Возрастные особенности , формирование координационных особенностей и их роль в двигательной подготовки юных спортсменов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 11:38, реферат

Краткое описание

Способность преобразовывать новые, все усложняющиеся формы движений в наибольшей мере требуется в видах спорта, имеющих периодически обновляемую и произвольную программы состязаний (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и так далее). От этой способности существенно зависит прогресс и в других видах спорта со сложным составом двигательных действий. Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..…стр3
Возрастные особенности развития физических качеств
юных спортсменов …………………………………………………………………стр4
Возрастные особенности организма у юных спортсменов………………… стр8
Формирование координационных особенностей и его свойства …………стр12
Роль в двигательной подготовки юных спортсменов (Влияние возрастных особенностей, координационных особенностей на подготовку)……………………………………………………………………………стр18

Заключение…………………………………………………………………………...стр23

Литература ……………………………………………………………………….. стр24

Вложенные файлы: 1 файл

Социально биологические основы физической культуры.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ 
«Алтайский государственный технический университет 
им. И.И. Ползунова» 
Рубцовский Индустриальный Институт

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

«Возрастные особенности , формирование координационных

 особенностей и  их роль в двигательной подготовки юных спортсменов»

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Выполнил: Рассказов Александр

Группа: ЭиЭ - 22 

                                                                                 Проверил: Соснин  В.П

 

 

 

 

 

 

 

 

Рубцовск 2012

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………..…стр3

Возрастные особенности развития физических качеств

юных спортсменов …………………………………………………………………стр4

Возрастные особенности организма у юных спортсменов………………… стр8

Формирование координационных особенностей и его свойства …………стр12

Роль в двигательной подготовки юных спортсменов (Влияние  возрастных особенностей, координационных особенностей  на подготовку)……………………………………………………………………………стр18

 

Заключение…………………………………………………………………………...стр23

 

Литература ……………………………………………………………………….. стр24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие  "координационные способности" выделяется из общего и менее определенного понятия  "ловкость",  широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий.  Эти особенности в значительной мере совпадают,  но имеют и свою специфику.  Нетрудно представить себе,  допустим,  ученика,  который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений,  но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее,  как только внезапно меняется условие выполнения.

Поэтому в мл. школьном возрасте происходит "закладка фундамента" для развития этих способностей,  а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется "золотым возрастом", имея в виду темп развития координационных способностей.

Но воспитание координационных  способностей не сводится ни к одной  из сторон конкретной подготовке, а  составляет как бы одну из инертных  сторон.

Ведущую роль при физической трактовке координационных способностей отводят к координационным функциям центральной нервной системы.  Возможность качественно координировать движения.

Способность преобразовывать  новые,  все усложняющиеся формы движений в наибольшей мере требуется в видах спорта,  имеющих периодически обновляемую и произвольную программы состязаний (спортивная и художественная гимнастика,  фигурное катание и так далее).  От этой способности существенно зависит прогресс и в других видах спорта  со сложным составом двигательных действий. Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие личности без учета его возрастных возможностей.

 

 

 

 

Возрастные  особенности развития физических качеств юных спортсменов .

Процесс подготовки от новичка  до мастера спорта занимает в среднем 5-10 лет. За это время спортсмену предстоит упорно развивать и совершенствовать специальные физические и психические качества, овладеть определенными двигательными навыками, специфичными для данного вида спорта. Принято считать, что в основе физических способностей спортсмена - лыжника лежит уровень развития таких качеств, как выносливость, быстрота, сила, их соответствие основным биомеханическим особенностям передвижения на лыжах (Р.Н.Дорохов, В.П.Губа, 1995).

В жизни растущего  организма двигательная деятельность является главным фактором физического развития, активной биологической стимуляции и совершенствования механизмов адаптации. Роль двигательной активности особенно велика в период интенсивного развития организма в подростковом возрасте. Уровень двигательной активности подростка во многом определяет степень расширения координационных возможностей, увеличения резерва адаптации функциональных систем, создает психологический настрой на напряженный тренировочный и соревновательный режим (О.И. Камаев, 2000).

