Эволюция подходов к качеству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 04:29, курсовая работа

Краткое описание

В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества. Это обусловлено наличием конкурентной среды. Ведь, при наличии на рынке множества идентичных товаров и услуг, только качество может привлечь потребителя.
Качество продукции – это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Улучшение качества выпускаемой продукции – важнейшая задача каждого объединения, предприятия, цеха и участка.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по качеству готова (2).docx

— 123.47 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Японский опыт развития менеджмента качества

Проанализируем развитие понятия  «улучшение качества» на японском опыте.

В 50-х гг. уровень необходимого качества продукции достигался, если он соответствовал стандарту или нормативу.

В 60-х гг. уровень качества уже должен был  соответствовать использованию, то есть продукция должна удовлетворять  еще и эксплуатационным требованиям.

В 70-х гг. уровень необходимого качества еще  вырос и должен был соответствовать  фактическим требованиям рынка. А это значит, что потребитель  не только должен быть доволен продукцией, но и иметь возможность ее купить. Фирма в целях сохранения спроса на изготовленную продукцию при  увеличении ее качества не должна повышать цену выше возможностей потребителя. Единственный путь достижения низкой стоимости при  высоком качестве продукции —  ее бездефектное изготовление. Но и  этого оказалось мало.

В 80-х гг. уровень качества должен был соответствовать  скрытым потребностям. В странах  с высоким уровнем доходов  населения, где рынок наводнен качественной продукцией разных фирм, мало отличающейся по стоимости, потребитель часто  не знает, что купить, так как у  него вроде бы все есть. Его уже  не может привлечь ни низкая цена товара (деньги у него есть), ни высокое качество (его уже этим не удивишь), ему  надо что-то нестандартное, какая-то «изюминка», отличающая этот товар от других, аналогичных по назначению. Из этого легко сделать выводы, что наступает время, когда изготовитель должен задуматься над тем, какие требования у потребителя будут завтра, и частично взять на себя функции формирования потребностей рынка.

Назовем и  рассмотрим некоторые из принципиальных отличий японской концепции качества, во многом объясняющие мировой успех TQМ.

Управление  качеством стало национальной идеей. Можно отметить два направления  этого отличия. Первое направление  — высокий уровень государственного регулирования качества продукции  и услуг. Государством принято более 30 законов, защищающих права потребителей. Второе направление — широкая  общественная поддержка идей TQC. В  Японии действуют различные институты  и общества, способствующие распространению  и развитию принципов управления качеством. Эти организации присуждают премии Деминга, проводят ежегодный  месячник качества, способствуют развитию кружков качества.

Рост масштабов  внедрения TQC.

Широкое использование  стандартизации. Стандарт стал непререкаемым  законом для японских производителей продукции. Нынешний идеолог японской системы управления качеством Х. Кумэ определяет следующие три причины  появления дефектов на производстве:

  1. не установлены стандарты;
  2. не соблюдаются стандарты;
  3. неподходящие стандарты.

Для Японии характерно широкое применение внутрифирменной  стандартизации (в России — стандарты  предприятия). Так, например, на известной  японской фирме «Toshiba» действуют  около 20 тысяч стандартов, из них  на уровне фирмы — 900, на уровне филиалов фирмы — 3600, на уровне заводов фирмы — 15000. Стандарты пересматриваются каждые 3—4 года.

Выделим «семь  главных инструментов» японского  управления качеством, сформулированных К. Исикава:

1) организация  кружков качества и поддержание  низшей иерархической ступени  управления;

2) организация  временных коллективов, объединяющих  специалистов участков, заинтересованных  в проблемах качества;

3) достижение  консенсуса при принятии решения  о внедрении того или иного  усовершенствования;

4) проведение  самоконтроля каждым работником  на своем рабочем месте;

5) достижение  того, чтобы каждый работник стремился  сделать свою работу качественно,  укрепляя тем самым собственный  престиж

6) установление  прямой связи продвижения работника  по службе и получения иных  экономических стимулов с повышением  качества выполняемой работы;

7) щедрое  выделение средств на образование,  подготовку кадров, повышение квалификации.

«Японский феномен» базировался на совершенных технологиях  и их поиске, как в управлении, так и в производстве. Нельзя не отметить еще одно отличие новой  системы управления качеством, выражающееся в философском подходе японцев  к проблеме качества, как средстве идеологического воздействия на работников, занятых в производстве продукции.

 

 

 

 

1.4. Российский опыт управления качеством

 

Проследим эволюцию последовательности воплощения системного подхода к  организации работ по улучшению  качества продукции в отечественной  практике последних лет.

