Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 18:12, курсовая работа
Особое значение развитие работоспособности и выносливости имеет для старших дошкольников потому, что именно этот возраст специалисты называют критическим, имея в виду, адаптацию детей к новым социальным условиям, психофизиологическим нагрузкам и изменению предстоящего образа жизни. Эти обстоятельства определили актуальность направления исследования: «Сравнительная характеристика общей физической работоспособности детей среднего и старшего дошкольного возраста».
Цель нашего исследования - это проведение сравнительного анализа общей физической работоспособности детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - дети среднего и старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - это общая физическая работоспособность детей данного дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА Ӏ. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Понятие общей физической работоспособности в работах отечественных исследователей ……………………………………………………………………….6
1.2 Физиологическая характеристика работоспособности ……………………….9
1.3. Физиологические особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………11
1.4. Методы исследования общей физической работоспособности …………….17
ГЛАВА ӀӀ. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ …………….22
2.1. Цель исследования …………………………………………………………….22
2.2. Задачи исследования ………………………………………………………….22
2.3. Методы исследования ………………………………………………………..22
2.4. Организация исследования …………………………………………………..22
ГЛАВА ӀӀӀ. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ……….26
3.1. Сравнительный анализ результатов исследования …………………………26
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………..35
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ …………………………………………..38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………39
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………41
Имеется немало модификаций теста. Мощность нагрузки можно регулировать за счет частоты шагов и высоты ступеньки. Предлагается также объединять в тесте нагрузки различной мощности (Т.И. Долматова, 2007).
Проба Руфье и Гарвардский степ-тест позволяют характеризовать способность организма к работе на выносливость и выразить ее количественно в виде индекса. Этим облегчаются любые последующие сопоставления, вычисления достоверности различий, корреляционных связей и пр.
Прямые и сложные методы (велоэргометр, тредбан, тест PWC-170)
обычно применяются при обследовании высокотренированных людей и основаны на прямом определении количества работы, которую может выполнить испытуемый с помощью различных нагрузок (равномерной мощности до «отказа», равномерно повышающейся мощности до «отказа» и т. д.). При всех этих нагрузках испытуемый достигает уровня максимума потребления кислорода (выходит на «плато»). Прямые показатели физической работоспособности являются объективными критериями физической подготовленности человека в тех видах деятельности, результаты которой тесно связаны с аэробной производительностью (циклические виды спорта на выносливость и др.) (Э. Я. Степаненкова, 2001).
Велоэргометр - прибор, основой которого является велостанок. Задаваемая нагрузка дозируется с помощью частоты педалирования (чаще всего 60-70 об/мин) и сопротивления вращению педалей (механическое или электромагнитное). Мощность выполненной работы выражается в килограммометрах в минуту или в ватах (1Вт = 6 кг/м).
Тредбан - бегущая дорожка с регулируемой скоростью движения. Нагрузка зависит от скорости движения дорожки и угла ее наклона по отношению к горизонтальной плоскости, выражается в метрах в секунду.
Использование велоэргометра и третбана имеет преимущества и недостатки.
Велоэргометр дает точное измерение работоспособности. Возможность регистрации функции во время работы. Относительная простота освоения навыка. Несложность транспортировки при динамических исследованиях, но при этом возникает преимущественно локальное утомление. Непривычность для представителей ряда спортивных специализаций. Затруднение притока крови к ногам, что может лимитировать продолжение работы до достижения общего утомления.
Преимущество третбана – это сохранение заданного темпа от желания об-следуемого. Вовлечение в работу больших групп мышц, что обусловливает общее, а не только локальное утомление. Привычность структуры движения (бег) для каждого обследуемого, но в то же время трудность выбора оптимального режима работы Шум, мешающий обследуемому. Громоздкость, что ограничивает возможность использования в динамике.
