Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Многие исследователи отмечают, что состояние здоровья студентов имеет тенденцию к ухудшению, что снижает эффективность учебного процесса и препятствует решению основной задачи высшей школы - подготовки кадров высшей квалификации (Г.И.Куценко, 1992 и др.).

Вложенные файлы: 1 файл

держки из автореферата диссертации.docx

— 33.86 Кб (Скачать файл)

держки из автореферата диссертации Григорьева Ольга Валентиновна, 2003, 13.00.04 — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Актуальность. Многие исследователи отмечают, что состояние здоровья студентов имеет тенденцию к ухудшению, что снижает эффективность учебного процесса и препятствует решению основной задачи высшей школы - подготовки кадров высшей квалификации (Г.И.Куценко, 1992 и др.).

Качеству подготовки специалистов высшей школы в настоящее время уделяется все большее внимание. Этому способствует введение Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (специальность № 022300 «Физическая культура и спорт»).

Осуществляемая реформа высшего образования должна представлять собой научно-обоснованную долговременную программу совершенствования подготовки квалифицированных кадров и затрагивать комплекс не только организационных, правовых, педагогических и экономических вопросов, но и медицинских, в частности физиолого-гигиенических. К ним относятся и вопросы стимуляции работоспособности, вопросы сохранения и поддержания здоровья студентов на должном уровне при регуляции массы тела.

Для факультета единоборств, где студенты в зависимости от специализации имеют весовые категории, далеко небезразлична проблема регуляции массы тела в аспекте сохранения высокой работоспособности, как физической, так и умственной, что диктуется не только высокими и специфическими требованиями спортивной деятельности к его психофизиологическим функциям и нервно-мышечному аппарату, но и спецификой обучения в вузе с повышенным объемом психофизических нагрузок (И.Д.Свищёв, 2002; Б.А.Подливаев, 2001).

Эти положения делают актуальным разработку программ стимуляции работоспособности и оздоровления студентов-единоборцев при регуляци массы тела с использованием биологически активных добавок (БАД).

Однако в доступной научной литературе таких сведений нет, за исключением единичных разрозненных исследований, не дающих полного представления о состоянии изучаемого вопроса.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что применение отечественных БАД направленного действия последнего поколения обеспечит высокую общую и спортивную работоспособность, оздоровление и улучшение функционального состояния организма, стабилизацию и снижение массы тела студентов-единоборцев, улучшит их адаптацию к требованиям будущей профессиональной Деятельности.

Объект исследования. Функциональное состояние организма

студентов-единоборцев РГАФК. _

I РОГ НАЦИОНАЛЬНАЯ 1 БИБЛИОТЕКА

1С Петербург

Предмет исследования. Уровень показателей спортивно-важных функций у студентов-единоборцев в процессе регулирования массы тела.

Цель исследования. Целью настоящего исследования явилось научное обоснование и экспериментальная проверка значимости применения БАД для повышения работоспособности, оздоровления и улучшения функционального состояния студента-единоборца.

Задачи исследования.

В работе поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить особенности  режима учебного дня и энерготрат  у студентов-единоборцев.

2. Разработать методическую базу оценки эффективности приема БАД студентами-единоборцами.

3. Исследовать динамику  самочувствия, физической и умственной  работоспособности студентов-единоборцев  в процессе регулирования массы  тела при использовании БАД  направленного действия.

4. Разработать методические рекомендации по использованию БАД в системе регулирования массы тела студентами-единоборцами.

Научная новизна исследования. Научная новизна работы состоит в том, что впервые изучены функциональные сдвиги в режиме учебного дня студентов-единоборцев при повышенных интеллектуально-физических нагрузках, как без стимуляции работоспособности, так и в условиях использования пищевых БАД в процессе регулирования массы тела.

Впервые проведен анализ воздействия приема БАД на функции, лежащие в основе обеспечения высокого уровня общей работоспособности, оздоровления и эффективности учебно-тренировочного процесса студентами в процессе регулирования массы тела.

Определены особенности динамики самочувствия и утомляемости при учебно-спортивных нагрузках студентов-единоборцев в условиях применения препаратов.

Предложен комплекс исследовательских методик для объективного контроля за динамикой процессов утомления и восстановления студентов-единоборцев в процессе регулирования массы тела, основанный на сочетании анкетных данных самооценки самочувствия и утомления, методов оценки функционального состояния студентов и переносимости ими учебно-тренировочных нагрузок.

