Влияние подвижных игр с использованием бега на физическую подготовленность младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Младший школьный возраст – период, когда закладываются основы здоровья, гармонического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для физического совершенствования ребенка. Однако сложившаяся система школьного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни школьников и приводит нормирование двигательных качеств и навыков. Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Обзор литературы 5
1.1Сущность, содержание и структура физической подготовленности школьника 5
1.2.Роль и значение подвижных игр в образовательном процессе по физическому воспитанию 7
1.3 Анатомо-физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста. 8
Глава 2. Методы и организация исследования 12
2.1. Методы исследования 12
2.2. Анализ научно-методической литературы 12
2.3. Тестирование физической подготовленности 12
2.4. Педагогический эксперимент 13
2.5. Методы математической статистики 13
2.6.Организация исследования 13
Глава 3. Исследование эффективности влияния подвижных игр на физическую подготовленность у учащихся младших классов на уроках физической культуры 14
3.1. Сравнительный анализ физической подготовленности учащихся контрольной группы и экспериментальной группы в начале
исследования 14
3.2. Сравнительный анализ физической подготовленности учащихся контрольной группы и экспериментальной группы в конце
исследования 15
3.3. Сравнительный анализ физической подготовленности учащихся контрольной группы 16
3.4. Сравнительный анализ физической подготовленности учащихся экспериментальной группы 17
Выводы 17
Практические рекомендации 19
Приложения 20
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние занятий художественной гимнастикой на физическое состояние детей 4-5 лет.docx

— 77.89 Кб (Скачать файл)

 

 

1.3 Анатомо-физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста

Одно из основных условий высокой эффективности системы физической подготовки учащихся заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей и подростков. Детский организм не является уменьшенной копией организма взрослого человека. В каждом возрасте он отличается присущими этому возрасту особенностями, которые влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка. Принято различать следующие возрастные группы детей школьного возраста:

1. Младшая школьная (от 7 до 12 лет);

2. Средняя школьная (от 12 до 16 лет);

3. Старшая школьная (от 16 до 18 лет).

Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста. Остановимся на анатомо-физиологических и психологических особенностях детей 7-12 лет, т.е. детей, отнесенных к группе младшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг. Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное. Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию). Поэтому при обучении детей физическим упражнениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста. В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин.). Сердце младшего школьника лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. Систематическая тренировка обычно приводит к совершенствованию функций сердечно-сосудистой системы, расширяет функциональные возможности детей младшего школьного возраста. Жизнедеятельность организма, в том числе и мышечная работа, обеспечивается обменом веществ. В результате окислительных процессов распадаются углеводы, жиры и белки, возникает необходимая для функций организма энергия. Часть этой энергии идет на синтез новых тканей растущего организма детей, на "пластические" процессы. Как известно, теплоотдача происходит с поверхности тела. А так как поверхность тела детей младшего школьного возраста относительно велика по сравнению с массой, то он и отдает в окружающую среду больше тепла. Занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях требуют от младших ребят значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми. При систематических занятиях физическими упражнениями "пластические" процессы протекают более успешно и полноценно, поэтому дети гораздо лучше развиваются физически. Но подобное положительное влияние на обмен веществ оказывают лишь оптимальные нагрузки. Чрезмерно тяжелая работа, или недостаточный отдых, ухудшают обмен веществ, могут замедлить рост и развитие ребенка. Формирование органов движения - костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата - имеет огромное значение для роста детского организма. Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, у младших школьников можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений. При занятиях физическими упражнениями нужно уделять большое внимание симметричному развитию мышц правой стороны туловища и конечностей, а также левой стороны туловища и конечностей, воспитанию правильной осанки. Симметричное развитие силы мышц туловища при занятиях различными упражнениями приводит к созданию "мышечного корсета" и предотвращает болезненное боковое искривление позвоночника. Рациональные занятия спортом всегда способствуют формированию полноценной осанки у детей. Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшие их внимание. Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению. Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Большое значение для развития функции мышления имеют игры, требующие проявления силы, ловкости, быстроты, как самих движений, так и реагирования на различные обстоятельства и ситуации игры. Воспитательное значение подвижных игр велико: в процессе игровой деятельности развиваются буквально все психические функции и качества ребенка: острота ощущений и восприятия, внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества. [2]

 

Глава 2. Методы и организация исследования

2.1. Методы исследования

 

При проведении эксперимента применялись следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы;

2. Тестирование физической подготовленности;

3. Педагогический эксперимент;

4. Методы математической статистики.

