Выносливость и методика ее воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будут рассмотрены основные характеристики вынос-ливости, ее виды, методы и средства воспитания, а также предложены некоторые методики тренировок с учетом исходного уровня физической подготовленности.

Вложенные файлы: 1 файл

ВЫНОСЛИВОСТЬ И МЕТОДИКА ЕЕ ВОСПИТАНИЯ.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

                  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Адаптация  в спорте / Под ред. В.Н Платонова.  Киев: Здоровье, 1988, 216с.

2. Верхошанский  Ю.В. Основы специальной физической  подготовки. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - С.330. 

3. Желобкович  М.П., Глазько Т.А., Купчинов Р.И. Дифферинцированный      

подход  к  построению и организации физического  воспитания студенческой молодежи: Учеб. Пособие. Мн., 1997. 112 с.

4. Вопросы физического  воспитания / под ред. Борилкевича  В.Е.-                    Ленинградиздательство ленинградского университета, 1991.-С.54.

5. Купчинов Р.И.  Физическое воспитание: Учеб. Пособие  для студентов подгот., учеб.-тренровоч. групп учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Р.И.Купчинов.- М.: ТетраСистемс, 2006. – 352с

  1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.:

    «Физкультура  и спорт», 1991. - С.542.

  1. Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с оснвами теории: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1991. – 191 с.

8. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для пединститутов физ. Культ.: В 2т. / Под ред.  Б.А. Ашмарина. – М., - 1990. – С. 123. 

9. Теория и методика физического воспитания / Под общей редакцией Г.Д.Харабуги. Москва: «ФиС»1974, - С.138-153.

10. Толовин В.А. Физическое воспитание. -М.: 1988.- С.130.

    11. Физическое воспитание студентов и учащихся / под ред. Петрова Н. Я.  Минск: «Полымя», 1988.- С.68.

  1. Физкультура в школе /под ред. М. А. Семенова - М.:Физкультура и спорт, 1989.-С.16.

    13. Фурманов А.Г. Оздоровительная физическая культура: Учеб. для студентов вузов / А.Г.Фурманов, М.Б. Юспа. – Мн., Тесей, 2003. – 528с.

14. Холодов Ж. Кузнецов Л. Теория и методика физического воспитания и 
  спорта.-М.: Физкультура и спорт,2001.-С149.
 

                                              Введение  

         Актуальностью темы является повышенный интерес к воспитанию выносливости на различных этапах развития организма человека. А также к особенностям применения средств и методов развития выносливости с учетом возрастных особенностей организма.

     Выносливость  — это способность совершать  работу заданной интенсивности в течение возможно более длительного времени. Так как длительность работы ограничивается, в конечном счете, наступающим утомлением, то выносливость можно охарактеризовать, как способность организма противостоять утомлению.

     Длительность  поддержания работоспособности  при выполнении физических упражнений определяется:

     -высоким уровнем спортивно-технической   подготовленности;

     -способностью нервных клеток длительно поддерживать определенное возбуждение;

     -высокой работоспособностью органов кровообращения и дыхания;

     -экономичностью обменных процессов;

     -наличием больших   энергетических   ресурсов   в   организме;

     -высокой слаженностью физиологических функций;

     -способностью бороться с субъективными ощущениями утомления при помощи волевых усилий.

     В спортивной практике нет таких упражнений, которые требовали бы проявления выносливости в чистом виде. Она всегда сочетается с другими двигательными качествами. Но это не исключает возможности выявления и воспитания выносливости.

     В данной работе будут рассмотрены  основные характеристики выносливости, ее виды, методы и средства воспитания, а также предложены некоторые методики тренировок с учетом исходного уровня физической подготовленности.

     Проведя теоретико-библиографический анализ 12 литературных источников, можно было определить основные направления развития видов выносливости детей школьного возраста, изучить используемые средства данного возрастного периода, также ознакомиться с методикой развития видов выносливости студенческой молодежи и отметить основную направленность средств воспитания выносливости у лиц  зрелого и пожилого возраста.  
 
