Влияние физических нагрузок на психологическое состояние спортсмена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон. В основе переутомления лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Это позволяет считать патогенез переутомления аналогичным патогенезу неврозов. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СПОРТСМЕНА 6
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА К СОРЕВНОВАНИЯМ 14
3. ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА 17
3.1. Процесс воспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов 17
3.2. Процесс самовоспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 27

Вложенные файлы: 1 файл

Луценко.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

5. Интеллектуальные задачи (безфизической нагрузки и технических  действий).

Этот прием требует: 1) разработки специальных задач, включающих в себя теоретические описания соревновательных ситуаций (экстремальных); 2) решение их спортсменом за определенное время (срок зависит от опытности спортсмена); 3) последующего обсуждения принятого спортсменом решения (эффективность, рациональность, оптимальность предполагаемых действий).

3.2. Процесс самовоспитания в  структуре общей психологической  подготовки спортсменов

Процесс воспитания будет  малоэффективным, если спортсмен не занимается самовоспитанием.

Побуждение к самовоспитанию осуществляется через обучение приемам саморегуляции. Некоторые из приемов очень простые. Их необходимо просто запомнить и применять в нужный момент. Эти способы саморегуляции называют отключение и переключение. Регулирующую функцию здесь выполняют образы отражаемого и отношение к ним, которые сложились у спортсмена. Доминантный очаг уменьшается в результате создания нового очага возбуждения при сосредоточении на каких-то объектах внешнего мира. Эффективность снижения напряженности будет тем выше, чем привлекательнее объект наблюдения. Цель отключения и переключения состоит в том, чтобы спортсмен осуществлял длительное удержание направленного сознания в русле, далеком от травмирующей ситуации. В данном случае приемы саморегуляции базируются на отражении спортсменом (основной функцией сознания является отражение) окружающего материального мира.

Существуют способы  саморегуляции, связанные с отражением своего физического «Я». Они в  наибольшей мере насыщены специальными приемами.

1. Контроль и регуляция  тонуса мимических мышц.

Этот прием требует  специальной тренировки. Наибольший эффект достигается, если в процессе овладения данным приемом спортсмен  проверяет и закрепляет его в  разнообразных жизненных ситуациях. Основным из критериев овладения  этим приемом саморегуляции является способность ощущать свое лицо в виде маски (отсутствие мышечного напряжения).

2. Контроль и регуляция  мышечной системы спортсменов.

Психическая напряженность  всегда вызывает ее избыточное напряжение. Тренировка в расслаблении мышц осуществляется с помощью словесных самоприказов, самовнушений, способствующих сосредоточенности сознания на определенных группах мышц.

3. Контроль и регуляция  темпа движений и речи.

Эмоциональная напряженность, наряду с мышечной скованностью, выражается в повышении привычного темпа движений и речи, при этом спортсмен начинает суетиться, беспричинно торопиться. В этом случае управление своим состоянием сводится к стремлению избавиться от суетливости, наладить четкий ритм своей деятельности, исключить необходимость спешки.

4. Специальные дыхательные упражнения.

Спокойное, ровное и глубокое дыхание способствует снижению напряжения. Усвоенное и хорошо закрепленное ритмичное дыхание оказывается высокоэффективным способом саморегуляции эмоционального напряжения.

5. Разрядка.

Этот прием дает «выход» эмоциональному напряжению. Как прием саморегуляции, разрядка реализуется обычно в специфических формах разминки (выполнение определенного упражнения в полную силу).

Наиболее эффективны способы саморегуляции, связанные  с отражением своего духовного «Я» (направление сознания на самого себя). Для них характерны разнообразные приемы.

1. Отвлечение путем  сюжетных представлений и воображений.

Уметь воссоздать и удержать в сознании картины прошлого (связанные  с ощущением спокойствия и  уверенности) очень важно для саморегуляции эмоциональных состояний.

2. Самовнушение.

В процессе спортивной деятельности спортсмен может давать себе наставления, приказы, обращаться к себе с просьбой и т.д. (в основе этого приема саморегуляции  лежит принцип использования  словесных формул).

3 Самоубеждение.

Это своеобразная психотерапия, когда саморегуляция осуществляется в разговорах с самим собой  или с кем-то другим.

Следует выделить способы  саморегуляции, в основе которых  лежит отражение спортсменом  своего социального «Я». Для них характерны два приема.

1. Регулирование цели.

Это умение вовремя поставить  цель в точном соответствии со своими возможностями, отодвинуть ее в состоянии  эмоциональной напряженности, а  потом вновь актуализировать  ее, когда придет время, что доступно только спортсмену с многолетним спортивным стажем и значительным опытом выступлений на соревнованиях.

2. Ритуал предсоревновательного  поведения. В его основе лежат  определенные стереотипы, вследствие  чего нарушать его или изменять, особенно на крупных соревнованиях, нецелесообразно, так что его выполнение уже само по себе становится успокаивающим фактором.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Итак, совокупность признаков  готовности к соревнованиям включает: готовность моральную, функциональную, психическую, специальную (физическую, техническую, тактическую, теоретическую).

