Специфика лечебно-оздоровительной физкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 16:50, реферат

Краткое описание

Цель настоящей работы состоит в выявлении особенностей ЛФК, ее методов и основных направлений.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: рассмотреть правила организации лечебной физкультуры, раскрыть методы и виды лечебной физ-культуры, выявить основные направления в ЛФК

Содержание

Введение 3
1 Вопросы организации лечебной физкультуры 4
2 Методы лечебной физкультуры 9
2.1 Физические упражнения 9
2.2 Лечебный массаж 16
2.3 Физиотерапия 18
3 Направление лечебной физкультуры. 19
Заключение 22
Список использованных источников: 23

Вложенные файлы: 1 файл

katya_referat_fizra(2).docx

— 44.39 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное агентство по образованию

дальневочтоный федеральный уневерситет

Институт сервиса, туризма и дизайна

Кафедра физкультуры и спорта

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Физическая культура»

Специфика лечебно-оздоровительной физкультуры

Студент

гр. Бтк-11-01_____________________________________Кри Е.В.

Преподаватель_____________________________________ Мокрушина Н.А.

                                             

 

                                                   Владивосток 2014

 

              Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная работа посвящена специфике лечебно-оздоровительной физкультуры, ее форм реализации и воплощения. Актуальность темы исследования ЛФК интересов в различных формах ее проявления. Впервые нами делается попытка не только охарактеризовать методы и способы ЛФК, но и дать практическое объяснение применению конкретных упражнений ЛФК. Заявленная проблема исследования может дать конкретные ответы на те злободневные вопросы, которые волнуют врачей, занимающихся практическим внедрением. Степень научной разработанности темы исследования представлена разнообразными теориями, гипотезами, моделями и стратегиями (Н.А. Белая, В.И. Дубровский и др.)

Объектом исследования являются виды и методы ЛФК. Предмет исследования - конкретные способы реализации ЛФК и правила их внедрения.

Цель настоящей работы состоит в выявлении особенностей ЛФК, ее методов и основных направлений. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: рассмотреть правила организации лечебной физкультуры, раскрыть методы и виды лечебной физкультуры, выявить основные направления в ЛФК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Вопросы организации лечебной физкультуры

Курирование лечебной и оздоровительной физкультурой и контроль за ней являются базовыми организационными проблемами. Главный врач лечебного учреждения и его заместитель по медицинской части курируют этот участок работы, определяют его направление, обеспечивают квалифицированным персоналом, материальной базой, проверяют применение этого метода как неотъемлемого компонента комплексного лечения.

Основные специалисты, такие как заведующий отделением, ведущий терапевт, хирург, акушер-гинеколог и т. д., обеспечивают воплощение лечебной физкультуры в комплексный период лечения; они помогают медицинскому персоналу овладеть методом лечебной физкультуры. Во время обходов специалисты проверяют мотивированность применения лечебной физкультуры и выполнение ранее сделанных лечебной физкультуры. Многолетний опыт работы в лечебных учреждениях убедил пас в том, что заинтересованность главного терапевта или главного хирурга, а также других ведущих специалистов методом лечебной физкультуры имеет решающее значение для широкого внедрения его в лечебную практику.

Лечащие врачи -- основные проводники лечебной физкультуры. Продумывая план лечения больных, лечащий врач должен определить определенный режим и в зависимости от результатов назначать больному различные способы ЛК. Лечащий врач определяет эффективность ЛК, как и все другие методы лечения. Он же сам и контролирует реакции пациентов на занятия физическими упражнениями ЛК (особенно тяжелобольных и в начале лечебного курса). Лечащий врач обязан оперативно менять двигательный режим пациентов и давать рекомендации об изменениях методики занятий лечебными физическими упражнениями в сторону их увеличения, интенсивности нагрузки и наоборот.

Лучшие результаты получаются тогда, когда лечащие врачи наблюдают за работой инструкторов (методистов) лечебной физкультуры, информирующих об изменениях в состоянии больных, что позволяет направлять их действия и учитывать индивидуальные особенности пациентов.