Тест PWC-170 - типичный пример пробы с субмаксимальными нагрузками. Физическую работоспособность выражают в величине мощности нагрузки при PWC-170 в минуту, основываясь на представлении о линейной зависимости между ЧСС и мощностью выполненной работы до 170 уд/мин. Этот тест предложили Т. Sjostrand в 1947 г. В нашей стране он используется в модификации Карпмана. Последовательно задают две нагрузки, по 5 мин каждая, с интервалом в 3 мин при частоте педалирования 60-70 в минуту. Нагрузку выполняют без предварительной разминки. Первую нагрузку подбирают в зависимости от массы тела обследуемого с таким расчетом, чтобы получить несколько значений ЧСС в диапазоне от 120 до 170 уд/мин. Мощность первой нагрузки - от 300 до 800 кгм/мин, второй (в зависимости от ЧСС при первой) - от 700 до 1600 кгм/ мин, что уточняют по формуле: N, + (170-f1) / f1 - 60. В.Л. Карпманом (1988) предложены таблицы для выбора мощности задаваемых нагрузок у спортсменов.
Физическую работоспособность определяют по формуле (модификация В.Л. Карпмана с соавторами) PWC = N1 + (N2 – N1) х (170 - f1) / (f2 - f1), где N1- работоспособность, кгм/мин, f1 и f2 - ЧСС при первой и второй нагрузках (Т.И. Долматова, 2007).
Проведение прямого определения физической работоспособности является весьма ответственным процессом, требующим от персонала специального опыта и обязательного наличия среди исследователей врача (Э.Я.Степаненкова, 2001).
Для исследования физической работоспособности детей дошкольного возраста (начиная с среднего возраста) применяются специфические тесты:
Непрерывный бег в течении определенного времени (в зависимости от возраста ребенка), проба Ромберга (подъем туловища из положения лежа на спине в положение сидя), приседания за определенное количество времени, проба Мартинэ-Кушелевского (приседания), которая позволяет определить функциональный класс испытуемого за счет определения времени восстановления сердечных сокращений и артериального давления после физической нагрузки.
Физиологические показатели организма и физическая работоспособность колеблются в течение суток. Поэтому при повторном обследовании тестирование следует проводить в определенное время, что позволит более адекватно сопоставить полученные результаты. Лучше всего обследование проводить утром. В каждом случае время обследования должно быть записано в протоколе. (Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков, 2001).
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель исследования
Цель исследования: провести сравнительный анализ общей физической работоспособности детей среднего и старшего возраста.
2.2. Задачи исследования
Задачи исследования:
2.3. Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
2.4. Организация исследования
Наше исследование мы проводили на воспитанниках муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №5 города Мончегорска.
В исследовании принимали участие 2 группы детей разного возраста:
- первая группа – 10 детей в возрасте 4-5 лет (средний дошкольный возраст);
- вторая группа – 10 детей в возрасте 5-6 лет (старший дошкольный возраст).
Все дети, принявшие участие в исследованиях имеют Ӏ группу здоровья.
Для исследования общей физической работоспособности и выносливости детей мы использовали следующие группы методов:
- педагогические тесты по определению физической работоспособности
(непрерывный бег в течении определенного времени, проба Ромберга, проба Мартинэ - Кушелевского);
- функциональная проба на определение работоспособности.
Педагогические тесты по определению физической работоспособности включали в себя в себя следующие тесты и пробы.
1. Педагогический тест: непрерывный бег в течении определенного времени (по программе М. А. Васильевой).
Цель: изучить общую выносливость детей в ходе непрерывного бега в равномерном темпе: для среднего дошкольного возраста в течение 1-1,5 минуты, для старшего возраста – 1.5-2 минуты.
Тест проводится с подгруппой, сформированной с учетом уровня двигательной активности детей. Участвуют два воспитателя и медсестра, которая следит за самочувствием детей.
Воспитатель группы дает команду «на старт» и включает секундомер. Инструктор по физической культуре бежит впереди колонны в среднем темпе 1—2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановок.
