Влияние физических нагрузок на психологическое состояние спортсмена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон. В основе переутомления лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Это позволяет считать патогенез переутомления аналогичным патогенезу неврозов. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СПОРТСМЕНА 6
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА К СОРЕВНОВАНИЯМ 14
3. ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА 17
3.1. Процесс воспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов 17
3.2. Процесс самовоспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 27

Вложенные файлы: 1 файл

Луценко.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Специфика тренировочного процесса обусловливает наличие  разных психологических проблем. Спортсмены, развивающие качество выносливости, в отличие от спортсменов, тренирующихся  со скоростно-силовым уклоном, более тревожны и не уверены в своих силах, их больше ограничивают в свободе принимать решения и строить планы. Для спортсменов-лыжников характерна регрессия поведения, которая выражается в боязни быть обойденным, стремлении к душевной и физической общности с кем-либо, требовании немедленного удовлетворения своих физических потребностей и желаний.

Для спортсменов, развивающих  скоростно-силовые качества, наиболее актуальными проблемами являются: страх  новых неудач и контролирование  своих действий и проявления эмоций (саморегуляция и самоконтроль).

Заключение. В результате психологического обследования лиц с различным уровнем и спецификой повседневной двигательной активности было выявлено, что с ростом квалификации и увеличением стажа занятий спортом наблюдается ухудшение психосоматического состояния. К тому же среди спортсменов была отмечена тенденция к снижению стрессоустойчивости. Из благоприятных моментов следует выделить, что образ жизни спортсменов, характеризующийся четким соблюдением режимных элементов, оказался менее стрессогенным, нежели у лиц, не занимающихся спортом.

В условиях мышечного  покоя для спортсменов характерно большее преобладание тонуса парасимпатического отдела автономной нервной системы, что предопределяет более экономное  функционирование организма, обеспечивающее восстановление пластических и энергетических ресурсов после интенсивной мышечной деятельности.

Специфика вида спорта обусловливает  наличие определенных личностных особенностей, которые углубляются по мере занятий  спортом. Лица, развивающие скоростно-силовые качества, более тревожны и менее стрессоустойчивы по сравнению со спортсменами, развивающими качество выносливости. У борцов чаще наблюдалось ухудшение психосоматического состояния: среди них в 1,4 раза реже отмечались лица с оптимальным психосоматическим статусом. Наряду с этим у борцов было зафиксировано большее преобладание тонуса парасимпатической нервной системы, что является компенсаторным механизмом, защищающим организм от нервно-психических перегрузок.

Результаты анализа психологических проблем показали, что спорт положительно влияет на их внутриличностное разрешение. В процессе занятий спортом предоставляется много возможностей реализовать свой личностный потенциал, а также существуют условия для эффективного снятия последствий стрессорных влияний повседневной жизни и тем самым нейтрализации накопившегося нервно-психического напряжения. В этом смысле значение спорта трудно переоценить. Однако для спортсменов характерны некоторые психологические проблемы, которые можно охарактеризовать как "тревожная неуверенность в своих силах, порожденная страхом новых неудач и боязнью быть обойденным".

Специфика тренировочного процесса обусловливает наличие  разных психологических проблем. У  борцов такой проблемой является страх новых неудач. Лыжникам свойственны неуверенность в себе, фрустрированность, регрессия поведения.

Таким образом, влияние  занятий спортом на состояние  здоровья и личностное благополучие неоднозначно. С одной стороны, спорт  снижает стрессогенность образа жизни, помогает преодолевать личностные проблемы и снимать психоэмоциональное напряжение повседневной жизни. С другой стороны, с повышением квалификации и стажа занятий спортом снижается стрессоустойчивость, ухудшается психосоматический статус.

 

 

2. Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям

 

 

Давно доказано, что успешное выступление в соревнованиях  зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической  подготовленности спортсмена, но и  от его психологической готовности.

Действительно, чтобы реализовать в полной мере свои физические, технические и тактические способности, навыки и умения, а кроме того, вскрыть резервные возможности как обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо психологически готовиться к определенным условиям спортивной деятельности. Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состояний определяют высокие требования к психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в считанные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной борьбы. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям есть важный и обязательный элемент обучения и тренировки.

