Управление качеством продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: обеспечение эффективности функционирования системы управления качеством продукции на примере предприятия ООО «Барнаульский Хлебозавод №4»
В соответствии с поставленной целью, можно выделить следующие задачи исследования:
- исследование систем управления качеством продукции на предприятии;
- охарактеризовать предприятие и его структуры,
- проанализировать управление качеством продукции в ООО «Барнаульский Хлебозавод №4»;
- разработать основные направления эффективности системы качества продукции на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ………………………………………………………………………..6
1.1 Качество продукции: понятие, показатели, экономическая сущность………6
1.2 Управление качеством: понятие, системы…………………………………...11
1.3 Затраты на управлении качеством продукции………………………………..20
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ООО «Барнаульский Хлебозавод №4»
2.1 Характеристика предприятия как объекта исследования……………………24
2.2 Анализ системы управления качеством продукции в ООО «Барнаульский Хлебозавод №4 » и затрат на обеспечение качества ……...…………………….26
2.3 Обеспечение эффективности функционирования системы управления качеством продукции………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 174.68 Кб (Скачать файл)

Ремонт (текущий и капитальный) осуществляется силами самих цехов, поэтому ремонтная служба как самостоятельное подразделение отсутствует. Согласуется план на техническое обслуживание и ремонт на основе данных за предыдущие периоды. Определяются объемы работ и соответственно им определяются и заказываются необходимые детали, запчасти, инструменты. Энергоцех отсутствует. Поставки электроэнергии осуществляются по договоренности с предприятиями-поставщиками энергии. Для конечного выполнения заказов применяется транспортный цех. Доставка по городу осуществляется бесплатно, по области плата зависит от расстояния. Численность работников основного производства составляет 285 человек. Распределение их по категориям персонала определяется планом по труду, который составляется на полугодие и утверждается директором предприятия.

Штатное расписание рабочих основного производства отражается в плане по труду. Численность рабочих-сдельщиков устанавливается опытным путем, исходя из объема работ. На основном производстве работают 4 бригады по 12 часов в 2 смены (по две бригады в смену).

На технологических линиях основного производства работает 58 рабочих с разрядами от 2 до 5. Средний разряд рабочих составляет 3, 4, но на предприятии расчет среднего разряда не осуществляется. Учеников на предприятии нет, кадры набираются из числа людей, уже знакомых с производством и обученных.

Цены на продукцию обычно указываются предприятием в прайс-листе. В данном списке предоставлена продукция, как реально выпускающаяся, так и выпускавшаяся. Цены основываются на себестоимости продукции, которая складывается из нескольких составляющих. Кроме того, в цену продукции включаются налоги с имущества и НДС. Таким образом, отпускная цена увеличивается на 3% (по хлебным изделиям) – 30% (по кондитерским изделиям).

Маркетинговый отдел отсутствует как самостоятельное подразделение, его функции выполняет один специалист из экономического отдела. Цели: продвижение товара, содействие сбыту. Задачами отдела являются изучение рынка и продукции конкурентов, поиск новых решений для содействия увеличению продаж

Рынок предприятия – пищевой, представлен продуктами как первой необходимости и товарами повседневного спроса, так и изделиями, более относящимся к предметам роскоши и покупаемым случайно. Ассортимент выпускаемой продукции рассчитан на потребителей широкого круга, в основном с низким и средним достатком.

Как правило, спрос на продукцию хлебозавода определяет уровень выработки. Вывод о размере предприятия можно сделать на анализе показателей, приведенных в Таблице №1.

Виды продуктов, производимых хлебозаводом, можно разделить на несколько групп: хлеб; диетические изделия; булочные изделия; сдобные изделия; кондитерские изделия; прочие изделия.

 

2.2 Анализ системы управления качеством продукции в ООО «Барнаульский Хлебозавод №4» и затрат на обеспечение качества.

 

В ООО «Барнаульский Хлебозавод №4» нет специального органа, занимающегося управлением качеством продукции, как и самого отдела маркетинга. Этими вопросами занимается специалист из экономического отдела. Однако в ближайшее время на предприятии планируется создать отдел маркетинга, в составе которого будет предусмотрена должностная единица специалиста по управлению качеством продукции.