На основании экспериментальных данных разработана и апробирована методика приема препаратов, определена её эффективность.

В процессе естественного эксперимента установлено, что использование БАД направленного действия в режиме учебного дня способствует снижение мясгы тела обладает оздоровительным эффектом и позволяет переносить высокие по объему и интенсивности тренировочные и учебные нагрузки.

Практическая значимость исследования.

Практическая значимость исследований заключается в следующем:

- полученные экспериментальные  данные о динамке работоспособности  и психофизиологических функций  могут быть использованы для  выбора наиболее оптимальных  временных параметров учебно-тренировочных  нагрузок;

- результаты экспериментальных  исследований о величинах амплитуды  колебаний наиболее важных функций, определяющих работоспособность  студентов-единоборцев в процессе  регулирования массы тела, позволяют  более целенаправленно планировать режим учебного дня и тренировок в институтах физической культуры;

- применение отечественных  пищевых БАД направленного действия  дает возможность повысить оздоровительный эффект процесса обучения в физкультурном вузе за счет сохранения общей и специальной работоспособности студентов-единоборцев при регулировании массы тела;

- предложенный комплекс  исследовательских методик позволяет  осуществлять эффективный врачебный  контроль за функциональным состоянием  и работоспособностью студентов-единоборцев  в процессе регулирования массы  тела;

- разработанные практические  рекомендации дают возможность  более целенаправленно обеспечивать  зысокую работоспособность и  оздоровление студентов-единоборцев  при регулирований массы тела  и осуществлять контроль за  эффективностью этого процесса.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Экспериментальные данные  о динамике процессов утомления  и восстановления у студентов-единоборцев  в процессе регулирования массы  тела.

2. Результаты исследований  по изучению эффективности применения  отечественных БАД направленного  действия при регулировании массы  тела.

3. Структура и тактика  применения отечественных БАД  при высоких учебно-тренировочных  нагрузках студентов-единоборцев.

Достоверность результатов исследования и степень обоснованности научных положений н выводов, содержащихся в диссертации, обеспечивается применением современных методов и средств стимуляции работоспособности и регулирования массы тела спортсменами-единоборцами; использованием комплекса достоверных и валидных методик, адекватных поставленным научным задачам и отвечающим метрологическим требованиям; логической схемой и правильной постановкой экспериментальных исследований; корректной математико-статистической обработкой экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследований. Материалы диссертации обсуждались и получили положительную оценку у специалистов на научных конференциях кафедры гигиены, экологии и спортивных сооружений РГАФК (1999-2002 гт.), на совместной научной

конференции профессорско-преподавательского и научного состава МГАФК, РГАФК. ВНИИФК (18-20 февраля 2002 г). - Малаховка, 2002 г.

Материалы диссертации внедрены в учебный процесс и включены в учебный план курса '<Гигиена физических упражнений и спорта» (Акт внедрения от 28 мая 2002 г.).

Результаты исследований, принципиальные подходы и практические рекомендации используются в учебно-тренировочном процессе сборной команды России по вольной борьбе (Акт внедрения от 26 сентября 2002 г.).

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, литературного обзора по теме, главы Методы и организация исследования, 3 экспериментальных глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, приложений и списка литературы, который содержит 171 источник. Материал диссертации изложен на 143 страницах машинописного текста, включает 14 сводных таблиц.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Анализ пищевых рационов студентов-единоборцев показал, что при дос1ашчний и.алормйностк рациона имеет место целый р«д нарушений и его качественных характеристиках и сбалансированности. Отмечается явный недостаток полноценных белков, особенно животного происхождения, очень мало растительных масел, обладающих большой

биологической активностью, явный недостаток витаминов С и группы В. С другой стороны - существенный избыток углеводов, особенно сложных, таких как крахмала и сахарозы. В условиях регуляции массы тела, а тем более сгонки веса эти недостатки нуждаются в постоянной коррекции.

Таблично-хрономегражным методом рассчитаны энерготраты студентов-единоборцев. В разработку вошли 37 таблиц юношей, средняя масса тела которых была равна 73,1+5,9 кг. При анализе режима дня студентов и уровня суточных энерготрат было выявлено, что за сутки их энерготраты в среднем составили 4310,2+62,1 ккал, что в пересчете на 1 кг массы тела составляет 59,04+7,12 ккал.

