Физическая культура и здоровый образ жизни обучающихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 07:59, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является приобщение учащихся к физической культуре, к здоровому образу жизни, а также подготовка учащихся к жизни и к выполнению социальных функций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....4
I. Реферативная часть……………………………………………………………..7
1.1 Физическая культура и спорт в профилактике заболеваний и укреплении здоровья…………………………………………………………………………….7
1.2 Понятие «здоровье», его содержание и критерии………………………….10
1.3 Составляющие здорового образа жизни учащегося………………………..11
II. Практическая часть…………………………………………………………....22
2. Анализ условий реализации проекта…………………………………………22
2.1 Формы и методы формирования здорового образа жизни учащихся на уроках физической культуры…………………………………………………….22
2.2 Материально-техническое обеспечение образовательного учреждения………………………………………………………………………...26
2.3 Основные организационные формы реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры……………………………………27
2.4 Развитие базовых физических качеств на уроках физической культуры……………………………………………………………………………29
2.5 Анализ заболеваемости учащихся Туринского профессионального училища…………………………………………………………………………….34
3. Апробация проекта……………………………………………………………..36
Заключение………………………………………………………………………..40
Список используемой литературы………………………………………………42
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

проектировочная работа.doc

— 428.50 Кб (Скачать файл)

Высокий уровень координационных  способностей позволяет учащемуся  более быстро овладевать новыми двигательными  навыками, рационально к тому же использовать имеющийся запас навыков и двигательных качеств силы, быстроты, гибкости в конкретных ситуациях и сложно координационных двигательных заданиях. Чем больше количество, разнообразие и сложность основных навыков у человека (что обычно называют его двигательной базой), тем быстрее и эффективнее приспосабливается он к неожиданным условиям, при решении сложных двигательных задач, тем адекватнее реагирует он на требования возникающей ситуации.

Основными методическими  подходами и особенностями упражнений, направленных на совершенствование координационных способностей, являются их нетрадиционность, сложность, новизна, возможности решения многообразных и неожиданных двигательных задач. Состав средств для повышения координационных способностей определяется тесной связью накопления большого многообразия двигательных навыков и выработкой необходимых связей с оперативностью их объединения в сложные двигательные действия.

 

2.5 Анализ заболеваемости обучающихся Туринского многопрофильного техникума

 

Заболеваемость - является одним из важнейших критериев, характеризующих  здоровье учащихся.

Основной формой физического  воспитания учащихся продолжают оставаться уроки физкультуры. В начале каждого учебного года по результатам медицинского осмотра происходит распределение учащихся на медицинские группы для занятий физкультурой. Всех учащихся на основании данных о состоянии здоровья и физическом развитии распределяют на три группы: основную, подготовительную и специальную. Распределение учащихся на указанные медицинские группы производится врачом.

Распределение учащихся на группы для участия в учебных  и внеучебных занятий физической культурой и спортом

 

Группа 

Допускаемые мероприятия 

Медицинская характеристика групп

 

Основная

1. Занятия по программам  в полном объеме

2. Контрольные срезы

3. Занятия в спортивных  секциях и участие в соревнованиях

Учащиеся без отклонений в физическом развитии, состоянии  здоровья, а также с незначительными  отклонениями в состоянии здоровья преимущественно функционального  характера, но с достаточной физической подготовкой

 

Подготовительная

1. Занятия по программам  при условии исключения некоторых  видов физических упражнений

2. Сдача контрольных  испытаний - с особого разрешения  врача

Учащиеся, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, без существенных функциональных изменений, но без достаточной физической подготовки

 

Специальная

1. Занятия по особой  программе или по отдельным  видам программ со сниженными  нормативами 

2. Занятия индивидуальной гимнастикой типа лечебной физкультуры

Учащиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не мешающие выполнению обычной учебной  работы, но являющиеся противопоказанием  для занятий физкультурой. Некоторые из них временно, впредь до улучшения состояния здоровья, совсем освобождаются от участия в учебных занятиях по физкультуре

 

 

В Туринском многопрофильном  техникуме обучается 230 человек. Анализ медицинских справок позволяет определить уровень и структуру заболеваемости, а также выявить детей, болеющих часто (четыре и более раз в учебном году) или длительно (25 дней и более одним заболеванием). Анализируя справки о пропусках занятий,  пришла к следующим результатам, что 35% учащихся не болели, 63% болели 1-2 раза в год, 2% - это часто белеющие дети. На основании проведенной диагностики заболеваний учащихся выявлена следующая структура заболеваний: ОРВИ, бронхит, ВСД, астма и хронические заболевания.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Апробация  проекта 