Психика, сознание и личностные качества человека не только проявляются, но и формируются в деятельности. Соревновательная деятельность – это особый вид деятельности человека, который может осуществляться только при определенных условиях: соревнования должны быть соревнованиями.

Естественно, что лучшей школой психологической подготовки является участие спортсмена в соревнованиях. Соревновательный опыт в спорте – важнейший элемент надежности спортсмена. Но каждое соревнование – это и разрядка накопленного нервно-психического потенциала и нередко причина значительных физических и духовных травм. К тому же, участие в соревнованиях это всегда получение определенных результатов, подведение итогов конкретного этапа в совершенствовании спортивного мастерства спортсмена.

Следовательно, организация  психологической подготовки к соревнованиям  должна быть направлена на формирование свойств и качеств личности и психических состояний, которыми всегда обусловлена успешность и стабильность соревновательной деятельности. Ее целью необходимо считать адаптацию к соревновательным ситуациям, совершенствование и оптимизацию реактивности отражения и ответной реакции на специфичные экстремальные условия деятельности.

В спорте существует понятие  «классификация соревнований», которая  предусматривает их разделение по видам: чемпионаты, первенства, кубковые соревнования, классификационные, отборочные, предварительные и т.п.1

Уровень соревнований оказывает  значительное влияние на психику  спортсмена, что, в свою очередь, требует  определенной степени психологической  готовности. Поэтому на практике осуществляются два типа психологической подготовки спортсменов к соревнованиям: общая и специальная к конкретному соревнованию.

Общая психологическая  подготовка тесно связана с воспитательной и идейной работой со спортсменами. Особенно это относится к формированию идейной убежденности, воспитанию свойств  личности. В программу психологической подготовки должны быть включены мероприятия, направленные на формирование спортивного характера. Спортивный характер – это важный элемент успешного выступления в соревнованиях, где он по-настоящему проявляется и закрепляется. Но формируется он в тренировочном процессе.

Основные критерии спортивного  характера:

  • стабильность выступлений на соревнованиях;
  • улучшение результатов от соревнований к соревнованиям;
  • более высокие результаты в период соревнований по сравнению с тренировочными;
  • лучшие результаты, чем в предварительном выступлении.

Психологическая готовность спортсмена к соревнованиям определяется:

  • спокойствием (хладнокровием) спортсмена в экстремальных ситуациях, что является характерной чертой его отношения к окружающей среде (к условиям деятельности);
  • уверенностью спортсмена в себе, в своих силах как одной из сторон отношения к себе, обеспечивающей активность, надежность действий, помехоустойчивость;
  • боевым духом спортсмена. Как и отношение к процессу и результату деятельности, боевой дух обеспечивает стремление к победе, т.е. к достижению соревновательной цели, что способствует раскрытию резервных возможностей.

Единство этих черт спортивного  характера обусловливает состояние  спокойной боевой уверенности.

 

3. Процесс воспитания и самовоспитания в структуре общей психологической подготовки спортсмена

 

3.1. Процесс воспитания в структуре  общей психологической подготовки  спортсменов

Общим принципом методики психологической подготовки спортсмена является воздействие, как на сознание, так и на подсознание. Методы и психопедагогические мероприятия должны использоваться с учетом уровней воздействия на организм и поведение человека.

  1. Лекции и беседы направлены на психологическое образование спортсменов. Их содержание должно включать в себя: объяснение особенностей психических состояний, характерных для спорта; обучение специфическим приемам, поведенческим актам и т.п. Следует помнить, что основным методом воздействия на сознание спортсмена является убеждение.
  2. Беседы с другими людьми при спортсменах. Содержание бесед косвенно направлено на спортсмена. В данном случае основной метод воздействия – косвенное внушение.
  3. Гетеротренинг (сеанс обучения аутогенной тренировке). В состоянии расслабления спортсмены изучают и повторяют специально разработанные формулы самовнушения.
  4. Внушенный отдых. Спортсмену внушается покой, отдых в состоянии полного расслабления при ощущении приятной тяжести тела и тепла в мышцах. В состоянии полудремоты он воспринимает словесные формулы (не повторяя и не противодействуя, не напрягаясь и не отвлекаясь). Метод воздействия – внушение, воздействие на сознательный и подсознательный уровни.
  5. Внушенный сон (гипноз) с сохранением высокой восприимчивости спортсмена к тому, что говорит ведущий. Воздействие на подсознание. Метод – императивное внушение.
  6. 6. Аутотренинг. Самостоятельное, без посторонней помощи использование заранее подготовленных или изученных ранее внушений в состоянии глубокого расслабления. Целью является перевод внушений в самовнушения, совершенствование механизмов саморегуляции. Метод - самовнушение.
  7. Размышления и рассуждения. Это способы перевода внушений в самовнушения, но только методом самоубеждения.

