Средства и методы общей и специальной физической подготовки в горных видах спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: обосновать педагогические основы общей и специальной физической подготовки, раскрыть организацию и методику применения разнообразных средств и методов общей и специальной физической подготовки в горных видах спорта.
Задачи:
Изучить теоретический материал об основах общей и специальной физической подготовки горных видов спорта;
Раскрыть содержание средств и методов общей и специальной физической подготовки альпинистов и горных туристов;
Раскрыть содержание средств и методов общей и специальной физической подготовки спортсменов-горнолыжников.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3
Глава I. Средства и методы общей и специальной физической подготовки в горных видах спорта…………………………………………………………

5
1.1 Основные положения спортивной тренировки
в горных видах спорта……………………………………………………........

5
1.2 Средства и методы спортивной тренировки……………………………..
8
Выводы по I главе……………………………………………………………...
17
Глава II. Физическая подготовка альпинистов и горных туристов………...
18
2.1 Характеристика физической подготовки
альпинистов и горных туристов………………………………………………

18
2.2 Общая физическая подготовка……………………………………………
19
2.3 Специальная физическая подготовка…………………………………….
24
Выводы по II главе……………………………………………………………..
25
Глава III. Общая и специальная физическая подготовка
спортсменов-горнолыжников…………………………………………………

26
3.1. Общая характеристика физической подготовки
спортсмена-горнолыжника……………………………………………………

26
3.2 Специальная физическая подготовка спортсмена-горнолыжника……..
30
Выводы по III главе……………………………………………………………
41
Заключение…………………………………………………………………......
42
Список использованных источников……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

 

Кафедра теории и методики физического воспитания и спорта

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

 

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ

ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

В ГОРНЫХ ВИДАХ СПОРТА

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент 5 курса,

факультет ______, гр. ___,

заочная форма обучения

____________

                                                                                       Научный руководитель:

__________

 

 

 

 

 

Минск 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………

3

Глава I. Средства и методы общей и специальной физической подготовки в горных видах спорта…………………………………………………………

 

5

1.1 Основные положения  спортивной тренировки 

в горных видах спорта……………………………………………………........

 

5

1.2 Средства и методы спортивной тренировки……………………………..

8

Выводы по I главе……………………………………………………………...

17

Глава II. Физическая подготовка альпинистов и горных туристов………...

18

2.1 Характеристика физической подготовки

альпинистов и горных туристов………………………………………………

 

18

2.2 Общая физическая подготовка……………………………………………

19

2.3  Специальная физическая подготовка…………………………………….

24

Выводы по II главе……………………………………………………………..

25

Глава III. Общая и специальная физическая подготовка

спортсменов-горнолыжников…………………………………………………

 

26

3.1. Общая характеристика  физической подготовки 

спортсмена-горнолыжника……………………………………………………

 

26

3.2 Специальная физическая подготовка спортсмена-горнолыжника……..

30

Выводы по III главе……………………………………………………………

41

Заключение…………………………………………………………………......

42

Список использованных источников…………………………………………

44

Приложение 1…………………………………………………………………..

45


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие физической культуры и спорта в нашей стране является делом государственной важности. Физическая культура и спорт рассматриваются как одно из главных средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Высокогорный спортивный туризм и альпинизм — это закалка, укрепление здоровья, знакомство с родной природой, наслаждение чистым горным воздухом и неповторимыми пейзажами. Но чтобы заниматься этими видами спорта, необходимо иметь хорошо развитые физические качества — силу, ловкость, быстроту и выносливость.

Развитие и совершенствование  физических качеств и двигательных способностей спортсменов — сложный педагогический процесс, для организации и проведения которого нужны специальные знания, умения и навыки. Инструкторы, которые проводят физическую подготовку, должны знать ее содержание, иметь навыки и умения организации, знать методику проведения занятий как до выезда в горы, так и в горах.

Известно, что лучших успехов в физической подготовке своих учеников добиваются те инструкторы, которые увлекательно, содержательно и умело проводят учебно-тренировочные занятия, организуют походы и различные соревнования. Но не все инструкторы всегда имеют положительные результаты, так как не все они методически подготовлены. Одной из причин недостаточной методической подготовки их является то, что в школах инструкторов не всегда уделяют должное внимание этому вопросу, особенно практическим занятиям по проведению физической подготовки. Не хватает и пособий, где бы они могли почерпнуть необходимые знания.