При необходимости лечащий врач консультирует по вопросам применения лечебной физкультуры с врачом по лечебной физкультуре (если он имеется в данном лечебно-профилактическом учреждении).

Квалификация врача лечебной физкультуры по штату предусмотрена только в крупных лечебно-профилактических учреждениях. Основная его задача -- организация ЛК и оказание информационной поддержки лечащим врачам. Обычно врач лечебной физкультуры возглавляет отделение или кабинет лечебной физкультуры и непосредственно руководит работой инструкторов (методистов), курирует различные способы воплощения лечебной физкультуры, ведет учет и отчетность по своей специальности, формирует необходимый инвентарь для занятия ЛК. У врача лечебной физкультуры установлен утвержденный график регулярных обходов по медицинским отделениям. Во время обходов он помогает лечащим врачам правильно организовать воплощение лечебных упражнений в медицинском отделении; вместе с лечащими врачами он уточняет характер применений ЛК, заполняет специальные документы по лечебной физкультуре на вновь поступивших пациентов, следит за тем, чтобы всем пациентам, которые нуждаются в лечебной физкультуре, оперативно ее назначали.

По утвержденному главврачом графику врач лечебной физкультуры ведет систематическую работу по повышению квалификации в области лечебной физкультуры всех лечащих врачей и среднего медицинского персонала, особенно инструкторов (методистов) по лечебной физкультуре.

Необходимо самостоятельное руководство врачом лечебной физкультуры, применение им лечебной физкультуры в особо сложных случаях и принятие им участие в научно-исследовательской и методической работе по общему плану лечебно-профилактического учреждения.

Инструктор (методист) по ЛФК непосредственно сам проводит с больными физические упражнения в их разнообразных формах реализации (лечебная, гигиеническая гимнастика, и др.). Опыт показывает, что наиболее целесообразно таких инструкторов готовить из числа лиц, имеющих среднее медицинское образование и соответствующую физкультурную подготовку. От опытности и знаний инструктора (методиста) по лечебной физкультуре в конечном счете зависит лечебный эффект физических упражнений.

Необходимо, чтобы каждый инструктор (методист) был прикреплен для работы к определенному медицинскому отделению, специализировался в этой области и имел постоянный рабочий контакт со всем персоналом этого отделения.

Организация места занятий физическими упражнениями в ЛФК - важное условие эффективной реализации лечебной физкультуры. Места занятий организуют и оборудуют в зависимости от характера и профиля лечебно-профилактического учреждения. Для тяжелых (лежачих) пациентов основным местом применения лечебной физкультуры являются палаты, с выздоравливающими же пациентами занятия проводят в специально оборудованном кабинете. В хирургических, неврологических, травматологических, гинекологических стационарах организуют специальные кабинеты лечебной физкультуры, под которые обычно отводят светлую комнату площадью не меньше 20 м2. Такой кабинет предназначен для индивидуальных и групповых занятий с 4--5 пациентами .

В хирургических и неврологических стационарах для регулярных занятий дополнительно отводят уголки лечебной физкультуры. В летнее время в тенистой части больничного двора можно организовать физкультурную площадку. Такие площадки необходимо иметь при всех детских больницах.

В поликлиниках в составе специализированных кабинетов необходимо иметь и кабине? лечебной физкультуры. Он должен состоять из гимнастического зала для групповых занятий (площадью не менее 40 мг), комнаты для индивидуальной гимнастики (площадью 16--20 м2), кабинет врача и подсобных помещений (душевая, раздевальня, кладовая). В летнее время для занятий на воздухе следует организовать физкультурную площадку.