 

2.2. Анализ научно-методической литературы

 

В процессе работы над темой исследования была проанализирована и обобщена литература по вопросу влияния подвижных игр с использованием бега на физическую подготовленность младших школьников. Анализ литературы представил влияние подвижных игр на комплексное развитие таких качеств, как координация, скоростно-силовые качества и скоростные способности младших школьников. Рассматривались вопросы о повышения физической подготовленности учащихся младших классов, а также анализировались наиболее эффективные и широко применяемые на практике подвижные игры. Проведенный анализ научно-методической литературы подтвердил актуальность нашей темы, позволил сформулировать рабочую гипотезу, поставить цель и задачи исследования.

 

2.3. Тестирование физической подготовленности

Для определения эффективности предложенной методики в эксперименте применялось тестирование физической подготовленности:

1. Координационные способности (челночный бег 4х9 м, сек)- выполняется на спортивно-игровой площадке . Количество участников в одном забеге не более 2 человек. Учащимся предоставляется 2 попытки подряд. Результат бега измеряется с точностью – до 0,1 секунды. В протокол выполнения контрольных упражнений вносится лучший результат из двух попыток. Необходимый инвентарь для проведения данного теста: с бруски для челночного бега 50x50x100 мм ,секундомер;

2. Скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см)- выполняется на спортивно-игровой площадке. Каждому участнику предоставляется 3 попытки подряд. Результат измеряется с точностью до 1 сантиметра. В протокол выполнения контрольных упражнений вносится лучший результат из трех попыток. Необходимый инвентарь для проведения данного теста:  измерительная линейка;

3. Скоростные способности (бег 30 м, сек)- проводится на прямой беговой дорожке стадиона. В забеге участвуют 2 человек. Забег осуществляется с высокого старта. Участник, нарушивший правила соревнований в беге, снимается с забега и ему в протокол выполнения контрольных упражнений выставляется «0» баллов. Результат бега измеряется с точностью до 0,1 секунды. Необходимый инвентарь для проведения данного теста: секундомер и стартовый флажок.

 

2.4. Педагогический эксперимент

 

Педагогический эксперимент был проведен на базе средней общеобразовательной школы № 34 в период с 01.04.2013 г. по 27.04.2013 г. В нем приняли участие ученики 2«А» и 2«Б» классов. Сущность педагогического эксперимента заключалась в следующем: было сформировано две группы. Экспериментальная группа (ЭГ)- в ней проводились подвижные игры с использованием бега, направленные на физическую подготовленность школьников (приложение 1-4). Контрольная группа (КГ)- проводились линейные, встречные, круговые эстафеты. (приложение 5-7) В эксперименте доказывалась эффективность занятий подвижными играми с использованием бега у учащихся младших классов.

 

2.5. Методы математической статистики

Для определения достоверности полученных результатов исследования и определения эффективности использованной методики рассчитывались: среднее арифметическое значение (х); стандартное отклонение (р); достоверность по t- критерию Стьюдента

 

2.6.Организация исследования

     Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 34. В нем приняли участие учащиеся 2 «А» и 2 «Б» классов.

    Первый этап был направлен на выбор темы исследования, разработку её актуальности, формулировку цели, задач, подбор методов исследования, составление и теоретическое обоснование экспериментальной методики.

На втором этапе исследования – проводился педагогический эксперимент. В педагогическом эксперименте принимали участие ученики 2 «А» класса (экспериментальная группа) и 2 «Б» класса (контрольная группа). В контрольной группе было 22 ученика, и 24 — в экспериментальной. Для доказательства однородности групп было проведено предварительное тестирование физической подготовленности, предусмотренное программой физического воспитания в школе для учащихся 2-х классов. Повторное тестирование проводилось после окончания педагогического эксперимента. Его результаты служили для обоснования эффективности использования подвижных игр с использованием бега .

Подвижные игры, используемые на уроках физической культуры в экспериментальной группе подбирались с учетом функциональных возможностей, уровня физической подготовленности учащихся. Разработанная экспериментальная методика включалась в уроки физической культуры два раза в неделю (вторник, четверг).

Третий этап включал анализ полученных результатов с использованием методов математической статистики, их обсуждение со специалистами в области физической культуры и школьного физического воспитания, научным руководителем. На данном этапе окончено оформление текстового варианта курсовой работы, осуществлена ее подготовка к защите.