 

Данный проект был  реализован с учащимися группы 304, обучающимся по профессии «Повар-кондитер», были проведены:

    • двигательные тесты для оценки физических качеств на начало и конец учебного года и подведены результаты.
    • анкетирование «Будем здоровы» на 1 курсе при поступлении в училище, на 3 курсе перед выходом на преддипломную практику.
    • анализ заболеваемости.
    • Проекты, рефераты

Результаты анкетирования  на начало обучения показали, что не все учащиеся соблюдали режим  дня, многие из них курили, потому что  считали что это модно, не все  делали зарядку, выходные дни проводили без пользы для себя.

Также на базе этой группы был проведен анализ заболеваний  за весь период обучения с 2010 по 2013 год. Анализируя заболевания, пришла к следующим результатам, что в этой группе учащиеся чаще всего болели во время учебы на первом курсе. У них в основном присутствовали такие заболевания, как ОРВИ.

Были проведены двигательные тесты:

 Учащиеся сдавали  следующие тесты: челночный бег  3х10; метание гранаты; бег на  короткие дистанции 60 и 100 метров: прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине у мальчиков и подъем туловища лежа на спине у девочек.

В таблице 1 приведены  данные, полученные на начало учебного года.    

 

 

 

 

 

                              Таблица 1

 

 

 

Фамилия, имя

 

 

Челночный бег 3х10 м.

 

 

Метание гранаты

 

 

60 м.

 

 

100м.

 

Прыжок в длину с  места

   Подтяги-          вание,

подъем     туловища

(за 30с.)

 

1.Агафурова  К.

2. Антипина О.

3. Бабахова А.

4. Боталов Ю

5. Водянова Л.

6. Гресь О.

7. Кирюшина С.

8. Курмачев М.

9. Праздничных А.

10. Праздничных И.

11. Рычкова М.

12. Савин С.

13. Свяжина А.

14. Спиридонова Э.

15. Фефелова К.

 

8.0

9.1

8.8

8.0

8.4

8.5

8.2

7.8

7.7

7.8

8.0

8.2

7.9

8.5

8.7

 

25

14

10

18

20

14

19

29

28

28

23

30

21

14

   19

 

11.0

12.3

11.3

10.5

10.4

13.1

10.0

9.1

9.7

10.2

9.8

10.0

10.9

10.6

11.2

 

17.8

18.4

18.3

16.7

16.9

18.0

17.7

14.5

15.8

15.9

14.6

15.6

17.0

17.1

16.8

 

172

163

164

210

175

170

175

248

218

210

185

203

179

164

175

 

22

19

18

7

22

20

22

15

5

5

25

3

23

19

21


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

 

 

 

Фамилия, имя

 

 

Челночный бег 3х10 м.

 

 

Метание гранаты

 

 

60 м.

 

 

100м.

 

Прыжок в длину с  места

   Подтяги-          вание,

подъем     туловища

 

1.Агафурова  К.

2. Антипина О.

3. Бабахова А.

4. Боталов Ю

5. Водянова Л.

6. Гресь О.

7. Кирюшина С.

8. Курмачев М.

9. Праздничных А.

10. Праздничных И.

11. Рычкова М.

12. Савин С.

13. Свяжина А.

14. Спиридонова Э.

15. Фефелова К.

 

7.8

8.7

8.8

7.7

8.3

8.5

8.1

7.6

7.6

7.8

7.8

8.3

7.9

8.5

8.6

 

23

15

10

18

21

15

18

36

29

29

25

32

19

16

21

 

10.6

11.7

11.2

9.5

10.2

13.0

10.0

9.0

9.7

9.8

9.6

9.9

10.3

10.4

10.7

 

17.6

18.5

18.2

16.2

16.5

17.6

17.2

14.3

15.2

15.2

14.5

15.4

16.9

17.1

16.6

 

174

166

166

212

176

172

176

250

225

219

187

206

181

164

179

 

24

20

19

8

23

21

23

18

8

8

27

3

23

19

22


 

В этой таблице показаны результаты, полученные в конце учебного года.

Сравнивая полученные результаты можно сделать следующие выводы: учащиеся пришли в многопрофильный техникум из разных общеобразовательных учреждений города и района, с разным уровнем физической подготовки. В начале учебного года у учащихся были приняты  учебные нормативы по нескольким тестам, которые отображены в таблице 1. В дальнейшем на уроках физической культуры продолжали развивать у учащихся различные физические качества, приобщали их к здоровому образу жизни, учащиеся посещали спортивные секции. На протяжении всего времени обучения с ними проводились разные спортивные мероприятия.

В конце 3 курса было проведено повторное тестирование и подведены итоги, которые приведены в таблице 2. Из этой таблицы видно, что благодаря проведенной работе у большинства учащихся улучшились физические показатели.

По окончании 3 курса  также было проведено повторное  анкетирование и анализ заболеваемости.

В результате прохождения  данного курса учащиеся данной группы добились следующих результатов:

- стали высокоэффективно и экономично учиться, трудиться, рационально расходовать свои силы, знания и энергию в процессе своей деятельности;

- благодаря посещению  различных спортивных секций, участию  в соревнованиях как в внутри  училища, так и в городских  и районных соревнованиях стали физически развиты.

- овладели знаниями, умениями и навыками восстановления и оздоровления организма;

- самостоятельно поддерживают и укрепляют свое здоровье.

- повысилась двигательная активность;

- соблюдают режима дня и отдыха;

- соблюдают личную гигиену;

- 5 учащихся отказались от вредных привычек: курения (Кирюшина С., Антипина О., Праздничных А., Праздничных И., Курмачев М)

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе сравнительного анализа  результатов исследования за последние  три учебных года можно констатировать наличие устойчивой положительной динамики развития мотивации занятий физкультурой и спортом у учащихся группы «Повар-кондитер». Таким образом, можно сделать вывод о создании условий для устойчивого интереса учащихся к предмету физическая культура и положительной мотивации к урокам.

Для наиболее эффективной  организации оздоровительных и  профилактических мероприятий в  качестве одного из основных приемов  работы использую мониторинг состояния  здоровья детей, охваченных различными формами физкультурно-оздоровительной работы.

Двигательный режим учащихся складывается в основном изфизкультминуток, уроках физической культуры, занятий в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни.

При систематических  занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организма человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

В данной работе разработаны  комплексы упражнений необходимые для физического воспитания учащихся, направленные на формирование здорового образа жизни.

Основные направления деятельности в последующий межаттестационный период:

- оздоровление детей через занятия физкультурой и спортом (организация работы на уроках физкультуры и секциях спортивной направленности проведения дней здоровья, спортивных мероприятий);

  - привитие учащимся норм и правил правильного питания как необходимого условия для укрепления и сохранения здоровья;

- сознательное участие детей в охране собственного здоровья путем выработки полезных привычек и отказа от вредных;

 - создание комфортных условий для укрепления здоровья через физическую культуру для детей всех категорий, в том числе с ограниченными возможностями в здоровье.

 

 

 Список используемой литературы

 

  1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.
  2. Залетаев И.П. Организация и руководство физическим воспитанием, массовой физкультурной и спортивной работой в учебных заведениях профтехобразования. – М.: Высш. шк., 1986. – 64 с.
  3. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Метод. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. – 184 с.
  4. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Безопасность уроков, соревнований и походов: Метод. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. -96 с.
  5. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Упражнения и игры с мячами: Метод. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. – 136 с.
  6. Лях В.И. Физическая культура: учеб. пособ. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений / В.И.Лях, А.А.Зданевич; под общ. ред. В.И.Ляха. – М.: просвещение, 2006. – 237 с.
  7. Марков В.В. Основы здорового образа жизни профилактика белезней: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.
  8. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя / А.В.Березин, А.А.Зданевич, Б.Д.Ионов и др.; Под ред. В.И.Ляха. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 125 с.
  9. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре / Авт.-сост. А.П.Матвеев, Т.В.Петрова. – М.: Дрофа, 2000. – 160 с.
  10. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
  11. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. центр «Академия»; Мастерство; Высшая школа, 2001. – 152 с.
  12. Физическая культура: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Н.В.Решетников, Ю.Л.Кислицын, Р.Л.Палтиевич, Г.И.Пагадаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. 176 с.
  13. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителя / С.А.Баранцев, Г.В.Береуцин, Г.И.Довгаль, И.Н.Столяк; Под ред. А.М.Шлемина. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
  14. Ресурсы интернета

Информация о работе Физическая культура и здоровый образ жизни обучающихся