Физическая культура и спорт в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 13:12, реферат

Краткое описание

В системе теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых в академиях и институтах физической культуры, истории ФКиС отводится важное место. Она принадлежит к профилирующим дисциплинам, помогает будущим специалистам лучше познать свою профессию, повышать педагогическую культуру, непосредственно подготавливает их к практической деятельности.

Содержание

1. Введение.
2. Физическая культура и спорт в России.
• Формирование федеральных структур управления физической культурой и спортом.
• Создание Олимпийского комитета России.
• Развитие физкультурно-спортивных общественных организаций.
• Развитие спортивной науки.
• Подготовка спортивных резервов.
• Спорт, соревнования, спартакиады.
• Развитие спорта инвалидов.
• Профессионализация спорта.
3. Заключение.
4. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

физра.docx

— 39.76 Кб (Скачать файл)

Съезд избрал Международную  конфедерацию спортивных организаций (МКСО) – «Профспорт» и Конфедерацию спортивных организаций России (КСОР), куда вошли 11 государственных отраслевых организаций и ряд отраслевых физкультурно-спортивных объединений.

Эти организации призваны были развивать спорт для всех и координировать основные направления  физической культуры, спорта и туризма  суверенных государств, установить связи  и сотрудничество с государственными, профсоюзными и общественными органами, поддерживать взаимодействие этих организаций  с Международным и Национальными  олимпийскими комитетами.

За пять лет существования  МКСО и КСОР значительно окрепли. В 1992 г. МКСО объединяла 13 спортивных организаций  из бывших союзных республик СССР.

Россия входит в состав МКСО своими отраслевыми спортивными  организациями «Локомотив», «Атомспорт», «Урожай», Студенческий спортивный союз, «Наука», «Спартак», «Россия» и др.

Значительное место в  спортивном движении Российской Федерации  занимает физкультурно-спортивное общество профсоюзов «Россия». В его Уставе была сформулирована главная цель: «Оздоровление россиян средствами физической культуры и спорта».

Экономические трудности  не мешают обществу регулярно проводить  среди занимающихся спартакиады  российских чиновников, отраслевые турниры  связистов, металлургов, автомобилистов, фестивали по национальным видам  спорта.

МКСО и КСОР осуществляют свою деятельность в тесном контакте с крупнейшими в стране ведомственными спортивными организациями: ЦСКА, «Динамо», «Юность России» (бывшее ДСО «Трудовые  резервы»), РОСТО (Российская оборонно-техническая  организация) – правопреемник ДОСААФ.

Каждая из этих организаций  активно приобщает россиян к  занятиям физической культуры и спортом. Особенно большую роль играет Центральный  спортивный клуб армии, который в  мае 1998 г. отметил свой 75-летний юбилей.

Все спортивные организации  России, в том числе физкультурно-спортивные общества, активно участвуют во всех спортивных мероприятиях, проводимых Госкомитетом по ФКиТ и ОКР.

Наиболее массовыми из них были: «Лыжня России», Всероссийский  олимпийский день бега, «Праздник  Севера» в Мурманске, Фестиваль  спорта народов Поволжья в Йошкар-Оле, I Сибирские спортивные игры инвалидов  с поражением опорно-двигательного  аппарата и многие другие.

Развитие спортивной науки

 

К моменту распада СССР страна обладала достаточным научным  потенциалом в области спорта. Большими коллективами учёных сформировались научные школы в области медико-биологических, психолого-педагогических, теоретико-методических, историко-социологических и организационно-управленческих проблем физической культуры и спорта. Вне всяких сомнений доминирующее положение  отечественного спорта того времени  во многом определялось высоким уровнем  и интенсивностью развития спортивной науки и значительной концентрацией  поиска в области физической культуры и спорта.

В основном научно-исследовательские  проблемы решались в четырёх научно-исследовательских  институтах физической культуры и спорта Госкомспорта СССР, в 9 проблемных лабораториях институтов физической культуры и в 23 (с тремя филиалами) институтах физической культуры.

К концу 80-х – началу 90-х  гг. результаты деятельности ведущих  научных коллективов страны в  области физиологии, биохимии, психологии, теории и практики физического воспитания, истории и социологии физической культуры, педагогики привлекали активное внимание представителей зарубежной спортивной науки.

После распада СССР положение  спортивной науки в России во многом изменилось в худшую сторону. В результате экономических трудностей резко  сократилось бюджетное финансирование физической культуры в целом. Из данных, озвученных на парламентских слушаниях  в июле 1996 г. Комитетом Государственной  Думы по туризму и спорту, следует, что в 1996 г. на развитие физической культуры и спорта в России на душу населения  расходовалось примерно в 25-30 раз  меньше, чем в 1990 г.