Готовность психическая  является необходимым компонентом  единого целого, нередко имеющим  решающее значение для успеха соревновательной деятельности. Она представляет собой  одно из психических состояний спортсмена. Как и всякое другое психическое состояние, оно - целостное проявление личности, всегда причинно обусловлено, имеет в своей основе тот или иной функциональный уровень коры больших полушарий головного мозга в соотношении с подкоркой, характеризуется определенными временными параметрами и мерой.

Теоретические и экспериментальные  исследования послужили основанием для установления структурных компонентов  синдрома состояния психической  готовности к тому или иному действию. При участии в соревнованиях ими являются - трезвая уверенность в своих силах, стремление упорно и до самого конца бороться за достижение соревновательной цели (нередко за победу), оптимальный уровень эмоционального возбуждения, высокая помехоустойчивость против сбивающих внешних и внутренних влияний, способность произвольно управлять своими действиями, мыслями, чувствами и поведением в целом.

Тех, кто когда-то начал  заниматься спортом, гораздо больше, чем тех, кто сделал карьеру в  спорте. Очевидно, спортивная деятельность является достаточно трудной, и владение ею на высоком уровне доступно далеко не каждому. Овладение спортивной деятельностью связано с освоением ее психологической структуры, в которой выделяют три блока: мотивацию, средства и результаты деятельности.

Мотивация спортивной деятельности - это блок, без которого деятельность просто не может начаться. Представим себе: жил-был типичный школьник, ходил в школу, гулял с друзьями во дворе, смотрел телевизор — мультфильмы, кино, иногда спортивные соревнования. О спорте имел весьма слабое представление. И вдруг — решил стать спортсменом. Это механизм мотивации. Мотивация — совокупность различных побуждений к определенной активности, которые порождают, стимулируют и регулируют эту активность1. Блок мотивации образуют: потребности, мотивы и цели спортивной деятельности.

Потребность, или ощущение человеком нужды в чем-либо, означает нарушение равновесия с окружающей средой. Психологически это всегда связано с возникновением внутреннего  напряжения, более или менее выраженного  дискомфорта, от которого можно избавиться, лишь удовлетворив соответствующую нужду. Именно поэтому любая потребность пробуждает так называемую поисковую активность, направленную на поиск способа ее удовлетворения.

Усталость, утомляемость, переутомление наступают быстрее у лиц, перенесших тяжелые заболевания. Сравнительно незначительная и непродолжительная нагрузка вызывает у них головную боль, одышку, сердцебиение, потливость, чувство слабости, работоспособность быстро падает, а восстанавливается медленно. В этих случаях необходимы щадящий режим труда и более длительный отдых.

Целесообразно использование  не более одного вида процедуры каждого  типа в течение дня и не более  двух процедур в одном сеансе.

При длительном применении определенных средств наступает  адаптация, привыкание к ним организма, что обусловливает постепенное снижение их восстанавливающего действия, то есть организм постепенно перестает реагировать на монотонные, однообразные раздражители. Поэтому необходимо варьировать, периодически менять не только средства, но и их сочетание, дозировку, методы применения.

В любом деле, большом  или малом, первоисточником успехов  или неудач является человек. Все  зависит от него. Поэтому любое  дело следует начинать с себя, с  собственной перестройки, в том  числе и во взглядах на физическую культуру, на отношение к ней.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

 

1. Алешков И.А. Опыт  психологического анализа спортивной  деятельности. — В сб.: Психология  спортивной деятельности. М., 2000. – 216с.

2. Байкова И.А., Головач  А., Тарасевич Е.В., Порахонько С.А., Чистов А.В. Психотерапия в спорте 2009. – 189с.

3. Гогунов Е.Н., Мартьянов  Б.И. Психология физического воспитания  и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский  центр «Академия», 2007. - 288с.

4. Ильин Е. П. Психология физического воспитания. — М.: Просвещение, 2001. — 287 с.

5. Козин А.П. Психогигиена спортивной деятельности. - Киев, 2002. - 128 с.

6. Рубштейн Н. Что нужно знать, чтобы стать первым. Психология танцевального спорта 2007 – 202с.

7. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. - М.: Педагогика, 1999. - 472с.

8. Чикова О.М. Психологические особенности спортивной деятельности и личности спортсмена: Учебное пособие для училищ Олимпийского резерва. — Мн.. 2003. — 76 с.

1 Козин А.П. Психогигиена спортивной деятельности. - Киев, 2002. - С. 33-34

1 Ильин Е. П. Психология физического воспитания. — М.: Просвещение, 2001. — С.187-190

 

1 Алешков И.А. Опыт психологического анализа спортивной деятельности. — В сб.: Психология спортивной деятельности. М., 2000. – С.192

1 Ильин Е. П. Психология физического воспитания. — М.: Просвещение, 2001. — С.113.

1 Алешков И.А. Опыт психологического анализа спортивной деятельности. — В сб.: Психология спортивной деятельности. М., 2000. – С.92


Информация о работе Влияние физических нагрузок на психологическое состояние спортсмена