Структура обучения двигательного действия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и совершенствования двигательного действия в таких условиях принято схематически представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем - от умения к навыку.

Содержание

Введение



1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ



1.1 Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании



1.2 Основы формирования двигательных умений и навыков



2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ



2.1 Общие понятия и классификация методов



2.2 Методы овладения двигательными умениями и навыками



2.3 Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей



3. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗНЫХ НАУК



3.1 Двигательные действия с точки зрения биомеханики и синергетики



Заключение



Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

физ-ра.docx

— 57.64 Кб (Скачать файл)

Московский гуманитарно-экономический  институт

Кировский филиал

Гуманитарный факультет

 

 

 

Контрольно-реферативная работа по теме:

Структура обучения двигательного  действия

 

 

 

 

 

 

 

                                     Выполнила студентка 4курса специальности «Связи с общественностью»

гуманитарного факультета Байбородина Алена

 

 

Киров 2012г

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ  УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

 

1.1 Двигательные умения  и навыки как предмет обучения  в физическом воспитании

 

1.2 Основы формирования  двигательных умений и навыков

 

2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ  ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

 

2.1 Общие понятия и классификация  методов

 

2.2 Методы овладения двигательными  умениями и навыками

 

2.3 Методы, направленные на  совершенствование двигательных  навыков и развитие физических  способностей

 

3. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ  С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗНЫХ НАУК

 

3.1 Двигательные действия  с точки зрения биомеханики и синергетики

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ  УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

 

1.1 Двигательные умения  и навыки как предмет обучения в физическом воспитании

Разнообразные двигательные действия формируются в течение  жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный  характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально  построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и совершенствования  двигательного действия в таких  условиях принято схематически представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем - от умения к навыку.

Умение и навык отличаются друг от друга главным образом  степенью их освоенности, т.е. способами  управления со стороны сознания человека.

Умение выполнять новое  двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности; при творческом мышлении в процессе построения новой системы движений.

Для двигательного умения характерно постоянное совершенствование  способа выполнения действия при  осмысленном подходе в процессе управления движениями. Это и составляет сущность двигательного умения.

Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умения вырабатываются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как  бы вспомогательными. Так, например, в  ряде случаев материал школьной программы  по физической культуре должен быть усвоен именно на уровне умения. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 65

 

Двигательные умения имеют  большую образовательную ценность, поскольку главным в них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.

В результате формирования двигательного действия возникает  первоначальное двигательное умение. Понятие «двигательное умение», как и понятие «двигательный  навык», относится преимущественно  к технической стороне способности  совершать двигательные действия и  вместе с тем отражает определенную степень их форсированности, освоенности. Двигательное умение представляет собой одну из типичных форм реализации двигательных возможностей человека, которая выражается в способности осуществлять двигательное действие на основе неавтоматизированных (или не доведенных до значительной степени автоматизации) целенаправленных операций. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (Общие основы теории и методики физического воспитания: теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник. - М.: Физкультура и спорт, 1991. С. 117 К числу отличительных признаков первоначального двигательного умения относятся:

- постоянная концентрация  внимания в процессе действия  на составляющих его частных  операциях, минимальная или относительно  невысокая степень участия двигательных  автоматизмов в управлении движениями;

- относительная нестандартность  параметров и результата действия  при его воспроизведении, избыточная (не заданная программой действия) изменчивость техники движений (вплоть  до ее нарушений), особенно под влиянием сбивающих факторов;

- расчлененность или мало  выраженная слитность операций, обусловленная этим избыточная  растянутость действия во времени.

В данной характеристике двигательного  умения подчеркнуты, кроме всего  прочего, его отличия от двигательного  навыка. Но отличия эти относительны. Двигательное умение и двигательный навык - это как бы последовательные ступени (стадии) на пути формирования двигательного действия.

Дальнейшее совершенствование  двигательного действия при многократном повторении приводит к автоматизированному  его выполнению, т.е. умение переходит  в навык .Это достигается постоянным уточнением и коррекцией движения. В результате появляется слитность, устойчивость движения, а главное - автоматизированный характер управления движением.

Двигательный навык представляет собой такую форму реализации двигательных возможностей, которая  возникает на основе автоматизации  двигательного умения. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (Общие основы теории и методики физического воспитания: теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

К числу таковых, в отличие  от признаков двигательного умения, относятся:

- повышенная степень участия  двигательных автоматизмов в  осуществлении частных операций, составляющих действие, и связей  между ними; направленность сознания  по ходу действия не столько  на его детали, сколько на реализацию общей цели;

- выраженная стереотипность  частных операций и параметров  действия (если не возникает объективных  условий, требующих варьирования  их), повышенная устойчивость техники  движений по отношению к сбивающим факторам;

- выраженная слитность  операций и сокращение времени выполнения действия.

Органическая взаимосвязь  двигательных умений и навыков состоит, прежде всего, в том, что умение служит основной предпосылкой формирования навыка в процессе обучения двигательному  действию. Навык в этом отношении  представляет собой ни что иное, как умение, доведенное до определенного уровня автоматизации. В свою очередь, навык, возникший на основе первоначального умения («умения первого рода»), может стать предпосылкой возникновения нового, более сложного умения («умения второго рода»), включающего в себя в качестве частного элемента этот навык, а оно - перейти в новый навык («навык второго рода») и т. д. Так бывает, например, при последовательном формировании умений и навыков (в гимнастике, спортивных играх и единоборствах), когда их поочередно вырабатывают применительно к двигательным актам возрастающей сложности (вначале применительно к элементам гимнастических комбинаций или технико-тактических комбинаций в играх и единоборствах, затем применительно к более крупным частям комбинаций и затем применительно к комбинациям в целом).

Таким образом, двигательные умения и навыки в некотором смысле взаимно переходят друг в друга. Поэтому было бы неверным абсолютно  разграничивать их. Вместе с тем  надо иметь в виду и их особенности, их не сводимость друг к другу и  их неодинаковую значимость, как в  повседневной жизни, так и в физическом воспитании. Из того факта, что на определенной стадии формирования и совершенствования  двигательного действия умение закономерно  сменяется навыком, не следует, что  итогом обучения в физическом воспитании всегда должен явиться лишь навык. Реальные достаточно сложные формы двигательной деятельности принципиально не могут  быть превращены целиком лишь в навык - в них представлены в совокупности, как навыки, так и как умения. Уже по одной этой причине навык  может рассматриваться как конечный результат обучения только в том  случае, если иметь в виду итог обучения отдельно взятому двигательному действию, поддающемуся автоматизации. В целом же необходимым результатом обучения в многолетнем процессе физического воспитания должен явиться богатый фонд разнообразных двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от: Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 67

1) двигательной одаренности  (врожденные способности) и двигательного  опыта обучающегося (чем богаче  двигательный опыт, тем быстрее образуются новые движения);

2) возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые);

3) координационной сложности  двигательного действия (чем сложнее  техника движения, тем длительнее процесс обучения);

4) профессионального мастерства преподавателя;

5) уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др.

Таким образом, развитию человека способствует не само по себе овладение  двигательными умениями и навыками, а присвоение умения самостоятельно осваивать двигательные умения и  навыки как способ изменения собственной  телесности посредством усвоения двигательных умений и навыков. В результате приобретения учащимися этого новообразования  обучение будет являться развивающим. Шаулин В. Н. Развивающее обучение на материале физической культуры // Физкультура и спорт. - 1994. № 6 С. 11

 

1.2 Основы формирования двигательного навыка

Деятельность обучающихся в процессе обучения двигательным действиям носит учебно-познавательный характер. Поэтому эффективность обучения в целом во многом определяется умением педагогов организовать учебный процесс в соответствии с физиологическими, психологическими, педагогическими и структурными закономерностями, лежащими в основе современных теорий и концепций обучения (условно-рефлекторной, поэтапного формирования действий и понятий, алгоритмических предписаний, проблемно-деятельностного обучения, программированного обучения и др.).

Под теорией или концепцией обучения понимается совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающихся и обучаемых в  ходе его осуществления. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 56-57

Процесс по формированию двигательных навыков имеет свои психологические особенности.

1. Целостность действия. Двигательный навык всегда состоит  из ряда элементов двигательного  действия. Не сумма этих элементов  определяет навык, а целостный  характер действия. Он подчиняет  составляющие элементы основной  задаче выполняемого действия  и превращает их в средство  для осуществления этой задачи.

2. Совершенство. В выполнении  всех элементов целостного двигательного  действия требуется высокая степень  совершенства: точность движений, устойчивость  и гибкость навыка. Точность движений - координированность по пространственным, временным и силовым компонентам.

Устойчивость навыка - низкая подверженность воздействиям сбивающих  факторов. Гибкость навыка - разнообразие способов выполнять действия, которые  целесообразно применить в зависимости от изменения условий.

3. Автоматизм. Двигательные  навыки следует довести до  автоматизма, не исключая при этом функцию сознания.

4. Осознанность. Двигательные  действия спортсмена всегда должны быть осознанными.

Процесс образования навыков  и использование их в деятельности - сознательный процесс.

В зависимости от задач  и условий выполнения действия те или иные заученные движения могут  выполняться автоматически (неосознанно) или не автоматически (сознательно), с различной степенью ясности. Вместе с тем все действие в целом  всегда выполняется осознанно, поскольку  спортсмен понимает цель, задачи, средства и результаты своей деятельности.

Овладение двигательным действием  осуществляется в следующей методической последовательности. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического  воспитания и спорта: Учебное пособие  для вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 67

1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации. Мотивация - совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение. Мотивация достижения - выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» - активность - цель - «достижение успеха».

Информация о работе Структура обучения двигательного действия