В горных видах спорта, в отличие от других видов спорта, практически нет профессиональных кадров, тренеров, и всю учебную работу ведут инструкторы-общественники, уделяющие этим видам спорта время, свободное от основной  деятельности.  Поэтому  здесь особое  значение  приобретает наличие учебно-методического материала.[1]

Таким образом, требуется поиск, разработка и внедрение разнообразных  средств и методов общей и  специальной физической подготовки спортсменов горных видов спорта. Именно это обусловило актуальность проблемы нашей работы и определило выбор темы: «Средства и методы общей и специальной физической подготовки в горных видах спорта».

Цель  исследования: обосновать педагогические основы общей и специальной физической подготовки, раскрыть организацию и методику применения разнообразных средств и  методов общей и специальной физической подготовки в горных видах спорта.

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал об основах общей и  специальной физической подготовки горных видов спорта;
  2. Раскрыть содержание средств и методов общей и специальной физической подготовки альпинистов и горных туристов;
  3. Раскрыть содержание средств и методов общей и специальной физической подготовки спортсменов-горнолыжников.

Избранные методы исследования: изучение и анализ научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по физической культуре.

Курсовая работа состоит  из введения, основной части, которая  включает три главы (первая глава раскрывает основные положения спортивной тренировки и физической подготовки в горных видах спорта, вторая глава раскрывает содержание средств и методов общей и специальной физической подготовки альпинистов и горных туристов, а в третьей главе показаны  содержание средств и методов общей и специальной физической подготовки спортсменов-горнолыжников), заключения (выводы по работе), списка использованной литературы и приложения. Объем работы составляет 44 страницы. Список использованных источников включает 12 наименований.

ГЛАВА I.

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБЩЕЙ И  СПЕЦИАЛЬНОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ГОРНЫХ ВИДАХ СПОРТА

    1. Основные положения спортивной тренировки

в горных видах спорта

 

Основу содержания спортивной тренировки составляет физическая подготовка спортсмена. Она неразрывно связана с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием. В процессе правильно организованных занятий физическими упражнениями воспитываются такие моральные и волевые качества, как организованность, сознательная дисциплина, инициативность, находчивость. При выполнении физических упражнений занимающиеся преодолевают большие или меньшие трудности, сознательно и умело создаваемые инструктором, ведущим занятие, что способствует воспитанию решительности, смелости, настойчивости, мужества. Решение этих задач и создает основу для достижения высокого спортивного мастерства.

Заслуживает большого внимания и проведение занятий  по общей физической подготовке, направленных на развитие определенных качеств в основном периоде тренировки. Однако многие тренеры считают подобную работу нецелесообразной и стараются средствами специализации быстрее достигнуть спортивных успехов. Такое направление нельзя считать прогрессивным. Экспериментальные данные и некоторые факты из практики подтверждают положительное влияние занятий, в которых в основном периоде применялись средства общей физической подготовки. Они способствовали не только повышению физической подготовленности, но и росту спортивных результатов.

Основная тенденция  при этом состоит в постепенном возрастании удельного веса специальной подготовки по мере спортивного совершенствования, что, однако, не означает обязательного сокращения количества времени, затраченного на ОФП. На отдельных этапах возможны различные варианты соотношения этих видов подготовки, в том числе и временное расширение объема ОФП, что зависит от конкретных особенностей каждого очередного этапа.

Цель спортивной тренировки — физическое совершенствование спортсмена, необходимое для достижения возможно более высоких спортивных результатов.

Задачи тренировки: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие; овладение спортивной техникой и тактикой, воспитание моральных и волевых качеств; развитие физических качеств (силы, быстроты, гибкости, выносливости, ловкости) применительно к избранному виду спорта; приобретение практических и теоретических знаний в области спорта, гигиены и самоконтроля.

