Утомление и восстановление при физической и умственной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 01:17, контрольная работа

Краткое описание

Изложение в одной работе двух в значительной мере самостоятельных и достаточно разноплановых проблем - утомления и восстановления имеет определенное теоретическое и прикладное обоснование. И тот и другой физиологический процесс лежит в основе работоспособности человека, что, прежде всего, требует приведение условий труда и отдыха в соответствие с психофизиологическими возможностями любого специалиста.
Утомление и восстановление представляют собой своеобразные функциональные состояния организма и характеризуются рядом общих физиологических закономерностей. Механизмы развития этих процессов имеют сложный и во многом сходный генез, зависят от индивидуальных особенностей человека, характера его деятельности, уровня профессиональной подготовки, а их регуляция осуществляется как нервным, так и гуморальным путем.

Содержание

Введение 3
1. Понятие утомления. Его симптомы 5
2. Виды и фазы утомления 11
3. Схема процесса восстановления. Критерии восстановления 17
Заключение 24
Список использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

Физическая Культура.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

 

Состояние переутомления делится на три стадии в зависимости от степени выраженности и глубины патологических явлений. Самая легкая стадия – первая, а самая тяжелая, соответственно, третья.

В I стадию переутомления присутствуют только субъективные признаки, при этом глубоких нарушений, которые проявляются объективными симптомами, нет. В основном люди жалуются на плохой сон – трудности при засыпании, частые ночные пробуждения и отсутствие восстановления сил после ночного отдыха, но также характерно отсутствие аппетита. В данном состоянии организм плохо переносит любые психические и физические нагрузки. Важно выявить состояние переутомления, которое можно вылечить на I стадии без каких-либо осложнений и последствий.

Состояние переутомления II стадии характеризуется наличием субъективных проявлений, которые осложняются объективными симптомами достаточно выраженными, чтобы доставлять серьезный дискомфорт и резко снижать качество жизни. Жалобы обычно полиморфны и многочисленны, поскольку патологические изменения касаются практически всех органов. Распространены жалобы на быструю утомляемость, невозможность «включиться» в работу, тягостные ощущения в сердце, вялость и сонливость, а также нетривиальные ответы организма на физическую активность (например, спазм или дрожание конечностей после небольшого мышечного напряжения). Сон не приносит облегчения, поскольку он прерывается пробуждениями, кошмарами, тягостными сновидениями и т.д.

При этом наблюдается нарушение нормального ритма, что выражается в максимальных всплесках работоспособности в периоды утреннего пробуждения или вечернего отдыха.

Переутомление II стадии характеризуется нарушением нормального обмена веществ, что проявляется сниженной концентрацией сахара в крови и потерей веса. Сердечнососудистая система не переносит нормальной физической нагрузки, и даже в покое может развиваться спонтанное увеличение или уменьшение сокращений сердца. Артериальное давление постоянно меняется, понижаясь и повышаясь также спонтанно. Человек в состоянии переутомления II стадии плохо выглядит, то есть бледен, кожа мраморная, с синяками под глазами, синюшным цветом губ и ногтей.

Сексуальная функция страдает у мужчин и женщин, проявляясь нарушениями менструаций и потенции, а также исчезновением либидо.

Переутомление III стадии является самым тяжелым и проявляется неврастенией, а также крайне плохим самочувствием. Люди страдают повышенной возбудимостью, постоянной усталостью, а также слабостью в сочетании с бессонницей в ночное время и сонливостью в дневные часы. Работа всех органов и систем нарушена. Состояние переутомления II и III стадий необходимо адекватно корригировать, поскольку данные явления выбивают человека из нормальной жизни на длительный промежуток времени.

В зависимости от природы основного провоцирующего фактора, действие которого привело к развитию переутомления, различают два основных типа данной патологии:

1. Физическое переутомление

2. Психическое (нервное) переутомление

Это означает, что переутомление может развиться вследствие чрезмерного действия психоэмоционального фактора или физического.

Физическое переутомление часто развивается у следующих категорий лиц:

  • у спортсменов при нерациональном режиме тренировок;
  • у людей, занятых физическим трудом, выполняемым на пределе человеческих возможностей;
  • у нетренированных людей, которые однократно подверглись сильному физическому напряжению;
  • у людей, которые подвержены адекватным физическим нагрузкам, сочетающимся с неполноценным отдыхом, не позволяющим восстановиться.

В принципе итогом любых физических нагрузок является утомление. Нормальное утомление представляет собой один из эффектов физической работы, который помогает развить работоспособность путем тренировки. Тренировка является великолепным способом развить свои способности, однако необходимо строго дозировать нагрузку, чтобы она соответствовала наступающему после утомлению.