 
 
 
 
 
 

          Глава 1

          ВИДЫ ВЫНОСЛИВОСТИ. ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА И МЕТОДИКА 

          ВОСПИТАНИЯ 

     В зависимости от конкретных условий  выносливость проявляется по-разному. Выносливость, которая проявляется при выполнении различных по характеру видов длительной физической работы умеренной интенсивности, условно называется общей выносливостью. Наряду с общей выносливостью существует специальная выносливость. Под специальной выносливостью следует понимать способность длительное время поддерживать эффективную работоспособность в определенном виде физических упражнений. Например, может быть специальная выносливость к работе максимальной интенсивности (в беге на 100 м), субмаксимальной (в беге на средние дистанции), большой (в беге на длинные дистанции), к силовым упражнениям динамического или статического характера, к спортивным играм, к видам спорта типа единоборства. Можно, следовательно, говорить о так называемой силовой выносливости, скоростной выносливости и т. п. Одним словом, видов специальной выносливости может быть очень много.

     В зависимости от интенсивности работы время ее выполнения будет разным: чем выше скорость движения, например бега, тем короче будет время, в течение которого эту скорость можно сохранить, и, наоборот, с уменьшением скорости время работы увеличивается. Выяснилось, что и факторы утомления в разных случаях будут различными.

     В основе утомления, вызванного любой  мышечной деятельностью, лежат изменения, происходящие, прежде всего в соответствующих нервных центрах, — понижается их возбудимость. Причиной этих изменений являются как сила и длительность возбуждения нервных элементов, так и влияние на них со стороны рабочих органов, в которых мышечная деятельность вызывает большие или меньшие изменения.

     Вместе  с тем факторы утомления при  работе разной интенсивности и длительности имеют и свои специфические особенности. Так, при беге на короткие дистанции развивается очень большое возбуждение в нервных центрах, отмечается высокая интенсивность химических изменений, как в нервных клетках, так и в мышцах, хотя абсолютные величины этих изменений могут быть и не очень велики. Восстановление работоспособности после прекращения работы происходит довольно быстро.

     При беге на средние дистанции изменения внутренней среды организма приобретают большее значение (более резкие сдвиги реакции среды в кислую сторону, скопление большого количества молочной кислоты и углекислоты в крови и др.). Резкие изменения в химизме крови оказывают влияние на состояние нервных центров, которым приходится сопротивляться отрицательному воздействию этих изменений и удерживать высокий уровень возбуждения.

     При беге на длинные дистанции особенно большую роль играют уровень развития дыхательной и сердечно-сосудистой систем, величина энергетических запасов организма и возможность их экономного использования.

     Из  приведенных данных следует, что для воспитания различных видов выносливости требуются разные средства и методы тренировки. 

     1.2.Методика воспитания общей выносливости

     Общая выносливость служит основой для  воспитания многих; видов специальной  выносливости. Главный принцип воспитания общей выносливости заключается в постепенном увеличении длительности выполнения физических упражнений умеренной интенсивности с вовлечением в работу возможно большего количества мышечной массы. Лучше всего эта задача решается циклическими движениями (передвижение на лыжах, кросс, бег в спокойном темпе, плавание).

     Основной  метод воспитания общей выносливости — равно равномерный. Для этой цели с успехом применяют бег на местности. Разнообразие движений при беге по пересеченной местности и непрерывное их чередование, разнообразие ландшафта, воздух, богатый кислородом, мягкий грунт — все это создает благоприятные условия для тренировки общей выносливости.

     На  первоначальном этапе занятий нагрузка увеличивается за счет постепенного увеличения длительности непрерывной работы (от нескольких минут до одного часа) при сохранении небольшой или средней скорости. Применение подобного метода позволяет: во-первых, выполнять сравнительно большой объем работы, что необходимо для полного развертывания функциональных возможностей организма и слаженности в деятельности систем, обеспечивающих потребление кислорода в процессе самой работы; во-вторых, следить за ритмичным глубоким дыханием, что нужно для улучшения восстановительных процессов в организме и согласования ритма дыхания с ритмом выполняемых упражнений. Кроме того, преодоление дистанций, иногда значительно превышающих соревновательную, создает у занимающихся важное для них чувство уверенности в своих силах.

