Физическая культура в первобытном и рабовладельческом обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 13:08, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - необходимость охарактеризовать процесс развития физической культуры на протяжении первобытного и рабовладельческого общества.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
Рассмотреть теории возникновения физической культуры
Проследить за развитием физической культуры в первобытнообщинном строе
Сравнить спартанскую и афинскую системы физического воспитания
Определить роль Олимпийских игр в рабовладельческом обществе
Рассмотреть физическую культуру в Древнем Риме

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 5
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРВОБЫТНООБЩИННОМ СТРОЕ 8
Роль охоты в развитии физической культуры 8
Игры как древнейшая форма физического воспитания 8
Возникновение физических упражнений 10
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ 12
Спартанская система физического воспитания 14
Афинская система физического воспитания 16
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ 18
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ДРЕВНЕМ РИМЕ 22
Римские игры 22
Гладиаторские бои 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Вложенные файлы: 1 файл

физическая культура.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Центром олимпийского мира древности был священный округ  Зевса в Олимпии, роща вдоль реки Алфей при впадении в нее ручья  Кладей. В этом прекрасно городке Эллады почти триста раз устраивались традиционные общегреческие состязания в честь бога-громовержца. Своей поныне сохранившейся славой Олимпия всецело обязана Олимпийским играм.

Дни олимпийских торжеств - дни всеобщего мира. Для древних эллинов игры были инструментом мира, облегчавшим переговоры между городами, способствовавшим взаимопонимания и связи между государствами.

 Олимпиады возвеличивали  человека, ибо Олимпиады отражали  мировоззрение, краеугольным камнем  которого были культ совершенства духа и тела, идеализация гармонично развитого человека-мыслителя и атлета. Олимпионику, победителю игр, соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги, в их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.

Отличительной особенностью древних греков был агон, т.е. состязательное начало. Знатные аристократы в поэмах Гомера состязаются в силе, ловкости и упорстве, победа приносит славу и почет, а не материальные блага. Постепенно в обществе утверждается идея о победе в состязании как высшей ценности, прославляющей победителя и приносящей ему почет и уважение в обществе. Формирование представлений об агоне дало начало различным играм, носившим аристократический характер (участвовать в играх рабы, полусвободные и иноземцы не могли). Древнейшими и самыми важными были игры впервые устроенные в 776г.до н.э. в честь Зевса Олимпийского и с тех пор повторявшиеся каждые четыре года (метом проведения была Олимпия в Пелопоннесе). Вначале олимпийский праздник проводился в течение одного дня. Постепенно, программа его расширялась, и длительность его увеличилась до 5 дней. Наградой победителю была лишь оливковая ветвь. Атлет, трижды одержавший победу в играх, получал право на установку своей статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского. Атлеты состязались в беге, кулачной борьбе, гонках на колесницах. Позже к олимпийским играм добавились Пифийские игры в Дельфах (в честь Аполлона) - награда - лавровый венок, Истмийские (в честь бога Посейдона) на Коринфском перешейке, где наградой был венок из сосновых веток, и, наконец, Немейские игры (в честь Зевса). Участники всех игр выступали нагими, поэтому женщинам под страхом смертной казни запрещалось присутствовать на играх (в Спарте нагими выступали и юноши и девушки). Прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческого искусства.

 Программа игр представляла:

Бег на короткую дистанцию  в один стадий (192,27 м), С 724 г. до н.э. добавили бег на дистанцию в 2 стадия (384,54 м).

В 720 г. до н.э. была введена длинная дистанция - круг длиной в стадий (стадион) надо было пробежать 24 раза (4614 м).

С 708 г.  до н.э. - пятиборье (пентатлон): прыжки, бег, метание диска, метание копья (дротика), борьба;

С 688 г. до н.э. - кулачный бой;

С680 г. до н.э. - состязания на колесницах, запряженных четверкой лошадей; в середине VII в. до н.э. добавился панкратий - борьба, в которой были разрешены любые приемы.