Нервное переутомление тесно связано с физическим, поскольку симптомы, биохимические и физиологические показатели одинаковы, а разнится лишь природа фактора, приведшего к формированию патологического состояния. Нервное переутомление обязательно включает в себя и мышечную усталость. Именно поэтому значительные умственные нагрузки и психическое напряжение приводят к ощущению усталости в мышцах.

Поэтому после напряженного экзамена, лекции или урока люди вялые, усталые, с трудом двигаются, разбитые и т.д. Данное состояние легко преодолеть при помощи отдыха или снижения интенсивности нервного напряжения. Поэтому необходимо чередовать нервную работу и физическую, что обеспечивает некоторое восстановление, позволяющее выдержать нагрузку. Однако такая смена деятельности не заменяет отдых.

Нервное переутомление может проявиться в повышенном возбуждении, которое плохо снимается, а также снижении тактильной чувствительности. Нервное напряжение может быть различным и провоцировать переутомление с разной скоростью. Например, монотонное умственное напряжение (зубрежка, конвейерный труд) быстро вызывает утомление, а творческий процесс, захватывающий воображение, позволяет работать продуктивно длительное время. Тип нервной системы также влияет на скорость утомления – меланхолики и холерики быстрее устают, чем сангвиники и флегматики. Напряженный эмоциональный фон (недоброжелательная обстановка, чувство страха перед задачей и т.д.) также способствует развитию состояния переутомления с высокой скоростью.

Головная боль очень часто является основным признаком нервного переутомления, поскольку накапливаются продукты распада, и развивается сильное кровенаполнение сосудов мозга. Именно притоком крови в мозг при нервном переутомлении обусловлены носовые и ушные кровотечения, а также повышенная температура тела.

Температура объясняется расширением сосудов и приливом большого количества крови в периферическое русло на фоне обескровливания внутренних органов. Состояние переутомления характеризуется резко сниженным иммунитетом (иммунодефицитом). На фоне иммунодефицита обостряются хронические инфекции и присоединяются новые, что также приводит к повышению температуры.

Работа в состоянии переутомления основана только на подстегивании организма как волевом, так и с помощью различных средств. Алкоголь, кофе, чай или сигареты являются довольно распространенными стимуляторами, однако могут принести лишь кратковременный всплеск работоспособности за счет мобилизации резервов с последующим истощением. Длительное время работы под действием стимуляторов приведет к полному расходованию резервов организма, после чего применение данных веществ не будет оказывать желаемого действия. Именно данное состояние является переходом хронической усталости в переутомление.

Отдельного внимания заслуживает вопрос переутомления детей. Вообще дети утомляются быстрее взрослых. Многие дети после начала учебы в школе разительно меняются: вместо веселых, бодрых ребят можно увидеть вялых, апатичных, безразличных индивидуумов, постоянно страдающих головными болями, обмороками, нарушениями сна и т.д. Данное ненормальное состояние может пройти самостоятельно без специального воздействия после привыкания ребенка к новому ритму. Однако некоторые дети не могут привыкнуть к нагрузками, вследствие чего у них наблюдается прогрессирующее ухудшение состояния. Дети раздражительны, невнимательны, апатичны, подвержены скачкам настроения, страдают головными болями, тахикардией, нарушениями сна, галлюцинациями, расстройством внимания, памяти и т.д. Любое воздействие может вызвать совершенно неадекватную реакцию.

Некоторые дети стараются скрыть свое психическое напряжение и научаются определенным правилам поведения в социуме. Однако это только кажущееся благополучие, поскольку расстройства функционирования высшей нервной деятельности (неврозы, эмоциональная лабильность, раздражительность, плаксивость и т.д.) прогрессируют и становятся все более глубокими. Дети страдают переутомлением, поскольку подвергаются длительному воздействию некоего психоэмоционального фактора.

Наиболее частыми причинами развития нервного переутомления у детей являются следующие причины:

  • неприязнь со стороны сверстников;
  • оскорбления со стороны сверстников;
  • ожидание насмешек;
  • состояние уязвлённой гордости;
  • чувство неполноценности, отсталости;
  • страх перед экзаменом, зачетом, контрольной работой и т.д.;
  • страх перед наказанием

Помимо стресса, испытываемого в школе, ребенок может иметь не комфортные психоэмоциональные условия дома, в семье. Некоторые родители применяют воспитательные меры традиционного свойства, то есть такие же, которым были подвергнуты в своем детстве. Такие традиционные формы воспитательного процесса не обязательно являются оптимальными, поскольку якобы «проверены временем». Напротив, одни и те же педагогические ошибки можно настойчиво повторять, ломая психику новых поколений. Поэтому необходимо ознакомиться с различными вариантами воспитательного воздействия и выбрать оптимальные для ребенка, которые будут соответствовать его потребностям и способностям как физическим, так и умственным и эмоционально-ментальным.

