Физическая культура (ФК), ее сущность и строение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 15:49, реферат

Краткое описание

Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, связанная с активной двигательной деятельностью. По определению доктора педагогических наук А.А. Гужаловского, ФК - область деятельности, которая удовлетворяет потребности общества по созданию физической готовности людей к различным формам деятельности. Профессор В.Н.Выдрин характеризует ФК как часть (подсистему) общей культуры человечества, которая является творческой деятельностью по освоению и созданию новых ценностей в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей. Цель ее - воспроизводство человека специфическими средствами; причина развития - социальные потребности.

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ СПОРТА.docx

— 167.22 Кб (Скачать файл)

1. Физическая культура (ФК), ее сущность  и строение

В общечеловеческой культуре можно выделить целый ряд  ее составляющих: политическую и правовую культуру, экономическую, физическую, гуманитарную, искусство и др. Каждая культура имеет свою науку, сферу  деятельности, свои институты управления и подготовки кадров. Физическая культура исторически первородная: у ее истоков  лежит потребность организма  человека в движении и обеспечение  условий жизни.

Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, связанная с активной двигательной деятельностью. По определению доктора  педагогических наук А.А. Гужаловского, ФК - область деятельности, которая удовлетворяет потребности общества по созданию физической готовности людей к различным формам деятельности. Профессор В.Н.Выдрин характеризует ФК как часть (подсистему) общей культуры человечества, которая является творческой деятельностью по освоению и созданию новых ценностей в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей. Цель ее - воспроизводство человека специфическими средствами; причина развития - социальные потребности.

Некоторые авторы (В.М. Выдрин, Б.А. Ашмарин) выделяют две стороны ФК: функционально-обеспечивающую (совокупность материальных и духовных ценностей, активную деятельность людей) и результативную (уровень физической подготовленности членов общества к различным видам деятельности, достигнутый уровень здоровья и уровень внедрения ФК в жизни и быт людей).

Строение физической культуры - это отношение друг к  другу форм ее существования, которое  проявляется в их взаимосвязи  и единстве. Оно обусловлено составом компонентов индивидуального развития:

Таким образом, физическая культура - это исторически сложившаяся  деятельная совокупность условий, средств, методов и результатов физического  совершенствования людей. Физическое совершенство - оптимальная мера физической подготовленности и гармонического физического развития, которая соответствует  требованиям трудовой и других видов  деятельности. Как и культура в  целом, ФК является результатом созидательной, творческой деятельности человека и  общества. Она не остается неизменной: на различных этапах исторического  развития она изменяется в зависимости  от условий, предоставляемых для  ее развития той или иной общественно-экономической  формацией. Одновременно она наследует  непреходящие культурные ценности предшествующих этапов, научные знания о закономерностях  физического развития организма, эффективные  средства и методы ФВ, материально-технические  и эстетические ценности.

Физическая культура не только решает задачи физического  совершенствования, она связана  и с такими социальными сторонами  жизни общества, как политика, экономика, образ жизни. Физическая культура оказывает  большое воздействие на духовный мир людей: удовлетворяет их потребность  в общении, эмоциях, играх и развлечениях, самоутверждении, т.е. влияет на формирование личности и мировоззрения человека.

Физическая культура связана с культурой общества в целом за счет единства их происхождения  и роли в формировании человека, воспроизводстве его способностей, а также за счет влияния всех частей культуры. На длительном пути развития содержание и формы ФК постепенно дифференцировались применительно к различным сферам общественной жизнедеятельности.

2. Функции физической культуры

Термин «функция»  связан с понятием «функционировать», т.е. действовать, находиться в действии или воздействовать, производя определенный эффект. Функции Ф К - это объективно присущие ей свойства воздействовать на человека или человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества. В функциях раскрывается содержание физической культуры и ее значение как для человека, так и для общества.

