Физическая культура, её формы и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

Физическая культура воплощает в себе, по общему признанию, высшие достижения в данной сфере общечеловеческой культуры. Уровень физической культуры, как и культуры в целом, в большей мере определяется степенью развития, раскрытия и использования индивидуальных человеческих способностей. Особенно важно, что в системе общечеловеческих, культурных ценностей высокий уровень здоровья и физической подготовленности во многом определяет возможности освоения всех остальных ценностей и в этом смысле является основой, без которой сам процесс освоения культурных ценностей малоэффективен [3].

Содержание

ВведениЕ -----------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Обзор литературных источников------------------------5
Физическая культура как социальное явление-------------------------------5
Физическая культура как вид деятельности ----------------------------------8
ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ЕЁ ФОРМЫ И ФУНКЦИИ-----12
2.1 Функции физической культуры -----------------------------------------------12
Формы физической культуры --------------------------------------------------16
Заключение -----------------------------------------------------------------------------22
Литература ------------------------------------------------------------------------------24

Вложенные файлы: 1 файл

курсов резюм.docx

— 47.15 Кб (Скачать файл)

Конкретной, наглядно воспринимаемой целью спортивной деятельности является достижение возможно высокого спортивного  результата, выраженного в общепринятых критериях – в мерах времени, расстояния, веса, в факте физической победы либо выигрыша, оцениваемых  в баллах, очках и т.п. Через  достижение этой «внешней» цели достигаются  и более существенные результаты, воплощаемые в совершенствовании  человеческих качеств, способностей.

Функции спорта неодинаково  выражены в различных разделах спортивного  движения – спорте высших достижений, и массовом спорте.

Спорт высших достижений ориентирован непосредственно на абсолютные параметры  спортивных результатов, включая достижения международного, всечеловеческого масштаба. Именно в этом направлении спортивного  движения, в полной мере выражена роль спорта как деятельности, преодолевающей кажущиеся «пределы» человеческих возможностей [9].

Базовый спорт обеспечивает достижения массового уровня. В качестве одной из основных частей базовой  физической культуры он широко используется для повышения и сохранения общей  физической подготовленности. Существенно  при этом, что спортивные занятия  строятся в решающей зависимости  от основной – учебной или профессионально  трудовой деятельности. Причем затраты времени и сил на спорт лимитируются тем жестче, чем больше их требует основная деятельность.

Из большого числа людей, вовлеченных в массовое спортивное движение, в сферу спорта высших достижений переходит сравнительно небольшая часть. Это обусловлено  тем, что не каждый наделен спортивной одаренностью, позволяющих подняться  на уровень абсолютных достижений в  спорте, но каждый при соответствующих  условиях может получить пользу, став участником массового спортивного  движения [1].

Профессионально-прикладная физическая культура. Она подразделяется на собственно-профессионально-прикладную и военно-прикладную. Особенности  этих компонентов физической культуры определяются тем, что они включены в систему специальной подготовки человека к конкретной деятельности, становящейся основой для него, а  также непосредственно в сферу  данной деятельности, где функционируют  в прямой зависимости от её специфических  условий и требований. Профессионально-прикладная физическая культура направлена таким  образом на создание предпосылок  успешного освоения той или иной профессии, на оптимизацию профессиональной деятельности и её воздействия на человека.

Планомерно организованный процесс специально направленного  использования физической культуры для формирования двигательных умений и навыков, способствующих освоению профессии, и для развития профессионально  важных способностей составляет профессионально-прикладную физическую подготовку. По существу –  это прикладно -профилированный процесс физического воспитания, который организуется в специальных учебных заведениях и в ряде других учреждений и организаций. Непосредственно в сфере труда факторы физической культуры применяются в соответствии с требованиями оптимальной организации трудовых процессов, в зависимости от характера труда, условий его производительности и особенностей воздействия на человека. В силу этого физическая культура на производстве приобретает специфические черты – черты производственной физической культуры, состав включаемых в нее средств взаимодействия, методы и весь порядок их применения в значительной мере зависят от закономерностей оптимизации трудового процесса.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Это специфический  раздел физической культуры выделился  на основе специально направленного  использования физических упражнений, в качестве средств лечения заболеваний  и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных впоследствии заболеваний, травм, переутомления  и других причин. Применение отдельных  форм движений и двигательных режимов  с этой целью началось, судя по историческим сведениям, ещё в древней медицине и к настоящему времени прочно вошло в систему здравоохранения, преимущественно в виде лечебной физической культуры. Современная ЛФК  включает довольно обширный комплекс средств и методов, специализированных в зависимости от характера заболеваний, травм или других нарушений функций  и форм организма.

Определились также режимы нагрузки – так называемые двигательные режимы, характерные для ЛФК (щадящий, тонизирующий, тренирующий), и типичные организационно-методические формы  её применения [12].

