Сущность принципов и методов спортивной тренировки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 12:12, реферат

Краткое описание

Цель работы - изучить сущность принципов и методов спортивной тренировки.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования;
2. Рассмотреть организацию учебно-тренировочного процесса;
3. Исследовать принципы спортивной тренировки.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
1.1 СУЩНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
2.1 МЕТОДЫ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
2.2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
3. ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 63.87 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО  ПРОЦЕССА

1.1 СУЩНОСТЬ СПОРТИВНОЙ  ТРЕНИРОВКИ

1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ  ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ  СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

2.1 МЕТОДЫ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО  ПРОЦЕССА

2.2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СПОРТИВНОЙ  ТРЕНИРОВКИ

3. ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Цель спортивной тренировки - реализовать возможности оптимального физического развития людей, всестороннего  совершенствования свойственных каждому  человеку физических качеств и связанных  с ними способностей в единстве с  воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно  активную личность: обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена  общества к плодотворной трудовой и  другим общественно важным видам  деятельность.

Но существуют более конкретные задачи, которые формируют данную цель. Их можно разделить на группы: физическая (специальная и общая), техническая, тактическая, теоретическая, психологическая и морально-волевая.

Из вышесказанного вытекает актуальность следующей темы исследования: "Сущность принципов и методов  спортивной тренировки".

Цель работы - изучить  сущность принципов и методов  спортивной тренировки.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Подобрать и проанализировать  литературу по теме исследования;

2. Рассмотреть организацию  учебно-тренировочного процесса;

3. Исследовать принципы  спортивной тренировки.

Объект исследования - учебно-тренировочный  процесс.

Предмет исследования - сущность принципов и методов спортивной тренировки.

Методом исследования является анализ литературы по организации учебно-тренировочного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО  ПРОЦЕССА

 

1.1 СУЩНОСТЬ СПОРТИВНОЙ  ТРЕНИРОВКИ

Определим понятие спортивная тренировка как процесс, направленный на сознательное изменение поведения  спортсмена, в соответствии с задачами его спортивной деятельности. Так  как решение стоящих перед  спортсменом задач происходит посредством  выполнения определенных движений, то в данном случае говорится о процессе, связанном с практическим осуществлением произвольных двигательных действий (и  способами их использования), выполняемых  в соответствии с задачами и правилами  соревнований. Объектом спортивной тренировки являются программы (образы) теоретических  представлений и моторных реализаций целенаправленных двигательных действий в высших отделах головного мозга. Наличие и количественная оценка степени их совершенства выявляются в ходе двигательной деятельности. Предметом теории спортивной тренировки следует признать закономерности формирования двигательных умений и навыков. В  соответствии с определенными выше объектом и предметом, а также  с логикой развития теоретического исследования основными задачами теории спортивной тренировки являются следующие:

разработка умозрительных  и математических моделей опорно-двигательного  аппарата и центральной нервной  системы;

разработка методов формирования произвольных программ двигательных действий;

разработка методов перестройки  программ произвольного управления моделями опорно-двигательного аппарата спортсмена;

разработка методов контроля за уровнем технической подготовленности, а также за содержанием технической подготовки;

планирование технической  подготовки. 

Сущность (основная задача) спортивной тренировки спортсмена (процесс  управления) заключается в выработке  методики (соответствующих планов) тренировки с учетом заданных целей, критериев и информации о строении организма, законах его функционирования и развития. При этом необходимым  является обеспечение стабильного, сбалансированного по ресурсам и  срокам (при заданных ограничениях) функционирования объекта при стремлении достичь поставленной им цели. Субъекты управления (на что направлено воздействие) - основные морфоструктуры организма спортсмена, эффективное управление которым невозможно без широкой всесторонней оценки всех возможных и планируемых результатов его деятельности.

Вопросы теории спортивной тренировки связаны с исследованиями изменений или стабильностью  выполнения так называемых моторных программ.

