Адаптивная физическая культура как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:57, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – обобщить достаточно разрозненные сведения об АФК как важнейшего научного познания. Для достижения поставленной цели, будут решены следующие задачи:
– рассмотреть АФК как интегративную науку;
– рассмотреть основные концепции теории АФК;
– рассмотреть цели и задачи АФК;
– рассмотреть компоненты АФК.

Вложенные файлы: 1 файл

Адаптивная физическая культура как наука.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

Ø рекреативно-оздоровительная;

Ø гедонистическая;

Ø спортивная и  соревновательная.

2. Социальные  функции:

Ø гуманистическая;

Ø социализирующая;

Ø интегративная;

Ø коммуникативная;

Ø зрелищная  и эстетическая.

2.5 Принципы  адаптивной физической культуры

Принципы являются составной частью методологии и  представляют собой базовые теоретические  положения, объективно отражающие сущность, фундаментальные закономерности обучения, воспитания, всестороннего развития личности, отношение общества к процессу, меру взаимодействия педагога и занимающихся. Принципы служат ориентиром для конструирования практики, профессионального выстраивания технологий в соответствии с целями АФК.

1. Социальные принципы отражают педагогические детерминанты культурного и духовного развития личности и общества в целом, включая инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями, а также существующие противоречия.

· Принцип гуманистической  направленности;

· Принцип непрерывности  физкультурного образования;

· Принцип социализации;

· Принцип интеграции;

· Принцип приоритетной роли социума.

2. Общеметодические  принципы. Процесс неспециального  физкультурного образования лиц  с ограниченными возможностями и инвалидов подчинен общим дидактическим закономерностям, которые одинаково важны для решения задач, воспитания, обучения, развития личности. Успех педагогической деятельности определяется ни только нравственными, правовыми, этическими категориями, но главное – профессиональной компетентностью, научной обоснованностью учебных программ, особенно авторских, которые часто используются в практике АФК.

· Принцип научности;

· Принцип сознательности и активности;

· Принцип наглядности;

· Принцип систематичности и последовательности;

· Принцип прочности.

3. Специально-методические  принципы – это принципы АФК  на основе интеграции принципов  смежных дисциплин и законов  онтогенетического развития. Доминирующим  является теоретические концепции  специалистов и ученых в области специальной психологии, специальной педагогики и ее разделов: тифлопедагогики, олигофренопедагогики, сурдопедагогики, логопедии.

· Принцип диагностирования;

· Принцип дифференциации и индивидуализации;

· Принцип коррекционно-развивающий  направленности педагогического процесса;

· Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий;

· Принцип учета  возрастных особенностей;

· Принцип адекватности, оптимальности и вариативности  педагогических воздействий.

 

Заключение

АФК как новая  для России интегративная область образования, науки, культуры, социальной практики имеет большие перспективы. Это обусловлено неудовлетворительным состоянием здоровья населения нашей страны и невозможностью кардинально изменения ситуации без пересмотра всей политики государства, менталитета ее руководителей и широких слоев населения по отношению к ФК, в том числе адаптивной, здоровому образу жизни.

Огромными перспективами  научно-исследовательской работы в  области АФК, объединяющей в себе такие области знаний, как ФК, медицина, коррекционная педагогика и большое количество других научных дисциплин.

Последние два  компонента (вида) АФК самым тесным образом связаны с творчеством  человека, нетрадиционными способами  ее самоактуализации, с искусством.

Особенно важным направлением развития АФК в Росси является внедрение аксиологической личностно-ориентированной концепции отношения общества к инвалидам и лицам с отклонениями в состоянии здоровья. А это не возможно без активного участия средств массовой информации и коммуникации, формирования информационного пространства АФК.

Повсеместное  внедрение в жизнь россиян  АФК как важнейшей области  социальной практики позволит поднять  на новый качественный уровень всю  систему комплексной реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их интеграции в обществе. А это, в свою очередь, обеспечит новый уровень качества жизни каждого человека нашей страны.

адаптивный  физический инвалид аксиологический

 

Библиографический список

1. Теория и организация  АФК: учебник. В 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика АФК / Под общей ред. Проф. С.П. Евсеева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2005. – 296 с.

2. АФК: Ежеквартальный  периодический журнал. – 2000; №№1–2, 3–4. – 2001 и последующие годы: №1, 2, 3, 4.

3. Бабенкова Р.Д., Юровский  С.Ю., Захарин Б.И. Внеклассная  работа ФВ во вспомогательной  школе. – М.: Просвещение, 1997.

4. Байкина Н.Г., Сермеев  Б.В. ФВ в школе глухих и  слабослышащих: Учебное издание.  – М.: Советский спорт, 1991. – 64 с.

5. Велитченко В.К. Физкультура  для ослабленных детей. – М.: Тера-Спорт, 2000. – 166 с.

6. Вайзман Н.П. Психомоторика  умственно отсталых детей. –  М.: Аграф, 1997. – 128 с.

7. Горская И.Ю., Сунягулова  Л.А. Базовые координационные  способности школьников с различными уровнями способностей: Монография. – Омск: Изд-во СибГАФК, 2000 – 212 с.

8. Григоренко В.Г., Сермеев  Б.В. Теория и методика ФВ  инвалидов. – Одесса, 1991. – 98 с.

9. Дмитриев А.А. ФК в  специальном образовании: Учебное  пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2002. -176 с.

10. Евсеев С.П., Курдыбайло  С.Ф., Сусляев В.Г. Материально-техническое  обеспечение АФК: Учебное пособие  / Под ред. профессора С.П. Евсеева.  – М.: Советский спорт, 2000. – 152 с.

 


Информация о работе Адаптивная физическая культура как наука