Трудности в госфинансировании  привели к значительному сокращению численности специалистов, занимающихся научными проблемами. Часть из них выехала за рубеж и трудится там в научных подразделениях, часть изменила свой профессиональный профиль.

Кроме недофинансирования отрицательное  влияние на развитие спортивной науки  в стране имели постоянные изменения  в структуре руководящих физкультурных  органов страны и руководителей  отрасли, бесконечные преобразования в аппарате главного органа управления, отсутствие федеральной программы  развития физической культуры и спорта, сокращение научных контактов спортивных учёных бывших союзных республик.

Положение усугублялось ещё  и тем, что большинство российских научных лабораторий оснащено аппаратурой, приобретённой ещё в 60-70-е гг., информационное научное пространство России значительно отстаёт от международного уровня.

И всё же, несмотря на эти  негативные явления, спортивная наука  в России продолжала развиваться. В  основе её лежат крупнейшие разработки фундаментальной науки в области  важнейших проблем спортивной деятельности. К ним следует отнести: теории построения спортивной тренировки, пути повышения качества тренировочного процесса (Л. П. Матвеев, В. М. Зациорский, И. П. Ратов); исследование средств оптимизации  работы различных систем организма  при выполнении спортивных нагрузок разной интенсивности (В. А. Рогозкин, Р. Д. Сейфулла, Ф. А. Иорданская).

В 1996 г. на Всероссийском  совещании руководителей научных  организаций в области физической культуры и спорта подведены итоги  развития спортивной науки и обсуждены  основные направления научных исследований в области спорта, туризма и  санаторно-курортного дела на период до 2000 г. Эти основные направления были рассмотрены и утверждены Постановлением Коллегии Госкомитета ФКиТ России.

Названные направления научных  исследований охватывают пять основных проблем:

·     формирование физической культуры и здорового стиля жизни человека;

·     человек в экстремальных условиях двигательной деятельности;

·     организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение сферы физической культуры, спорта, туризма и санаторно-курортного комплекса;

·     теоретические и методические основы развития и совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;

·     основные проблемы спортивного и олимпийского движения.

То, что российская спортивная наука находится на правильном пути, было подтверждено международным форумом  «Молодёжь – Наука – Олимпизм», прошедшем 14-18 июля 1998 г. в Москве под  патронажем Всемирного Совета физического  воспитания и спортивной науки. В  форуме приняли участие специалисты-практики десятка стран всех регионов мира.

 

Подготовка спортивных резервов

 

Основной формой подготовки спортивных резервов в постсоветской  России является сложившаяся и проверенная  система разнообразных детско-юношеских  спортивных учреждений и соревнований, истоки которой уходят своими корнями  в историю отечественной школы  спорта 30-х гг. ХХ в.

Главным звеном этой системы  выступают спортивные школы разных профилей. К середине 1998 г. в России функционировало 4635 спортивных школ всех типов: специализированные детско-юношеские  спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), школы высшего спортивного  мастерства (ШВСМ), училища олимпийского резерва (УОР), детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), школы-интернаты спортивного  профиля (ШИСП).

Во всех спортивных школах России занималось 2,5 миллиона юных спортсменов  по олимпийским и не олимпийским видам спорта.

Несмотря на скудное финансирование, усилиями спортивной общественности были возобновлены массовые спортивные турниры  на приз «Золотая шайба» им. А. В. Тарасова, в которых на 67 территориях России принимали участие тысячи юниоров 10-17 лет. Зимой 1999 г. пришёл первый крупный  успех. Наши юниоры выиграли первенство мира по хоккею с шайбой на турнире  в Канаде.

Успешно осуществлялось в  те годы подготовка спортивных резервов в Ростовской и Волгоградской  спортивных организациях. И как результат  на Играх XXVI Олимпиады в Атланте  спортсмены Волгоградской области  завоевали 14 олимпийских наград, 5 из которых – золотые. В развитии юношеского спорта оригинальным путём  пошла Москва, внесшая самый значительный вклад в российское олимпийское  движение. За всю историю Олимпийских  игр москвичам 483 раза вручали золотые  медали. Всего же обладателями олимпийских  медалей стали 1096 москвичей.

Для создания спортивного  резерва в Москве ещё в 1988 г. была создана беспрецедентная спортивная организация. Под эгидой Московского  комитета образования сформировано Московское городское физкультурно-спортивное общество (МГФСО), которое в 1998 г. привлекло  более миллиона юношей им девушек. С 1992 г. МГФСО выполняет функции  не только организатора физического  воспитания в учреждениях образования, но и проводит работу по высшему  спортивному мастерству. В этих целях  используется высококвалифицированная  многоступенчатая преемственная система  подготовки спортсменов высокого класса.

