Влияние координационных способностей при броске в прыжке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. По мнению ведущих специалистов в области баскетбола среди факторов, влияющих на эффективность бросков, не малую роль играют координационные и физические способности баскетболистов. Наряду с этим, отмечается важность сохранения равновесия и ритма, особенно во время выполнения броска в прыжке, что в значительной мере повышает его результативность. В то же время, следует отметить, что требования к содержанию учебно-тренировочного процесса с юными баскетболистами не содержат подробных рекомендации по развитию способности к равновесию и сохранению ритма во время броска в прыжке.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 4 курс готовая.docx

— 78.68 Кб (Скачать файл)

2. Когда испытуемый воспроизводит  заданный ритм в том или  ином движении после прослушивания  этих сигналов (т.е. по памяти). К  примеру, путем постукивания палочками.

Показателем успешности в этих случаях является степень отклонения каких- либо параметров движений (пространственных, временных, силовых) от заданного ритмического эталона.

Ритмические способности тренируемы. Одним из важных условий их развития является направленное совершенствование у занимающихся музыкально- двигательного чувства, точности восприятия и отражения в движении тела длительности музыкальных звуков и их соотношений, точности восприятия и отражения метрических акцентов, способности соразмерять усилия во время и пространстве, согласовывать длительность каждого движения с музыкой, а также с движениями партнера.

Средства развития ритмичности могут быть:

Упражнения на месте, включающие в себя выполнения движений руками, ногами, головой и туловищем под счет, под музыкальный аккомпанемент, в соединении с чтением стихов;

Упражнения в движении - ходьба с хлопками в ладоши, ходьба и бег в постоянном темпе, с изменением темпа и направления движения под музыку- под команды преподавателя;

Танцевальные упражнения;

Импровизированные упражнения- двигательные импровизация по музыкальному и ритмическому образцу, свободный танец под современную музыку[24].

 

1.2 Анатомо-физиологические особенности школьников 14-16 лет

Школьный возраст, начинаясь с 6-7 лет, продолжается (при 10-11-летнем обучении и с переходом к 12- летнему обучению) до 17-19 лет. Итак, средний школьный возраст от 10 до 14-16 лет. В связи с существенными на этом этапе онтогенеза перестройками организма, связанными с половым созреванием, особо выделяют так называемый переходный период или пубертат:

- пубертатный период (10-12 лет);

- собственно пубертатный  период;

- постпубертатный период.

В этом периоде у детей происходит значительные перемены в длине, массе, составе и пропорциях тела, в функционировании различных органов и систем. В костной ткани продолжается процесс окостенения, который в основном завершается в юношеском возрасте. К 13 годам завершается окостенение пястных и запястных отделов рук, после фаланг пальцев ног. Незавершенный процесс окостенения позвоночника может привести у подростков к различным его повреждениям при больших нагрузках. Можно наблюдать "пубертатный скачок роста" - резкое увеличение длины тела, в основном за счет быстрого роста трубчатых костей. При этом у подростка неправильно вытягиваются конечности, но отстает рост грудной клетки [6;27;28].

Максимальный прирост грудной клетки отмечается в 12-13 лет. Половые различия в форме грудной клетки определяются примерно с 15 лет. Окружность грудной клетки с 8 до 10 лет увеличивается на 1-2 см. в год, с 11 лет и до периода полового созревания - на 2-5 см. в год. Регулярные занятия спортом, физическими упражнениями отодвигают момент наступления инволюционных изменений, однако, размеры и подвижность грудной клетки в разных видах спорта изменяется неодинаково[18].

Временно нарушаются привычные пропорции тела и координация движений. Появляется избыточность или дефицит массы тела. В юношеском возрасте увеличиваются поперечные размеры тела, устанавливаются индивидуальные его особенности, достигаются гармоничные пропорции. Масса тела до 13 лет изменяется медленно [8].

В возрасте 8-18 лет значительно изменяется длина и толщина мышечных волокон. Происходит созревание быстрых утомляемых гликолитических мышечных волокон. В среднем школьном возрасте завершается формирование у подростка присущего ему морфотипа: эктоморф (астеник), эндоморф (гиперстеник) и промежуточный (мезоморф).

Постепенное и поэтапное упрочнение костей, связочного аппарата и мышечной массы у подростка делает необходимым постоянно следить за формированием правильной осанки, т. е. развитием мышечного корсета. Неправильное соотношение тонуса симметричных мышц приводит к асимметрии плеч и лопаток, сутулости и прочим функциональным нарушениям осанки. Созревание опорно-двигательного аппарата центральных регуляторных механизмов обеспечивает развитие качественных важнейших характеристик двигательной деятельности. Как уже упоминалось, на школьный возраст приходятся сенситивные периоды развития силы, быстроты, ловкости, выносливости. С 10-15 лет резко улучшаются различные показатели быстроты[21].

