Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 11:38, реферат
Способность преобразовывать новые, все усложняющиеся формы движений в наибольшей мере требуется в видах спорта, имеющих периодически обновляемую и произвольную программы состязаний (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и так далее). От этой способности существенно зависит прогресс и в других видах спорта со сложным составом двигательных действий. Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления
Введение……………………………………………………………………………..…стр3
Возрастные особенности развития физических качеств
юных спортсменов …………………………………………………………………стр4
Возрастные особенности организма у юных спортсменов………………… стр8
Формирование координационных особенностей и его свойства …………стр12
Роль в двигательной подготовки юных спортсменов (Влияние  возрастных особенностей, координационных особенностей  на подготовку)……………………………………………………………………………стр18
 
Заключение…………………………………………………………………………...стр23
 
Литература ……………………………………………………………………….. стр24
Министерство 
образования и науки РФ 
«Алтайский государственный технический 
университет 
им. И.И. Ползунова» 
Рубцовский Индустриальный Институт
РЕФЕРАТ
особенностей и их роль в двигательной подготовки юных спортсменов»
Выполнил: Рассказов Александр
Группа: ЭиЭ - 22
                              
Рубцовск 2012
Роль в двигательной подготовки 
юных спортсменов (Влияние  возрастных 
особенностей, координационных особенностей  
на подготовку)…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература …………………………………………………
Понятие  "координационные способности" 
выделяется из общего и менее определенного 
понятия  "ловкость",  широко распространенного в обиходе 
и в литературе по физическому воспитанию. 
Под координационными способностями следует 
понимать, во-первых, способность целесообразно 
строить целостные двигательные акты, 
во-вторых, способность преобразовывать 
выработанные формы действий или переключаться 
от одних к другим, соответственно, требованиям 
меняющихся условий.  Эти особенности в значительной мере 
совпадают,  но имеют и свою специфику.  Нетрудно представить себе,  допустим,  ученика,  ко
Поэтому в мл. школьном возрасте происходит "закладка фундамента" для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется "золотым возрастом", имея в виду темп развития координационных способностей.
Но воспитание координационных способностей не сводится ни к одной из сторон конкретной подготовке, а составляет как бы одну из инертных сторон.
Ведущую роль при физической 
трактовке координационных 
Способность преобразовывать новые, все усложняющиеся формы движений в наибольшей мере требуется в видах спорта, имеющих периодически обновляемую и произвольную программы состязаний (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и так далее). От этой способности существенно зависит прогресс и в других видах спорта со сложным составом двигательных действий. Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие личности без учета его возрастных возможностей.
Возрастные особенности развития физических качеств юных спортсменов .
Процесс подготовки от новичка до мастера спорта занимает в среднем 5-10 лет. За это время спортсмену предстоит упорно развивать и совершенствовать специальные физические и психические качества, овладеть определенными двигательными навыками, специфичными для данного вида спорта. Принято считать, что в основе физических способностей спортсмена - лыжника лежит уровень развития таких качеств, как выносливость, быстрота, сила, их соответствие основным биомеханическим особенностям передвижения на лыжах (Р.Н.Дорохов, В.П.Губа, 1995).
В жизни растущего организма двигательная деятельность является главным фактором физического развития, активной биологической стимуляции и совершенствования механизмов адаптации. Роль двигательной активности особенно велика в период интенсивного развития организма в подростковом возрасте. Уровень двигательной активности подростка во многом определяет степень расширения координационных возможностей, увеличения резерва адаптации функциональных систем, создает психологический настрой на напряженный тренировочный и соревновательный режим (О.И. Камаев, 2000).
С позиции современной педагогики, нецелесообразно оставлять формирующуюся двигательную деятельность учащегося во власти стихийного развития, ею необходимо управлять, учитывая закономерности индивидуального онтогенетического развития. Следует учитывать особенности структуры и нервных механизмов регуляции и саморегуляции усложняющихся двигательных актов (Л.И.Лубышева, 1996; В.К.Бальсевич, 1996).
Гармоничное физическое развитие детей и подростков школьного возраста возможно только при совершенствовании у них основных двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. Оптимальный уровень физической подготовленности является одним из основных признаков, определяющих физическое совершенствование юных спортсменов (О.И.Камаев, 2000).
Получение объективной информации о двигательном потенциале подростка возможно лишь путем комплексной оценки уровня развития его основных физических качеств, основанной как на педагогических методах, так и результатах инструментальных измерений.
Вышеизложенное положение предопределило необходимость проведения экспериментальных исследований по выявлению особенностей формирования физических качеств у юных лыжниц-гонщиц 13-15 лет в соответствии с их возрастным развитием и уровнем физической подготовленности. Целью наших исследований явилось изучение особенностей формирования физических качеств юных лыжниц-гонщиц.
В исследованиях приняли участие 60 девочек 13-15 лет, занимающихся в секциях лыжных гонок. Все спортсменки, по наблюдениям врачей физкультурно- оздоровительного диспансера, были практически здоровы.
Измерения силовых показателей проводились по методике Р.Н. Дорохова (1987). Полученные в результате исследований данные были подвергнуты математической обработке.
В таблице 1 представлены данные силовых показателей групп мышц лыжниц- гонщиц 13-15 лет.
Таблица1 
Возрастные изменения силовых 
показателей у лыжниц 13-15 лет
| Группы мышц | Возраст, лет | Р | |||
| 13 | 14 | 15 | |||
| Кистевая динамометрия, кг | X±m cv, %, | 14±3,5 22,9 | 13,7±2,9 20,7 | 21,0±2,8 13,3 | 1-2>0,05 1-3<0,01 | 
| Разгибатели туловища, кг | X±m cv, % | 48,5±6,6 13,6 | 54,8±6,4 11,6 | 60,4±5,1 8,4 | 1-2<0,05 1-3<0,01 | 
| Сгибатели туловища, кг | X±m cv, % | 25,3±3,2 12,5 | 29,4±3,0 10,2 | 31,4±2,8 8,8 | 1-2<0,05 1-3 <0,01 | 
| Разгибатели бедра, кг | X±m cv, % | 49,2±7,9 15,9 | 56,3±8,4 12,5 | 67,4±7,4 11,0 | 1-2<0,05 1-3<0,01 | 
| Сгибатели бедра, кг | X±m cv, % | 36,3±4,6 18,8 | 42,6±6,7 15,7 | 48,3±5,4 11,2 | 1-2<0,05 1-3<0,01 | 
| Разгибатели голени, кг | X±m cv, % | 21,4±5,3 15,4 | 25,6±4,8 14,8 | 30,8±3,9 12,6 | 1-2<0,05 1-3<0,01 | 
| Сгибатели голени, кг | X±m cv, % | 19,3±3,1 16,5 | 23,3±3,2 13,7 | 25,1±2,9 11,5 | 1-2<0,05 1-3<0,05 | 
 