     Дальнейшее  развитие общей выносливости достигается благодаря постепенному переходу к работе большей интенсивности, общая длительность которой, как правило, не должна превышать 30 мин.

     На  различных стадиях подготовки спортсмена соотношение между объемом и  интенсивностью тренировочной работы меняется. Избранное на той или иной стадии определенное соотношение сохраняют в течение нескольких занятий. После того как организм приспособится к данной нагрузке, ее увеличивают.

     Квалифицированные спортсмены для воспитания общей выносливости чаще всего применяют методы повторного и переменного упражнения.

     При повторной работе длина отдельных  отрезков должна быть такой, чтобы время  прохождения их не превышало примерно 1,5 мин., а скорость передвижения была достаточно высокой — приблизительно 75—85% от максимальной. Интервалы активного отдыха не должны быть больше 3 мин. Число повторений определяется возможностью сохранять скорость передвижения. При ее снижении повторная работа прекращается.

     Некоторое преимущество перед равномерным  и повторным методами тренировки имеет переменный метод. При переменной тренировке, во-первых, облегчается переход от покоя к работе, и несколько ускоряются восстановительные процессы, во-вторых, при этом методе устраняются однообразие и монотонность в работе. 

     1.3.Методика воспитания специальной выносливости

     Воспитание  специальной выносливости характеризуется  двумя основными особенностями. В то время как общая выносливость Воспитывается преимущественно посредством циклических движении, специальная выносливость — с помощью тех видов физических упражнений, в которых спортсмен специализируется. Другая особенность заключается в том, что упражнения при воспитании специальной выносливости выполняются с Интенсивностью, адекватной соревновательной или близкой к ней. Это означает, что специализирующиеся, например, в беге на 200—400 м, применяя п тренировке бег умеренной интенсивности, нужной специальной выносливости не добьются, как не смогут этого сделать и стайеры, преодолевая лишь короткие дистанции с максимальной интенсивностью. И если при воспитании общей выносливости решающее значение имеют длительность и объем тренировочной работы, то при воспитании специальной выносливости важно установить оптимальное соотношение между интенсивностью и объемом работы. Это соотношение устанавливается в зависимости от избранной дистанции, уровня подготовленности занимающихся и изменяется на различных этапах тренировочного процесса.

     Чем короче избранная дистанция и  выше частота движений, тем большую роль играет способность организма выполнять работу в условиях недостатка кислорода (в анаэробных условиях). Чем длиннее дистанция, тем большее значение приобретает развитие дыхательных (аэробных) возможностей.

     Соответственно  этим условиям при планировании занятий  устанавливаются конкретные величины компонентов тренировочных нагрузок: интенсивности, длины отрезков, числа их повторений, длительности интервалов отдыха.

     Однако  какова бы ни была избранная соревновательная дистанция, воспитанию специальной выносливости должно предшествовать воспитание общей выносливости.

     Воспитание  выносливости в циклических упражнениях. В видах спорта циклического характера, где продолжительность работы при  максимальной частоте движений не превышает  одной минуты, в мышцах преобладают  анаэробные процессы. Следовательно, одной из важнейших задач при воспитании специальной выносливости в этих видах спорта является повышение анаэробных возможностей организма спортсмена.

     Методика  повышения анаэробных возможностей сводится, во-перпых, к целостному прохождению соревновательной дистанции (длительностью не больше 1 мин.) и, во-вторых, к повторному преодолению укороченных отрезков с интенсивностью, близкой к предельной для данного отрезка, и с интервалами отдыха, равными примерно 2—3 мин. Число повторений определяется подготовленностью занимающихся. Повторений в одном занятии должно быть столько, чтобы скорость передвижения на последнем отрезке существенно не снижалась.

Информация о работе Выносливость и методика ее воспитания