Таким образом, у студентов-единоборцев суточные энерготраты превышают уровень основного обмена (в среднем 1800 ккал) в 2,39 раза.

Учитывая полностью несбалансированное питание студентов, недостаточность полноценных белков, витаминов, макро - и микронутриентов, что объясняется невозможностью их поступления из потребляемого количества пищи, возникает необходимость коррекции рациона питания студентов с помощью биокорректоров направленного действия с учетом задачи регуляции массы тела.

В результате цикла стимуляции БАД направленного действия произошло в опытной группе снижение массы тела на 2,37+0,17 кг (при Р<0,05) при незначительном росте средней массы тела за этот же период у контрольной группы на 0,21+0,11 кг. Эти данные указывают на эффективность приема БАД направленного действия на главный целевой показатель - снижение массы тела.

Однако это снижение должно происходить без ухудшения функционального состояния студентов и без снижения их умственной и физической работоспособности.

Поэтому до и после цикла приема БАД в динамике учебного дня определялось состояние иммунитета, высшей нервной деятельности студентов, функциональное состояние анализаторных функций, нервно-мышечного аппарата и мышечной системы.

В результате цикла стимуляции в опытной группе произошло улучшение состояния антимикробной резистентности организма студентов-единоборцев, что проявилось в значимом снижении количества колоний в отпечатках с кожи (Р<0,05). /Таблица № 1/.

В то же время, в контрольной группе показатель числа колоний за этот же период времени несколько снизился, при этом сдвиг был недостоверен (Р>0,05).

Таким образом, подтверждены иммуномоделирующие свойства БАД направленного действия при регуляции массы тела и их эффективность в

Результаты изучения неспецифической антиинфекционной резистентности студентов-единоборцев до и после цикла приема препаратов в процессе регулирования массы тела (кол-во колоний микробов)

Опытная группа (12 чел ) Контрольная группа (12 чел.)

п.п. до цикла после цикла до цикла после цикла

1 9 6 50 11

2 16 15 70 35

3 18 44 64 17

4 2 2 7 22

5 28 18 67 73

6 54 15 13 31

7 62 19 29 14

8 20 14 14 45

9 6 7 65 29

10 65 4 1 15

11 19 6 6 18

12 11 11 22 20

Средние 25,8+4,1 13,4±2,85 31,1616,9 27,5±3,6

При оценке интеллектуальных возможностей студентов выявлены значимые различия в уровне показателя кратковременной памяти в зависимости от группы испытуемых. /Таблица № 2.1.

Наибольшее количество запомненных образов было у опытной группы в конце цикла стимуляции и регуляции массы тела до начала занятий - 8,0 образов по сравнению с 7,6 образов у контрольной группы (при Р>0,05)

Самый низкий показатель отмечен у контрольной группы в конце занятий в конце цикла стимуляции. Он был равен 5,5 образов, что на 2,1 образа меньше аналогичных данных первой группы (при Р<0,05).

Эти данные свидетельствуют о выраженном воздействии средств стимуляции и регуляции массы тела на показатели оперативной памяти студентов-единоборцев, что немаловажно как для их учебной, так и спортивной деятельности.

При анализе данных РДО /Таблица №"5/ у первой группы студентов, прошедших курс стимуляции, отмечены меньшие сдвиги ошибки в реакции без учета знака.

Показатель образной кратковременной оперативной памяти у студентов-единоборцев в динамике учебного дня и цикла стимуляции (кол-во

образов)

Этапы эксперимента Группы испытуемые в начале цикла В конце цикла

1 2 3

Опытная группа (12 чел.)

до учебных занятий 7,6+0,53 8,0+0,56

после учебных занятий 6,4+0,45 7,9+0,38

Контрольная группа (12 чел.)

до учебных занятий 7,1+0,44 7,6±0,39

после учебных занятий 5,9+0,35 5,5+0,27

Выраженность сдвига была разная. Если в случаях с группой, использовавшей БАД, процентное увеличение ошибки было соответственно равно 15,5% и 18,5%, то в контрольной группе оно было равно 46,2% и 44,4%.

Таблица 3

Результаты изучения реакции на движущийся объект (РДО) у студентов-единоборцев до и после цикла стимуляции БАД направленного действия ( средняя ошибка без учёта знака реакции в усл.ед.)

Информация о работе Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры