Аутогенная тренировка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА
(греч. autos — сам, genos — происхождение). Активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направленный на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека, нарушенного в результате стрессового воздействия.

Вложенные файлы: 1 файл

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА

 

        (греч. autos —  сам, genos — происхождение). Активный  метод психотерапии, психопрофилактики  и психогигиены, направленный на  восстановление динамического равновесия  системы гомеостатических саморегулирующих  механизмов организма человека, нарушенного в результате стрессового воздействия. Основными элементами методики являются тренировка мышечной релаксации, самовнушение и самовоспитание (аутодидактика). Активность А. т. противостоит некоторым отрицательным сторонам гипнотерапии в ее классической модели — пассивному отношению больного к процессу лечения, зависимости от врача.

        Как лечебный  метод А. т. была предложена  для лечения неврозов Шульцем  (Schultz J. Н.) в 1932 г. В нашей стране  ее стали применять в конце  1950-х гг. Лечебное действие А. т., наряду с развитием в результате релаксации трофотропной реакции, характеризующейся усилением тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и способствующей нейтрализации стрессового состояния, основано также на ослаблении активности лимбической и гипоталамической областей, что сопровождается снижением общей тревожности и развитием антистрессовых тенденций у тренирующихся (Лобзин В. С., 1974).

        Выделяют две  ступени А. т. (по Шульцу): 1) низшая  ступень — обучение релаксации с помощью упражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести, тепла, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания; 2) высшая ступень — аутогенная медитация — создание трансовых состояний различного уровня.

        Низшую ступень,  А.т.-1, составляют шесть стандартных упражнений, которые выполняются пациентами в одной из трех поз: 1) положение сидя, «поза кучера» — тренирующийся сидит на стуле со слегка опущенной вперед головой, кисти и предплечья лежат свободно на передней поверхности бедер, ноги свободно расставлены; 2) положение лежа — тренирующийся лежит на спине, голова покоится на низкой подушке, руки, несколько согнутые в локтевом суставе, свободно лежат вдоль туловища ладонями вниз; 3) положение полулежа — тренирующийся свободно сидит в кресле, облокотившись на спинку, руки на передней поверхности бедер или на подлокотниках, ноги свободно расставлены. Во всех трех положениях достигается полная расслабленность, для лучшей сосредоточенности глаза закрыты.

 

        Упражнения  выполняются путем мысленного повторения (5-6 раз) соответствующих формул самовнушения, которые подсказываются руководителем тренировки. Каждое из стандартных упражнений предваряется формулой-целью: «Я совершенно спокоен».

        Первое упражнение. Вызывание ощущения тяжести в руках и ногах, что сопровождается расслаблением поперечно-полосатой мускулатуры. Формулы: «Правая рука совершенно тяжелая», затем «Левая рука совершенно тяжелая» и «Обе руки совершенно тяжелые». Такие же формулы для ног. Окончательная формула: «Руки и ноги совершенно тяжелые».

        Второе упражнение. Вызывание ощущения тепла в  руках и ногах с целью овладения  регуляцией сосудистой иннервации  конечностей. Формулы: «Правая  (левая) рука совершенно теплая»,  затем «Руки совершенно теплые»,  те же формулы для ног. Окончательная формула: «Руки и ноги совершенно тяжелые и теплые».

        Третье упражнение. Регуляция ритма сердечных сокращений. Формула: «Сердце бьется сильно  и ровно».

        Четвертое  упражнение. Нормализация и регуляция  дыхательного ритма. Формула: «Дышу совершенно спокойно».

        Пятое упражнение. Вызывание ощущения тепла в  области брюшной полости. Формула:  «Мое солнечное сплетение излучает  тепло».

        Шестое упражнение. Вызывание ощущения прохлады  в области лба с целью предотвращения и ослабления головных болей сосудистого генеза. Формула: «Мой лоб приятно прохладен».

        Показателем  усвоения очередного упражнения  является генерализация ощущений. Например, упражнение по внушению  тепла в конечностях считается  усвоенным тогда, когда тепло начинает разливаться по всему телу.

        На проработку  каждого упражнения уходит 2 недели. Весь курс А.т.-1 длится около  трех месяцев. Обычно занятия  проводятся в группах 1-2 раза  в неделю под руководством  психотерапевта; продолжительность занятия 15-20 минут. Большое внимание уделяется самостоятельным тренировкам пациентов, которые проводятся дважды в день (утром, перед тем как встать, и вечером, перед сном), причем, как правило, пациенты ведут дневники, где описывают ощущения, испытываемые ими во время занятий.

        При освоении  первых двух стандартных упражнений («тяжесть» и «тепло») возникает  особое состояние аутогенного  погружения, которое Шульц называл  «переключением» и определял  физиологически как «понижение  биотонуса при сохранном сознании». Мюллер-Хегеманн (Muller-Hegemann D.) объясняет это состояние снижением активности коры при отсутствии внешних раздражителей и сокращением мыслительных процессов вследствие сосредоточенности на формулах тренировки. Это состояние характеризуется как промежуточное между сном и бодрствованием, оно весьма близко к первой стадии гипнотического сна (сомноленции). Глубина аутогенного погружения подразделяется на три фазы. В первой фазе пациент ощущает тяжесть, тепло, истому, разлившуюся по всему телу. Вторая фаза характеризуется ощущением телесной легкости, невесомости, причем нередко возникают нарушения схемы тела. Третью фазу можно характеризовать как «исчезновение тела».

        Первая и  вторая фазы могут быть дифференцированы  электроэнцефалографически. В силу значительного торможения коры повторяемые формулы становятся эффективным средством самовнушения. В аутогенном погружении пациент приступает к направленному против определенных болезненных расстройств самовнушению.

        Лутэ (Luthe W.) выделяет 5 типов формул-намерений: 1) нейтрализующие, использующие вариант самовнушения «все равно»: «Глотание все равно» — при эзофагоспазме, «Цветочная пыльца все равно» — при аллергиях и т. п.; 2) усиливающие, например: «Я знаю, что я проснусь, когда мой мочевой пузырь даст знать о себе» — при энурезе; «Мой мозг говорит автоматически» — при заикании; 3) абстинентно-направленные, например: «Я знаю, что я не приму ни одной капли алкоголя, ни в какой форме, ни в какое время, ни при каких обстоятельствах»; 4) парадоксальные, например: «Я хочу писать как можно хуже» — при писчем спазме; 5) поддерживающие, например: «Я знаю, что я не завишу от лекарств» — при астме; «Имена интересны» — при плохом запоминании имен.

        По общему  мнению, А. т. наиболее эффективна при лечении неврозов, функциональных расстройств и психосоматических заболеваний. Она показана прежде всего при неврастении. В рамках этой формы невроза наибольший эффект отмечается при психогенных сексуальных расстройствах и расстройствах сна. При неврозе навязчивых состояний это — фобический синдром; удовлетворительны результаты при лечении обсессий. Многие исследователи указывают на низкую эффективность А. т. при истерии, когда отмечается своеобразная «желательность» болезни. Сравнительную резистентность обнаруживают больные с ипохондрическим синдромом. Практически отсутствует эффект при компульсивном синдроме у больных неврозом навязчивых состояний. Низкая эффективность лечения отмечается также при психастении.

        Наилучшие  результаты применения А. т. наблюдаются при лечении тех заболеваний, проявления которых связаны с эмоциональным напряжением и со спазмом гладкой мускулатуры, причем парасимпатический эффект достигается легче, чем симпатический. В литературе отмечается хороший результат применения А. т. при бронхиальной астме, в инициальном периоде гипертонической болезни и облитерирующего эндартериита, при диспноэ, эзофагоспазме, стенокардии, при спастических болях желудочно-кишечного тракта и запорах. Имеются данные об удовлетворительных результатах при лечении больных язвенной болезнью, одной из причин которой, по распространенному мнению, является местный неврогенный спазм сосудов.

        А.т. эффективна  как метод лечения различных  невротических расстройств речи  и фонации. Однако в общей  группе больных А. т. помогает купировать лишь явления логофобии, но не излечивает заикание как системный невроз, в связи с чем необходимы занятия пациентов в специализированных психотерапевтических группах для больных логоневрозами.

        А. т. включается  в комплексное лечение алкоголизма и наркомании, в частности для устранения абстинентного синдрома и формирования антитоксикоманической установки. В неврологической клинике А. т. применяется при лечении остаточных явлений органических заболеваний нервной системы с целью купирования психогенных расстройств, дополняющих и осложняющих картину органического поражения нервной системы, а также коррекции реакции личности на болезнь при сосудистых поражениях мозга, лечении остаточных явлений черепно-мозговых травм, нейроинфекций и др.

        Успешное снятие  эмоционального напряжения и  тревоги с помощью А. т. оправдывает  ее включение в многочисленные  варианты методик психопрофилактики  родовых болей.