Анализируя показатели кистевой динамометрии, 
можно отметить их достоверное увеличение 
с возрастом занимающихся. Так, прирост 
силы к 15 годам составил 7 кг, или 50%. 
Коэффициент вариации снизился с 22,9 
до 13,3%. Наименьшие величины коэффициента вариации, 
на наш взгляд, связаны как с биологической 
зрелостью под- ростков, так и систематическими 
занятиями в секции лыжного спорта.
Показатели силы мышц, разгибающих позвоночный столб, увеличились к 15 годам на 13,9 кг, или на 32,4%. Ежегодный прирост силы составил 6,2 кг. Сила мышц- сгибателей туловища увеличилась на 32,4% в 15 лет, по сравнению с 13-летними лыж - ницами (Р<0,01).
Сила мышц-разгибателей бедра изменяется ежегодно на 6,8 и 10,8 кг, а разница в показателях у 13-летних и 15-летних обследуемых составила 18,2 кг, или 35,5% (Р<0,01). Прирост показателей силы мышц-сгибателей бедра у лыжниц в 15 лет соста - вил 12,0 кг, или 33,3% (Р<0,01). Коэффициент вариации снизился к 15 годам на 7,6% и составил в 15 лет 11,2%.
| Показатели | Возраст, лет | ||
| 13 | 14 | 15 | |
| Бег 30 м с ходу, с | 4,49 | 4,26 | 3,94 | 
| Бег 60 м с низкого старта, с | 9,84 | 9,33 | 8,48 | 
| Прыжок в высоту с места со взмахом рук, см | 37,18 | 42,93 | 52,13 | 
| Прыжок в длину с места, м | 1,69 | 1,89 | 2,18 | 
| Прыжок в длину с места с двух ног на две (5-ти скок), м | 9,56 | 10,38 | 11,25 | 
| Бег 300 м, с | 63,0 | 58,6 | 53,68 | 
| Статическое равновесие, с | 27,33 | 30,93 | 33,00 | 
Показатели силы мышц-разгибателей бедра отличаются от сгибателей бедра в 13 лет на 13 кг, в 14 лет – на 13,7 кг и в 15 лет – на 19,1 кг и представляют собой следующее соотношение: в 13 лет – 1:0,73 и 1:0,90; в 14 лет – 1:0,75 и 1: 0,91; в 15 лет - 1:0,71 и 1: 0,81.
Рассматривая показатели силы мышц-разгибателей голени, можно отметить, что к 15 годам сила мышц увеличилась на 9,4 кг, или 43,9%. Ежегодный прирост силы со- ставил к 14 годам – 11% и к 15 – 12%. В показателях силы мышц-сгибателей голени также отмечены изменения в сторону их достоверного увеличения, среднегодовой прирост составил в 14 лет 12%, в 15 лет – 8%.
В значениях коэффициентов вариации к 15 годам отмечено постепенное их снижение. Этот факт говорит о том, что к 15 годам группы спортсменок по своим силовым показателям сглаживаются. Следовательно, занятия в секциях лыжных гонок положительно отражаются на росте и развитии силовых способностей юных лыжниц гонщиц, а тренировочная нагрузка адекватна возрасту занимающихся.
Нами проанализирована динамика показателей других физических качеств у юных лыжниц-гонщиц (табл. 2). Для сравнения были взяты результаты тестов, оценивающих скоростно-силовые способности: бег 30 и 60 м, прыжки в длину и высоту, бег 300 м, характеризующий выносливость, и статическое равновесие, определяющее координационные способности.
 Таблица2 
Показатели физических качеств юных лыжниц-гонщиц
 