В 632 г. до н.э. допустили  молодежь на соревнования по бегу, борьбе, кулачному бою. Впоследствии - гонки воинов в полном вооружении на колесницах с парой лошадей, скачки на жеребятах.

 Каждые Олимпийские  игры превращались в праздник  для народа, своего рода конгресс  для правителей и философов,  конкурс для скульпторов и  поэтов.

Во время летнего  солнцестояния участники соревнований и организаторы, паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии. Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от городов и народов.

Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее  и доставки его к месту проведения состязаний.

Среди олимпийских ритуалов особой эмоциональностью окрашена церемония зажжения огня в Олимпии и доставки его на главную арену игр. Это одна из традиций современного Олимпийского движения. За волнующим путешествием огня через страны, и даже  иногда - континенты, с помощью телевидения могут наблюдать миллионы людей.

Впервые олимпийское  пламя вспыхнуло на Амстердамском  стадионе в первый день игр 1928 года. Это бесспорный факт. Однако до последнего времени большинство исследователей в области олимпийской истории  не находят подтверждения тому, что  этот огонь был доставлен, как велит традиция, эстафетой из Олимпии.

Начало факельным эстафетам, доставлявшим огонь из Олимпии в  город летней Олимпиады, было положено в 1936 г. С тех пор церемонии  открытия Олимпийских игр обогатились  волнующим зрелищем зажжения на главном олимпийском стадионе огня от факела, пронесенного эстафетой. Бег факелоносцев - торжественный пролог Игр в течение более четырех десятилетий. 20 июня 1936 г. в Олимпии был зажжен огонь, совершивший затем 3075 километровый путь по дороге Греции, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Германии. А в 1948 г. факел впервые совершил морское путешествие.

Рабовладельческая Греция прекратила свое существование в 146 г. н. э. попав под римское владычество. Олимпийские игры были запрещены  лишь в 394 г. н. э. византийским императором Феодосием. Император принял христианство и решил искоренить антихристианские игры, прославляющие языческих богов. И полторы тысячи лет игры не проводились.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическая культура в Древнем Риме

 

Система физического  воспитания в Древнем Риме сформировалась в соответствии с задачами укрепления мощи рабовладельческой армии. Каждый свободный и полноправный гражданин  должен был готовить себя к военной  службе. В отличие от Древней Греции, где для решения этих задач были созданы специальные воспитательные учреждения, в Древнем Риме воспитание сохраняло домашний характер. До вступления в армию римские юноши воспитывались в семье под руководством отца. Средствами их физического воспитания были многочисленные народные игры, упражнения в беге, метаниях, борьбе, фехтовании, верховой езде. В 16-17 лет римские юноши вступали в армию, где на протяжении многих лет в условиях походно-лагерной обстановки они проходили строго организованную военную и физическую подготовку.

Традиционные в Древнем  Риме были троянские игры, заключавшиеся  в состязаниях всадников по запутанным ходам – лабиринтам.

С раннего времени  различные празднества и представления  играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников.

В VI в. до н. э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представлений был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.

Самым ранним римским  гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают Плебейские игры. В конце III - начале II в. до н. э. были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов - Мегаленские игры, а также флоралии - в честь богини Флоры. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата.

Игры длились от 14 - 15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6 - 7 дней (флоралии). Общая продолжительность  всех праздничных дней этих игр (ординарных) достигла 76 дней в году.

Каждое празднество состояло из нескольких отделений: 1) торжественное шествие во главе с магистратом-устроителем игр, называвшееся помпой, 2) непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т. д., 3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов. Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег. Например, на проведение Римских игр было выделено в середине I в. до н. э. 760 тыс. сестерций, Плебейских игр - 600 тыс., Аполлоновых -З80тыс. Как правило, денег, выданных из казны, не хватало и отвечающие за устройство игр магистраты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную сумму.

Во 2 в. до н. э. одним из наиболее кровавых нововведений в организацию зрелищ и празднеств были гладиаторские бои. В специальных школах под руководством опытных инструкторов рабы осваивали фехтование на различных видах оружия.

