Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Многие исследователи отмечают, что состояние здоровья студентов имеет тенденцию к ухудшению, что снижает эффективность учебного процесса и препятствует решению основной задачи высшей школы - подготовки кадров высшей квалификации (Г.И.Куценко, 1992 и др.).

Вложенные файлы: 1 файл

держки из автореферата диссертации.docx

— 33.86 Кб (Скачать файл)

Этапы эксперимента До цикла стимуляции После цикла стимуляции

Группы испытуемых

Показатели

1 2 3

Опытная группа {12 чел.)

до занятий 3,60+0,171 4,14+0,189

после занятий 3,83+0,085 4,54+0,334

^лпч^лпг иоп ГГЧ'ППЧ 1 1 \ "«11 1 . Г'У - — - ■ /

до заняшй 3,74+0,63 С Л1Л.П 10*7 /_У,¿.и 1

после занятий 3.92±0,497 5,66±0,133

Эти данные указывают на сохранение большей уравновешенности нервных процессов у студентов-единоборцев, прошедших курс стимуляции с целью регулирования массы тела, о большей выносливости их нервной системы, и косвенно, об их меньшем утомлении в динамике цикла.

Уровень физиологического тремора /Таблица № 4/ в опытной группе (по данным на начало учебно-тренировочного дня) статистически на протяжении цикла стимуляции не изменился, имелась только тенденция к снижению тремора у опытной группы, а у контрольной группы отмечен значимый сдвиг в сторону его возрастания при Р<0,05. При этом показатель числа касаний (за 15 сек.) вырос на 8,1 касаний. По итоговым данным разница в показателе опытной и контрольной групп была равна 11,6 касаний (при Р<0,01).

По данным после учебно-тренировочного дня следует отметить возросшее число касаний на обоих этапах эксперимента, что показывает степень возникающего утомления нервно-мышечного аппарата. Однако уровень конечного показателя в опытной группе был также лучше, чем в контрольной при Р<0,05.

Таблица 4

Уровень физиологического тремора у студентов-единоборцев в динамике учебного дня и цикла стимуляции посредством БАД направленного действия (кол-во касаний)

Этапы эксперимента До эксперимента После эксперимента

Группы испытуемых

1 2 3

Опытная группа (12 чел.)

В начале учебного дня 29,3+3,40 23,6+2,51

в конце учебного дня 37,4+3,45 34,09+3,0

Контрольная группа (12 чел.)

В начале учебного дня 27,1+2,64 35,2+3,15

в конце учебного дня 42,7+3,45 47,4+3,22

Таким образом, на уровень физиологического тремора, отражающий степень нервно-мышечного утомления организма, прием биокорректоров отразился в положительную сторону.

Быстрота зрительного различения .Таблица Уо 5' во многом пттляжярт учебно-спортивные возможности студентов-единоборцев.

Быстрота зрительного различения студентов-единоборцев в динамике эксперимента с применением биокорректоров (в секундах)

Этапы эксперимента До эксперимента После эксперимента

Группы испытуемых

1 2 3

Опытная группа

(12 чел.)

до учебы 0,48±0,044 0,46±0,023

после учебы 0,39±0,041 0,44±0,022

Контрольная группа

(12 чел.)

до учебы 0,46±0,033 0,34±0,015

после учебы 0,38±0,029 0,20±0,012

Данные быстроты зрительного различения показывают, что участников опытной группы отличает более благоприятная динамика показателя быстроты различения, заключающаяся в минимизации сдвигов на протяжении экспериментального периода. По поэтапным срезам в контрольной группе имело место ухудшение показателя по данным до и после учебного дня.

В первом случае ухудшение показателя к концу эксперимента составило 26%, а во втором - 47%, соответственно при Р<0,05 и Р <0,01.

С другой стороны, при практически равных показателях исходных данных - конечные результаты в опытной группе были значительно выше, чем в контрольной. Разница по данным до учебного дня в первой опытной группе достигла 26,5%, а после - 53,4% при достоверных различиях между ними.

Эти данные свидетельствуют об объективности наших выводов о действенности для органа зрения биокорректоров с повышенным содержанием витаминов группы Б, в частности, Стимулора.

Как известно, от кожно-такгильной чувствительности во многом зависит выполнение сложно координированных спортивных приемов в с диноборстяах.

После учебные данные имели гораздо более четкую направленность от среза к срезу по сравнению с до учебными. При этом после цикла стимуляции по сравнению с исходными данными показатель улучшился на

33,3% (при Р<0,01). Если посмотреть  результаты исследований контрольной  группы, до динамика показателя  была несколько иной.

Как по данным измерений до учебы, так и после учебных занятий существенных сдвигов не обнаружено Единственно, что можно отметить, что после учебные пороги тактильной чувствительности были несколько выше, чем в начале дня (Р>0,05).

Таким образом, эти данные также свидетельствуют с положительных сдвигах, происшедших под влиянием экспериментальной программы стимуляции работоспособности посредством БАД при учете, что тактильная чувствительность является важной составляющей функциональной базы работоспособности студента-единоборца.