Чтобы правильно  понять функции физической культуры, следует помнить, что вся культура в целом представляет собой преобразовательную (активную) деятельность. Преобразовательная деятельность осуществляется по отношению  к природе (строительство открытых бассейнов, баз, гребных каналов  и т.п.), к обществу (организация  и управление ФК), а также происходит физическое и духовное преобразование самого человека (изменение форм и  функций человеческого организма  под воздействием применения научно обоснованных, целенаправленных физических упражнений).

Специфические функции - это те, в которых выражаются особенности, отсутствующие у других сторон культуры. К ним относятся:

- специально-образовательные;

- прикладные,

- развивающие, 

- спортивные,

- рекреативные,

- реабилитационные.

Специально-образовательные  функции выражены при использовании  физической культуры в общей системе  образования для формирования фонда  двигательных навыков и умений и  связанных с ними знаний;

- развивающие функции  выражены в расширении функциональных  возможностей организма, воспитании  физических качеств при регулярных занятиях физическими упражнениями;

- прикладные функции  выражены при использовании физической  культуры в системе специальной  подготовки к труду в качестве  фактора профессионально-прикладной  физической подготовки;

- спортивные функции  выражены в области спорта  высших достижений. Они заключаются  в реализации функциональных  физических возможностей человека  и достижении максимальных результатов  при занятиях спортом, формировании  спортивных достижений;

- рекреативные  функции выражены при использовании  средств физической культуры  при организации досуга для  повышения дееспособности организма;

- реабилитационные - для восстановления утраченных  функциональных возможностей (использование  физической культуры в лечебных  целях).

Современные исследовательские  данные показывают, что гиподинамия  охватила все слои населения, в том  числе и детей. Ее влияние выразилось в резком росте сердечно-сосудистых, респираторных заболеваний, в интенсивном увеличении массы тела и других отклонениях. В связи с этим необходимо повысить физическую активность людей.

Общекультурные  функции присущи как физической культуре, так и другим видам общечеловеческой культуры, они включают социальные, политические и духовные функции.

базовый физический культура пономарев

3. Формы физической культуры

Под формами подразумевают  виды и разновидности физической культуры. Видами называют более крупные  сочетания элементов ФК; разновидностями - менее крупные формы (военно-прикладная). Функции связаны с формами физической культуры, на основе которых они проявляются. Их всегда нужно рассматривать в неразрывной связи, т.к. формы и функции не существуют изолировано друг от друга. Вся совокупность видов и разновидностей характеризует общую структуру физической культуры как целостного социального явления.

В зависимости от цели использования ФК можно определить ее основные направления:

- общеподготовительное (оздоровительное) направление;

- специализированное (спортивное, лечебное, профессионально-прикладное) направление.

Основными формами  физической культуры являются:

1. Базовая.

2. Спорт.

3. Профессионально-прикладная.

4. Оздоровительно-реабилитационная.

5. Фоновая.

Базовая физическая культура. Цель - формирование основного  фонда двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей (ОФП). Это основной вид физической культуры. Ведущая разновидность - школьная ФК. Она обеспечивает достижение среднего общественно необходимого уровня физического  развития и физической подготовленности.

Спорт. Цель: достижение возможно высокого результата в принятых критериях времени, расстояния, веса, в баллах и др. Разновидности: массовый (любительский) спорт и спорт высших достижений (профессиональный).

Любительский спорт  обеспечивает достижения массового  уровня. Профессиональный спорт доступен небольшой части людей и обеспечивает движение высших показателей в данном виде спорта. Так, рекорд - эталон максимальных возможностей организма.

Профессионально-прикладная физическая культура создает предпосылки  для успешного освоения специальности (развитие профессиональных способностей), оптимизации профессиональной деятельности и ее воздействия на организм. Ее разновидности: собственно профессионально-прикладная и военно-прикладная. Формы организации  на производстве: вводная гимнастика, физпауза, физминутка, реабилитационные упражнения, в армии - физическая подготовка.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура использует физические упражнения как средство снятия патологии, восстановления работоспособности (ЛФК). Другая разновидность - спортивно-реабилитационная - средство восстановления временного снижения работоспособности или  последствий травм.

