Представление о физическом воспитании как системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 18:20, реферат

Краткое описание

Физическая культура — часть образа жизни человека — система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностям организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию.

Содержание

Введение.
Система физического воспитания.
Основы системы физического воспитания.
Принципы системы физического воспитания.
Основные направления физического воспитания.
Формы построения занятий в физическом воспитании.
Связь физического воспитания с образованием и воспитанием.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

физкультура 2 семестр.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

осуществляется в тесной связи с общеобразовательными задачами в процессе учебной

деятельности (обязательные занятия) и в процессе спортивных занятий спортом и  5

соревнований. Воспитательный эффект главным образом зависит от личности

преподавателя физической культуры (тренера), его профессионального уровня; поэтому

сами по себе физические упражнения общего и спортивного характера желаемого

воспитательного эффекта не дают.

 

 Образовательные задачи определяют путь воплощения в физическом

воспитание общих идей образования. К разряду этих задач относят следующие:

формирование специальных знаний в области физической культуры и спорта;

формирование двигательных навыков и умения успешно использовать их в сложных

условиях двигательной деятельности; формирование гигиенических знаний и навыков при

занятиях физическими упражнениями; формирование методических знаний и умений по

организации и проведению занятий физическими упражнениями, спортивных

соревнований. Формирование физкультурно-спортивных знаний и вооружение ими

основных слоев населения есть одна из актуальнейших проблем в области физического

воспитания в нашей стране, поскольку теоретические изыскания в этой области

существенно отстают от достижений практики.

 

 

Основы  системы физического воспитания.

 Идеологические основы.

 Современные программы ориентируют  кафедры на воспитание у студентов  потребности в физическом самосовершенствовании (в советское время - воспитание  физически гармонично развитого человека).

 

Научные основы.

В сфере физической культуры действуют научно-исследовательские институты, сеть университетов физической культуры, в которых изучаются проблемы медико-биологического, психолого-педагогического и спортивно-педагогического обеспечения физической культуры студентов. Защищаются кандидатские и докторские диссертации, имеются научные журналы.

 

Методические основы.

Методические основы раскрываются в закономерностях физического воспитания и соответствующих им рекомендациях по реализации принципов обучения и воспитания, а так же по использованию средств, методов и форм организации занятий в каждой социальной группе населения.

Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее методической основой служат научные положения естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия, социология  и др.),  педагогических (психология, педагогика и др.) наук, на основе которых теория и методика физического воспитания разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физического воспитания.

 

Программные и нормативные основы.

В Основах законодательства Российской Федерации физическая культура студенческой молодежи определяется в качестве одного их основополагающих направлений среднего и высшего гуманитарного образования. Содержание федерального Закона №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ», вступившего в силу 4.12. 2007 г., определяет

программное и нормативно-правовое обеспечение физкультурного образования студентов высших учебных заведений. Физическое воспитание здесь определяется как «педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепления здоровья, повышения работоспособности, творческого долголетия и продления жизни человека. Основу преподавания физической культуры во всех образовательных

учреждениях составляет культурологический подход, способствующий всестороннему раскрытию способностей личности человека. Статьи данного Закона дают право образовательным учреждениям самостоятельно, с учетом имеющихся ресурсов и условий определять формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов подготовленности.

 Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы содержат научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований.

Программно-нормативные основы системы физического воспитания конкретизируются применительно к особенностям контингента (возраст, пол, уровень подготовленности, состояние здоровья) и условиям основной деятельности участников физкультурного движения (учеба, работа на производстве, служба в армии) в двух основных направлениях: общеподготовительном и специализированном.

Общеподготовительное направление представлено, прежде всего, физическим воспитанием в системе общего обязательного образования. Оно обеспечивает: базовый минимум всесторонней физической подготовленности; необходимый в жизни основной фонд двигательных умений и навыков; доступный каждому уровень разностороннего развития физических способностей.

Специализированное направление (спортивная тренировка, производственно-прикладная и военно-прикладная физическая подготовка) предусматривает углубленное совершенствование в избранном виде двигательной деятельности на базе широкой общей подготовки с возможно высоким (в зависимости от индивидуальных способностей) уровнем достижений.

Эти два основных направления обеспечивают возможность последовательного овладения жизненно важными движениями, воспитания физических, моральных и волевых качеств, спортивного совершенствования человека.

 

Организационные основы.

Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления.

По государственной линии предусматриваются систематические обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях (ясли-сад),общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государственным программам, в отведенное для этого часы в соответствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров).

Контроль за организацией, осуществлением и результатами физического воспитания по государственной линии обеспечивают Министерство Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Комитет Государственной Думы по туризму и спорту, городские комитеты по физической культуре и спорту, а также соответствующие отделы Министерства образования РФ.