Единоборцы отмечают при анкетном опросе повышенную утомляемость икроножных мышц, приводящую зачастую к снижению спортивной работоспособности /А.А.Морозов, Г.П.Венглинский, 2001/. Поэтому была проведена оценка показателей их тонуса.

По тонусу напряжения икроножных мышц во всех группах был отмечен некоторый, явно несущественный рост показателя по после учебным данным при некотором уменьшении показателя по до учебным данным в опытной группе и росте в контрольной. Однако все сдвиги были недостоверны (Р>0,05).

Однако по приросту упругости картина сдвигов была более закономерной. В опытной группе по до учебным данным имело место уменьшение показателя прироста упругости на 79 мкН (при Р<0,05), а по после учебным, наоборот, рост показателя - на 87 мкН (при Р<0,05).

В контрольной группе до и после учебно-тренировочного дня отмечена четкая картина уменьшения этого показателя от среза к срезу. При этом в обоих случаях различия были достоверны.

Таким образом, на этой группе мышц в опытной группе были получены благоприятные сдвиги по сравнению с контрольной за счет улучшения трофики мышечной ткани, но не за счет их контрактильных способностей.

Все это указывает на большую работоспособность мышечного аппарата в условиях действия пищевого комплекса БАД, особенно препарата «Стимулор», что объясняется особенностями его состава, содержанием полноценных белков, аминокислот и полипептидов.

По статической выносливости мышц правой кисти /Таблица № 6/ после занятий отмечен рост показателя выносливости в динамике эксперимента. При этом различия между данными до и после эксперимента достоверны (Р<0,05).

Что касается контрольной группы, здесь не были отмечены сдвиги ни по данным до тренировочных занятий, ни после них.

Как известно, динамика мышечной выносливое 1 и напрямую зависит от эффективности восстановительных процессов, чш лип аза но в целом ряде исследований /Л.П.Лаптев, 1984 и др./.

Тем самым воздействие примененного метода стимуляции восстановительных процессов на качество статической выносливости также имело место.

Определение физической работоспособности по тесту Р'\^Спо показало, что исходные данные спортсменов, прошедших цикл стимуляции работоспособности, были несколько выше, чем у контрольной группы.

Так, у первых абсолютная величина РЧ¥С|7и была равна 1240±24, а у контрольной группы - только 12П±19 при Р>0,05. После прохождения цикла приема БАД физическая работоспособность в опытной группе возросла на 37 кгм/мин и составила 1277+29 кгм/мин, а у контрольной группы показатель несколько снизился и составил 1202+18 кгм/мин.

Таким образом, значимых различий по тесту Р\УС(7о между группами испытуемых не обнаружено, хотя тенденция в сторону лучших данных у спортсменов опытной группы имелась.

Таблица 6

Статическая выносливость мышц правой кисти студентов-единоборцев в динамике эксперимента (в секундах)

Этапы эксперимента До эксперимента После эксперимента

Группы испытуемых

1 2 3

Опытная группа

(12 чел.)

до занятий 118±24 118±14,2

после занятий 117±13 ¡70+12,6

Контрольная группа

(12 чел.)

до занятий 147±16 147+16

после занятии 121±23 121±9,7

Внешние признаки утомления фиксировались у студентов с привлечением экспертов - не менее 2-х квалифицированных тренеров-преподавателей.

Что касается координационных особенностей борцовских и боксерских действий, то здесь при некотором росте показателя у контрольной группы на 0,12 балла отмечено достоверное снижение сдвигов коопдинации у опытной группы на 0,7 балла (при 0,05>Р>и,01).

По сдвигам во внимании отмечена однонаправленность сдвигов в опытной и контрольных группах в сторону снижения уровня утомления. В

опытной группе на 1,4 балла при Р<0,05, а в контрольной - на 0,5 балла (различия были недостоверны).

В целом получена четкая картина меньшей выраженности признаков утомления к концу учебного дня у студентов опытной группы под воздействием цикла стимуляции работоспособности посредством приема БАД.

Оценка признаков утомления была дополнена специальным анкетным опросом по самооценке признаков утомления и дискомфорта /Таблица №7/.

Таблица 7

Результаты анкетирования студентов-единоборцев по признакам утомления и дискомфорта (в баллах)

Группы испытуемых Показатели и этапы исследований Опытная группа (12 чел.) Контрольная группа (12 чел.)