Решение этих задач обязательно для спортсменов  любой квалификации при подготовке к соревнованиям по скалолазанию, ледолазанию, горным походам и восхождениям.

В соответствии с указанными выше задачами процесс  спортивной тренировки состоит из пяти органически взаимосвязанных видов подготовки: физической (общей и специальной), морально-волевой, технической, тактической и теоретической. На протяжении нескольких лет, исходя из задач тренировки, необходимо уделять внимание совершенствованию всех этих видов подготовки. [4]

Организация и планирование спортивной тренировки. Основная организационная форма проведения тренировки — тренировочное занятие. Его продолжительность — 2 ч и более. Кроме того, проводятся дополнительные индивидуальные тренировочные занятия с включением видов упражнений по заданию инструктора (тренера). Исключительно важную роль в подготовке спортсменов играют соревнования. Они могут быть самыми разнообразными — от соревнований в отдельных видах упражнений (в тренировочном занятии) до сдачи норм по ОФП, отдельным видам комплекса ГТО и прикидок в скалолазании. В основном периоде для спортсменов высших разрядов (спортивных команд) может быть организована так называемая контрольная тренировка, суть которой заключается в проверке подготовленности альпинистов в объеме требований подготовительного периода и основных переходов и восхождений. При контрольной тренировке альпинист проходит трассу в полную силу, используя все свои технические знания и умения.

Контрольной тренировкой (для схоженности) можно считать  также выход группы для заброски продуктов и визуального ознакомления с маршрутом предстоящего восхождения, а также выходы в составе команды перед запланированным восхождением на вершины низшей категории трудности.

Обычно занятия  планируются в виде недельного цикла, а также цикла с другим количеством дней. Наименьшее число основных тренировочных занятий в неделю — 3—4. У подготовленных спортсменов-разрядников занятия бывают чаще — 5— 6 раз в неделю.

Существует мнение, что  начинающие должны тренироваться в 3 раза меньше, чем сильнейшие спортсмены. Из-за этого многие способные спортсмены даже после нескольких лет тренировки показывают все еще слабые результаты. Конечно, тренировочная нагрузка у подготовленных спортсменов намного больше, чем у новичков. Но чтобы достичь успеха, необходима большая работа. По количеству занятий, по объему работы и интенсивности в тренировочном процессе новички должны не намного уступать сильным спортсменам. К тому же у них восстановительные процессы протекают медленнее, чем у тренированных спортсменов, и поэтому надо больше времени уделять отдыху между упражнениями.

Следовательно, на годичную спортивную подготовку требуется не менее 1000 ч, а может быть, и еще больше. Это общее время складывается из часов и минут, затрачиваемых на основные занятия, на дополнительную тренировку, на упражнения ОФП и активный отдых, идеомоторные упражнения, на соревнования, душ и баню после занятий, самомассаж и, наконец, на изучение теории. [10]

    1. Средства и методы спортивной тренировки

 

К основным средствам относятся упражнения: обще-подготовительные, специально-подготовительные и соревновательные. Наиболее разнообразна группа общеподготовительных упражнений. В нее входят упражнения как совпадающие с избранным видом спорта, так и не совпадающие. Общеподготовительные упражнения способствуют всестороннему развитию спортсмена. Специально-подготовительные упражнения, в основном, совпадают по направленности с избранным видом спорта. Соревновательные упражнения являются основой для создания специфических условий избранного вида спорта.

Методы спортивной тренировки - это специальные способы организации тренировочных занятий, позволяющие развивать у спортсмена требуемые качества. К методам спортивной тренировки относятся: методы строго регламентированного упражнения, методы круговой тренировки, методы интервальной тренировки, игровой метод, общепедагогические методы.

1.Методы строго регламентированного упражнения. Эта группа методов отличается тем, что позволяет точно нормировать и регулировать нагрузки. Она очень разнообразна, в нее входят:

Методы расчленено-конструктивного  упражнения (когда действие разучивают первоначально в расчлененном виде, а затем сводят части в целое) и методы целостного упражнения (когда действие разучивают сразу в целом, с незначительными упрощениями и детали совершенствуют на фоне целого).

Информация о работе Средства и методы общей и специальной физической подготовки в горных видах спорта