Влияние подвижных игр с использованием бега на физическую подготовленность младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Младший школьный возраст – период, когда закладываются основы здоровья, гармонического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для физического совершенствования ребенка. Однако сложившаяся система школьного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни школьников и приводит нормирование двигательных качеств и навыков. Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Обзор литературы 5
1.1Сущность, содержание и структура физической подготовленности школьника 5
1.2.Роль и значение подвижных игр в образовательном процессе по физическому воспитанию 7
1.3 Анатомо-физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста. 8
Глава 2. Методы и организация исследования 12
2.1. Методы исследования 12
2.2. Анализ научно-методической литературы 12
2.3. Тестирование физической подготовленности 12
2.4. Педагогический эксперимент 13
2.5. Методы математической статистики 13
2.6.Организация исследования 13
Глава 3. Исследование эффективности влияния подвижных игр на физическую подготовленность у учащихся младших классов на уроках физической культуры 14
3.1. Сравнительный анализ физической подготовленности учащихся контрольной группы и экспериментальной группы в начале
исследования 14
3.2. Сравнительный анализ физической подготовленности учащихся контрольной группы и экспериментальной группы в конце
исследования 15
3.3. Сравнительный анализ физической подготовленности учащихся контрольной группы 16
3.4. Сравнительный анализ физической подготовленности учащихся экспериментальной группы 17
Выводы 17
Практические рекомендации 19
Приложения 20
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние занятий художественной гимнастикой на физическое состояние детей 4-5 лет.docx

— 77.89 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

3.4. Сравнительный анализ физической подготовленности учащихся контрольной группы

По результатам тестов в контрольной группе в начале и в конце эксперимента наблюдается достоверно значимые различия только в беге 30 м у девочек (р <0,05). Это было доказано методами математической статистики. Результаты приведены в табл. 3.4.

Таблица 3.4. Показатели контрольной группы в начале и в конце эксперимента

 

Показатели

перед экспериментом

в конце эксперимента

%

t

p

 
 

x

±S

x

±S

 

Мальчики

 

Челночный бег 4x9 м,с

12,1

0,1

12,1

0,1

0

0

>0,05

 

Прыжок в длину с места, см

130

3,9

131

3,7

0,8

-0,7

>0,05

 

Бег 30 м, с

6,4

0,1

6,3

0,1

-1,8

0,1

>0,05

 
 

Девочки

 

Челночный бег 4x9 м,с

12,4

0,2

12,4

0,1

-0,2

0,5

>0,05

 

Прыжок в длину с места, см

126

4,1

124,4

2,4

-1,3

1,4

>0,05

 

Бег 30 м, с

6,6

0,1

6,5

0,1

-2,1

3,3

<0,05

 

 

 

Анализируя результаты тестирования в контрольной и экспериментальной группе, можно сделать вывод, что данная методика работает.

Не по всем проводимым тестам, есть заметный прирост показателей, что подтверждает правильность выбранной методики.

Следовательно, такую методику развития физических качеств у детей младшего школьного возраста можно включать в программу общей физической подготовки учащихся.

 

Выводы

 

  1. Подвижные игры выступают как эффективное средство развития физических качеств физической подготовленности и очень часто используются в системе физического воспитания. Подвижные игры - одно из действенных средств разностороннего физического воспитания подрастающего поколения, непременный спутник счастливого детва.В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом
  2. В ходе исследования разработаны комплексы подвижных игр с использованием бега и комплексы эстафет. Сущность использованных в эксперименте подвижных игр заключалась в улучшении физической подготовленность младших школьников. Для этого использовались различные комплексы подвижных игр  использованием бега. Сущность использованных в эксперименте линейных, встречных и круговых эстафет в сравнении их влияния на физическую подготовленность младших школьников с влиянием подвижных игр.
  3. На основе анализа полученных данных можно сделать вывод об эффективности использования комплексов подвижных игр с использованием бега. Так, достоверно значимые изменения произошли в показателях:

Координационных способностей (челночный бег 4х9 м) в ЭГ (мальчики и девочки)- (p<0,05);

скоростных способностей (бег 30 м) в ЭГ (мальчики и девочки)- (<0,05);

скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места) в ЭГ (девочки)- (<0,05).

Это доказывает  то, что проведение подвижных игр с использованием бега намного эффективнее, чем различные эстафеты.

