Способы обучения и принципы, положенные в основу методики занятий физкультурными упражнениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:02, реферат

Краткое описание

Общеизвестно, что без двигательной активности человеку трудно сохранить здоровье. Средства массовой информации всё больше уделяют внимание пропаганде здорового образа жизни. Многочисленные научные исследования говорят о том, что регулярные занятия физическими упражнениями оказывают оздоровительное воздействие на все системы и функции организма человека. Однако процент вовлечения населения страны, и в частности студентов, в регулярные занятия физическими упражнениями невелик. Но сейчас, исследование проблем повышения эффективности физического воспитания до сих пор остаётся актуальным.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….....3
1. Физическое воспитание и система физического воспитания…………............4
2. Основные разделы и этапы физического обучения и воспитания…................7
3. Научно-методические подходы к оптимизации специальных оздоровительных форм физической культуры.…………………...……...............8
4. Способы обучения и принципы, положенные в основу методики занятий физкультурными упражнениями ……………………............................................10
Заключение………………………………………………………………...…...…..13
Список используемой литературы………………………………………….….....14

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по физической культуре Луцкая — копия.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение………………………………………………………………….……….....3

1. Физическое воспитание  и система физического воспитания…………............4

2. Основные разделы и этапы физического обучения и воспитания…................7

3. Научно-методические подходы к оптимизации специальных                      оздоровительных форм физической культуры.…………………...……...............8

4. Способы обучения и принципы, положенные в основу методики занятий физкультурными упражнениями ……………………............................................10

Заключение………………………………………………………………...…...…..13

Список используемой литературы………………………………………….….....14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Общеизвестно, что без двигательной активности человеку трудно сохранить здоровье. Средства массовой информации всё больше уделяют внимание пропаганде здорового образа жизни. Многочисленные научные исследования говорят о том, что регулярные занятия физическими упражнениями оказывают оздоровительное воздействие на все системы и функции организма человека. Однако процент вовлечения населения страны, и в частности студентов, в регулярные занятия физическими упражнениями невелик. Но сейчас, исследование проблем повышения эффективности физического воспитания до сих пор остаётся актуальным.

Содержание занятий прежде всего определяются требованиями Государственного образовательного стандарта. Методическое обоснование эффективности средств и способов подготовки студентов вузов сейчас получает всё более широкую теоретическую и практическую разработку. Также предлагаются разнообразные формы организации физического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическое воспитание и система физического воспитания

Понятие «физическое воспитание», о чем говорит уже сам термин, входит в общее понятие «воспитание» в широком смысле. Это означает, что, так же, как и воспитание в целом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса (направляющая роль педагога-специалиста, организация деятельности в соответствии с педагогическими принципами и т. д.) либо осуществляется в порядке самовоспитания. Отличительные же особенности физического воспитания определяются прежде всего тем, что это процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие так называемых физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую работоспособность.

В физическом воспитании различают две специфические стороны, или «части»: обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физических качеств (способностей).

Обучение движениям имеет своим основным содержанием физическое образование, т. е. системное освоение человеком в процессе специального обучения рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Образовательная сторона физического воспитания имеет первостепенное значение для рационального использования человеком своих двигательных возможностей в жизненной практике. Другая не менее существенная сторона физического воспитания -- целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма, относящихся к физическим качествам человека: стимулирование и peгулирование их развития посредством нормированных функциональных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью (физическими упражнениями), а также путем оптимизации индивидуального режима жизни и рационального использования природных условий внешней среды. В определенном смысле можно сказать, что суть воспитания физических качеств заключается в управлении их развитием.

Непосредственным объектом и одновременно фактором управления является процесс двигательной деятельности. С помощью двигательной деятельности, организованной соответствующим образом (физических упражнений), и других средств физического воспитания можно в широком диапазоне изменять функциональное состояние организма, направленно регулировать его и тем самым вызывать прогрессивные приспособительные изменения в нем (совершенствование регуляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию, увеличение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т. д.). Совокупность их приводит не только к количественным, но и к качественным изменениям функциональных возможностей организма в целом. Воспитывая таким путем физические качества, достигают при известных условиях существенного изменения степени и направленности их развития. Это выражается в прогрессировании тex или иных двигательных способностей (силовых, скоростных и других), повышении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и в других показателях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и свойств телосложения (разумеется, в той мере, в какой это допускают генетически закрепленные особенности конституции человеческого организма). Развитию физических качеств в процессе их воспитания придается, таким образом, направленный характер, что и позволяет в этом смысле говорить об управлении их развитием.

Обучение движениям и воспитание физических качеств практически настолько тесно взаимосвязаны, что постоянно переходят друг в друга. Но они никогда не сводятся друг к другу и по-разному соотносятся на различных этапах воспитания. В целостной рационально организованной практике физического воспитания эти стороны всегда так или иначе сочетаются с другими компонентами воспитания в широком смысле слова. При этом физическое воспитание приобретает значение одного из основных факторов всестороннего развития личности, если обеспечено единство всех видов воспитания (физического, нравственного, интеллектуального, эстетического), что, как будет видно из последующего, характерно для воспитания в социалистическом обществе.

Наряду с термином <физическое воспитание> применяют термин «физическал подготовка». По существу, они имеют аналогичный смысл, но вторым термином пользуются преимущественно тогда, когда хотят подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности, требующей физической подготовленности. Последняя (физическая подготовленность) есть результат физической подготовки, воплощенный в достигнутой работоспособности и в сформированных двигательных навыках, необходимых в определенной деятельности, либо способствующих ее освоению. Различают общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на то, чтобы создать широкие общие предпосылки успеха в самых различных видах деятельности (либо в некоторых из них). Специальная физическая подготовка -- это разновидность физического воспитания, специализированного применительно к особенностям какой-либо деятельности (профессиональной, спортивной и др.), избранной в качестве объекта углубленной специализации.