Нервной системе принадлежит ведущая роль в интеграционных и адаптационных процессах, происходящих в организме в ходе индивидуального развития. Поэтому динамика морфофункциональных изменений в этой системе сказывается на функциях всех систем организма и его жизнедеятельности в целом. Развитию ЦНС в значительной степени способствуют гормоны щитовидной железы. Эндокринные железы посредством выделяемых ими в кровь гормонов участвуют в координации всех физиологических функций. Паращитовидные железы в возрасте 11- 13 лет в железах появляются жировые клетки, в дальнейшем доля железистой ткани в них уменьшается, разрастается жировая и соединительная ткань [18].

В ЦНС подростка увеличивается скорость протекания нервных процессов и повышается подвижность нервных процессов, скорость смены процессов возбуждения и торможения. Это способствует повышению скорости переработки информации в коре больших полушарий. К 12 летнему возрасту заметно укорачивается время простой двигательной реакции [12;19].

Координационные способности можно подразделить на такие способности как:

· Способность к дифференцированию различных параметров движений (временные, пространственные);

· Способность к ориентированию в пространстве;

· Способность к равновесию;

· Способность к перестраиванию движений;

· Способность к соединению и комбинированию движений;

· Приспосабливаемость к изменяемой ситуации и необычной постановке задачи;

· Способность выполнять задание в ритме;

· Способность к управлению временем двигательной реакции;

· Способность, предвосхищать движения, улавливая их выполнение и ход изменения ситуации в целом;

· Способность к рациональному расслаблению мышц [29].

Достижения во всех видах спорта в значительной мере обусловлены высокими координационными способностями, развитие которых к окончанию среднего школьного возраста достигает, а иногда и превосходит уровень взрослого человека.

Для становления координационных способностей очень важен период с 10 до 12 лет, когда еще можно исправить недостатки, допущенные при развитии координационных способностей в младшем школьном возрасте. Позже это сделать непросто.

С 12 лет развитие координационных способностей протекает дифференцированно и противоречиво. У мальчиков некоторые показатели координационных способностей продолжают заметно улучшаться, особенно с 13 до 14 лет. Это связано с параллельным ростом силовых и скоростно-силовых способностей. Вместе с тем, отдельные показатели координационных способностей (прежде всего, спортивно-игровых двигательных действий) у мальчиков с 12 до 14 лет сохраняются на уровне 12-летних или временно ухудшаются. Это связанно, в первую очередь, с такими причинами, как влияние гормонов желез внутренней секреции на деятельность ЦНС; происходящая в этот период перестройка двигательного аппарата; несоответствие между возросшей массой, усиленным ростом и силой мышц. Ухудшение точности и меткости движений, угловатость, неловкость могут быть вызваны значительным снижением двигательной активности в подростковом возрасте по сравнению с младшей возрастной ступенью. Такие нежелательные явления обнаруживаются главным образом у подростков, не занимающихся спортом и ограничивающихся только уроками физической культуры. У детей, которые занимаются в спортивных секциях или систематически развивающих координационные способности, подобного, как правило, не происходит [22].

В целом, несмотря на имеющиеся противоречия и сложности развития координационных способностей во второй половине среднего школьного возраста, подростковый период является, по-видимому, вторым по значимости для формирования координационных способностей после младшего школьного возраста. Поэтому задача учителя и тренера заключается в продолжение целенаправленной работы по развитию координационных способностей, начатой в начальной школе [23;26].

 

1.3 Техника броска в прыжке и методика его обучения

Подготовка к выполнению броска составляет основное содержание игры, а меткое попадание является ее главной целью. В настоящее время техника бросков очень многообразна. Во всех способах , как бы они не отличались друг от друг, результат зависит от сложных, строго согласованных движений всех частей тела, заканчивающихся заключительным усилием кисти. Все движения создают благоприятные условия для движения кисти [2].

Все действия баскетболистов на площадке, в конечном счете, сводятся к тому, чтобы один из них бросил мяч в корзину. И если этот бросок не точен, все предыдущие действия игроков команды - бег, прыжки, передачи, ловля мяча - идут впустую. Ясно также, что исход матча двух примерно равных по силе команд зависит от большей точности попаданий одной из них в корзину другой, главным образом, координацией всех движений игрока, производящего этот бросок. Причем, заключительный момент броска требует особо тонкой работы кисти и пальцев. Короче говоря, движения всех частей тела при броске должно быть абсолютно согласованным[13].