Не случайно при проведении в Москве Всемирных юношеских  игр 1998 г. под патронажем МОК функции  Исполнительной дирекции этих Игр были возложены на МГФСО. В 1997 г. в спорте высших достижений России было задействовано  более 46,7 тысяч спортсменов. Они  являлись основным резервом сборных  команд страны.

Выдающиеся спортсмены имели  возможность получать профессиональное образование в 32 училищах олимпийского резерва, созданных в 22 регионах России. Совершенствование талантливых  спортсменов, кроме того, осуществлялось в 64 школах высшего спортивного мастерства, функционировавших в 36 регионах страны. Во всех этих элитных учебных заведениях занималось более 4 тысяч спортсменов  высокого класса, из которых около 30% становятся кандидатами в сборные  команды страны в качестве основного  или резервного состава.

 

Спорт, соревнования, спартакиады 

 

После распада СССР, несмотря на экономические и финансовые трудности, в России развивались все олимпийские  и многие неолимпийские виды спорта, сохраняя во многом прежние традиции.

В стране ежегодно проводилось  значительное количество спортивных соревнований, розыгрышей кубков и чемпионатов, спортивных праздников и спартакиад. Наиболее успешно в эти годы (1992-1999) развивались  зимние виды спорта – хоккей с шайбой и русский хоккей с мячом, фигурное катание на коньках, лыжные гонки, биатлон, сноуборд, фристайл; а в числе  летних – плавание, спортивная и  художественная гимнастика, тяжёлая  атлетика, классическая и вольная  борьба, восточные единоборства, бокс, стрелковый спорт, мини-футбол, баскетбол. По многим видам российские спортсмены вполне достойно представляли нашу Родину на крупнейших международных соревнованиях.

На чемпионате Европы по лёгкой атлетике в Хельсинки (август 1994) Россия среди 47 стран выиграла эти  состязания, завоевав 25 медалей, из которых 10 золотых, значительно опередив Германию, ставшую второй.

В 1995 г. сборная команда  России по тяжёлой атлетике выиграла в командном зачёте чемпионат  мира в Гуаньчжоу. Среди супертяжеловесов лучшим стал А. Чемеркин.

В сезоне 1996 г. неплохо выступили  представители России в зимних видах  спорта. Начало 1999 г. было удачным для  юниоров:  выступая в Канаде на чемпионате мира по хоккею с шайбой, они стали первыми. Хоккеистов поддержали наши фигуристы. На чемпионате Европы в Праге и чемпионате мира в Хельсинки они завоевали золотые медали во всех видах фигурного катания. На хельсинском льду Мария Бутырская (одиночное катание) впервые в российском спорте стала чемпионкой мира, а Алексей Ягудин (одиночное катание), Елена Бережная и Антон Сихарулидзе (парное катание), Анжелика Крылова и Олег Овсянников (танцевальные пары) подтвердили успех отечественной школы фигурного катания.

Наиболее значительным спортивным событием в жизни России последних  лет стала Спартакиада трудящихся (1997). Финалу Спартакиады предшествовали широкие отборочные соревнования во всех регионах России, которые начинались за два года до финальных стартов  в Москве. О значимости Спартакиады  свидетельствовал тот факт, что её Оргкомитет возглавлял председатель правительства  Российской Федерации В. С. Черномырдин. Результаты Спартакиады трудящихся-97 превзошли все самые оптимистические  прогнозы. А в июне 2000 г. в Москве прошли финальные соревнования  уже второй Спартакиады.

Успешно выступили на международной  арене и наши баскетболисты, ставшие  в 1994 серебряными призёрами чемпионата мира в Торонто.

 

Развитие спорта инвалидов

 

Учредительная конференция  Федерации спорта инвалидов при  Госкомспорте СССР состоялась в Таллине  в июне 1988 г. Председателем Федерации  был избран В. И. Дикуль. Уже в следующем  году начинают повсеместно создаваться  спортивные клубы инвалидов.

С распадом СССР резко сократилось  финансирование инвалидного спорта со стороны как государственных, так и профсоюзных организаций. Однако трудности эти не помешали Российской Федерации укомплектовать в 1992 г. команду СНГ инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата для выступления в Барселоне в IX Летних Паралимпийских играх. Были показаны неплохие результаты в плавании, лёгкой атлетике и стрельбе из лука. В 1994 г. сборная Российской федерации впервые выступила самостоятельной командой в VI Зимних Паралимпийских играх в Лиллехаммере (Норвегия).

Результаты выступления  российских спортсменов-инвалидов  в значительной степени активизировали внимание общественности к проблемам  спорта. В регионах страны были созданы  комитеты, комиссии, ассоциации спортсменов-инвалидов. Разработаны первые учебные программы  подготовки педагогов соответствующего профиля. Постепенно была налажена подготовка кадров по адаптивной физической культуре.

Информация о работе Физическая культура и спорт в России