        Широкое применение  А. т. получила также в качестве  психогигиенического и психопрофилактического средства при подготовке спортсменов, людей, работающих в условиях эмоциональной напряженности и в экстремальных условиях. Накоплен положительный опыт применения специальных вариантов А. т. как метода производственной гигиены.

        Противопоказаниями  для применения А. т. являются  состояния неясного сознания  и бреда, в особенности бреда  отношения и воздействия. Не  рекомендуется А. т. во время  острых соматических приступов  и вегетативных кризов. При выраженной  артериальной гипотонии используются некоторые специальные приемы для преодоления нежелательного преобладания вагусной системы (смотри ниже модификацию К. И. Мировского и А. Н. Шогама).

        Модификация  аутогенной тренировки низшей  ступени.

        1. Модификация  Мюллера-Хегеманна (1957). Основываясь на работах об обширном представительстве в корковых структурах лица (особенно языка) и кисти (особенно большого пальца), Мюллер-Хегеманн модифицировал методику Шульца, введя несколько дополнительных формул, а именно: «Лицевые мышцы совершенно расслаблены», «Челюсть отвисает свободно вниз», «Язык совершенно тяжелый» — перед формулой «Лоб приятно прохладен» и «Обе кисти рук совершенно тяжелые» — после формулы «Обе руки совершенно тяжелые». Расслабление мышц лица и кистей рук способствует более глубокому аутогенному погружению, а у больных мигренью нередко купирует начинающийся приступ. Автор вносит изменения и в третье упражнение. При его выполнении больной должен представить себе левую руку наполняющейся струящимся теплом от пальцев левой кисти до плечевого сустава. В дальнейшем он «переливает» это «накопленное в левой руке тепло» в левую половину грудной клетки, ощущает его струящимся по сердцу и так добивается рефлекторного расширения коронарных сосудов.

        2. Модификация Клейнзорге и Клумбиеса (Kleinsorge Н. и Klumbies G., 1965). Авторы разработали технику тренировки, нацеленную на органы. Такая «направленная органотренировка» является дальнейшим развитием А. т. После завершения сокращенного общего курса А. т. авторы разделяют больных на группы по определенным синдромам. В этих группах проводится курс специализированных упражнений, представляющих собой соответствующим образом расширенные и дополненные классические упражнения первой ступени. Комплектуются следующие группы.

        Группа «голова». Показания: вазомоторные  головные боли, мигрень, синдром  Меньера, расстройства активного  внимания. Акцент делается на 6-м  упражнении А. т.-1: «Лоб приятно  прохладен, голова ясная, свободная,  свежая, она может сосредоточиться  на любой мысли» и т. п.

        Группа «сердце». Показания: стенокардия, кардиологический  синдром, нарушение сердечного  ритма. Акцент — на 2-м и 3-м  упражнениях. Терапевтическое действие  основано на рефлекторном расширении  венечных сосудов при расширении  кожных сосудов левой руки.

        Группа «живот».  Показания: спазмы мускулатуры  органов брюшной полости, гастралгия, дискинезия желчных путей, слизистый  и язвенный колит. Акцент —  на 5-м упражнении. Авторы заменяют  формулу Шульца «Солнечное сплетение  излучает тепло» как необоснованную физиологически на «Приятное тепло разливается в моем животе».

        Группа «сосуды». Показания: нарушения периферического  кровообращения, гипертоническая болезнь  в неврогенной стадии. Упражнения  построены на основе первых  двух упражнений А. т.-1.

        Большое значение  придается формулам общего спокойствия.

        Группа «легкие». Показания: психогенные диспноэ,  бронхиальная астма (вне приступа), начальные степени эмфиземы. Тренировка  проводится в положении лежа, при открытых окнах. Вводится формула: «Мне дышится совсем легко».

        Группа «покой».  Показания: нарушения сна и  эмоциональные нарушения. Тренируются  в положении лежа. Специальные  упражнения направлены на расслабление  скелетной мускулатуры (частью  заимствованы из комплекса прогрессирующей мышечной релаксации). Транквилизация достигается также косвенно — представлением картин, эмоционально приятно окрашенных (пейзажей и т. п.).

        Специализация  групп по отдельным синдромам  признается нерациональной многими  авторами. В последнее время «направленная органотренировка» проводится чаще всего не в лечебных группах, а с профессионально-прикладными целями — при подготовке актеров, спортсменов и др. При такой группировке тренирующихся оказываются излишними многие стандартные упражнения А. т.-1, их заменяют узкоспециальные приемы.

Информация о работе Аутогенная тренировка