В учреждениях курортно-санаторного типа следует иметь отделение лечебной физкультуры, состоящее из зала лечебной гимнастики (площадью не менее 60 м2), кабинета для индивидуальной гимнастики (площадью 20 мг), комнаты для массажа (площадью 10--12 м2), зала (мастерская) трудотерапии, кабинета врача, антропометрического кабинета, рабочей комнаты инструкторов (методистов), душевой комнаты, раздевальни (отдельно для мужчин и женщин), кладовой, помещения для ожидания и отдыха больных. Кроме того, на открытом воздухе должны быть организованы площадки для спортивных игр и занятий упражнениями, дорожки для прогулок (по маршрутам терренкура).

В ведении заведующего отделением лечебной физкультуры обычно находятся также водная и лыжная станции, каток. Если при санатории имеется лечебный пляж, то при нем следует организовать площадки для занятий гимнастикой и играми.

Оборудование помещений "для лечебной физкультуры спортивным и другим специальным инвентарем производят в зависимости от характера и профиля лечебного учреждения. Применяют обычный гимнастический инвентарь: гимнастические стенки, скамейки, бум, гимнастические палки, булавы, гантели (вес 0,5--2 кг), медицинболы (вес 1--6 кг), кольца и т. д., а также инвентарь для спортивных игр. В хирургических (травматологических) учреждениях следует иметь всякого рода аппараты для функциональной терапии (блоки, валики, механотерапевтические аппараты и др.).

Детские учреждения приобретают наборы для настольных и подвижных игр, игр на площадке. Корригирующие и другие специализированные кабинеты оборудуют дополнительным инвентарем в зависимости от характера их деятельности.

Организацию групп для занятий лечебной гимнастикой проводят по принципу одинаковых нозологических форм заболеваний, стадий болезненного процесса, локализации повреждений, пола и возраста больных. Допустимо объединение в одну группу больных с разными заболеваниями, если функциональные нарушения и общее состояние их разрешают применение однородной методики физических упражнений. Врач лечебной физкультуры вместе со старшим инструктором (методистом) периодически составляет расписание групповых, малогрупповых и индивидуальных занятий физическими упражнениями в зависимости от местных условий и имеющихся возможностей .

Медицинскую документацию и учет работы проводят в соответствии с утвержденными формами. В кабинете лечебной физкультуры ведут учетную карту по лечебной физкультуре на каждого больного, а также ведомость ежедневной работы (заполняют на каждый месяц).

Следует особо отметить, что все же основным медицинским документом по лечебной физкультуре является история болезни или амбулаторная карта больного. В историю болезни (амбулаторную карту) лечащий врач должен записывать все назначения, касающиеся лечебной физкультуры: характер двигательного режима, гигиеническую гимнастику, лечебную гимнастику, прогулки (номер маршрута терренкура) массаж, трудовую терапию и т. д.

В этапных и заключительном эпикризах лечащий врач должен отмечать регулярность занятия лечебной физкультурой, ее формы, количество проведенных занятий; он указывает рекомендации по дальнейшим занятиям больного лечебной физкультурой, дома или в специальных лечебных учреждениях. Врач лечебной физкультуры заносит в историю болезни результаты своих осмотров и рекомендации по дальнейшему применению лечебной физкультуры, которые лечащий врач заносит в графу назначений (если он с ними согласен).

Указания инструктору (методисту) врач лечебной физкультуры записывает в учетные карты по лечебной физкультуре, которые хранятся в кабинете или у инструктора в медицинском отделении. Назначения по дополнительным (самостоятельным) занятиям вносит в тетрадь назначений дежурная медицинская сестра.

Весьма важно умело сочетать лечебную гимнастику с бальнеологическими процедурами. Так, например, наши наблюдения, проведенные на курорте Сочи -- Мацеста над больными с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, показали, что применение комплекса утренней гимнастики за 40--60 минут до приема мацестинских ванн вызывает более быструю адаптацию сердечно-сосудистой системы к нагрузкам, что отчетливо отражается на показателях артериальной осциллографии. В хирургической, ортопедической и неврологической практике сочетание гимнастики с тепло- или светолечебными процедурами и массажем ведет к усилению действия последних, а поэтому целесообразно установить связь в работе кабинетов лечебной физкультуры и физиотерапии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Методы лечебной физкультуры

2.1 Физические  упражнения

Классификация физических упражнений по М.И. Фонареву.