При определении органов управления качеством продукции нужно исходить из того, что управление качеством – органическая составная часть общего управления производством, одна из его ветвей, одна из его функций. В силу этого оно не может противостоять ему. Поэтому, как правило, управление качеством развивается и выполняется в рамках действующего аппарата управления и заключается в более четкой и хорошо организованной деятельности по выявлению потребностей, созданию, изготовлению и обслуживанию продукции.

 На уровне предприятия, объединения управление качеством организуется одним из двух способов. Первый заключается в четком распределении функций и задач управления качеством продукции между существующими подразделениями и работниками, периодическом пересмотре как самих функций и задач, так и их распределения ради улучшения деятельности. При этом не создается специализированный орган – отдел управления качеством.

Второй предполагает в дополнение к первому варианту выделение общей функции координации и создание специального органа – отдела управления качеством. На этот отдел и возлагаются многие специальные функции управления качеством продукции.

Каждый из этих двух вариантов имеет свои преимущества и свои недостатки.

Так, преимущества первого варианта заключается в том, что все участники производственного процесса несут ответственность за качество. Не возникает чувства того что кто-то за них несет эту ответственность и должен решать все вопросы, связанные с качеством. Недостаток состоит в том, что ряд координирующих функций никто не выполняет, никто не ведет организационных и методических вопросов общего характера.

Второй вариант лишен указанного недостатка, но зато у работников предприятия нередко возникает чувство, что есть специально выделенные люди на предприятии, которые отвечают за качество, следовательно, они и должны решать все проблемы, связанные с качеством.

В любом варианте общее руководство системой управления качеством должен возглавлять руководитель предприятия, отвечающий за всю деятельность предприятия и за экономические результаты, которые в условиях рыночной экономики не могут быть высокими при плохом качестве продукции.

В ООО «Барнаульский Хлебозавод №4» система управления качеством построена по первому варианту.

Состав затрат на обеспечение качества включает следующие группы затрат:

1) Затраты на правовое  обеспечение в области качества  – это все затраты, обусловленные  деятельностью в рамках юридической  ответственности предприятия за  качество. Эта деятельность осуществляется  в соответствии с действующими  нормами законодательства. В эту  группу входят затраты, связанные  с приобретением и экспертизой  внешних и разработкой внутренних  документов, затраты на обеспечение  законности заключаемых сделок  и затраты на сертификацию  и патентоведение.

В случае, когда на предприятии нет штатных юристов или по каким-либо другим обстоятельствам юридические консультации могут предоставляться другими организациями, что учитывается отдельной статьей расходов.

2) Затраты на информационное  обеспечение – одна из важнейших  групп затрат. Она включает затраты  на комплекс мероприятий по  идентификации, сбору, обозначению, регистрации, хранению и предоставлении данных  о качестве.

3) Затраты на качество  исходных материалов – это  затраты на все виды деятельности  предприятия с целью обеспечения  качества исходных материалов. Эта  группа затрат является неотъемлемой  составляющей затрат на качество, поскольку невозможно создать  качественное изделие из некачественных  материалов. Некоторые руководители  предприятий ошибочно полагают, что только четкая и отлаженная  система входного контроля поступающих  на предприятие исходных материалов  обеспечивает уверенность в их  качестве. Однако, грамотно составленные  документы на закупку и правильный  выбор субподрядчиков (например, когда  субподрядчик может документально  подтвердить качество своей продукции  и гарантировать его стабильность) позволяет значительно снизить  затраты на входной контроль.

4) К затратам на обеспечение  качества изготовления относятся  затраты на мероприятия, обеспечивающие  качество продукции при изготовлении.

5) Затраты на качество  упаковки, хранения и транспортировки  – это затраты на мероприятия  по обеспечению качества упаковки, хранения и транспортировки, а  также затраты на ее консервацию, если она необходима. Не подлежит  сомнению, что эта группа затрат  должна быть включена в состав  на обеспечение качества, поскольку  несоответствующая упаковка или  несоблюдение условий хранения  и транспортировки может привести  в итоге к потере качества.

6) Затраты на послепродажную  деятельность – это затраты, охватывающие  комплекс мероприятий по обслуживанию  потребителей после продажи продукции  с целью удовлетворения потребностей, возникающих при эксплуатации  продукции.

Включение этой группы затрат в состав затрат на качество обусловлено тем, что даже качественное изделие не может удовлетворять потребителя по причине сложности монтажа (или отсутствия специалистов по монтажу) или отсутствия инструкции по эксплуатации (потреблению) и т.д.