 

 

Практические рекомендации

 

При организации подвижных игр различной направленности у учащихся следует руководствоваться основными требованиями, предъявляемыми к комплексному развитию двигательных качеств у учащихся. При положительном их развитии у учащихся выявляются психофизиологические и физические качества, которые следует совершенствовать в наибольшей степени, так как они являются основополагающими в достижении необходимого уровня физической подготовленности.

Для учащихся младших классов необходим выбор средств и методов с использованием подвижных игр различной направленности, который диктуется наличием и характером суммарного утомления, а также уровнем развития физических качеств необходимых в учебной и будущей трудовой деятельности. Оптимальность физических нагрузок при выполнении различных по характеру подвижных игр снимает утомление, повышает интерес к занятиям. Физическая нагрузка при использовании игрового метода на уроках физической культуры у учащихся старших классов должна иметь тенденцию к постепенному увеличению воздействия на организм, но не должна превышать меру приспособительных возможностей и неблагоприятно влиять на здоровье учащихся.

Игры эффективны в любой части занятия и должны составлять не менее 40% -50% общего времени занятия . Поскольку труднее даётся усвоение материала детям с низкой работоспособностью, что характеризуется их недостаточной активностью, они быстро утомляются, большое внимание должно уделяться именно этой категории школьников.

Наибольшей популярностью в спортивных играх пользуются командные игры, так как сходны по своей сущности. Командные подвижные игры отличаются наибольшей сложностью, где наряду с совершенством владения двигательными навыками необходима высокоорганизованная тактика действий целого коллектива.

Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу личности занимающихся.

Высокая эмоциональность игровой деятельности позволяет воспитывать умение контролировать своё поведение, способствует появлению таких черт характера, как активность, настойчивость, решительность, коллективизм. [12]

 

 

 

Список литературы

  1. Апанасенко, Г.А. Физическое развитие детей и подростков. / Г. А. Апанасенко– Киев: Здоровье, 1985. – 80 с.
  2. Злыгостева, Н. А. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ/ Н. А Злыгостьева// Библиотека по педагогике [Электронный ресурс].2001-2011.-Режим доступа: http://pedagogic.ru/pedenc/item/f00/s00/e0000088/index.shtml.-Дата доступа: 25. 05. 2013.
  3. Коротков, И.М. Подвижные игры во дворе/ И. М. Коротков// Спортивная электронная библиотека [Электронный ресурс].2010.- Режим доступа: http://www.i1.studmed.ru/korotkov-im-podvizhnye-igry-vo-dvore_de5f0ab52e3.html. Дата доступа : 25. 05. 2013
  4. Барков, В.А. Педагогические исследования в физическом воспитании: Учебное пособие по курсу «Основы НИР» для студентов специальности п. 02.02./ В. А. Барков –  Гродно: «Физическая культура»., 1995. – 68 с.
  5. Максимова, Л.А.. Значение игры в развитии младших школьников/ Л. А. Максимова// Спортивная электронная библиотека [Электронный ресурс]. 2010.- Режім доступа: http://festival.1september.ru/articles/510459/.-  Дата доступа: 27. 05. 3013
  6. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн для ин-тов физической культуры. / Л. П. Матвеев - Москва: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
  7. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. – Москва : Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.
  8. Лях, В.И. Координационные способности школьников / В.И. Лях. - Минск : Полымя, 1989. - 159 с.
  9. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. фак. физ. культуры пед ин - тов./ Б.А. Ашмарин - Москва:-Просвещение, 1990. - 287 с.
  10. Коротков, И.М. Подвижные игры в занятиях спортом./ И.М. Коротков - Москва: Физкультура и спорт, 1971. - 116 с.
  11. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн для ин-тов физической культуры./ Л.П Матвеев - Москва: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
  12. Былеева, Л.В., Коротков И.М., Яковлев В.Г. Подвижные игры: Учебн. пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. и дополн./ Л.В Былеева - Москва: Физкультура и спорт, 1974. - 208 с.
  13. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов./ Ю.В. Верхошанский – Москва: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.
  14. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников./ А.А. Гужаловский – Минск: Нар. асвета, 1978. – 88 с.: ил.
  15. Ломейко, В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I-X классах./В.Ф. Ломейко – Минск: Народная асвета, 1980. – 128 с.
  16. Яковлев, В.Г. Игры для детей./ В.Г. Яковлев - Москва: Физкультура и спорт, 1975. - 158 с.

 

 

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

  1. "День и ночь".