С позиции современной педагогики, нецелесообразно оставлять формирующуюся двигательную деятельность учащегося во власти стихийного развития, ею необходимо управлять, учитывая закономерности индивидуального онтогенетического развития. Следует учитывать особенности структуры и нервных механизмов регуляции и саморегуляции усложняющихся двигательных актов (Л.И.Лубышева, 1996; В.К.Бальсевич, 1996).

Гармоничное физическое развитие детей и подростков школьного  возраста возможно только при совершенствовании  у них основных двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. Оптимальный уровень физической подготовленности является одним из основных признаков, определяющих физическое совершенствование юных спортсменов (О.И.Камаев, 2000).

Получение объективной  информации о двигательном потенциале подростка возможно лишь путем комплексной оценки уровня развития его основных физических качеств, основанной как на педагогических методах, так и результатах инструментальных измерений.

Вышеизложенное положение  предопределило необходимость проведения экспериментальных исследований по выявлению особенностей формирования физических качеств у юных лыжниц-гонщиц 13-15 лет в соответствии с их возрастным развитием и уровнем физической подготовленности. Целью наших исследований явилось изучение особенностей формирования физических качеств юных лыжниц-гонщиц.

В исследованиях приняли  участие 60 девочек 13-15 лет, занимающихся в секциях лыжных гонок. Все спортсменки, по наблюдениям врачей физкультурно- оздоровительного диспансера, были практически здоровы.

Измерения силовых показателей  проводились по методике Р.Н. Дорохова (1987). Полученные в результате исследований данные были подвергнуты математической обработке.

В таблице 1 представлены данные силовых показателей групп  мышц лыжниц- гонщиц 13-15 лет.

Таблица1 
Возрастные изменения силовых показателей у лыжниц 13-15 лет

Группы мышц

Возраст, лет

Р

13

14

15

Кистевая динамометрия, кг

X±m cv, %,

14±3,5

22,9

13,7±2,9

20,7

21,0±2,8

13,3

1-2>0,05

1-3<0,01

Разгибатели туловища, кг

X±m cv, %

48,5±6,6

13,6

54,8±6,4

11,6

60,4±5,1

8,4

1-2<0,05

1-3<0,01

Сгибатели туловища, кг

X±m cv, %

25,3±3,2

12,5

29,4±3,0

10,2

31,4±2,8

8,8

1-2<0,05

1-3 <0,01

Разгибатели бедра, кг

X±m cv, %

49,2±7,9

15,9

56,3±8,4

12,5

67,4±7,4

11,0

1-2<0,05

1-3<0,01

Сгибатели бедра, кг

X±m cv, %

36,3±4,6

18,8

42,6±6,7

15,7

48,3±5,4

11,2

1-2<0,05

1-3<0,01

Разгибатели голени, кг

X±m cv, %

21,4±5,3

15,4

25,6±4,8

14,8

30,8±3,9

12,6

1-2<0,05

1-3<0,01

Сгибатели голени, кг

X±m cv, %

19,3±3,1

16,5

23,3±3,2

13,7

25,1±2,9

11,5

1-2<0,05

1-3<0,05


 
Анализируя показатели кистевой динамометрии, можно отметить их достоверное увеличение с возрастом занимающихся. Так, прирост  силы к 15 годам составил 7 кг, или 50%. Коэффициент вариации снизился с 22,9 до 13,3%. Наименьшие величины коэффициента вариации, на наш взгляд, связаны как с биологической зрелостью под- ростков, так и систематическими занятиями в секции лыжного спорта.

Показатели силы мышц, разгибающих позвоночный столб, увеличились к 15 годам на 13,9 кг, или на 32,4%. Ежегодный прирост силы составил 6,2 кг. Сила мышц- сгибателей туловища увеличилась на 32,4% в 15 лет, по сравнению с 13-летними лыж - ницами (Р<0,01).

Сила мышц-разгибателей бедра изменяется ежегодно на 6,8 и 10,8 кг, а разница в показателях у 13-летних и 15-летних обследуемых составила 18,2 кг, или 35,5% (Р<0,01). Прирост показателей силы мышц-сгибателей бедра у лыжниц в 15 лет соста - вил 12,0 кг, или 33,3% (Р<0,01). Коэффициент вариации снизился к 15 годам на 7,6% и составил в 15 лет 11,2%.

Показатели

Возраст, лет

13

14

15

Бег 30 м с ходу, с

4,49

4,26

3,94

Бег 60 м с низкого  старта, с

9,84

9,33

8,48

Прыжок в высоту с  места со взмахом рук, см

37,18

42,93

52,13

Прыжок в длину с  места, м

1,69

1,89

2,18

Прыжок в длину с  места с двух ног на две (5-ти скок), м

9,56

10,38

11,25

Бег 300 м, с

63,0

58,6

53,68

Статическое равновесие, с

27,33

30,93

33,00




 Показатели силы мышц-разгибателей бедра отличаются от сгибателей бедра в 13 лет на 13 кг, в 14 лет – на 13,7 кг и в 15 лет – на 19,1 кг и представляют собой следующее соотношение: в 13 лет – 1:0,73 и 1:0,90; в 14 лет – 1:0,75 и 1: 0,91; в 15 лет - 1:0,71 и 1: 0,81.

 Рассматривая показатели силы мышц-разгибателей голени, можно отметить, что к 15 годам сила мышц увеличилась на 9,4 кг, или 43,9%. Ежегодный прирост силы со- ставил к 14 годам – 11% и к 15 – 12%. В показателях силы мышц-сгибателей голени также отмечены изменения в сторону их достоверного увеличения, среднегодовой прирост составил в 14 лет 12%, в 15 лет – 8%.

 В значениях коэффициентов вариации к 15 годам отмечено постепенное их снижение. Этот факт говорит о том, что к 15 годам группы спортсменок по своим силовым показателям сглаживаются. Следовательно, занятия в секциях лыжных гонок положительно отражаются на росте и развитии силовых способностей юных лыжниц гонщиц, а тренировочная нагрузка адекватна возрасту занимающихся.

 Нами проанализирована динамика показателей других физических качеств у юных лыжниц-гонщиц (табл. 2). Для сравнения были взяты результаты тестов, оценивающих скоростно-силовые способности: бег 30 и 60 м, прыжки в длину и высоту, бег 300 м, характеризующий выносливость, и статическое равновесие, определяющее координационные способности.

 Таблица2 
Показатели физических качеств юных лыжниц-гонщиц

 
Анализируя показатели в беге на 30 м с ходу, можно проследить определенную их динамику в исследуемых нами возрастных группах. У испытуемых 14 лет, по сравнению с 13-летними, время в беге на 30 м сократилось на 5,2 %, в беге на 60 м - на 5,2%. В возрастной группе 15 лет время на 30 и 60 м сократилось, соответственно, на 7,6 и 9,2 %, по сравнению с 14-летними. Улучшение результатов в названных тестах связано, на наш взгляд, с повышением уровня тренированности лыжниц к 15 годам и постепенным формированием скоростных способностей.

Сравнивая результаты в прыжковых тестах, можно отметить тенденцию увели - чения результатов в прыжках в высоту, длину с места и в пятерном прыжке. В прыжке в высоту ежегодное улучшение результатов у 14 и 15-летних спортсменок составило 13,4 и 17,7%. Аналогичная тенденция повышения результатов отмечена и в прыжке в длину с места. В возрасте 14 лет, по сравнению с 13-летними, улучшение результатов отмечено на 10,1%, в возрасте 15 лет, по сравнению с 14-летними - на 13,3%. Прирост результатов в пятерном прыжке составил в 14 лет - 8,5%, в 15 лет - 8,3%.

Ежегодный прирост показателей  в беге на 300 м составил: у спортсменок 14 лет, по сравнению с 13-летними на 7%; у спортсменок 15 лет, по сравнению  с 14-летними - на 8,4%. С возрастом положительная  динамика отмечена и в результатах теста статического равновесия.

 

 

Возрастные особенности организма у юных спортсменов.

Возрастные особенности организма обусловлены непрерывно протекающими в нем в течение жизни человека изменениями строения тела, всех свойств и функций органов и систем. От рождения человека до зрелого возраста происходит постепенное Увеличение массы тела, совершенствуется структура, повышается функциональная способность органов. Максимальный уровень функциональных возможностей организма человека достигается в зрелом возрасте. Старение характеризуется процессами инволюции организма, они обусловливают свойственное старости снижение работоспособности.

Информация о работе Возрастные особенности , формирование координационных особенностей и их роль в двигательной подготовки юных спортсменов