Фоновая физическая культура относится в первому направлению. Разновидности: гигиеническая, кондиционная тренировки. Формы организации: утренняя гигиеническая зарядка, прогулки и игры в режиме дня, рекреативные в режиме расширенного отдыха трудящихся (туризм, охота, физкультурно-спортивные развлечения), группы общей физической подготовки, клубы по интересам и т.п. Компонент здорового образа жизни.

Можно также выделить театрализованные формы, связанные  с физической культурой: физкультурные  парады, праздники, показательные выступления, произведения живописи, графики, ваяния и архитектуры.

В концепции развития физической культуры определено:

- формировать потребности  людей в физическом совершенствовании.  (С раннего возраста в дошкольных учреждениях должен быть руководитель физического воспитания. С учащимися увеличить объем внеучебной работы, с трудящимися развивать прогрессивные формы занятий - семейные и др. до 5-6 часов в неделю);

- повысить эффективность  занятий (гуманизация с учетом индивидуальных способностей);

- совершенствовать  управление физическим воспитанием  (разграничить управление массовым  спортом, с одной стороны, и  спортом высших достижений, с  другой. Усилия, средства и базу добровольных спортивных обществ сосредоточить на развитии физической культуры и спорта);

- развитие материальной  базы (привести в соответствие  с нормативами);

- обеспечить повышение  квалификации специалистов (улучшить  подготовку кадров, повышение квалификации  проводить в течение 5 лет);

- содействовать  развитию науки (прикладные и  фундаментальные исследования);

- улучшить пропаганду  физической культуры.

Особенности физической культуры в новых условиях хозяйствования:

- расширение сферы  платных услуг;

- введение новых  форм социальной организации  физического воспитания;

- стимулирование  активно занимающихся физическими упражнениями (например, материальное поощрение на производстве);

- уменьшение финансирования  физической культуры и спорта.

_________________________________________________________________________________

 

 

Основные понятия физической культуры. 
 
Физическая культура - специфическая часть общей культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья и повышение его уровня, всестороннее развитие физических способностей народа и использование их в повседневной жизни людей. 
 
Спорт - специфическая форма культуры, одна из сторон культурной деятельности общества: действенное средство и метод укрепления здоровья и повышения его уровня, развитие волевых качеств, нравственного и эстетического воспитания, повышения уровня общей культуры, расширение интернациональных связей, культурного сотрудничества, упрочнение мира и дружбы между народами. Спорт исторически сложился в форме соревновательной деятельности, системы состязаний и спортивной специальной подготовки к ним как способ сопоставления и совершенствования человека. Своими результатами спорт служит целям дальнейшего развития общества, более успешному осуществлению экономических и культурных задач. Всеобщий признак спорта - соревновательное начало. Они способствуют наиболее полному проявлению и развитию физических сил, воспитанию нравственных качеств. Внутреннюю сущность спорта как массового социального явления, специфическую форму его социального движения составляет система спортивных соревнований. Она представляет собой социально- обусловленную упорядоченность в планировании, организации и проведении спортивных соревнований на основе определенных принципов и прогрессивных традиций. 
 
Физическое воспитание - педагогический процесс, специфика которого заключается в обучении движениям и воспитании физических качеств человека. В прикладном отношении физическое воспитание представляет собой процесс физической подготовки человека к социально - обусловленной деятельности (трудовой, военной и т.д.) в единстве с другими видами воспитания. И при достаточных социальных условиях физическое воспитание может приобретать значение одного из основных факторов всестороннего развития личности. 
 
Физическое воспитание - вечная категория. Оно существует со времени возникновения человеческого общества, и будет существовать в дальнейшем как одно из необходимых условий общественною производства и жизни человека. Наряду с термином «физическое воспитание» применяют термин «физическая подготовка», которым пользуются тогда когда хотят подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности, требующей физической подготовленности. Последнее есть результат физподготовки, воплощенной в достигнутой работоспособности и в сформированных двигательных навыках, необходимых в определенной деятельности, либо способствующие ее освоению. Различают общую и специальную физическую подготовку. 
 