По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся и потребности в физическом воспитании. Принципиальной чертой общественно-самодеятельной формы организации является полная добровольность физкультурных занятий. Продолжительность занятий зависит во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и реального наличия свободного времени.

Организация физического воспитания на общественно-самодеятельных началах предусматривает массовое вовлечение в занятия физической культурой через систему добровольных спортивных обществ: «Спартак», «Локомотив», «Динамо», «Трудовые резервы» и др.

Основными звеньями государственной формы руководства и осуществления физического воспитания являются:

- Министерство народного  образования (детские сады и ясли, средние школы, ПТУ, ссузы, вузы);

- Министерство обороны (военные части и подразделения, военные училища, институты, академии);

- Министерство здравоохранения (физкультурные диспансеры, поликлиники [ЛФК], здравницы);

- Министерство культуры (клубы, Дома и Дворцы культуры, парки культуры и отдыха);

- Комитет по физической  культуре и спорту (ДЮСШ, ШВСМ, СДЮШОР).

 

Принципы системы физического воспитания.

Принцип гармоничного развития личности.

В физическом воспитании этот принцип предусматривает выполнение двух основных требований:

1) решение задач физического  воспитания должно осуществляться  в органической связи с умственным, трудовым, нравственным и эстетическим  воспитанием;

2) содержание физического  воспитания следует планировать таким образом, чтобы обеспечивалось согласованное и соразмерное развитие всех физических способностей, достаточно разностороннее формирование двигательных умений и вооружение специальными знаниями.

 

Принцип связи с трудовой и военной практикой.  

Выражает прикладную направленность всей системы воспитания, призванный воспитывать всесторонне подготовленных людей «которые умеют все делать». Получение человеком всесторонней подготовки удовлетворяет не только его личные потребности, но и запросы общества.

 

Принцип оздоровительной направленности.

обязывает педагога так организовать физическое воспитание, чтобы оно выполняло и профилактическую и развивающую функции. Это означает, что с помощью физического воспитания необходимо, во-первых, компенсировать недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни; во-вторых, совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям.

Реализуется этот принцип путем выполнения основных требований:

- Средства и методы  физического воспитания должны  применяться только такие, которые  имеют научное обоснование их  оздоровительной ценности;

- Физические нагрузки  обязаны планироваться в соответствии  с возможностями детей;

- Врачебно-педагогический контроль должен быть обязательным элементов учебно-воспитательного процесса;

- Соблюдение санитарно-гигиенических  норм, рациональное использование  солнца, воздуха и воды – все  это следует учитывать при  организации каждого занятия  физическими упражнениями.

 

 

Для реализации принципов необходимы определенные условия, т.е. соответствующая экономическая, материально-техническая, социальная и культурная база. Практическая деятельность по их реализации должна быть адекватна этой базе. В противном случае прокламируемые принципы могут превратиться в утопические призывы.

 

Основные направления физического воспитания.

Общая физическая подготовка — это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта. Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:

  • достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;
  • приобрести общую выносливость;
  • повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;
  • увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;
  • улучшить ловкость в самых разнообразных действиях, умение координировать простые и сложные движения;
  • научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.

 

Профессионально-прикладная физическая подготовка - это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Основное назначение ППФП - направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков.

ППФП решает следующие задачи:

  • ускорение профессионального обучения,
  • достижение высокой работоспособности и производительности труда,
  • рациональная организация труда и использование средств для активного отдыха,
  • предупреждение (коррекция) неблагоприятных воздействий некоторых видов деятельности.

 

Спортивное направление. Физическое воспитание со спортивной направленностью обеспечивает удовлетворение потребностей в занятиях избранным  видом спорта. Основной целью занятий в рамках данного направления является  подготовка к  соревнованиям, участие в соревновательной деятельности и достижение максимально высоких спортивных результатов.  Подготовка к соревнованиям осуществляется в процессе спортивной тренировки, которая является одной из наиболее действенных и эффективных форм физического воспитания. Спортивная тренировка представляет собой сложный многогранный процесс, включающий в себя различные виды подготовки:  общую физическую, специальную физическую,  техническую,  тактическую,  морально-волевую и  интегральную  виды подготовки.

 

Лечебно–реабилитационное направление. Содержательной основой данного направления являются занятия физическими упражнениями, организуемые с целью восстановления работоспособности после интенсивной трудовой или спортивной деятельности.  В рамках этого направления осуществляется также восстановление утраченных функций после производственных или спортивных травм и перенесенных заболеваний  на основе использования средств лечебной физической культуры (ЛФК).

Информация о работе Представление о физическом воспитании как системе