следовательно, урбанизация и технизация жизни и деятельности жизни и деятельности современного общества неизбежно влекут за собой гиподинамию, и совершенно очевидно, что кардинально решить задачу повышения режима двигательной деятельности людей, минуя средства физической культуры и спорта, в настоящее время практически невозможно. 
Целью физической культуры является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности. 
Всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека. Широкая возможность их переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности — в разнообразных трудовых процессах, в различных и подчас необычных.условиях.среды. 
Здоровье населения в стране рассматривается как самая большая ценность, как отправное условие для полноценной деятельности и счастливой жизни людей. На базе крепкого здоровья и хорошего развития физиологических систем   организма, может быть достигнут высокий уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. 
Физическое воспитание обеспечивает долголетнее сохранение высокого уровня физических способностей, продлевая тем самым работоспособность людей.

 

 

2.Позвоночник. Его отделы и функции.

 

Позвоночник человека является очень сложным механизмом, от правильной работы которого зависит функционирование всех органов.

Позвоночник включает 32-33 позвонка: шейные (7 шт.), грудные (12 шт.), поясничные (5 шт.), крестцовые (5 шт.) и копчиковые (3-4 шт.). Между позвонками располагаются межпозвоночные диски (23 шт.). Позвонки составляют разные отделы позвоночника.

Позвонки объединяются между собой связочно-мышечным аппаратом, межпозвоночными дисками, суставами. Все это позволяет удерживать позвоночник в вертикальном положении и обеспечивать ему необходимую свободу при движении. Присущие межпозвонковым дискам эластичные свойства значительно смягчают сотрясения и толчки при ходьбе, прыжках и беге, которые передаются на головной и спинной мозг.

Отделы позвоночника

Позвоночник состоит из шейного, грудного, поясничного отделов, крестца и копчика.

Шейный отдел относится к верхним отделам позвоночного столба. Его отличает особая подвижность, что создает свободу и разнообразие движений головы. Верхним шейным позвонкам, называемым атлант и аксис, присуще анатомическое строение, которое отличается от строения остальных позвонков. Атлант и аксис отвечают за наклоны и повороты головы человека.

Грудной отдел отвечает за грудную клетку, вмещающую жизненно важные органы, по этой причине он малоподвижен. К нему прикрепляются рёбра (12 пар). 

Поясничный отдел позвоночника складывается из достаточно массивных позвонков, потому что они подвергаются самой большой нагрузке. У некоторых людей бывает шесть поясничных позвонков. Такое явление в медицине называется люмбализацией. 8-10 позвонков, срастаясь, образуют крестцовый отдел позвоночника.

В позвонке есть тело, дуга, две ножки, остистый, два поперечных и четыре суставных отростка. Позвоночный канал формируется из позвонковых отверстий между дугой, ножками и телом позвонков.

Между двумя смежными позвонками имеется межпозвонковый диск, который составляет фиброзное кольцо и ядро пульпозное. Он выполняет функции амортизации, удержания смежных позвонков, обеспечения их подвижности. Ядро заключено в фиброзное кольцо, удерживающее ядро в центре и препятствующее сдвиганию позвонков.

Фиброзное кольцо состоит из множества слоев и волокон, которые перекрещиваются в трех плоскостях. При остеохондрозе волокна фиброзного кольца замещаются рубцовой тканью, что иногда может вызвать разрыв фиброзного кольца и формированию грыжи диска.

Все отделы позвоночника оснащены связочным аппаратом. Позвоночный сегмент – это два позвонка с диском и связочный аппарат.

В позвоночном канале располагается спинной мозг, а также корешки так называемого «конского хвоста». Начинается спинной мозг в области головного мозга и тянется до первого и второго поясничных позвонков.

Спинной мозг, походящий через все отделы позвоночника, окружён твёрдой, мягкой и паутинной оболочками и фиксируется в позвоночном канале клетчаткой и корешками.