Итак, физическое воспитание есть вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям (двигательным действиям) и воспитании (управлении развитием) физических качеств человека. В прикладном отношении физическое воспитание представляет собой процесс физической подготовки человека к социально обусловленной деятельности (трудовой, военной и т. д.). В единстве с другими видами воспитания и при достаточных социальных условиях физическое воспитание может приобретать значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.

Отсюда не трудно заключить, что систему физического воспитания характеризуют не столько отдельные явления практики физического воспитания, сколько ее общая упорядоченность, а, следовательно, и то, на каких исходных системообразующих основах обеспечивается ее упорядоченность, организованность и целенаправленность в рамках конкретной общественной формации. В зависимости от условий своего развития система физического воспитания может быть относительно элементарной или высокоразвитой, иметь ограниченную либо широкую сферу распространения, причем организационная мощь системы зависит прежде всего от степени участия государства и ведущих общественных сил в ее становлении и функционировании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные разделы и этапы физического обучения и воспитания.

Физическое воспитание и обучение студентов состоит из теоретических, практических и контрольных занятий, которые определяются методикой и концепцией преподавания, принятой в данном высшем учебном заведении.

Раскрывая все эти разделы отметим, что каждый имеет свою особенность, выполняет определенные цели и направлен на конкретный результат. И конечно же имеет свою особую методику. Любая учебная программа по физической культуре предполагает наличие обязательного теоретического раздела. Эта часть физического воспитания и обучения излагается студентам в форме лекций в логической последовательности. Тем самым формируется теоретический пласт знаний у студентов по физической культуре. Это будет служить основой для формирования умений у студентов по выполнению физических упражнений и проложит путь для следующего раздела. Практический раздел состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного.

В каждом семестре система практический занятий, имеющая методическую и учебно-тренировочную направленность, строится как законченный модуль, соответствующий прохождению различных разделов программы. Раскрыв все разделы физического воспитания и обучения студентов мы можем заметить, что без четко сформированной и отработанной системы преподавания и обучения трудно будет соблюсти методику занятий физическими упражнениями.

Составляя основу методики физического обучения и воспитания выполняют функцию факторов, влияющих на качество обучения и воспитания студентов, так как только последовательное прохождение всех этапов физического обучения может гарантировать правильность усвоения и контроль за усвоением материала по физической культуре. Преподаватель может продемонстрировать выполнение определённого физкультурного упражнения. Следующим этапом будет выполнение этого упражнения студентами и контроль преподавателем правильности, точности и численности выполнения физкультурного упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

Научно-методические подходы к оптимизации специальных оздоровительных форм физической культуры.

Принципы методики физического воспитания и спорта как важнейшая предпосылка оздоровительного эффекта физкультурной практики, которая учитывает:

Современные тенденции совершенствования методики применения физических упражнений и других факторов физической культуры в системе мер профилактического и оздоровительно-восстановительного характера. Регламентация занятий физическими упражнениями в зависимости от особенностей состояния здоровья. занимающихся (в частности, при пограничных состояниях между нормой и патологией и начальных патологических состояниях), нормирование и программирование режима нагрузок и отдыха (в недельных, месячных и более протяженных циклах), последовательное регулирование ближайших и долговременных эффектов занятий. Методическая проблематика дозирования воздействий внешне средовых факторов в соответствии с закономерностями закаливания и достижения оздоровительного эффекта.

Совершенствование комплексного контроля за оздоровительным эффектом физкультурных занятий и обусловливающими его факторами. Компьютеризация диагностических и программирующих процедур как одна из перспективных тенденций совершенствования планирования и контроля за занятиями избирательно-оздоровительной направленности.

Проблемный совет по физической культуре Российской академии образования принял «Приоритетные направления в развитии науки о физическом воспитании и спортивной подготовке детей и юношества». Эти направления следующие:

1. Методология проектирования инновационных процессов в физическом воспитании детей и спортивной подготовке детей и юношества.

2. Проблемы государственной и муниципальной поддержки физического воспитания и спортивной подготовки дошкольников и учащейся молодежи.

3. Развитие инфраструктуры материально-технического и информационного обеспечения учебно-тренировочного процесса в образовательных учреждениях.

4. Методология адаптирования методов и форм подготовки в спорте высших достижений в связи с целями и задачами физического воспитания учащейся молодежи.

5. Разработка подходов к созданию массового детского и юношеского физкультурно-спортивного движения в России.

6. Методология развития программного обеспечения физического воспитания и спортивной подготовки детей и юношества.

7. Теория и методика реализации деятельностного подхода в физическом воспитании учащейся молодежи.

8. Исследование структуры потребностей детей и юношества в сфере физического воспитания и обоснование методов их формирования, развития и деятельностной реализации.

9. Оздоровительные ресурсы физического воспитания и спортивной подготовки детей и учащейся молодежи.

10. Проблемы развития детско-юношеского олимпийского и параолимпийского движения.

11. Проблемы физического воспитания детей-инвалидов и детей с ослабленным здоровьем.

12. Физическое воспитание детей и учащейся молодежи, проживающих в экологически неблагополучных регионах.

13. Проблемы физкультурно-спортивной реабилитации детей из неблагополучных семей и регионов.

14. Разработка перспективной модели специалиста по физическому воспитанию и спортивной подготовке детей и юношества.

15. Проблемы организации процесса многолетней спортивной подготовки в детском и юношеском возрасте.

16. Методология оценки здоровья детей.

17. Развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы личности средствами и методами физического воспитания и спорта.

Информация о работе Способы обучения и принципы, положенные в основу методики занятий физкультурными упражнениями