Не стоит нагружать ребенка чрезмерным количеством занятий, поскольку его резервы ограничены. Каждодневное посещение музыкальной школы может привести к формированию нервного переутомления по типу патологического возбуждения с переходом в срыв или психоз. Нужно помнить, что переутомление развивается у перегруженных детей, которые выполняют непосильную умственную работу. Максимальное количество часов, посвященных умственной работе, не должно превышать 6 - 8 для детей разного возраста. Не следует заставлять ребенка учить большие объемы, лучше перенесите акцент на развитие внимательности, сообразительности, логики, способности обобщать и делать выводы.

Физическое переутомление у детей практически не встречается, поскольку ребенок инстинктивно перестает активно играть, почувствовав усталость и необходимость отдохнуть. Когда произойдет восстановление, ребенок вновь может играть в подвижные игры и тренироваться с максимальной нагрузкой. Если ребенок занимается спортом, то очень важно подобрать оптимальный режим тренировок, которые обеспечат гармоничное развитие, а не истощение с последующим переутомлением.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Схема процесса восстановления. Критерии восстановления

 

Утомление и последующее восстановление может быть различным и зависит от целого ряда показателей:

  • характер нагрузки;
  • интенсивность работы;
  • объем работы;
  • уровень тренированности;
  • предельные возможности каждого индивидуума;
  • способность быстро «переключаться», в том числе полностью расслабляться на короткий промежуток времени

Период, необходимый для восстановления после нагрузки, может быть разным и длится от минут до суток или недель. Быстрое восстановление свидетельствует о высоких адаптационных возможностях организма, что приводит к тренировке выносливости и результативности при выполнении различной работы. Физические и психические нагрузки в течение некоторого периода времени могут действовать на оргазм в двух противоположных направлениях:

1. Развитие резервов и возможностей с повышением работоспособности

2. Истощение с развитием переутомления 

Истощение организма наступает, если после нагрузки отсутствует адекватное восстановление. Восстановление после нагрузки замедляется с возрастом. Процессы восстановления можно проводить естественным путем или стимулировать их с целью укорочения необходимого временного промежутка. Приемы восстановления после перенесенной нагрузки делятся на несколько групп в зависимости от механизма, времени и условий проведения.

 

Рис. 1. Принципиальная схема восстановления энергетического потенциала функциональной системы после выполнения работы

 

На представленном рисунке видно, что определенном этапе восстановления работоспособности и энергетики их величина оказывается выше исходного значения. Это определяется как суперкомпенсация, т.е. двигаясь, организм восполняет израсходованное. Другими словами, организм старается накопить больше, чем истратил. Таким образом, максимальный объем повторной работы, выполненной в периоде сверх восстановления, может быть выше, чем предыдущий, а суперкомпенсация после повторной работы оказывается на еще более высоком уровне.

На первой фазе суперкомпенсации происходит избыточное накопление массы. Это обусловливает рост и накопление внутренней энергии.

На второй фазе происходит избыточное накопление структурно-энергетических потенциалов, которые увеличивают свободную энергию.

Рассмотрим обстоятельства, которые необходимо учитывать при организации используемых в оздоровлении нагрузок (иммунных, температурных, мышечных и т.д.):

  1. Суперкомпенсация возникает только как эффект утомления. В связи с этим нагрузка должна иметь определенные характеристики объема и интенсивности. Конечно, эти величины должны определяться индивидуально и с учетом состояния организма.
  2. Повышение функциональных возможностей системы возможно лишь при условии постепенного повышения нагрузок. Это обусловлено следующим условием: выполняемая в периоде суперкомпенсации повторная нагрузка, учитывая более высокий уровень энергетических возможностей, даст утомление при более значительных ее величинах.
  3. Между используемыми нагрузками должен быть определенный оптимальный интервал: при его укорочении повторная нагрузка будет приходиться на неполное восстановление – при сохранении такого режима это чревато перенапряжением и переутомлением; если интервал превышает оптимальное время, то повторная нагрузка будет приходиться не на фазу суперкомпенсации с повышенной работоспособностью организма, а на период возвращения его к исходному состоянию, что исключает повышение функциональных возможностей организма.

Информация о работе Утомление и восстановление при физической и умственной работе