В 1955 г. на предприятиях г. Саратова были разработаны и внедрены организационно - технические мероприятия по обеспечению бездефектного изготовления продукции и сдачи ее в отдел технического контроля (ОТК) с первого предъявления. В своей совокупности они образовали саратовскую систему управления качеством продукции (систему БИП).

Цель данной системы - создание условий  производства, обеспечивающих изготовление рабочими продукции без отступлений  от технической документации.

Основным критерием, применяемым  для количественной оценки качества труда рабочего, являлся процент  сдачи продукции с первого  предъявления, который исчислялся как  процентное отношение количества партий, принятых с первого предъявления, к общему количеству партий, изготовленных  рабочим и предъявленных в  ОТК. От процента сдачи продукции с первого предъявления зависел по определенной шкале материальное и моральное стимулирование исполнителя.

Значимость этой системы заключалась  в том, что через количественный критерий - процент сдачи продукции  с первого предъявления - удалось  оценивать качество работы. Ответственность  за качество была возложена на самих  исполнителей. Для этого постоянно  проводились аттестации рабочих  и контролеров.

Однако саратовская система  БИП при всех достоинствах, которые проявились ярко, быстро и получили широкое признание в стране и за рубежом, имела ряд недостатков, т.к. она распространялась только на рабочих цехов основного производства.

Система работала по принципу " есть дефект - нет дефекта ", не учитывая многообразие недостатков и различную  степень их влияния на качество выпускаемой  предприятием продукции. В частности, она не позволяла контролировать и управлять уровнем (стадией) разработок и проектирования изделий, не охватывала такие важные стадии жизненного цикла  изделия, как реализация и эксплуатация или потребление.

В 1957-1958 гг. на предприятиях г. Горького (Нижнего Новгорода) появилась система  КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первого изделия). В этой системе  был сделан упор на повышение надежности изделий в эксплуатации за счет укрепления технической подготовки производства, на долю которой приходилось 60-85% дефектов, обнаруживаемых в эксплуатации. Создавались  опытные образцы узлов, деталей, систем и изделия в целом и  проводились их исследовательские  испытания, выявлялись причины, вызывающие отказы изделия в эксплуатации, разрабатывались  мероприятия по их устранению.

Характерным для данной системы  управления качеством является то, что она выходит за рамки одной  стадии изготовления продукции и  охватывает многие виды работ на стадиях  исследования и проектирования и  на стадиях эксплуатации или потребления.

Внедрение системы  КАНАРСПИ на ряде предприятий Горьковской  области позволило: сократить сроки  доводки новых изделий до заданного  уровня качества в 2-3 раза; повысить надежность выпускаемых изделий в 1,5-2 раза, увеличить  ресурс в 2 раза; снизить трудоемкость и цикл монтажно-сборочных работ  в 1,3-2 раза. Из характерных особенностей системы КАНАРСПИ можно отметить следующие:

  • комплексный характер обеспечения качества продукции;
  • поисковый характер системы;
  • использование периода подготовки производства для интенсивного выявления и устранения причин дефектов и отказов изделия;
  • активное участие производителя и заказчика в совершенствовании конструкции изделия и др.

Автором системы был главный инженер  Горьковского авиационного завода Т.Ф. Сейфи, который первым понял роль информации и знаний в управлении качеством. Имя Т. Сейфи в разработке идей и методов управления качеством  в советской промышленности можно  поставить на уровень имен К. Исикава (Япония) и А. Фейгенбаума (США) в своих  странах.

В 1963-1964 гг. на Ярославском моторном заводе была разработана и внедрена система НОРМ (научная организация  труда по увеличению моторесурса). Цель системы - увеличение надежности и долговечности  выпускаемых двигателей. В ней  был учтен опыт предшествующих систем БИП и КАНАРСПИ. Но был введен и новый важный элемент - управление связями между потребителями  изделий и проектировщиками.

В основу системы НОРМ положен принцип  последовательного и систематического контроля уровня моторесурса и периодического его увеличения на базе повышения  надежности и долговечности деталей  и узлов, лимитирующих моторесурс, основным показателем в системе является ресурс двигателя до первого капитального ремонта, выраженный в моточасах. Рост этого показателя в системе планировался. После достижения установленного моторесурса  планировалось его новое повышение. Для каждого последующего этапа  увеличения моторесурса разрабатывался и проводился комплекс конструкторских  и технологических мероприятий, а также опытно-исследовательских  работ.

В 1975 году на предприятиях Львовской  области появились комплексные  системы управления качеством продукции (КСУКП).

Целью КСУКП было создание продукции, соответствующей лучшим мировым  аналогам и достижениям науки  и техники. С 1978 года Госстандартом  была разработана и утверждена система  основных функций управления качеством  продукции. В этой связи с внедрением на предприятиях КСУКП получили развитие метрологическое обеспечение производства, многоступенчатый анализ дефектов и статистический контроль качества, были созданы группы качества, разработаны программы качества, в вузах были введены в программы обучения дисциплины по стандартизации и сертификации.