Общая физическая подготовка представляет собой неспециализированный процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на то, чтобы создать широкие общие предпосылки успеха в самых различных видах деятельности (либо в некоторых из них). 
 
Специальная физическая подготовка - это разновидность физического воспитания, специализированного применительно к особенностям какой-либо деятельности (профессиональной, спортивной и т.д.), избранной в качестве объекта углубленной специализации. 
 
Если физическое воспитание осуществляется систематически на протяжении основных этапов онтогенеза, оно играет роль одного из решающих факторов всего процесса физического развития индивида- личности. 
 
Физическое развитие - процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его индивидуальной и общественной жизни. Физическое развитие каждого человека зависит от условий жизни и воспитания; первостепенная роль здесь принадлежит труду и правильному физическому воспитанию с момента рождения человека. 
 
Признаками, характеризующими физическое развитие, являются: вес (масса тела), рост, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и др., а также, степень развития физических качеств, способностей и функциональных возможностей человека. 
 
Физическое совершенство - исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела и в других сферах общественной жизни, обеспечивающей на долгие годы высокую работоспособность человека. Конкретные признаки и показатели физического совершенства определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе и поэтому меняются по мере развития общества. Главная функция физической культуры состоит в удовлетворении потребностей общества в физической подготовке людей к участию в производстве. С начальных этапов развития человеческого общества физические упражнения использовались как одно из активнейших средств подготовки человека к трудовой и военной деятельности и имели значение в его приспособлении к постоянно усложнявшимся формам труда. В процессе физического воспитания обеспечивается соответствующий уровень здоровья членов общества, запас жизненно важных двигательных навыков и необходимых физических качеств: силы, выносливости, быстроты и др., - что позволяет быстрее и лучше осваивать новые профессии, овладевать современной техникой, более интенсивно трудиться, повышать производительность труда. 
 
Известно, что хорошо подготовленный человек, сильный, выносливый, ловкий и быстрый, владеющий разнообразными двигательными умениями и навыками, быстрее и успешнее освоит новую профессию, чем слабый, физически неподготовленный человек. 
 
Велико значение физической культуры и спорта в профессионально-прикладной подготовке, с помощью которой развиваются физические качества и двигательные навыки, особенно значимые для определенной профессиональной деятельности. В обществе нет других средств, кроме физической культуры и спорта, с помощью которых можно было бы готовить к производству физически развитых людей. Регулярные занятия определенными видами спорта и физическими упражнениями, правильное их использование в режиме обучения, способствуют умственной работоспособности студентов, совершенствования ряда необходимых им качеств - глубины мышления, комбинаторных способностей, оперативной, зрительной, слуховой памяти, сенсорных реакций. 
 
Физическая культура и спорт необходимы для всех людей, а не только для тех профессий, в которых нужна особая физическая сила или особые умственные усилия еще и потому, что современные условия жизни приводят к неуклонному снижению двигательной активности человека. Л пониженная двигательная активность влечет за собой физическую растренировку человека, которая приводит к снижению умственной и физической работоспособности, сопротивляемости организма человека различного роду заболеваниям. В процессе занятиями физической культурой и спортом осуществляется умственное развитие обучающихся, которое имеет две стороны образовательную и воспитательную. 
 
Образовательная сторона - связана с вооружением специальными знаниями, воспитательная - с развитием умственных качеств занимающихся, таких как восприятие, наблюдательность, память, внимание, уровень и устойчивость умственной работоспособности. На занятиях по физической культуре занимающиеся приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, получают сведения о целесообразном использовании приобретенных навыков и умений в жизни и трудовой деятельности, усваивают правила закаливания организма, личной гигиены и т.д., что положительно влияет на их умственное развитие. 
 