Две команды становятся спиной друг к другу на расстоянии 1,5 — 2 м посередине площадки. Перед каждой командой в 10—15 м.за линией находится ее Дом. Одна команда — «День», другая — «Ночь». Если ведущий произносит слово «день», команда с этим названием убегает в свой дом, а другая ее догоняет. При слове «ночь» команды меняются ролями. Выигрывает команда, игроки которой осалят большее число соперников. Для соблюдения равных условий важно, чтобы обе команды участвовали в ловле игроков одинаковое число раз.

 

  1. «Догонялки».

Игра начинается с того, что воспитатель проводит черту на земле (палочкой или мелом), а затем предлагает кому-нибудь из детей сделать три шага от черты. Вокруг его ног чертится круг – это дом для ловишки. Воспитатель подзывает к себе детей, предлагает им взяться за руки и построиться в шеренгу спиной к черте.Вместе с воспитателем дети дружно шагают от черты со следующими словами:

Мы, веселые ребята, любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать. (2 раза.)

С окончанием этого текста дети останавливаются, а воспитатель проводит еще одну черту, за которой будет дом для всех детей. Здесь ловишка уже никого не сможет поймать.Затем выбирается ловишка. Он занимает место в круге, а все остальные дети выстраиваются у черты своего дома И берутся за руки. Двигаясь теперь по направлению к ловишке, они все вместе дружно шагают и повторяют с воспитателем те же слова: «Мы, веселые ребята...» С последним словом этого текста (но не раньше) все поворачиваются спиной к ловишке и бегут в свой дом, а ловишка старается их догнать. Если это ему удается, то пойманный идет, в дом ловишки. Если нет, то выбирается новый ловишка. Игра повторяется сначала.В конце игры воспитатель отмечает тех детей, которых ни разу никто не догнал, и тех ловишек, которые хорошо выполнили правила и старались догнать детей.

 

  1. "Кошки-мышки".

Выбирается мышка и 2 кота… Остальные участники становятся в кружок и берутся за руки… В одном месте нужно сделать «ворота» для кошек, т.е. одна пара детей не берется за руки. Задача кошек проста — нужно догнать мышку, причем внутрь круга они могут попадать только через «ворота», мышка же может убегать в любой промежуток между детьми.

 Как только мышка  поймалась… эта тройка игроков примыкает к остальным детям и выбирается новая мышка и кошки. Так может продолжаться до тех пор пока все не перебудут кошками и мышками… или пока не надоест.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

  1. "Два Мороза".      

На противоположных сторонах площадки отмечаються два "города". Участники игры, разделившись на две группы располагаються в своем городе. В середине площадки помещаются братья Морозы: Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. Они обращаються к играющим со словами:

 Мы два брата молодые,

 Два Мороза удалые:

 Я - Мороз Красный Нос,

 Я - Мороз Синий Нос.

 Кто из вас решится

 В путь-дороженьку  пуститься?

Жители городов хором отвечают:

 Не боимся мы угроз,

 И не страшен нам  мороз,-

 и начинают перебегать  из одного города в другой.

Морозы стараются поймать перебезчиков. Считаеться замороженным тот, кого Морозы поймали. Он остается на том месте, где был пойман, и должен, раскинув руки, преграждать путь играющим при следующих пробежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается. Побеждают те, кто не заморозился.

 

  1. «Октябрята».

На противоположных сторонах площадки отмечают два "дома". Между домами становится водящий. Остальные находятся на одной стороне площадки. Водящий, стоя по середине, лицом к играющим, громко произносит: "раз, два, три!". Все играющие хором говорят: "Мы веселые ребята, наше имя - Октябрята. Любим бегать и играть, ну, попробуй нас догнать!". После этого все дети перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий ловит перебегающих. Пойманные отходят в сторону. После двух - трех пробежек подсчитывают пойманных, выбирают нового водящего. Отмечаются ни разу не пойманные ребята и лучшие водящие.

 

  1. "Пустое место".

Играющие встают в круг, выбирают водящего. Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

  1. "День и ночь".

Две команды становятся спиной друг к другу на расстоянии 1,5 — 2 м посередине площадки. Перед каждой командой в 10—15 м.за линией находится ее Дом. Одна команда — «День», другая — «Ночь». Если ведущий произносит слово «день», команда с этим названием убегает в свой дом, а другая ее догоняет. При слове «ночь» команды меняются ролями. Выигрывает команда, игроки которой осалят большее число соперников. Для соблюдения равных условий важно, чтобы обе команды участвовали в ловле игроков одинаковое число раз.

Информация о работе Влияние подвижных игр с использованием бега на физическую подготовленность младших школьников