Точность броска зависит еще от ряда причин: От способа броска , который, в свою очередь, обусловлен степенью сопротивления противника и конкретной обстановкой на площадке. Например, ели защитник находится непосредственной близости , то целесообразно бросать мяч в прыжке. Или, наоборот, если на пути никого нет, следует подвести мяч поближе к щиту и лишь, затем совершить бросок.

О технике выполнения броска: бросая мяч в корзину, нельзя заваливаться в сторону (туловище должно устремляться по направлению полета мяча). Нельзя при броске широко разводить локти.

От траектории полета мяча. Слишком высокая траектория увеличивает путь мяча до кольца, т.е. уменьшает возможность попадания. Наоборот, слишком низкая траектория вынуждает бросать мяч с большей скоростью, что также отрицательно сказывается на точности [7].

Готовясь к броску, игрок должен оценить ситуацию на площадке возможную интенсивность и способ противодействия опекающего его защитника, реальные пути выхода для борьбы за отскок и др. Наметив программу действий и приняв решение игрок должен психологически настроиться на бросок таким образом , чтобы никакие помехи уже не повлияли на уверенность и устойчивость движений. В заключительный момент броска нужно расслабиться [17].

Техника выполнения броска одной рукой от плеча с места. Используется бросок со средних и дальних позиций. Бросок выполняется с наименьшими колебаниями туловища по вертикали. Вперед на полшага выставляется одноименная с бросающей рукой нога. Мяч выносится из основной позиции в положении перед лицом. Рука, выполняющая бросок контролирует мяч сзади. Пальцы широко расставлены и поправлены вверх, тыльная сторона кисти обращена к лицу, левая рука поддерживает мяч снизу и убирается от мяча перед его выпуском из правой руки. Взгляд направлен на цель. [25]

При выпускании мяча игрок последовательно разгибает звенья тела: колено, бедро, плечо, локоть, кисть разогнута до момента полного выпрямления всех звеньев, после чего она выполняет захлестывающее движение и слегка разворачивается наружу, мяч должен уйти с кончиков пальцев. После выпуска мяча игрок последовательно разгибает кисть, опускает локоть и плечо вниз. [9;10;11]

Поскольку технические закономерности работы звеньев бросающей руки одинаковы для всех видов броска одной рукой, молодые игроки должны начинать с самых легких. Бросок с места на один счет, с локтем, поднятым на одну четверть, самый легкий для выполнения. Невысокое положение локтя при этом броске и выполнение броскового движения вместе с легким подскоком облегчают координацию движений [14;16]

Общие ошибки при бросках в корзину.

1. Неумение сосредоточить  внимание на цели.

2. Слишком сильное вращение  мяча.

3. Плохое равновесия тела.

4. Поспешность при выполнении  броска.

5. Разведение локтей при  выполнении броска.

6. Отсутствие сопровождения  мяча.

7. Броски со слишком  низкой или слишком высокой  траекторией.

8. Держание мяча на  ладони во время броска [15].

Проанализировав 29 литературных источников мы пришли к выводу, игрок должен:

-Знать, когда и как  бросать мяч по корзине, когда  следует произвести бросок, а  когда лучше передать мяч партнеру, находящемуся в более удобной  позиции для броска.

-Уметь расслабляться  при броске, совершенствовать это  умение.

-Быть уверенным в своих  силах, Воспитать в себе чувство  способности реализовать каждый  бросок.

-Сосредотачивать внимание  на цели. При бросках с близкой  дистанции рекомендуется целиться  в щит.

-Быть в равновесии  и сохранить основную стойку.

-Сопровождать каждый  бросок и немедленно занимать  исходное положение для добивания  мяча или быстрого возвращения  в защиту.

-Контролировать вращения  мяча. Придавать мячу минимум  вращения, и только тогда, когда  это необходимо. Чтобы придать  мячу небольшое обратное вращение, нужно выполнить мягкое и плавное  движение кистью.

-Быстро выполнять бросок  и определять направления броска.

Резюме

Результативность игровых действий в баскетболе напрямую зависит от эффективности выполняемых во время игры бросков. Бросок в прыжке является одним из самых популярных и зрелищных у игроков разной квалификации. Однако точность бросков во время игры часто имеет невысокие показатели, не смотря на то, что тренеры уделяют большое внимание работе над точностью попаданий в кольцо. В связи с этим существует необходимость в разработке методики, позволяющей корректировать учебно-тренировочный процесс, направленный на совершенствование бросков в прыжке.

Информация о работе Влияние координационных способностей при броске в прыжке