Можно предположить, что  при выполнении спортсменом определенных движений или перемещений работают некие программы действий, каждая из которых базируется на моторной программе. Программа действия - это  модель того, что произойдет с организмом в будущем, ее можно рассматривать как формирование логики, алгоритма, функциональной структуры в предстоящем двигательном действии. Такая функциональная структура опирается на прошлый опыт, записанный в памяти с вероятностью, равной единице, и актуальное настоящее, куда входит не только изменчивая окружающая среда, но и организм с его потребностями. В результате планируется будущий поведенческий акт, в котором необходимо с той или иной вероятностью предвидеть возможные изменения в непредсказуемо изменчивой среде. Возможность осуществлять осознанные движения предполагает, что человек имеет возможность управлять, с большей или меньшей точностью, целенаправленными движениями всего тела или отдельных его частей. Предположительно понятие "биомеханизм" и положения теории нейронных сетей могут служить основой для теоретического обоснования процесса спортивной тренировки в спорте.

Биомеханизмом назовем такую  совокупность движений частей тела, независимую  от движений других его частей, преобразующих  один вид энергии в другой, в  результате чего изменяется положение  и скорость общего центра масс тела спортсмена при решении определенной двигательной задачи. 

Построить движение (технику) это значит:

сформулировать цель движения;

задать начальные условия, т.е. позу и кинетические показатели;

определить биомеханизмы, т.е. способы преобразования энергии  мышц в целесообразную двигательную деятельность;

распределить реализацию биомеханизмов во времени;

реализовать теоретическую  разработку двигательного действия.

Высказано предположение, что  цель движения, которая решается при  действии какого-либо биомеханизма, воспринимается сознанием, следовательно, возможно управление и сознательное изменение этих явлений.

Таким образом, сущность спортивной тренировки заключается в осуществлении  определенных моторных программ, направленных на развитие необходимых навыков.

 

 

1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ  ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

 

Спортивная тренировка организуется в рамках системного использования  физических упражнений, с одной стороны, и сочетания их с отдыхом и  иными средствами восстановления организма, которые обеспечивают планомерный  рост тренированности - с другой. Тренированность - это мера приспособления организма  к конкретной работе, достигнутая путем тренировки. Она выражается в росте работоспособности, а в конечном итоге - в росте спортивных достижений.

Прирост спортивных достижений у детей, подростков и юношей зависит  от их естественного роста и тренировки. Поэтому спортивная тренировка в  детском возрасте влияет не только на результат, но и на ход естественного  роста организма юного спортсмена. Это воздействие может быть положительным, отрицательным и нейтральным.

Спортивная тренировка подростков и юношей может считаться правильной лишь в том случае, если она вызывает положительные анатомо-физиологические  изменения в организме, оказывает  оздоровительное влияние, способствует всестороннему физическому развитию и обеспечивает повышение результатов  в избранном виде спорта. Этого  можно достигнуть, только если величина тренировочных нагрузок будет соответствовать  возрастным особенностям занимающихся, степени их подготовленности.

Тренировка является одной  из форм подготовки спортсмена. Подготовка - понятие более широкое, чем тренировка. Подготовку юных спортсменов следует рассматривать как длительный педагогический процесс, направленный на использование всей совокупности тренировочных и внетренировочных средств, методов, форм, условий (соревнования, режим жизни, специализированное питание, средства и методы восстановления, лекции и беседы на этические и другие темы, самостоятельная работа с литературой, демонстрация видео и кинофильмов и т.д.), с помощью которых обеспечивается всестороннее развитие личности юных спортсменов и необходимая степень готовности к спортивным достижениям. Готовность спортсменов к достижению характеризуется соответствующим уровнем развития физических качеств - силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости (физическая подготовленность), степенью владения техникой и тактикой (технико-тактическая подготовленность), необходимым уровнем развития психических и личностных свойств (психологическая подготовленность), соответствующим уровнем знаний (теоретическая подготовленность).

Структура подготовки юных спортсменов (по В.П. Филину), включает: предварительную подготовку (от 7 - 8 до 9 - 10 лет); начальную спортивную специализацию (от 10 - 11 до 12 - 13 лет); углубленную тренировку в избранном виде спорта (от 13 - 14 до 16 - 18 лет); спортивное совершенствование (от 18 - 19 лет и старше).

Основные направления  многолетнего тренировочного процесса определяются целевыми установками  и задачами. В процессе спортивной тренировки решаются разнообразные  общие и частные задачи, основанные на цели - достигнуть возможно большего успеха в спорте. Постановка цели, задач и принципов тренировки является необходимой в реализации тренировочных планов. Цель является требованием, которое исходит из потребностей и функций нашего государства. Технический прогресс в сфере производства не снимает, а повышает требования к физическому развитию и физической подготовленности учащихся. 

