Представление о физическом воспитании как системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 18:20, реферат

Краткое описание

Физическая культура — часть образа жизни человека — система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностям организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию.

Содержание

Введение.
Система физического воспитания.
Основы системы физического воспитания.
Принципы системы физического воспитания.
Основные направления физического воспитания.
Формы построения занятий в физическом воспитании.
Связь физического воспитания с образованием и воспитанием.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

физкультура 2 семестр.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

 

Формы построения занятий в физическом воспитании.

 

 

Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации

учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным

типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а

также соответствующими условиями занятий. По особенностям организации

занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию

подразделяются на две группы – урочные и неурочные.

 

Урочные формы – это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным

составом занимающихся.

 

К ним относятся:

1) Уроки физической  культуры, проводимые преподавателями  по государственным 

программа в образовательных учреждениях, где физическая культура является

обязательным предметом (школа, колледж, вуз и т.п.);

 

2) Спортивно-тренировочные  занятия, проводимые тренерами, с  направленностью на 

совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.

 

Неурочные формы – это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так

и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или

восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития

физических качеств, совершенствование двигательных навыков и др.

 

 К ним относятся:

1) малые формы  занятий (утренняя гимнастика, вводная  гимнастика, физкультпауза,

физкультминутка, микропауза), используемые для текущего управления физическим

состоянием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не решают задач

развивающего, тренирующего характера;

 

2) крупные формы  занятий, т.е. занятия относительно  продолжительные,

комплексные по содержанию.

 

Эти формы занятий направлены на решения задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера; соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяется победитель, место, физическая или техническая подготовленности и т.п. (например, система официальных соревнований, первенство, чемпионаты и др.). 

 

Связь физического воспитания с образованием и воспитанием.

В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности. Все это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим.

 

Взаимосвязь физического воспитания с умственным воспитанием. Она проявляется непосредственно и опосредованно.

Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и пр. (как выполнить движения экономнее, точнее, выразительнее и т.д., как распределить силы на дистанции, в соревнованиях и др.).

Педагог по физической культуре и спорту намеренно создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной степени сложности. Занимающиеся должны сами принимать решения, действовать активно и творчески подходить к решению поставленных перед ними задач.

Разнообразные новые знания в области физической культуры, приобретаемые занимающимися, служат их духовному обогащению и способствуют развитию умственных способностей, позволяют более эффективно использовать средства физического воспитания в спортивной деятельности, жизни.

Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития детей. Это отмечал еще выдающийся ученый П.Ф. Лесгафт. В своем фундаментальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» он писал: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отправлений. Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического».

В результате осуществления оздоровительных задач физического воспитания повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности.

Взаимосвязь физического воспитания с нравственным воспитанием. С одной стороны, правильно организованное физическое воспитание способствует формированию положительных черт морального облика человека. В процессе сложной и напряженной тренировочно-соревновательной деятельности проверяются и формируются моральные качества молодежи, крепнет и закаляется воля, приобретается опыт нравственного поведения.

С другой стороны, от уровня воспитанности занимающихся, их организованности, дисциплинированности, настойчивости, воли и других черт характера зависит эффективность занятий по физическому воспитанию (например, результативность уроков физической культуры в общеобразовательной школе, средних специальных учебных заведениях и др.).

На нравственной основе осуществляется воспитание спортивного трудолюбия, способности к преодолению трудностей, сильной воли и других личностных качеств.

Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим воспитанием. Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.

Эстетическое воспитание развивает человека духовно, позволяет также правильно понимать и оценивать прекрасное, стремиться к нему.

Человек с развитым эстетическим вкусом, как правило, стремится создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность, которая в различных формах широко представлена в спорте.

Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели — формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического идеала.

Взаимосвязь физического воспитания с трудовым воспитанием. Систематические занятия физическими упражнениями формируют организованность, настойчивость, способность преодолевать трудности, собственное нежелание или неумение и в конечном итоге воспитывают трудолюбие. Кроме того, выполнение занимающимися различных поручений педагога по самообслуживанию, ремонту спортивного инвентаря, оборудованию простейших спортивных площадок и пр. содействует формированию элементарных трудовых навыков.

Результаты трудового воспитания по формированию определенных качеств личности непосредственно положительно отражаются и на эффективности процесса физического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В чем же состоит сущность физического воспитания? Прежде всего физическое

развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы.

Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде,

преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. Наряду с осуществлением

физического развития, физическое воспитание призвано возбуждать у учащихся

потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать

глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и

укрепления здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому

развитию. В этом смысле физическое воспитание выступает как многогранный

процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности

учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культуры

и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и

здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков, привычек и

здорового образа жизни.

В целом следует отметить, что влияние учебных занятий на физическое развитие

и воспитание учащихся зависит от эффективного использования всего

многообразия средств и методов, содействующих решению этой задачи.

 

Список литературы.

  1. Библиофонд http://bibliofond.ru/view.aspx?id=479941
  2. Губа В.П. Научно-практические методические основы физического воспитания учащейся молодежи – М.:Советский спорт, 2008.-206с.
  3. Коваленко  В.А.Физическая культура: учебное пособие / В.А. Коваленко. – М.: Изд-во АСВ, 2000. – 342с.
  4. Матвеев  Л.П.  Теория и методика физической культуры: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физ. культуры / Л.П.  Матвеев. - М. : ФиС, Спорт Академ Пресс,  2008. – 544
  5. Ns-sport – спортивный обозреватель! http://www.ns-sport.ru/teoriya-i-metodika-fizicheskogo-vospitaniya.html
  6. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с. 
  7. http://portal.tpu.ru:7777/SHARED/a/ANTONINA/instr/ins/lect2.pdf

 


Информация о работе Представление о физическом воспитании как системе