7) Затраты на обучение  и подготовку кадров являются  едва ли не самыми важными, поскольку качество начинается  и заканчивается подготовкой  кадров.

8) Затраты на связи  с потребителями целесообразно  разделить на три статьи, поскольку  основных видов деятельности, связанных  непосредственно с потребителями  три: это комплекс работ отдела  маркетинга в области качества; работа по обработке и анализу  претензий потребителей в отношении  качества; сбор и анализ запросов  потребителей в отношении качества. Учет перечисленных затрат не  всегда может быть целесообразным, поэтому данный вопрос решается  индивидуально на каждом конкретном  предприятии.

9) Затраты на учет, оценку  и анализ затрат по обеспечению  качества направлены не просто  на получение и анализ данных  по затратам на качество, но  в первую очередь на реализацию  политики по снижению затрат  на качество.

 

2.3 Обеспечение эффективности функционирования системы управления качеством продукции.

 

Функционирование системы качества — это выполнение руководством и всеми подразделениями своих функций и задач с целью обеспечения качества продукции. В этом состоит содержательная сторона деятельности системы, то есть то, для чего она предназначена.

При этом в реализации функций системы качества в той или иной мере участвуют практически все подразделения предприятия, каждое из которых решает свои задачи.

В связи с этим возникает необходимость выполнения вспомогательных задач для «обслуживания» самой системы качества. К таким задачам относятся: проведение внутренних проверок и совершенствование системы, координация и методическое обеспечение работ подразделений в системе качества, организация деятельности кружков качества, а также — сертификация продукции и системы качества. В соответствии с рекомендациями стандартов ИСО 9000 возглавлять систему качества и отвечать за ее эффективное функционирование должен представитель руководства предприятия. Как правило, ему непосредственно подчиняется служба качества, являющаяся центральной частью системы качества и объединяющая отдел управления качеством, отдел технического контроля, метрологическую службу, центральную заводскую лабораторию и службу стандартизации.

В обязанности службы качества входит как выполнение содержательных функций, так и вспомогательных задач. Среди основных задач службы качества:

1.Организация работы по качеству — разработка и совершенствование системы качества.

2.    Разработка политики и планирование качества.

3. Контроль качества разработки, изготовления и испытаний готовой продукции.

4.     Метрологическое  обеспечение производства.

5.     Проведение  работ по стандартизации и  нормоконтролю.

6.     Подготовка мероприятий и организационно-распорядительных документов в области качества, контроль и анализ их выполнения.

7.     Проверки функционирования системы качества.

8.     Организация работ по сертификации продукции и системы качества.

9. Методическое руководство при обучении персонала вопросам качества.

10. Методическое обеспечение и координация работ подразделений в системе качества.

11. Организация деятельности «кружков качества».

Обратим внимание на проведение проверок и совершенствование системы качества, а также на организацию кружков качества.

Проверки функционирования системы качества могут проводиться самим поставщиком (внутренние проверки), его заказчиками (второй стороной) или независимыми органами (третьей стороной).

О внутренних проверках системы качества в процессе ее внедрения мы уже говорили.

Внутренние проверки действующей системы качества необходимы руководству предприятия для того, чтобы постоянно оценивать ее эффективность и принимать меры для ее совершенствования.

Для проведения внутренних проверок на предприятиях разрабатывается нормативно-методический документ (стандарт, инструкция) и составляется план проведения проверок, обычно на год.

Для каждой проверки предусматривается инспекционная группа (комиссия), как правило, под руководством работника службы качества (аудитора) с участием квалифицированных специалистов. Для объективности проверок к ним привлекаются специалисты, непосредственно не занятые в проверяемой деятельности.

Комиссия может проверять как выполнение функций (элементов) системы качества, так и отдельных нормативных документов.

Для проведения проверки составляется программа (чек-лист), где указывается основание для проверки, проверяемое подразделение, содержание проверки, а также нормативные документы.

По результатам проверки составляется акт, в котором приводятся итоги проверки. При проверках чаше всего выявляется несоблюдение отдельных положений нормативных документов и несовершенство самих документов. Для устранения недостатков в акте устанавливаются сроки и исполнители работ. Акт утверждается руководством предприятия и рассылается всем заинтересованным подразделениям.

Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии