Средства и методы спортивной тренировки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:02, реферат

Краткое описание

Анализ тематики «Средства спортивной тренировки» достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.
Характеризуя степень научной разработанности проблематики «Средства и методы спортивной тренировки», следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики «Средства и методы спортивной тренировки».

Содержание

Введение 3
Спортивная тренировка 5
Средства спортивной тренировки 6
Методы спортивной тренировки 10
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

средства и методы спорт тренировки.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение 3

Спортивная  тренировка 5

Средства спортивной тренировки 6

Методы спортивной тренировки 10

Заключение 15

Список используемой литературы 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее  время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер.

Анализ тематики «Средства  спортивной тренировки» достаточно актуален и представляет научный  и практический интерес.

Характеризуя степень  научной разработанности проблематики «Средства и методы спортивной тренировки», следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики «Средства и методы спортивной тренировки».

Практическая значимость темы «Средства и методы спортивной тренировки» состоит в анализе  проблем, как во временном, так и  в пространственном разрезах.

С одной стороны, тематика исследования получает интерес в  научных кругах, с другой стороны, как было показано, существует недостаточная  разработанность и нерешенные вопросы. Это значит, что данная работа помимо учебной, будет иметь теоретическую  и практическую значимость. 

Определенная значимость и недостаточная научная разработанность  проблемы «Средства и методы спортивной тренировки» определяют научную  новизну данной работы.

Теоретико-методологическую базу исследования составили авторские  издания по исследуемой проблематике, учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. 

При проведении исследования «Средства и методы спортивной тренировки» были использованы следующие методы исследования:

- анализ существующей  источниковой базы по рассматриваемой  проблематике (метод научного анализа).

- обобщение  и синтез точек зрения, представленных  в источниковой базе (метод научного  синтеза и обобщения).

- моделирование  на основе полученных данных  авторского видения в раскрытии  поставленной проблематики (метод  моделирования).

Будущие исследования «Средства и методы спортивной тренировки»  также актуальны в целях постоянного  и обоснованного решения проблемы данной работы.

Объект работы  - система реализации средств и методов спортивной тренировки. 
 
Предмет исследования – частные вопросы деятельности системы средств и методов спортивной тренировки.

Цель работы – изучение средств и методов  спортивной тренировки 

Поставленная  цель определяет задачи исследования: 
 
1. Рассмотреть теоретические подходы к средствам и методам спортивной тренировки; 
 
2. Выявить основную проблему средств и методов спортивной тренировки в современных условиях;

Работа состоит  из введения, глав основной части, выводов (заключения), списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Спортивная  тренировка

Спортивная  тренировка — это специально организованный педагогический процесс, направленный на достижение высоких спортивных результатов  в избранном виде спорта. Спортивная тренировка организуется в рамках системного использования физических упражнений, с одной стороны, и сочетания их с отдыхом и иными средствами восстановления организма. 

Тренированность — это мера приспособления организма к конкретной работе.

Спортивная тренировка может считаться правильной лишь в том случае, если она вызывает правильные положительные анатомо-физиологические изменения в организме. Тренировка является одной из форм подготовки спортсмена. Подготовка — понятие более широкое, чем тренировка, поэтому подготовку стоит рассматривать как длительный педагогический процесс, направленный на использование всей совокупности тренировочных и внетренировочных средств, методов, форм и условий (лекции, беседы, соревнования, образ жизни, специализированное питание, методы восстановления и т.д.), с помощью которых обеспечивается необходимая степень готовности к спортивным достижениям. Готовность к достижению спортивных результатов характеризуется соответствующим уровнем развития физических качеств — силы, быстроты, выносливости и других, степенью владения техникой и тактикой (технико-тактическая подготовленность), необходимым уровнем развития психических и личностных свойств (психологическая подготовленность), соответствующим уровнем знаний (теоретическая подготовленность). 

 

 

 

 

 

 

 

Средства  спортивной тренировки.

Средство — это конкретное содержание действия спортсмена

Основными средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения. Состав этих упражнений в той или иной мере специализируется применительно к особенностям спортивной дисциплины, избранной в качестве предмета спортивного совершенствования.

Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений:

  • избранные соревновательные;
  • специально подготовительные;
  • общеподготовительные.

Избранные соревновательные упражнения - это целостные двигательные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами состязаний по избранному виду спорта.

Удельный вес  избранных соревновательных упражнений в большинстве видов спорта, за исключением спортивных игр, невелик, так как они предъявляют к  организму спортсмена очень высокие требования.

Специально  подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. Например, к числу специально подготовительных упражнений бегуна относится бег по отрезкам избранной дистанции; у гимнастов аналогичную роль играет выполнение, элементов и связок соревновательных комбинаций; у игровиков - игровых действий и комбинаций. Другим примером могут служить упражнения, приближенно воссоздающие форму соревновательного действия (упражнения на лыжероллерах у лыжников, упражнения на батуте у прыгунов в воду и гимнастов и т.д.). К числу специально подготовительных относятся в определенных случаях и упражнения из смежных, родственных видов спорта, направленных на совершенствование специфических качеств, необходимых 'в дисциплине специализации и проявляемых в соответствующих режимах работы.

Состав специально подготовительных упражнений в решающей мере определяется спецификой избранной спортивной дисциплины. Упражнения создаются и подбираются с таким расчетом, чтобы обеспечить более направленное и дифференцированное воздействие на совершенствование физических способностей и формирование навыков, необходимых спортсмену.

Объясняется это тем, что нередко многократное выполнение соревновательных упражнений из избранного вида спорта не позволяет в необходимой  мере совершенствовать силу, быстроту, выносливость, подвижность в суставах так, как этого можно добиться с помощью специальных упражнений.

В зависимости от преимущественной направленности специально подготовительные упражнения подразделяются на подводящие способствующие освоению формы, техники  движений, и на развивающие, направленные на воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости и т.д.). Такое деление, конечно, условно, поскольку форма и содержание двигательных действий часто тесно взаимосвязаны.

К числу специально подготовительных упражнений относятся и имитационные упражнения, которые подбираются таким образом, чтобы действия спортсмена возможно больше соответствовали по координационной структуре характеру выполнения и особенно по кинематике избранной спортивной дисциплине.

Среди множества специально подготовительных упражнений тренер должен уметь не только подбирать их для решения конкретной поставленной задачи, но и создавать новые из частей, элементов, связок движений. Это должны быть упражнения, сходные по координации, усилиям, характеру, амплитуде и другим особенностям с соревновательным упражнением. Однако все средства тренировки должны подбираться с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Одни из них должны дальше улучшать уже сильные стороны спортсмена, другие средства должны подтянуть отдельные отстающие технические действия или физические качества.

Общеподготовительные  упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. В качестве таковых могут использоваться самые разнообразные упражнения - как приближенные по особенностям своего воздействия к специально подготовительным, так и существенно отличные от них (в том числе и противоположно направленные).

Значение общеподготовительных упражнений во многих видах спорта, особенно в тренировке подрастающих спортсменов, часто недооценивается. Отдельные специалисты на всех этапах многолетней подготовки резко увеличивают объем специальной физической и сокращают объем общей физической подготовки, что ведет к форсированию тренировки юных спортсменов.

Влияние общеподготовительных упражнений на повышение результатов является опосредованным. Специализированные средства (соревновательные и специально подготовительные упражнения), с одной стороны, оказывают более непосредственное влияние на повышение результатов. С другой стороны, можно утверждать, что недостаточный прирост результатов или даже прекращение их роста на этапе высших достижений, а также повышенный травматизм спортсмена обусловлены недостаточным объемом общеподготовительных упражнений на тренировке и особенно на ее ранних этапах.

При выборе общеподготовительных упражнений обычно соблюдают следующие требования:

1) на ранних этапах  спортивного пути общая физическая  подготовка спортсмена должна  включать средства, позволяющие  эффективно решать задачи всестороннего  физического развития;

2) на этапах углубленной  специализации и спортивного совершенствования она должна являться фундаментом для совершенствования соревновательных навыков и физических способностей, определяющих спортивный результат:

при воспитании неспецифической, т.е. общей, выносливости длительный бег умеренной интенсивности, лыжные кроссы, плавание;

при воспитании собственно силовых способностей упражнения со штангой, заимствованные из тяжелой атлетики, а также упражнения спортивно-вспомогательной гимнастики с различного рода отягощениями и сопротивлением;

при воспитании быстроты движений и двигательной реакции - спринтерские упражнения, тренировочные разновидности  спортивных игр и подвижные игры;

при воспитании координационных  способностей - элементы спортивной гимнастики, акробатики, игры с высокими требованиями к координации движений.

Однако необходимо помнить, что общеподготовительные упражнения должны вместе с тем выражать особенности  спортивной специализации.

Включение общеподготовительных упражнений в тренировочный процесс  обычно способствует его общей эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы  спортивной тренировки

В спортивной тренировке под термином метод следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера. 

В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов:

1) общепедагогические, включающие  словесные и наглядные методы;

2) практические, включающие  метод строго регламентированного  упражнения, игровой и соревновательный  методы. 

1. Общепедагогические методы спортивной тренировки 

К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение и др. Они наиболее часто используются в лаконичной форме, особенно в процессе подготовки квалифицированных спортсменов, чему способствуют специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний, команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.  
К наглядным методам, используемым в спортивной практике, относятся: 1) правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен; 2) демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий занимающихся, тактических схем  на макетах игровых площадок и полей и др.; 3) применение простейших ориентиров, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др.; 4) применение световых, звуковых и механических лидирующих устройств, в том числе и с программным управлением и обратной связью. Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпоритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию двигательного действия. 

Информация о работе Средства и методы спортивной тренировки