В последнее время ускоренно  разрабатывается система мер  спортивно-реабилитационного характера  и другие элементы оздоровительно-реабилитационной физической культуры. Спортивно-реабилитационные меры органически входят в систему  подготовки спортсмена, где они играют важнейшую роль в восстановлении функциональных и приспособительных  возможностей организма после длительных периодов напряженных тренировочных  и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации спортивных травм. Физкультурные оздоровительно реабилитационные меры входят в систему  научной организации труда, занимая  свое место в производственной физической культуре и связанной с нею  комплекса профилактических мер.

«Фоновые» виды физической культуры. Под этим условным названием  объединены, так называемые, гигиеническая физическая культура, включенная в рамки повседневного сбыта, и рекреативная физическая культура, представленная в режиме расширенного отдыха (активный туризм, охота). При этом имеются в виду преимущественно те формы двигательной активности, которые являются факторами оперативной оптимизации текущего, относительно быстро меняющегося, функционального состояния организма и его нормализации на некотором среднем уровне обычного повседневного состояния, способствуя тем самым формированию благоприятного функционального «фона» для основной жизнедеятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  1. Физическая культура возникла как социальное по своей сущности явления. Как и культура в целом, физическая культура – продукт социального развития.

Физическая культура как  социальное явление – это составная  часть социалистической науки, и  строится на методологии общей социологии. Суть заключается в следующем, что  социальная жизнь, к которой относится  и физическая культура – результат  совместной деятельности и взаимодействия людей. Физическая культура является неотъемлемой частью социальной жизни – результат  целостного общественного развития.

  1. Физическая культура как род деятельности имеет своей основой целесообразную двигательную активность человека. Иначе говоря, она представлена рациональными формами двигательной деятельности (существенными моментами которой является движения, организованные в систему активных мышечно-двигательных действий). Причем в физическую культуру входят не всякие, а лишь такие формы рациональной деятельности, которые позволяют в принципе наилучшим образом сформировать нужные в жизни двигательные умения и навыки, обеспечить направленное развитие жизненно важных физических способностей, оптимизировать состояние здоровья и работоспособности.
  2. Функции физической культуры.

Выделяют специфические  и общекультурные функции физической культуры.

К общекультурным функциям относятся:

  • Эстетические
  • Нормативные
  • Информативные

Специфические функции физической культуры – это лишь те функции, которые свойственны в полной мере только ей как стороне культуры. К ней относятся:

  • Специфические образовательные функции
  • Специфические прикладные функции
  • «спортивные» функции
  • Специфические рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции
  1. Физическую культуру можно разделить на ряд больших разделов, которые по своим особенностям соответствуют различным направления и сферам ее использования в обществе.

Наиболее крупными являются:

    • Базовая физическая культура
    • Спорт (в той части, в которой он относится к физической культуре)
    • Профессионально-прикладная физическая культура
    • Оздоровительно-реабилитационная и «фоновая» физическая культура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Введение в теорию физической культуры / Под ред. Л.П. Матвеева. – М.: «Физкультура и спорт», 1983, – 128 с.
  2. БальсевичВ.К., Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. – М.: «Физкультура и спорт», 1988 – 208 с.
  3. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.М. Шияна. – М.: «Просвещение», 1968 – 224 с.
  4. Лубышева И.И.  Социология физической культуры и спорта / И.И. Лубышева. – М.: «Академия», 2001. – 240 с.
  5. Морозов В.И.,  Спорт, общество, человек / В.И. Морозов. – Мн.: 1996. – 112 с.
  6. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. – М.: «Физкультура и спорт», 1991 – 543 с.
  7. Барчунов И.С.,  Физическая культура / И.С. Барчунов. – М.: Юнити-Дана, 2003. – 255 с.
  8. Городилин С.К.,  Основы общей теории физической культуры / С.К. Городилин – Гродно, 1996. – 716 с.
  9. Евсеев Ю.И.,  Физическая культура / Ю.И. Евсеев. – Ростов Н/д: Феникс, 2002. – 384 с.
  10. Лукьяненко В.П.,  Физическая культура: Основы знаний. Учебное пособие / В.П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт, 2003. – 224 с.
  11. Основы теории и методики физической культуры: В.М. Выдрин, А.А. Гужаловский, В.Н. Кряж и др. / Под ред. А.А. Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 351 с.;
  12. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курямшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.;
  13. Еншин М.М.,   Социология физической культуры и спорта / М.М. Еншин. – Мн.: 1995, – 273 с.;
  14. Морозов В.И.,  Социология физической культуры и спорта / В.И. Морозов. – Мн.: 1989, – 63 с.;
  15. Социология физической культуры и спорта: Сост. С.Т. Кавецкий, Е.В. Скакун. – Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2003. – 29 с.;
  16. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.;
  17. Классическая теория физической культуры / С.Д. Бойченко. – Мн.: Лазурок, 2002. – 312 с.;
  18. ЛубышеваЛ.И.,  Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. – М.: 1992. – 526 с.

 


Информация о работе Физическая культура, её формы и функции