 

Глава 3. Эффективность влияния подвижных игр на физическую подготовленность у учащихся младших классов на уроках физической культуры

 

3.1. Сравнительный анализ физической подготовленности учащихся контрольной группы и экспериментальной группы в начале исследования

Предварительные результаты контрольных испытаний позволяют утверждать, что по некоторым показателям физического состояния отмечались достоверно значимые различия (р<0,05) в представленных показателях физического состояния.

Наблюдается преимущество в прыжках в длину с места у мальчиков в экспериментальной группе по показателям физической подготовленности. (табл.3.1).

Таблица 3.1.Показатели контрольной и экспериментальной групп до начало эксперимента

Показатели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

%

t

p

x

±S

x

±S

Мальчики

Челночный бег 4x9 м,с

12,1

0,1

12,1

0,1

0,1

-0,276

>0,05

Прыжок в длину с места, см

132,7

1,4

130,0

3,9

-2,0

2,342

<0,05

Бег 30 м, с

6,4

0,1

6,4

0,1

0,1

-0,143

>0,05

 

Девочки

Челночный бег 4x9 м,с

12,5

0,1

12,4

0,2

-0,8

1,666

>0,05

Прыжок в длину с места, см

123,8

0,9

126,0

4,1

1,7

-1,741

>0,05

Бег 30 м, с

6,7

0,3

6,6

0,1

-1,9

1,150

>0,05


 

 

Следует отметить, что средние показатели, характеризующие развитие двигательных способностей до проведения основного исследования незначительно отличаются друг от друга в группах, что указывает на равномерное их развитие у детей.

3.2. Сравнительный анализ физической подготовленности учащихся контрольной группы и экспериментальной группы в конце исследования

 

В конце эксперимента были проведены те же самые тесты для определения физической подготовленности младших школьников. И следует отметить, что заметны изменения по многим показателям физического состояния. Например: ухудшился показатель челночного бега 4х9 у мальчиков экспериментальной группы, улучшился показатель скоростных качеств мальчиков ЭГ. Так же улучшились показатели челночного бега 4х9 м и бега 30 м у девочек экспериментальной группы.(табл. 3.2.)

 

Таблица 3.2. Показатели контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента

 

Показатели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

%

t

p

 
 

x

±S

x

±S

 

Мальчики

 

Челночный бег 4x9 м,с

12,1

0,1

12,1

0,1

0,5

-0,647

>0,05

 

Прыжок в длину с места, см

132,6

1,9

131

3,7

-1,2

1,398

>0,05

 

Бег 30 м, с

6,4

0,1

6,3

0,1

-3,7

2,101

<0,05

 
 

Девочки

 

Челночный бег 4x9 м,с

12,5

0,1

12,4

0,1

-1,1

2,975

<0,05

 

Прыжок в длину с места, см

124,5

0,7

124,4

2,4

-0,1

0,106

>0,05

 

Бег 30 м, с

6,7

0,1

6,5

0,1

-2,7

3,237

<0,05

 

 

 

3.3. Сравнительный анализ физической подготовленности учащихся экспериментальной группы

Протестировав экспериментальную группу в начале эксперимента и в конце было явно видно, что как таковых изменений нет. Доказать наши предположения помогли методы математической статистики. Достоверно значимые различия наблюдаются только в прыжках в длину с места у девочек (р<0,01).

(табл. 3.3.)

 

Таблица 3.3. Показатели экспериментальной группы в начале и в конце эксперимента

 

Показатели

перед экспериментом

в конце эксперимента

%

t

p

 
 

x

±S

x

±S

 

Мальчики

 

Челночный бег 4x9 м,с

12,1

0,1

12,1

0,1

-0,1

0,433

>0,05

 

Прыжок в длину с места, см

132,7

1,4

132,6

1,9

-0,1

0,154

>0,05

 

Бег 30 м, с

6,4

0,1

6,4

0,1

-0,2

0,413

>0,05

 
 

Девочки

 

Челночный бег 4x9 м,с

12,5

0,1

12,5

0,1

0,1

-0,232

>0,05

 

Прыжок в длину с места, см

123,8

0,9

124,5

0,7

0,5

-4,183

<0,01

 

Бег 30 м, с

6,7

0,3

6,7

0,1

-1,2

0,927

>0,05

 

Информация о работе Влияние подвижных игр с использованием бега на физическую подготовленность младших школьников