Систематические занятия физической культурой и спортом играют заметную роль в повышении умственной работоспособности. Освоение современных учебных программ, например, для студентов ВУЗов сопряжено со значительным нервно- психическим напряжением. Высокий уровень физической подготовки является одним из важных факторов, обеспечивающих устойчивость умственной работоспособности в течение всего учебного года. Подмечено также, что такие показатели, как объемы внимания, памяти, количество мыслительных операций у недостаточно физически подготовленных студентов значительно снижаются. 
 
Человек, занимающийся физической культурой и спортом постоянно сталкивается с проявлением прекрасного. Под влиянием физических упражнений формы тела развиваются гармонично, движения и действия человека становятся более изящными, экономичными, красивыми. Важно еще и то, что современные занятия физической культурой и спортом сопровождаются музыкой. Добиваясь физического совершенства, красоты движений, человек сам учится создавать прекрасное. Широко известно высказывание Гегеля о том, что греки преобразовывали себя в прекрасные формы, а затем объективно выражали их в произведениях искусства. Многие люди приобщаются к спорту не только потому, что они руководствуются определенными утилитарными целями, - укрепить здоровье, установить рекорды и т.д. В значительной степени их привлекает возможность получить эстетическое удовольствие от занятий, от возможности постоянно созерцать прекрасное и создавать его в виде совершенных по красоте движений, грациозного до виртуозности владения своим телом. Основным показателем физического совершенства человека является его здоровье, т.е. такое состояние организма человека, которое обеспечивает полноценное выполнение им всех жизненных функций и форм деятельности в тех или иных конкретных условиях. Физическое состояние зависит от многих факторов, как естественных (наследственных, климатических условий и т.д.), так и от социально обусловленных (условия жизни, производственная практика и др.). Физическое развитие человека -социально управляемый процесс. В частности, с помощью соответственным образом организованных мероприятий с использованием физических упражнений, режима труда и отдыха, рационального питания можно в широком диапазоне изменять показатели физического развития и функциональную физическую подготовленность организма, направленно совершенствовать регуляторные функции нервной системы, увеличивать функциональные возможности сердечно - сосудистой и дыхательной систем. 
 
Физические упражнения - улучшают течение компенсаторно-приспособительных реакций организма при старение, способствуют продлению жизни и творческой активности человека. При решениях любых специальных задач физического воспитания обязательно должно оставаться достижение оздоровительного эффекта. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте руководство физическим воспитанием в высшей школе осуществляют государственные органы управления высшим образованием, управления высших учебных заведений министерств и ведомств. Физическая культура представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего срока обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общественных ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач: - понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовка ее к профессиональной деятельности; 
 
- знание научно - практических основ физической культуры и здорового образажизни; 
 
- формирование мотивационно - ценностного отношения к физической культуре с ориентацией на здоровый образ жизни, физическое совершенствование и самовоспитание, воспитание потребностей в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; 
 
- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре; 
 
- обеспечение общей и профессионально - прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии; 
 
- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. 
 
Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной классификации, а так же с учетом условий труда предстоящей профессиональной деятельности.

3.  Основные направления оздоровительной физической культуры и их характеристика.  
 
В системе оздоровительной физической культуры выделяют следующие основные направления: оздоровительно-рекреативное, оздоровительно-реабилитационное, спортивно-реабилитационное, гигиеническое.  
 
Оздоровительно-рекреативная физическая культура — это отдых, восстановление сил с помощью средств физического воспитания (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охота, физкультурно-спортивные развлечения). Термин рекреация (от лат. recreatio 
) означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, тренировочных занятий или соревнований. Чтобы оттенить специфический смысл этого термина в сфере физической культуры, часто говорят «физическая рекреация». 
 
         В современном обществе основные функции физической рекреации сводятся к следующему (Ю.Е. Рыжкин, 1999):  
 
—  социально-генетическая (механизм усвоения социально-исторического опыта);  
 
— творчески-атрибутивная (позволяет ее рассматривать в развитии и совершенствовании);  
 
— системно-функциональная (раскрывающая физическую рекреацию как функцию конкретной социальной системы);  
 
— аксиологическая (ценностно-ориентировочная);  
 
—  коммуникативная (важное средство неформального общения людей).  
 