В настоящее время на предприятиях страны созданы и функционируют  на трех иерархических уровнях комплексные  системы управления качеством: общегосударственном, отраслевом и на уровне предприятия, а также на всех стадиях создания и использования продукции - при исследовании и проектировании, изготовлении, обращении и реализации, эксплуатации или потреблении.

Верхний иерархический уровень  управления качеством продукции осуществляют такие государственные органы, как Правительство страны и Росстандарт. Важная роль в этом деле отводится и законодательству как форме государственного регулирования качества и методов его обеспечения. Например, в Российской Федерации для этой цели были приняты законы "О защите прав потребителей", "Об обеспечении единства измерений", «О техническом регулировании» и др.

На уровне отрасли управляющую  систему представляют собой министерства (технические управления, технические отделы, инспекции по качеству, метрологическому контролю и надзору, сертификации).

На нижнем иерархическом  уровне управляющую систему представляют такие службы предприятия, как технические отделы (ОГК, ОГТ), службы надежности, стандартизации, метрологии, служба (отдел) технического контроля качества и др. К управляемой системе относятся все процессы на различных стадиях создания новой техники продукции, соответствующего уровня качества.

 

 

 

II

Практическая часть

Задание №1.

Дать характеристику качества двух единиц продукции одного вида по 13 группам  показателей.

 

Вид продукции – кухонный комбайн.

 

Показатели качества продукции

Группы показателей качества

Значения показателей качества

Philips HR725

Bosch MCM 4100

1. показатели назначения

Напряжение - 220В       Мощность - 500Вт                Объём чаши - 2 л            габариты  30х20х33см                                    длинна шнура - 1.2 м                                                                   Страна производитель - Китай              

Объём блендера - 1 л                   2 скорости +Импульсный режим

напряжение - 220В 

Мощность - 800Вт 

объем чаши - 2.30 л   

объём блендера – 1 л       габариты - 24x21x39 см        длина шнура - 1.2 м                 Страна производитель - Словения.     

2 скорости

2. показатели безотказности

Вероятность безотказной работы  не установлена. Гарантийный срок службы - 2 года.

Вероятность безотказной работы  не установлена. Гарантийный срок службы - 2 года.

3. показатели долговечности

средний срок службы - 3-5 лет. Ножи из нержавеющей  стали.

средний срок службы - 3-5 лет. Ножи из нержавеющей  стали.

4. показатели ремонтопригодности

Подлежит ремонту в зависимости  от типа поломки (механическое повреждение/электроника). Возможна замена комплектующих (насадки, ножи, стаканы, чаша). 

Подлежит ремонту в зависимости  от типа поломки (механическое повреждение/электроника). Возможна замена комплектующих (насадки, ножи, стаканы, чаша). 

5. показатели сохраняемости

Гарантия от производителя 1 год.

гарантия от производителя 2 года.

6. показатели  экономного использования  ресурсов

нет

нет

7. Эргономические показатели 

отсек для хранения насадок отсек  для сетевого шнура.  Легко мыть и чистить.              Компактное хранение принадлежностей  в специальном контейнере

отсек для хранения насадок отсек  для сетевого шнура. Устройство эргономично. Устройство не занимает много места для хранения. Компактно. Легко мыть и чистить.             

8. Эстетические показатели

цвет - белый/голубой

цвет - белый/ антрацит

9. показатели транспортабельности

упаковка - картонная коробка, поролоновая  плёнка, целлофан. Транспортировка в индивидуальных коробках.

упаковка - картонная коробка, поролоновая  плёнка, целлофан. Транспортировка в индивидуальных коробках.

10. показатели стандартизации и  унификации

- взбивание 
- замешивание теста 
- натирание 
- пресс 
- резка 
- смешивание 
- соковыжималка 
- шинкование

Многофункциональное устройство: блендер + комбайн + соковыжималка + тёрка

11. показатели безопасности

Система определения безопасной установки  крышки и ёмкости 

Крышка блендера не даст вылиться содержимому из чаши

Крышка чаши с замком для безопасной работы.  
Резиновые ножки для стабильного положения на столе

12. экологические показатели

Экологически чистый продукт - изготовлен из полимеров, пластика, металла и  резины. Отсутствие излучения и выбросов вредных веществ.

Экологически чистый продукт - изготовлен из полимеров, пластика, металла и  резины. Отсутствие излучения и выбросов вредных веществ.

13. экономические показатели

Стоимость покупки -  от 2500руб. до 3900руб.

 стоимость покупки  - от 3300руб. до 5000руб.

14. Внешний вид

Информация о работе Эволюция подходов к качеству