Анализируя показатели в беге на 30 м с ходу, можно проследить 
определенную их динамику в исследуемых 
нами возрастных группах. У испытуемых 
14 лет, по сравнению с 13-летними, время 
в беге на 30 м сократилось на 5,2 %, в беге 
на 60 м - на 5,2%. В возрастной группе 15 лет 
время на 30 и 60 м сократилось, соответственно, 
на 7,6 и 9,2 %, по сравнению с 14-летними. Улучшение 
результатов в названных тестах связано, 
на наш взгляд, с повышением уровня тренированности 
лыжниц к 15 годам и постепенным формированием 
скоростных способностей.
Сравнивая результаты в прыжковых тестах, можно отметить тенденцию увели - чения результатов в прыжках в высоту, длину с места и в пятерном прыжке. В прыжке в высоту ежегодное улучшение результатов у 14 и 15-летних спортсменок составило 13,4 и 17,7%. Аналогичная тенденция повышения результатов отмечена и в прыжке в длину с места. В возрасте 14 лет, по сравнению с 13-летними, улучшение результатов отмечено на 10,1%, в возрасте 15 лет, по сравнению с 14-летними - на 13,3%. Прирост результатов в пятерном прыжке составил в 14 лет - 8,5%, в 15 лет - 8,3%.
Ежегодный прирост показателей в беге на 300 м составил: у спортсменок 14 лет, по сравнению с 13-летними на 7%; у спортсменок 15 лет, по сравнению с 14-летними - на 8,4%. С возрастом положительная динамика отмечена и в результатах теста статического равновесия.
Возрастные особенности организма обусловлены непрерывно протекающими в нем в течение жизни человека изменениями строения тела, всех свойств и функций органов и систем. От рождения человека до зрелого возраста происходит постепенное Увеличение массы тела, совершенствуется структура, повышается функциональная способность органов. Максимальный уровень функциональных возможностей организма человека достигается в зрелом возрасте. Старение характеризуется процессами инволюции организма, они обусловливают свойственное старости снижение работоспособности.