Основными видами физической рекреации являются туризм (пеший, водный, велосипедный), пешие и лыжные прогулки, купание, всевозможные массовые игры: волейбол, теннис, городки, бадминтон, рыбная ловля, охота и др.  
 
По количеству занимающихся рекреационные занятия могут быть индивидуальными и групповыми (семья, группа по интересам и т.д.).  
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура — это специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Применение отдельных форм движений и двигательных режимов с этой целью началось, судя по историческим сведениям, еще в древней медицине и к настоящему времени прочно вошло в систему здравоохранения преимущественно в виде лечебной физической культуры.  
 
Общее представление о лечении с помощью физических упражнений основывается на факте оздоровления организма, обусловленного улучшением циркуляции крови и снабжением кислородом, как больных, так и здоровых тканей, повышением мышечного тонуса, сокращением жировых запасов и т.д. В зависимости от возрастной градации людей восстановление происходит в одних случаях за счет нормализации функций и систем организма, в других — за счет преимущественного развития компенсаторных реакций.  
 
В оздоровительно-реабилитационной физической культуре значительно возрастает роль таких методических принципов, как принцип индивидуализации и постепенного повышения нагрузок.  
 
Оздоровительно-реабилитационное направление в нашей стране представлено в основном тремя формами:  
 
1)  группы ЛФК при диспансерах, больницах;  
 
2)  группы здоровья в коллективах физической культуры, на физкультурно-спортивных базах и т.д.;  
 
3)  самостоятельные занятия.  
 
Специфика работы в группах ЛФК рассматривается в соответствующих разделах предмета «Лечебная физическая культура». В рамках ЛФК широко используются лечебная гимнастика, дозированные ходьба, бег, прогулки на лыжах и т.п. Определены двигательные режимы (щадящий, тонизирующий, тренирующий), разработаны организационно-методические формы занятий (урочные, индивидуальные, групповые).  
 
Занятия в группах здоровья носят как общеоздоровительный характер для лиц, не имеющих серьезных отклонений в состоянии здоровья, а также специально направленный характер с учетом специфики заболевания.  
 
Основными средствами занятий являются легкодозируемые по нагрузке упражнения основной гимнастики, плавания, легкой атлетики. Лучший оздоровительный и тонизирующий эффект достигается при комплексном использовании упражнений, желательно разнообразных.  
 
Занятия проводятся по специально разработанным программам под руководством методиста и наблюдением врача.  
 
Индивидуальные занятия реабилитационного типа могут также носить как общеоздоровительный, так и специально направленный характер, укрепляющие наиболее слабые функции и системы организма. Например, при функциональных нарушениях сердечно-сосудистой и дыхательной систем целесообразно широко использовать физические упражнения аэробного характера.  
 
При самостоятельных занятиях, без непосредственного медицинского контроля максимальная ЧСС во время нагрузок не должна превышать 130 уд./мин для людей моложе 50 лет и 120 уд./мин для лиц старше 50 лет (Н.Амосов и др., 1975).  
 
Оздоровительно-реабилитационная культура играет существенную роль и в системе научной организации труда. Проведение профилактических мероприятий в физкультурно-оздоровительных центрах позволяет устранять стрессовые явления и негативные последствия, возникающие вследствие физического и психического перенапряжения на производстве и современных условий жизни. В комплекс профилактических мероприятий входят различные восстановительные упражнения, применяемые в режиме и после рабочего дня, массаж, баня, психорегулирующие и другие средства. 
Большую роль в системе подготовки спортсмена играет спортивно-реабилитационная физическая культура. Она направлена на восстановление функциональных и приспособительных возможностей организма после длительных периодов напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий спортивных травм.  
Гигиеническая физическая культура — это различные формы физической культуры, включенные в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками). Ее основная функция — оперативная оптимизация текущего функционального состояния организма в рамках повседневного быта и расширенного отдыха.

Информация о работе Физическая культура (ФК), ее сущность и строение