 Гладиаторские бои  устраивались в этрусских городах  еще с VI в. до н. э. От  этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет.

В 105 г. до н. э. гладиаторские  бои были объявлены частью публичных  зрелищ и об их устройстве стали  заботиться магистраты. Наряду с магистратами имели право давать бои и частные  лица. Дать представление гладиаторского боя - значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность. А так как желающих получить магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. На арену уже выводят по несколько десятков и даже сотен пар гладиаторов стоимостью в несколько сот тысяч сестерций. Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех италийских, а позже и в провинциальных городах. Они были настолько популярны, что римские архитекторы создали специальный, ранее не известный тип здания - амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои и травля зверей. Амфитеатры были рассчитаны на несколько десятков тысяч зрителей и в несколько раз превышали вместимость театральных зданий.

Число представлений, как частных, так и публичных, в Риме и других городах и их продолжительность постоянно увеличивались, а их значение все более и более росло. В конце Республики магистраты и государственные деятели считали проведение публичных представлений важной частью их государственной деятельности. В условиях аристократической республики, где вся власть была сосредоточена в руках узкой верхушки класса рабовладельцев, правящая группировка считала устройство публичных представлений одним из средств, способствующих отвлечению широких масс римского гражданства от активной государственной деятельности. Неудивительно, что рост публичных представлений сопровождался упадком значения народных собраний и их политической роли.

Римские правящие круги  прилагали немало усилий, чтобы организовать атлетические состязания по греческому образцу. Однако все попытки были неудачны. Только попытка Димициана, учредившего в 86 г. н. э. Капитолийские игры  увенчались успехом. Эти игры просуществовали до конца Римской империи.

Таким образом, физическое воспитание в рабовладельческом государстве носило классовый характер, и было направлено на подготовку господствующего класса к войне.

А как же обстояло дело в древних государствах с проблемой  «движение – питание - здоровье»? На этот вопрос могут ответить литературные и документальные источники, дошедшие до наших дней. Уже в то время Аристотель писал: «Ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие».

Нарушение режима питания  и движения обнаруживались даже среди  молодых спартанских воинов. К начинающим тучнеть спартанцам Ликург применял назидательную порку на глазах сограждан.

Эпитафией людям, погибшим не на поле боя, а из-за обжорства  и безделья, звучат слова Феогнида: «Сытость чрезмерная больше людей погубила, чем голод…».

Больше всего нарушителей  диеты было в Древнем Риме, в  котором праздность, безделье –  достигло небывалого масштаба, что  отразилось в высказываниях врачей и поэтов того времени. Так, Катулл пишет: «От безделья царств и царей, счастливых много погибло», а Овидий (16 в н.э.) предупреждает «смотри, как разрушается от безделья ленивое тело, как портится в озере без движения вода».

Римский врач Ав Корнелий Цельз в трактате «О медицине»  пишет: «Чаще заниматься физическими  упражнениями, так как праздность расслабляет тело, а труд укрепляет его, первое приносит преждевременную старость, второе – продолжительную молодость». Цельз предупреждает своих сограждан: «Если кто-нибудь стал полнее красивее и более цветущим, он должен подозрительно относится к своему благополучию». Эти слова являются актуальными и по сей день.

 

 

 

Заключение

 

В своей  работе я рассказала о развитии физической культуры и  спорта в разные времена. И отношение  к спорту в эти периоды было очень разное. Мы видим, что в первобытном  обществе люди, физическую культуру расценивают как обыденность жизни, повседневный быт. Спорт у них это и охота, и рыбная ловля, и определённые игры, которые сначала носили символический характер. И лишь потом со временем, стали носить состязательный. Несмотря на свой примитивный характер, первобытная физическая культура играла существенную роль в формирование физических и умственных качеств человека, воспитание привычек к организованным действиям.

Информация о работе Физическая культура в первобытном и рабовладельческом обществе