Оценка результатов: дети среднего возраста: 1-1,5 мин – средний уровень, меньше – низкий уровень, больше – высокий уровень. Дети старшего возраста: 1,5 – 2 мин – средний уровень, меньше – низкий уровень, больше – высокий уровень.
2. Проба Ромберга (подъем туловища из положения лежа на спине в положение сидя за 30 секунд).
Цель: определение силовой выносливости мышц живота.
Ребенок лежит на гимнастическом мате (коврике) на спине, скрестив руки на груди. По команде «начали» ребенок поднимается, не сгибая колен (воспитатель слегка придерживает колени ребенка, сидя на мате рядом с ним), садится и вновь ложится. Воспитатель считает количество подъемов.
Оценка результатов: средний возраст 2-7 раз – средний уровень, меньше – низкий уровень, больше – высокий уровень. Старший возраст 8-12 раз – средний уровень, меньше – низкий уровень, больше – высокий уровень.
Тест считается правильно выполненным, если ребенок при подъеме не коснулся локтями мата, а спина и колени оставались прямыми.
Из двух попыток засчитывается лучший результат
3. Педагогический тест, основанный на пробе Мартинэ-Кушелевского: количество приседаний за 30 секунд (по программе М.Л. Лазарева «Здравствуй»).
Цель: определение силовой выносливости.
Ребенок выполняет приседания из исходного положения руки за головой, стопы параллельно друг другу – чуть расставлены.
Оценка результатов для детей среднего возраста 13-16 раз – средний уровень, меньше – низкий уровень, больше – высокий уровень. Для старшего возраста 18-23 раза – средний уровень, меньше – низкий уровень, больше – высокий уровень.
Тест считается правильно выполненным, если ребенок при выполнении приседаний держал спину прямо и не отрывал пятки от пола.
Проба проводится следующим образом: ребенок садится на стульчик у детского стола, ему надевают манжетку для измерения артериального давления, спустя 1—1,5 мин (когда исчезают рефлекс и возбуждение, вызванное наложением манжеты) каждые 10 с определяют частоту сердечных сокращений до получения 2—3 близких показателей и берут из них средний, который записывается в графу «До нагрузки». Одновременно определяют характер пульса (ровный, аритмия и т. д.).
Оценка результатов пробы проводится:
а) по степени изменения частоты сердечных сокращений, дыхания и показателей артериального давления тотчас же после нагрузки;
б) по времени возвращения показателей к исходным величинам.
В норме после функциональной пробы отмечается учащение частоты сердечных сокращений на 25—50 % по отношению к исходной величине, дыхания — на 4—6 дыханий в 1 минуту, повышение систолического давления на 5—15 мм ртутного столба, диастолическое не изменяется или снижается на 5—10 мм ртутного столба.
Возвращение всех показателей к исходным величинам наблюдается в течение первых 2—3 минут. Общее самочувствие ребенка остается хорошим.
Отклонением от нормы реакции следует считать учащение частоты сердечных сокращений более чем на 50 %, значительное учащение дыхания (видимая на глаз одышка), значительное увеличение систолического давления — более чем на 15 мм ртутного столба, увеличение диастолического — более чем на 10 мм ртутного столба. Время возвращения всех показателей к исходным величинам — более 3 минут.
Функциональная проба на работоспособность Мартинэ-Кушелевского проводилась на конец учебного года.
ГЛАВА ӀӀӀ. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Сравнительный анализ результатов исследования
В непрерывном беге на общую выносливость определяется функциональная устойчивость нервных центров, координирующих функциональную активность двигательного аппарата.
Результаты тестирования непрерывного бега представлены в Приложении 1, 2 и табл. 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ непрерывного бега в течение определенного времени
Начало года | |||
Возраст |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Дошкольники 4-5 лет |
10 % |
50 % |
40 % |
Дошкольники 5-6 лет |
20 % |
40 % |
40 % |
Конец года | |||
Дошкольники 4-5 лет |
40 % |
60 % |
0 % |
Дошкольники 5-6 лет |
100 % |
0 % |
0 % |