Содержание цели раскрывается в задачах физического воспитания. Выделяют три группы основных задач.

Первая состоит в том, чтобы обеспечить всестороннее развитие физических качеств, совершенствования  телосложения, укрепления здоровья, достижение и многолетнее сохранение высокой  общей работоспособности.

тренировка спортивная двигательный навык

Вторая группа предусматривает  системное формирование жизненно важных умений и навыков (прикладных и спортивных), а так же приобретение специальных  знаний.

В третьей группе ставят задачи воспитания нравственных качеств, сознания поведения.

Для подготовки спортсменов  высокого класса поставлена цель - достижение возможно большего успеха в спорте. Для осуществления этой цели ставятся три основные задачи:

обучение двигательным действиям;

воспитание физических качеств;

совершенствование в избранном  виде спорта.

Первая связана с необходимостью формирования у юных спортсменов  двигательных умений и навыков в  общеразвивающих, специальных упражнениях  и технике избранного вида спорта. Многолетний процесс становления  двигательных навыков у детей, так  же, как и взрослых, имеет три  этапа:

начального разучивания;

углубленного детализированного  разучивания;

закрепления и дальнейшего  совершенствования.

Чтобы достичь целостности  тренировочного процесса, необходимо придерживаться его определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения  его компонентов (частей, сторон и  звеньев), их закономерное соотношение  друг с другом и общую последовательность. В многолетнем планировании как  в целостной системе происходит непрерывное изменение всех структурных  элементов.

Л.П. Матвеев разделил общую  структуру многолетнего тренировочного процесса на микро - (малые), мезо - (средние) и макро - (большие) циклы (части) тренировки. 

Микроциклы - совокупность нескольких тренировочных занятий, составляющих относительно законченный повторяющийся  фрагмент общей конструкции тренировочного процесса (обычно недельный).

Мезоциклы относительно законченный ряд микроциклов (этап, месяц).

Макроциклы совокупность мезоциклов, длительность их от полугода (например, подготовительный период) до четырех лет (олимпийский период подготовки).

В последнее время структура  спортивной тренировки расширилась  наличием обособленных звеньев тренировочного процесса: тренировочные занятия; тренировочные  занятия и их части; микроциклы; мезоциклы; макроциклы (периоды и этапы многолетней тренировки); стадии и этапы многолетней тренировки (продолжительностью от 2 до 6 лет). Все эти звенья связаны друг с другом в единое целое.

Структура спортивной тренировки спортсмена характеризуется определенным соотношением различных сторон подготовки (например, физической и технической); необходимым соотношением тренировочной  нагрузки (например, объема и интенсивности); целесообразной последовательностью  различных звеньев тренировочного процесса (например, этапов, циклов и  т.д.).

В теории и методике физического  воспитания под нагрузкой понимается количественная мера воздействия физических упражнений. Общий объем нагрузки в упражнениях циклического характера  определяется чаще всего по суммарному километражу (за отдельное занятие, неделю и т.д.), в упражнениях с  отягощениями - по суммарному весу или  числу подъемов (штанги и т.д.). В  последние годы для суммарной  оценки нагрузки по величине функциональных сдвигов, т.е. внутренней физиологической  стороны нагрузки, используют непрерывную  и достаточно частую регистрацию  сердечных сокращений (с помощью  телеметрической системы) и расчет суммарных энергозатрат. Абсолютная интенсивность внутренней нагрузки определяется величиной в единицу времени. Таким показателем может быть частота сердечных сокращений.

По мнению В.В. Попова (1982), сами по себе абстрактные понятии работы и отдыха не несут педагогической информации. По его мнению, работа и отдых приобретают педагогический смысл только тогда, когда они определенным образом организованы. А организованные определенным образом работа и отдых - это уже тренировочное задание, дающее известную тренировочную нагрузку организму спортсмена и имеющее конкретное педагогическое значение и смысл. И основное заключается в том, что тренировочное задание всегда позволяет решать в занятии конкретную педагогическую задачу, а тренировочное занятие - это как бы определенная последовательность тренировочных заданий.

Информация о работе Сущность принципов и методов спортивной тренировки