Заболевание студента и медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениями и применение других средств физической культ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 01:56, реферат

Краткое описание

Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. По данным Беккера, в настоящее время только 20 % населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80 % суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья.

Содержание

Введение……………………………………………….............3
1. Медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениями и применение других средств физической культуры при данном заболевании…………….4
2. Кинезиотерапия и рекомендуемые средства физической культуры при данном заболевании……………………………………………………6
3. Составление и обоснование индивидуального комплекса физических упражнений доступных средств физической культуры……………………………………………………….8
4. Физическая культура в обеспечении здоровья……………………………………………………....10
5. Психологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности…………………………….11
6. Средства физической культуры в регулировании работоспособности…………………………………………..12
Список литературы………………………………..................13

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по физре 2.docx

— 38.16 Кб (Скачать файл)

Реферат на тему:

“Заболевание студента и медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениями и применение других средств физической культуры при сколиозе”

 

 

 

 

Выполнил Студент 1 курса 

112 группы очного отделения 

По специальности Экономика

СГУ Имени Н.Г. Чернышевского

Бирюков Алексей Сергеевич

 

 

 

Содержание:

Введение……………………………………………….............3

1. Медицинские противопоказания  при занятиях физическими упражнениями  и применение других средств  физической культуры при данном  заболевании…………….4

2. Кинезиотерапия и рекомендуемые средства физической культуры при данном заболевании……………………………………………………6

3. Составление и обоснование  индивидуального комплекса физических  упражнений доступных средств  физической культуры……………………………………………………….8

4. Физическая культура  в обеспечении здоровья……………………………………………………....10

5. Психологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности…………………………….11

6. Средства физической  культуры в регулировании работоспособности…………………………………………..12

Список литературы………………………………..................13  

 

 

Введение   

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций  опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. В результате недостаточной  двигательной активности в организме  человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического  труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).  
 
     Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. По данным Беккера, в настоящее время только 20 % населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80 % суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья. 
 

 

 

1. Медицинские  противопоказания при занятиях  физическими упражнениями и применение  других средств физической культуры  при данном заболевании.     

Особенностью  лечебной гимнастики при сколиозе является исключение упражнений, способствующих раскачиванию позвоночника (кольца, гимнастическая стенка, турник, кувырки, сильные прогибы вперед, назад, прыжки), а также занятий асимметричными видами спорта (теннис, фехтование, стрельба из лука, толкание ядра и т.д.)     

В результате научных исследований было выяснено, что позвоночник вместе с нервно-мышечной системой и системой кровообращения - единая целостная  биологическая функциональная система, моментально включающаяся в процесс реагирования при любой болезни человека. Эта система выполняет роль регулятора функций внутренних органов и периферических нервов человеческого организма.     

Если  важнейший орган - позвоночник - поражается неправильной осанкой, искривлением или другими болезнями, то деятельность внутренних органов и периферических нервов может оказаться недостаточной для полной реализации своих функций.     

Позвоночник является основой человеческого  скелета и несет на себе тяжесть  головы, туловища, верхних и нижних конечностей, он придает телу ту форму, которую мы привыкли видеть. К позвоночнику прикрепляются мощные соединительные тяжи - связки и огромное количество больших и маленьких мускулов, предназначенных для прямохождения и удержания тела человека в вертикальном положении, а всех жизненно-важных органов - на своих пространственных местах. У человека внутренние органы располагаются вдоль позвоночного столба и поддерживаются связками и мышцами, противодействуя силе тяжести.     

Самое действенное средство предупреждения и устранения дефектов осанки – физические упражнения. Физические упражнения оказывают стабилизирующее  влияние на позвоночник, укрепляя мышцы  туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. 
 
     В последнее время в лечебных целях специалисты рекомендуют упражнения ритмической гимнастики. Главная причина такого предпочтения – в эмоциональности этих упражнений, в том, что они благотворно влияют на психическую сферу человека с отклонениями в состоянии здоровья. Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями, чем упражнениями заведомо известными как лечебные. Именно поэтому ритмическую гимнастику следует рассматривать и как важнейшее средство обязательного комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий для людей с нарушениями осанки. В целях профилактики и устранения сколиоза упражнения ритмической гимнастики наибольшую пользу приносят тогда, когда их проводят по группам, комплектуемым соответственно выявленным типам осанки, а также с учетом пола, возраста и уровня физического развития студентов. В таких группах всегда есть возможность предложить каждому занимающемуся выполнение комплекса тех упражнений, которые ему наиболее необходимы в данный момент.  
 
     Методика составления комплексов упражнений корригирующей ритмической гимнастики аналогична методике построения комплексов для уроков с элементами ритмической гимнастики. Следовательно, каждый такой комплекс должен состоять из трех частей. В подготовительную часть включают несложные общеразвивающие и корригирующие упражнения, соответствующие типу нарушения осанки. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний. Оптимальная дозировка упражнений – 6–8 повторений.  
 
     Основную часть насыщают собственно корригирующими упражнениями, большинство из которых должно выполняться в положении лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным положением тела, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при удержании тела в положениях стоя и сидя. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний. Дозировка зависит от самочувствия, физической подготовленности и усвоенности материала. В среднем упражнения повторяют 8–16 раз. Все упражнения обязательно выполняются в обе стороны.  
Заключительная часть строится из упражнений на расслабление, выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки.  
 
     Следует учитывать также, что формированию правильной осанки способствуют упражнения с предметами. С помощью их можно усилить эффект воздействия на отдельные мышечные группы. Идеальный вариант занятий ритмической гимнастикой предполагает наличие в помещении зеркал, которые дают возможность каждому следить за своей осанкой как в статике, различных исходных положениях, так и в движении. Все это облегчает разучивание комплекса, а также увеличивает лечебный эффект гимнастики.

2. Кинезиотерапия и рекомендуемые средства физической культуры при данном заболевании

Кинезиотерапия – естественный метод восстановления нарушений опорно-двигательного аппарата, который воздействует на систему мышц, связок, суставов. Кроме того, кинезиотерапия широко применяется при заболеваниях органов дыхания (бронхиальная астма, пневмония и др.), сердечно-сосудистой системы. Значительная часть реабилитационных мероприятий в  неврологии, ортопедии и травматологии основана на кинезиотерапии.

Бескровное (консервативное) эффективное лечение сколиозов  в настоящее время представляет собой специализированную антисколиозную гимнастику и корсетотерапию. Лечение сколиоза складывается из трех взаимосвязанных звеньев: мобилизация искривленного отдела позвоночника, коррекция деформации и стабилизация позвоночника в положении достигнутой коррекции. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. ЛФК показана на всех этапах развития сколиоза 
 
Комплекс средств ЛФК, применяемых при консервативном лечении сколиоза включает: 
 
· лечебную гимнастику; 
 
· упражнения в воде; 
 
· массаж; 
 
· коррекцию положением; 
 
· элементы спорта. 
 
ЛФК сочетается с режимом сниженной статической нагрузки на позвоночник. ЛФК проводят в форме групповых занятий, индивидуальных процедур, а также индивидуальных заданий, выполняемых больными самостоятельно. 
 
Методика ЛФК определяется также степенью сколиоза: при сколиозе I, III, IV степени она направлена на повышение устойчивости позвоночника, а в то время как при сколиозе II степени - также и на коррекцию деформации. Упражнения лечебной гимнастики должны служить укреплению основных мышечных групп, поддерживающих позвоночник - мышц, выпрямляющих позвоночник, косых мышц живота, квадратные мышцы поясницы, подвздошно-поясничных мышц и др. Из числа упражнений, способствующих выработке правильной осанки, используются упражнения на равновесие, балансирование, с усилением зрительного контроля и др. 
 
Одним из средств ЛФК является применение элементов спорта, например, плавание стилем “БРАСС” после предварительного курса обучения или элементы волейбола, показанные детям с компенсированным течением сколиоза.

3. Составление и обоснование индивидуального  комплекса физических упражнений  доступных средств физической  культуры

 Все упражнения ЛФК традиционно начинаются с упражнений по разгрузке позвоночника. Классическое упражнение - ходьба на четвереньках. Длительность выполнения 2-3 минуты.  
Теперь приступаем к вводному этапу нашего комплекса. На этом этапе мы делаем разминку, готовим наш организм к выполнению упражнений основного этапа. 
 
1. Упражнение заключается в следующем:1 минуту стоим у гимнастической стенки спиной к ней. Это необходимо для выравнивания осанки, её активной коррекции. Дыхание задерживать не надо. 
 
2. Основная стойка (ноги на ширине плеч, руки опущены). На счёт 1 – поднять руки вверх – вдох, на счёт 2-3 – потянутся, на 4 – опустить руки, расслабится – выдох. Упражнение выполнить 4 – 5 раз. Сохранить правильную осанку 
 
3. Основная стойка. На счет от 1 до 4 – круговые движения плеч назад – 4 раза, при этом руки опущены, плечи расправлены. Затем выполняем так же на счёт от 1 до 4 круговые движения плечами вперёд – 4 раза.  
 
4. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе. На счёт 1 – сгибание колена к животу, на счёт 2 – принимаем исходное положение, на 3-4 – выполняем то же другой ногой. Выполняем упражнение 4 – 6 раз. Спина прямая, упражнение сочетать с фазами дыхания. 
 
5. Исходное положение: стоя, кисти рук у плеч. На счёт 1-2 – наклон корпуса вперед с вытягиванием вперед рук (корпус и руки параллельно полу, ноги прямые) – выдох, на счёт 3-4 – принимаем исходное положение – вдох. Выполняем 4 – 5 раз.  
 
6. Исходной положение: стоя, руки в замок за спиной. На счёт 1 – отведение рук назад, на счёт 2-5 – удержание позы, на 6 – принимаем исходное положение. Спина прямая, подбородок приподнят, лопатки сведены, руки таза не касаются. Выполняем 3-4 раза 
 
7. Основная стойка. На счёт от 1 до 4 медленно, на выдохе выполняем приседания, руки вперед. Спина прямая, руки прямые, ладони внутрь. На счёт 5-8 принимаем исходное положение, выдох. Выполнять 4-5 раз. 
 
8. Исходное положение: стоя, руки перед грудью. На 1-2 разведение рук в стороны, ладонями вверх – вдох, на 3-4 – исходное положение – выдох. Спина прямая, руки на уровне плеч. Выполнять 3 – 4 раза

4. Физическая культура  в обеспечении здоровья

Охрана  собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать  ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического  состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она  не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести  активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность  человека, определяющая способность  его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно  является важнейшей предпосылкой к  познанию окружающего мира, к самоутверждению  и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого  фактора.

Здоровый  образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

5. Психологические  основы учебного труда и интеллектуальной  деятельности

Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую связано с его  работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит  успешность учебной и производственной деятельности студента. Очевидно, что  имеющее тенденцию к росту  утрачивание резервных возможностей, сопротивляемости организма человека к внешним и внутренним, негативным факторам, а также наличие широкого перечня отрицательных диагнозов  ведут к существенному снижению эффективности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. В студенческие годы такая негативная тенденция  опасна. 
 
Снижение умственной работоспособности наблюдается при психических болезнях, органических заболеваниях головного мозга, а также при пограничных состояниях заболеваний. Даже при пограничных нервно-психических расстройствах продуктивность трудовой деятельности наблюдается у 70% людей. 
 
         Обучение в высшей школе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-профессиональных напряжений, доходящих в период экзаменационных сессий до пределов возможного. 
 
         Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов является активная учебно-трудовая  и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся: 
 
1)     противоречия между большим объемом учебной и научной информации, и, дефицитом времени на ее освоение; 
 
2)     между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя; 
 
3)     Между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ 
 
Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и физическом состоянии студентов.

6. Средства физической  культуры в регулировании работоспособности

Среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности  студентов, на преодоление и

профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения, можно рекомендовать следующие:

- систематическое изучение  учебных предметов студентами  в семестре, без «штурма» в  период зачётов и экзаменов;

- ритмичную и системную  организацию умственного труда;

- постоянное поддержание  эмоции интереса; 

- совершенствование межличностных  отношений студентов между собой  и преподавателями вуза, воспитание  чувств;

- организацию рационального  режима труда, питания, сна  и отдыха;

- отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;

- двигательную активность  и физическую тренировку, постоянное  поддержание организма в состоянии  оптимальной

физической тренированности;

- обучение студентов методам  самоконтроля за состоянием организма  с целью выявления отклонений  от нормы и

своевременной корректировки  и устранения этих отклонений средствами профилактики.

Список литературы

www forum.hse.ru/

www.skachatreferat.ru/

ru.wikipedia.org/

www .skoleoz.narod.ru/

www .medicine.by/

www.informi.ru/

www.sport.ru/

Орешник Ю.А. К здоровью через физкультуру. М. «Медицина», 1989 г.

Решетников Г.С. Вам за 40. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 55 с.

А. Колосков «Пешком от инфаркта»/ журнал Физкультура и спорт 2000 г. №5.

 


Информация о работе Заболевание студента и медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениями и применение других средств физической культ