Мы различаем 3 основные функции  позвоночника:1) защиты и опоры; 2) оси движения тела; 3) поддержания равновесия тела  
 
Вспомним объем движений головы и представим себе, что именно на этом уровне лежат все жизненно важные центры головного мозга. Мы осознаем представляемое на первый взгляд противоречие между 1-й и 2-й функциями и всю значимость этого противоречия. Между нарушениями этих основных функций существует тесная взаимосвязь. Если при аномальной функции, например, раздражаются рецепторы, то возникает висцеромоторный рефлекс, и наносящее вред движение блокируется. Нарушение подвижности позвоночника нарушает его защитную функцию. Первоначальное напряжение мягких тканей приводит к нарушению и возможному повреждению нервных структур. Кроме своего значения для содержимого позвоночного канала, нормальная функция позвоночника как оси движения тела является условием нормального функционирования всей двигательной системы. Функции позвоночника включают функцию суставов конечностей, мышц, рефлекторные процессы в отдельных сегментах. Очевидно, что функция позвоночника должна рассматриваться во взаимосвязи с тазом, нижними конечностями и мышечной системой. 
Это особенно очевидно при рассмотрении 3-й функции позвоночника, т. е. функции удерживания равновесия. Для удерживания равновесия у взрослых имеют значение тонический затылочный рефлекс и проприоцепция, особенно исходящая из области оси тела. Некоторые считают, что в равновесии основную роль играет лабиринт. Клинические случаи головокружения, включая синдром Миньера, подтверждают решающую роль функции позвоночника. При этом головокружение при шейном синдроме происходит гораздо чаще, чем нарушение слуха, и влияние со стороны позвоночника в этих случаях гораздо сильнее. Так как позвоночные артерии и нервы снабжают лабиринт и улитку, напрашивается вывод, что различные расстройства слуха и равновесия объединяются не их структурой, а прямым влиянием, которое оказывают проприоцепторы суставов шейного отдела позвоночника на равновесие. Клинические доказательства этого получили Norre и соавторы в опытах с качающимся креслом. Голова испытуемого была фиксирована, а тело поворачивалось из стороны в сторону. Таким способом, т. е. только путем раздражения шейных проприоцепторов, можно зарегистрировать нистагм. 
Эти процессы не ограничиваются только рецепторами шейного отдела позвоночника. Г. Л. Комендантов на основании проведенных экспериментов утверждал, что тонический рефлекс может исходить не только от шеи, но и от поясничного отдела позвоночника. Опыт показывает, что определенное изменение положения или функции позвоночника на одном конце вызывает мгновенный рефлекторный ответ вдоль всей оси корпуса. Следует помнить, что позвоночник человека сохраняет стабильное положение на обоих своих концах: таз — при помощи нижних конечностей, голова — при помощи рефлекторной фиксации плоскости глаза — лабиринт в пространстве. Последнее строго удерживается как двигательный стереотип. Согласно данным Cramer, суставы головы посредством тонического шейного рефлекса воздействуют на тонус всех постуральных мышц и, таким образом, на позвоночник как ось тела. На статику решающее влияние оказывает таз. Каждое отклонение и функциональное нарушение между этими фиксирующими точками позвоночник должен компенсировать сам. Нарушения позвоночника как осевого органа могут впоследствии распространяться на другие органы.

От спинного мозга ответвляются нервные корешки (31 пара), которые  выходят из межпозвоночных (фораминарных) отверстий позвоночного канала.

Человек, как и другие позвоночные, имеет сегментарную иннервацию тела, т.е. каждый из сегментов спинного мозга  отвечает за определенный орган.

Например, шею и руки иннервируют  сегменты, относящиеся к шейному  отделу, грудь и живот – это  грудной отдел, крестцовый отдел  иннервирует ноги, промежность, прямую кишку и мочевой пузырь.

В спинном мозге есть шейное и  поясничное утолщения. Межпозвоночная грыжа в шейном отделе более опасна, чем в поясничном.

По тому, в какой области наблюдаются  расстройства двигательной функции  и чувствительности, врач всегда может  предположить, где возникло повреждение и какие отделы позвоночника пострадали.

 

3.Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности.

Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность многообразных жизненных проявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья, его «качественных» характеристик, которые в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха. Уровень здоровья и физического развития – одно из важнейших условий качества рабочей силы. В зависимости от их показателей оценивается возможность участия человека в определенных сферах трудовой деятельности. Поэтому уже на этапе выбора специальности и вида профессионального обучения объективно возникает, ставится и решается проблема психофизиологического соответствия личности конкретным видам профессиональной деятельности. 
 
Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности – все это показатели общей культуры человека.  
Образ жизни студента есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доли бюджета времени личности, которая на них тратится, в том, на какие виды жизнедеятельности личность расходуется свое свободное время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие – для занятий физическими упражнениями, третьи – на общение. 
Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких  
важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время предназначенное для сна, курение и другие. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24-30%, на режим питания 10-16%, на режим двигательной активности 15-30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течении 5-6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Состояние здоровья обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам. 
Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросферу, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной активности, психологического комфорта. Наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется процесс ее самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни.ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни. Основными элементами здорового образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного  
режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность.  
Для студента с высоким уровнем развития личности характерно не только стремление познать себя, но желание и умение изменять себя, микросреду, в которой он находится. Путем активногосамоизменения и формируется личностью ее образ жизни. Самосознание, вбирая в себя опыт достижений личности в различных видах деятельности, проверяя физические и психические качества через внешние виды деятельности, общения, формирует полное представление студента о себе. Одновременно с этим в структуру самосознания включаются идеалы, нормы и ценности общественные по своей сути. Они присваиваются личностью, становятся ее собственными идеалами, ценностями, нормами, частью ядра личности – ее самосознание.

 

4.Показатели тренированности при выполнении стандартных нагрузок

Стандартные нагрузки, используемые для тестирования функциональной подготовленности спортсменов, могут быть общие, неспециализированные и специализированные, адекватные упражнениям  в избранном виде спорта.

При стандартной работе тренированный  организм отличают от нетренированного следующие особенности:

• более быстрое срабатывание,

• меньший уровень рабочих сдвигов  различных функций,

• лучше выраженное устойчивое состояние,

• более быстрое восстановление после нагрузки.

У тренированного спортсмена при динамической работе повышение минутного объема дыхания достигается преимущественно  за счет увеличения глубины дыхания, а рост минутного объема крови  — за счет нарастания ударного объема, а у нетренированного человека —  за счет частотных показателей.

У адаптированного к выполнению статической работы спортсмена меньше выражен феномен статических  усилий — меньше подавление функций  дыхания и кровообращения во время  нагрузки и меньше после рабочее  их нарастание, чем у других лиц.

Наиболее распространенными стандартными тестами являются тест определения  физической работоспособности по показателю PWC — мощности работы при ЧСС = 170 уд. мин и определение

Индекса Гарвардского степ-теста, который оценивается по скорости восстановления ЧСС после нагрузки. Величина показателя PWC

y лиц, не занимающихся спортом,  в среднем составляет 1060, у спортсменов  скоростно-силовых видов спорта  — 1255, а у спортсменов, работающих  на выносливость— 1500кгм мин  и более.

При выполнении стандартных нагрузок работоспособность спортсменов  оценивается прямыми показателями — по величине и мощности выполненной работы и косвенными показателями— по величине функциональных сдвигов в организме. У тренированных спортсменов, обладающих более широким диапазоном функциональных резервов, отмечается значительное увеличение функциональных показателей, которое не может быть достигнуто нетренированными лицами.

Деятельность центральной нервной  системы тренированных спортсменов  характеризуется высокой скоростью  восприятия и переработки информации, хорошей помехоустойчивостью, большей  способностью к мобилизации функциональных резервов организма. У них велика возможность произвольного преодоления утомления, противостояния эмоциональным стрессам. Этому способствуют, с одной стороны, сформированные в мозгу мощные рабочие доминанты, а с другой — большое количество нейропептидов и гормонов.

Энерготраты очень высоки: единичные — при работе максимальной мощности до 4 ккал • с и суммарные при работе умеренной мощности — до 2-3 тыс. ккал и более.

Информация о работе Физическая культура — часть общечеловеческой культуры