I. Гимнастические упражнения. Гимнастические упражнения –  это специально подобранные, расчлененные  движения, при которых достигается  избирательное воздействие на  определенные мышцы и физически  связанные с ними внутренние  органы. При выполнении гимнастических  упражнений предусматриваются то  или иное направление движения, его амплитуда, скорость, мера мышечного  напряжения. Все это обеспечивает  точный характер движений и  по возможности целенаправленное  влияние на соответствующие элементы  ОДА. В процессе выполнения гимнастических  упражнений формируются двигательные  навыки, точность движений, развиваются  ловкость, сила, выносливость, гибкость  и др.

Гимнастические (общеразвивающие) упражнения классифицируются по нескольким основным признакам: Общеразвивающие упражнения для определенных мышечных групп, классифицируются по анатомическому признаку и составляют наибольшую группу гимнастических упражнений. Упражнения для мышц верхних конечностей выполняются.: стоя, сидя, лежа на спине, животе - обеспечивающих устойчивое положение тела. Упражнения для мышц брюшного пресса выполняются лежа на спине, но могут проводиться из других положений. Гимнастические упражнения для мышц спины (наклоны вперед, боковые наклоны и вращения туловища) выполняются стоя, оптимальным для развития мышц спины является положение лежа на животе. Упражнения для мышц нижних конечностей выполняются в зависимости от требуемой нагрузки.

Все общеразвивающие гимнастические упражнения могут включаться в содержание занятий и других форм как без предметов, так и с предметами и пособиями: мячами, палками, флажками, обручами, лентами, шнурами, шарами, шестами и т.п. Точности выполнения упражнений способствует использование гимнастических снарядов: стенок, скамеек, бревна.

Лечебное действие упражнений с предметами усиливается (в сравнении с подобными упражнениями без предметов) за счет массы предмета, увеличения инерции и удлинения рычага перемещаемого сегмента тела, повышения эмоциональности занятия. Например, гимнастическая палка позволяет применять упражнения с помощью здоровой руки и тем самым способствовать развитию функции движения в суставах пораженной симметричной конечности. Гимнастическая палка находит широкое применение в корригирующей гимнастике для укрепления мышц спины, плечевого пояса, грудной клетки. Отдельные предметы используются для отягощения упражнения и укрепления отдельных мышечных групп (гантели, медицинболы). Другие предметы (булавы) применяются для развития координации движений, увеличивая длину рычага при движении верхними конечностями, они позволяют в лучшей степени развить объем движений в плечевых суставах. Упражнения на снарядах используются с целью увеличения общей физической подготовки, нагрузки, разнообразия, повышения эмоциональности занятия и для облегчения выполнения отдельных упражнений. В ЛГ чаще используются: гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, наклонная плоскость, канат, гимнастические кольца, горизонтальное бревно (могут быть использованы - обычный стул, медицинская кушетка, коврик для выполнения упражнений на полу). Например, наклонная плоскость применяется для разгрузки и вытяжения позвоночника и для выполнения на ней упражнений для крестцово-поясничной области и корригирующих упражнений. Горизонтальное бревно позволяет выполнять упражнения в смешанных висах и упорах, корригирующие упражнения, маховые упражнения и упражнения в равновесии. На медицинской кушетке применяют различные упражнения в положении лежа (на спине, боку, на животе), на четвереньках, на коленях - как активные, так и пассивные. В положении сидя на стуле выполняются различные простые упражнения для рук, ног и корпуса, дыхательные упражнения. на коврике на полу проводятся упражнения корригирующего характера, упражнения для брюшного пресса и позвоночника. По степени активности участия пациента физические упражнения подразделяют:

Информация о работе Специфика лечебно-оздоровительной физкультуры