Комплексное использование  данных методов совершенствует систему  саморегуляции спортсмена. В последующем (в период соревнований) это облегчает работу саморегуляторных механизмов сознания, так как снижается негативное влияние подсознания.

Действенную помощь в  осуществлении психологической  подготовки спортсменов к соревнованиям  оказывает такой прием, как использование в процессе тренировок специальных упражнений, позволяющих постепенно привыкать к соревновательным условиям.

Действительно, самым  эффективным способом психологической  подготовки спортсмена к успешному  выступлению в соревнованиях  является участие в соревнованиях. Для того чтобы решить эту противоречивую задачу, необходимо реализовать соревновательные условия в учебно-тренировочном процессе. Известно, что соревновательные упражнения достаточно часто и эффективно используются тренерами в ходе подготовки спортсменов: как при осуществлении технической и физической подготовок, так и при передаче специальных знаний. Существуют методы обучения и тренировки спортсменов в целях подготовки их к выполнению целостной соревновательной деятельности: учебные игры в баскетболе, футболе и т.д.

Кроме того, необходимо использовать следующие способы психологической  подготовки спортсменов к соревнованиям:

1. Контрольные мероприятия.

Проводятся в виде соревнований в определенном спортивном коллективе (внутригрупповые соревнования), для которых характерны следующие элементы психологической напряженности: спортивная конкуренция, стремление каждого спортсмена к победе, соревновательный дух, желание показать высокие спортивные результаты и т.п.

Важно, что присутствуют на этих соревнованиях посторонние люди (родители, знакомые, друзья спортсменов, руководители спортивной организации), что повышает значимость мероприятия в глазах спортсменов-участников. Также следует соблюдать основные для данного вида спорта традиционные ритуалы, правила ведения спортивной борьбы.

2. Товарищеские встречи.

Проводятся в виде соревнований в определенной спортивной группе с приглашением спортсменов  из других спортивных коллективов (межгрупповые соревнования) в присутствии других людей и с соблюдением всех правил и ритуалов в целях обеспечения высокой значимости мероприятия для спортсменов-участников.

3. Психофизические упражнения.

Эти упражнения характеризуются  выполнением определенных тактических  задач при наличии физической нагрузки и способствуют развитию и совершенствованию не только адаптационных возможностей спортсмена к экстремальным условиям, но и воспитанию его волевых и физических качеств.

Использование психофизических  упражнений требует: 1) постановки и  решения конкретной тактической  задачи; 2) наличия физической нагрузки (в качестве «помехи» для решения психологической задачи). Например, перед легкоатлетом ставится тактическая задача, связанная с прохождением дистанции (1/2 – бежать в среднем темпе, затем в максимальном), при этом на спортсмена одевается специальный пояс, увеличивающий его вес (тяжесть пояса зависит от тренированности спортсмена).

4. Психотехнические упражнения.

В их основе лежит выполнение определенных психологических задач  в условиях максимальной точности технических  действий соревновательного характера.

Осуществление этих упражнений требует: 1) постановки и решения  достаточно сложных (в зависимости  от уровня мастерства спортсмена) психологических  задач; 2) использования для решения  поставленной задачи основных технических соревновательных действий. Например, боксер должен по сигналу тренера выполнить определенный удар (или серию ударов), причем оценивается и быстрота реакции спортсмена на сигнал тренера, и быстрота и точность технических действий. Или боксер должен за 10 с. нанести максимальное количество ударов, а оцениваться при этом будут техническое исполнение, количество и сила ударов.

Информация о работе Влияние физических нагрузок на психологическое состояние спортсмена