1. Ощущение легкости движений  до эксперимента после эксперимента 3,70+0,23 2,29+0,14 3,00+0,23 3,14+0,42

2. Ухудшение техники движений  до эксперимента после эксперимента 3,40+0,23 1,86+0,28 4,10+0,23 2,71+0,28

3. Нарушение в координации  движений до эксперимента после  эксперимента 2,80+0,11 2,14+0,28 3,00+0,23 3,14+0,34

4. Восстановление ЧСС до эксперимента после эксперимента 2,5x0,21 1,8+0,15 2,70+0,23 2,57+0,28

5. Степень равнодушия и  апатии до эксперимента после  эксперимента 3,80±0,23 1,14±0,14 3,10±0,23 1,43+0,28

6. Концентрация внимания  до эксперимента после эксперимента 3,10±0,23 2,00+0,28 3,5010,28 2,57±0,28

7. Боли в мышцах и  в суставах до эксперимента  после эксперимента 3.40±0,35 2,14±0,28 4,40±0,23 2,86±0,42

8. «Чувство противника»  до эксперимента после эксперимента 2,70±0,23 | 3,20x0,23 2.29±0,42 | 2,86±0,28

По ощущению легкости движений результаты самооценки ощущений следующие: в опытной группе достоверное улучшение показателя на 1,41 балла (при Р<0,05), а в контрольной группе некоторый рост показателя - на 0,14 балла (приР>0,05).

По ухудшению техники исполнения технических приемов сдвиги были однонаправлены, но их выраженность у лиц опытной группы была значительно выше и их отличала высокая степень достоверности - 1,54 балла (при Р<0,01). В контрольной группе отмечено некоторое снижение показателя на 0,41 балла (при Р>0,05).

Боли в мышцах и суставах отмечались как до, так и после экспериментального периода, но их выраженность в опытной группе значительно снизилась в конце экспериментального цикла - на 1,3 балла (при Р<0,05).

Такие же примерно сдвиги произошли в самооценке «чувства противника». В опытной группе отмечено значимое улучшение - на 1,6 балла (при Р<0,05) при отсутствии сдвигов в контрольной группе.

Таким образом, самооценка признаков степени утомления также показала эффективность предложенных мероприятий.

Адекватным показателем функционирования сердечно-сосудистой системы и нервной регуляции вегетативных процессов является частота сердечных сокращений (ЧСС).

Пульсометрия в динамике учебного дня выявила четкое увеличение ЧСС по мере выполнения дневной учебно-тренировочной нагрузки. Повышенный уровень ЧСС сохранялся до конца учебного дня.

В конце периода эксперимента пульсовая кривая учебного дня в опытной группе имела более благоприятный характер. Учащение пульса к концу учебного дня составило всего 7 уд/мин против 16 уд/мин у контрольной группы. Следует отметить, что сдвиг у опытной группы был несущественен, а в у контрольной - достоверен (Р<0,05).

Следует также отметить несколько меньшую ЧСС у студентов опытной группы на протяжении учебно-тренировочного дня в конце цикла стимуляции по сравнению с контрольной. Эта разница по данным в конце учебного дня составила соответственно 10 уд/мин, однако различия были недостоверны (Р>0,05).

Таким образом, для опытной группы к концу эксперимента была характерна меньшая интенсификация кровообращения к концу учебно-тренировочного дня, говорящая о лучшей адаптации сердечно-сосудистой системы студентов-единоборцев к специальным учебным и тренировочным нагрузкам в условиях приема БАД.

Таким образом, при обеспечении щадяшего режима снижения массы тела <: игшшыиьаписм БАД б целом пслучспа четкая картина меньшей выраженности признаков утомления к концу учебного дня, большая работоспособность у студентов опытной группы.

Таким образом, определено, что использованные в экспериментах дрожжевой препарат Стимулор, комплексный сублимированный препарат Нутрисорбосан, сублимат крапивы обладают высоким оздоровительным эффектом, который сочетается с прямым положительным воздействием на ведущие профессионально-важные психофизиологические функции организма студента-единоборца, что в конечном итоге обеспечивает работоспособность в процессе учебных и тренировочных нагрузок при регуляции массы тела.

При учете отнесения категории студентов-единоборцев по энерготратам к 5 группе по коэффициенту физической активности (КФА) выявлена необходимость рационализации их питания с помощью применения биокорректоров отечественного происхождения для регуляции массы тела и поддержания высокой работоспособности.

ВЫВОДЫ

1 Анализ литературных  данных показывает, что сведения  о средствах повышения эффективности  подготовки студентов-единоборцев  к высоким учебно-тренировочным  нагрузкам в условиях регуляции  массы тела определены недостаточно  чётко и полно.

В то же время применение существующей системы подготовки специалиста-единоборца в условиях ВУЗа приводит к утомлению и переутомлению студентов, ухудшению их самочувствия, к повышенной заболеваемости из-за ослабления иммунной системы.

2. Выявлено, что студенты-единоборцы  по КФА в соответствиии с  рекомендациями комитета экспертов  ФАО/ВОЗ/ соответствуют пятой группе профессий, у которых суточные энерготраты превышают уровень основного обмена в 2,39 раза, что предъявляет особые требования к калорийности питания и сбалансированности, и определяет необходимость применения БАД.

3. В процессе исследований  разработан и апробирован комплекс  методик по оценке динамики  работоспособности и функционального  состояния, самочувствия студентов-единоборцев  в течение учебно-тренировочного  дня в динамике цикла приёма  пищевых БАД направленного действия.

Информация о работе Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры