Управление качеством продукции в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 13:22, курсовая работа

Краткое описание

Идея необходимости борьбы за качество зародилась в Америке, ее подхватила, расширила, углубила и стала внедрять в практику Япония и достигла больших успехов. Весь мир признает качество японских товаров. Для нашей экономики проблема качества - одна из главных.Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Для технических систем характерна жесткая функциональная интеграция всех элементов, поэтому в них нет второстепенных элементов, которые могут быть некачественно спроектированы и изготовлены.

Содержание

Введение ...............................................................................................................3
1. Контроль качества на предприятии…………………………………...4
1.1.Виды контроля качества………………………………………..5
2.1Статистические методы контроля качества……………………6-9
3.1Сертификация продукции и систем качества………….………10-11
2. Управление качеством……………………………………………….…12
2.1 Качество продукции как объект управления………………………..12-15
2.2 Основные факторы влияющие на качество………………….….......16-18
3. Современные тенденции управления качеством в зарубежной и отечественной практике………………………………………………...19-21
4. Основные направления отечественного и зарубежного опыта в организации управления качеством…………………………………….22-24
Заключение…………………………………………………………………….25
Список использованной литературы………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая, управление качеством.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

                                                               15

 
 2.2 Основные факторы, влияющие  на качество

 
Непосредственное воздействие на качество продукции и услуг оказывают следующие девять основных факторов: рынки сбыта, финансовые ресурсы, организация производства, людские ресурсы, стимулирование, материальные ресурсы, оборудование и механизация, современные методы обработки информации, повышение требований к качеству продукции.

Для каждого из этих факторов характерны свои многочисленные требования, влияющие, как никогда раньше, на производство продукции. 
 
1. Рынки сбыта. Широкий ассортимент новых видов продукции улучшенного качества, характерный для сегодняшних рынков сбыта, продолжает неуклонно увеличиваться. Многие изделия - результат передовых технологических процессов, которые распространяются не только на изделие, но и на материалы и методы, с помощью которых оно производится. Разработке новых видов продукции предшествует тщательное изучение потребительского спроса. Потребитель рассчитывает приобрести и приобретает изделия улучшенного качества, отвечающие его требованиям. Расширяются масштабы деятельности рынков, повышается специализация в части предлагаемых изделий и услуг. Многие фирмы выходят со своей продукцией на международные рынки. В результате этого они не могут не проводить политику внедрения гибких форм и методов работы и быстро реагировать на изменения потребительского спроса. 
 
2. Финансовые ресурсы. Обострение конкуренции и экономические колебания деловой активности не могли не сказаться на сокращении размеров прибыли. В то же время, необходимость создания автоматизированных и механизированных производств привела к значительным затратам на оснащение предприятий новым оборудованием и внедрение передовых технологических процессов. Подобные затраты покрываются за счет повышения производительности труда. Следовательно, дополнительные финансовые расходы на производство продукции неудовлетворительного качества и устранение недостатков стали представлять для предприятий серьезную опасность. В связи со значительным увеличением расходов на качество, руководство фирм вынуждено было обратить особое внимание на эту самую уязвимую область с целью снижения расходов и обеспечения прибыльности. 
 
3. Организация производства. Ответственность за качество распределяется между несколькими специализированными подразделениями фирмы. Раньше за качество продукции отвечали только мастер и инженер-конструктор. В настоящее время группа организации сбыта продукции регламентирует требования, которым должно отвечать разрабатываемое изделие. Техническая группа отвечает за соответствие проекта этим требованиям. В обязанности производственной группы входят подготовка и организация производства. Группа управления качеством занимается планированием характеристик качества и их обеспечением в течение всего производственного процесса, достигая соответствия готового изделия установленным требованиям.

                                                               16

Существенное место в комплексе всех мероприятий, обеспечивающих производство изделия надлежащего качества, отводится группе, ответственной за качество технического обслуживания уже реализованного изделия. При такой организации руководству фирмы стало значительно сложней распределять должным образом обязанности по корректировке отклонений от показателей качества.

 
4. Людские ресурсы. На современном этапе научно-технического  прогресса, когда возникают такие  совершенно новые технические  области, как электроника, стала  ощущаться острейшая потребность в высококвалифицированных специалистах узкого профиля. Специализация производства наряду с преимуществами имеет и недостатки. При таком положении дел нельзя обойтись без инженера-разработчика систем, способного объединить все области специализации, спланировать для этой цели, создать и внедрить различные системы, обеспечивающие эффективное решение поставленной задачи. 
 
5. Стимулирование. В условиях постоянно меняющейся конъюнктуры особое значение приобретает вклад каждого работника в производство продукции высокого качества. Анализ области стимулирования показал, что помимо денежного вознаграждения работники придают большое значение признанию их личных заслуг в выполнении задач, стоящих перед фирмой. Это привело к необходимости совершенствования процессов обучения методам обеспечения качества и воспитания сознательного отношения к проблемам качества. 
 
6. Материальные ресурсы. При существующих издержках производства и требованиях, предъявляемых к качеству продукции, специалисты не могут обойтись без точного расчета имеющихся в наличии материальных ресурсов и использования новых, самых различных металлов и сплавов специального назначения. Многообразие материалов обусловило установление более строгих требований в технических условиях на материалы. Визуальный их осмотр, практикуемый несколько лет назад, уже не отвечает предъявляемым требованиям. На смену ему пришли физические и химические методы быстрого и точного измерения материалов с использованием такой высокоспециализированной техники, как спектрофотометры, лазеры, ультразвуковые приборы и испытательное оборудование. 
 
7. Оборудование и механизация. Необходимость снижения издержек производства и увеличения объема выпускаемой продукции, отвечающей требованиям потребителя в условиях обострения конкуренции на рынках сбыта, обусловила применение производственного оборудования повышенной сложности, эффективность которого в значительной мере зависит от качества материалов, идущих на его производство.

 

 

                         

 

 

                                                                 17

Качество машины, отвечающее предъявляемым требованиям, становится определяющим фактором при эксплуатации оборудования в течение предусмотренного жизненного цикла. Дальнейшая механизация и автоматизация, стремление фирм сократить расходы способствуют повышению роли и значения улучшения качества, обеспечивающего сокращение расходов, а также эффективное использование людских и производственных ресурсов. 
 
8. Современные методы обработки информации. Быстрое развитие электронно-вычислительной техники позволило выполнять очень большой объем работ по сбору, хранению, поиску и обработке информации. Новая сложная информационная техника предоставила в распоряжение фирм эффективные средства контроля оборудования и процессов производства, а также продукции и услуг уже после их реализации. А с помощью новых, постоянно совершенствующихся методов обработки информации руководство фирм получает необходимую, точную и своевременную информацию, на базе которой оно принимает перспективные решения.

 
9. Повышение требований  к качеству продукции. Значительные  достижения в разработке сложных  конструкций изделий привели  к необходимости введения более  строгого контроля производственных  процессов. Особое внимание стало  обращаться на «мелочи», которым  раньше просто не придавалось значения. Так, наличие пыли в помещении сборки электронного оборудования, вибрация пола, передающаяся прибору с числовым управлением, или температурные колебания в помещении во время регулировки систем наведения летательных аппаратов представляют серьезную опасность для качества выпускаемого современного оборудования. Сложность конструкций и строгие технические требования, предъявляемые к рабочим характеристикам изделий, обусловили повышенное внимание к показателям безопасности и надежности работы, предопределили необходимость принятия мер, исключающих понижение уровня надежности компонентов или систем изделий.Итак, многие из вышеприведенных факторов, влияющих на качество, постоянно претерпевают изменения, которые в свою очередь становятся объектом внимания эффективно функционирующих систем управления качеством. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  18

 

3.Современные тенденции управления качеством в зарубежной и отечественной практике.

 
Международная организация по стандартизации (ИСО) трактует качество как совокупность свойств и характеристик продукции (или услуги), которая обеспечивает удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей'. Если учесть, что потребности могут быть общественными и индивидуальными (заказчика, потребителя), то и в управлении качеством должны осуществляться разные подходы к ним. В зарубежных странах обеспечение таких общественных потребностей как охрана окружающей среды, экономия энергии и материалов, безопасность практически всегда находится в руках правительства и проводится через технические регламенты и разного рода руководства и правила, обязательные к выполнению. Выявление конкретных потребностей покупателей—это задача фирм, и решение ее возложено главным образом на отделы маркетинга.Для поддержания уровня качества нельзя нарушать ни один из выбранных критериев. Несоблюдение этого правила приводит к коммерческому провалу. Так, закупка лицензии без «ноу-хау» равнозначна нарушению технологического критерия; новейшая продукция, отвечающая спросу, может быть не реализована из-за слишком высокой цены и т. д. Принято считать, что непроданный товар не может считаться товаром высокого качества независимо от его технического уровня и других положительных характеристик.Стратегическое планирование качества считается настолько важным, что оно стало частью общего стратегического планирования деятельности фирмы. При разработке стратегии качества устанавливаются конкретные цели и сроки их выполнения. Например: к концу определенного периода добиться, чтобы конкретные товары по уровню качества не уступали аналогам трех основных конкурирующих фирм, или: за пять лет сократить в два раза расходы, связанные с низким качеством продукции.Важное значение в стратегии качества придается четкому определению ответственных лиц, а также контролю реализации программы повышения качества. Но, пожалуй, наиболее важным моментом, считается отношение руководства фирмы к проблеме качества. Стратегия реализуется в программах повышения качества. Программа, как правило, рассчитана на различные сроки (2— 18 месяцев и более).Некоторые фирмы используют готовые (как бы типовые) программы, разрабатываемые специализированными организациями, или заказывают их. Например, в США программы "Ноль дефектов" предлагает фирма Ф. Кросби. Одна из наиболее популярных программ, составленная Ф. Кросби для фирмы "Хьюлетт-Паккард" (США), включала такие положения, как убеждение сотрудников в важности осуществления программы и личного участия в этом каждого; определение уровня дополнительных затрат на качество; разработку приемов мотивации качественного труда; конкретизация методов контроля; всеобщее обучение методам качественной работы и внедрения принципа «ноль дефектов»; установление единого «дня размышлений» (дня качества); разработка индивидуальных программ бездефектной работы; поощрение достигнутых результатов и т. д.

 

 

                                                                 19

Вся работа в рамках программы заканчивается обычно анализом проделанного, подведением итогов, внедрением программы на следующий срок.Отношение к таким программам в разных странах неоднозначно. В Германии, например, небольшие фирмы применяют такие программы, а ведущие компании принципиально против принципа «ноль дефектов». Отказ от подобных программ мотивируется тем, что «работник, не совершающий ошибок, вряд ли желателен на предприятии. Кто работает много, тот ошибается больше».В ряде случаев программы носят целевой характер, как, например, на фирме «Фольксваген» (ФРГ), где группа менеджеров по качеству составила 28 целевых программ. В их число входили программы по внедрению статистических методов контроля, обучению персонала, разработке фирменных стандартов, созданию кружков качества.Приоритетность программ определялась на основе экспертных оценок. С этой целью каждая программа оценивалась в баллах (от 1 до 5) до пяти критериям: сильна ли фирма в этой области; насколько улучшения в этой области необходимы; какое воздействие окажет программа на последующие этапы; степень удовлетворения нужд потребителя; экономическая эффективность.Специалисты немецкого общества по качеству (DGQ) представляют общий цикл обеспечения качества состоящим из двух контуров. «Внешний» контур: качество изделия - качество проектирования - качество производственных заданий - качество заготовок - качество изготовления - качество испытания - качество храпения на складе и при отгрузке - качество монтажа - качество технического обслуживания - качество изделия. "Внутренний" контур: уровень требований к изделию - реклама на рынке - разработка – конструирование - подготовка производства - закупка - склад материалов - изготовление - испытательная станция - склад товаров - отгрузка - перевозка - монтаж у потребителя - техническое обслуживание - уровень требований к изделию.Программы повышения качества, разрабатываемые в 80-е годы фирмами США, обычно учитывают японский опыт.Для Японии характерен контроль качества технологических процессов, что явно превалирует над контролем качества продукции. Велика роль ответственности за качество непосредственного исполнителя. Каждый на своем рабочем месте трудится по принципу: исполнитель следующей операции — твой потребитель.Для стратегического планирования качества на японской фирме характерным является то, что ответственность за разработку долгосрочного плана управления качеством продукции несет руководство высшего звена, оно же контролирует сроки выполнения принятого курса и принимает при необходимости корректирующие меры. Эта работа осуществляется по циклу Деминга ("планирование — исполнение — контроль — корректирующее действие") и носит название «хосин канри» (развертывание политики). 
В начале каждого финансового года фирмы проводят анализ проблем и разрабатывают свои долгосрочные планы и задачи на 3—5 лет вперед. Эти планы учитывают при разработке краткосрочного плана (на 6—12 месяцев). При подготовке краткосрочных планов сочетаются принципы «сверху вниз» и «снизу вверх». Проект плана готовит руководство высшего звена, затем обсуждает его с руководителями подразделений фирмы.

 

 

                                                                 20

В результате обсуждения готовятся проекты планов для каждого подразделения. Руководители подразделений обсуждают их с линейными руководителями вплоть до руководителей кружков качества. Такая процедура позволяет детализировать проекты планов, подготовить окончательный вариант плана фирмы, который утверждается руководством высшего звена. Таким образом, планирование качества распространяется на все подразделения фирмы и уровни управления (такой метод в Японии называют «перебрасывание мяча»). Важной особенностью такого способа планирования считается возможность для каждого работника фирмы включить в план действий «свою» задачу, которая, как правило, обязательно учитывается руководителем фирмы, что стимулирует творческие возможности сотрудников. 
Обобщая накопленный в России опыт решения проблемы качества, можно выделить несколько групп предприятий, которые тратят значительные деньги и усилия на внедрение СК и получение сертификатов их соответствия требованиям стандартов ИСО серии 9000. Их классификация, не претендуя на полноту и непротиворечивость, охватывает только те предприятия, которые реально пытаются что-то сделать в этой области, а не имитировать соответствующую активность.К первой группе относятся крупные предприятия традиционных отраслей, для которых характерен самый высокий процент заинтересованных в получении сертификата на СК по стандартам ИСО серии 9000 (основная причина – активная работа на экспорт).Ко второй группе относятся компании, которые принимают решения о внедрении СК «впрок» или для выхода на зарубежные рынки, но не имеют реального опыта работ там и поэтому не очень четко понимают, что такое принцип TQM и зачем нужен сертификат на СК по стандартам ИСО серии 9000. 
Третья группа компаний, которая существует в России, но их еще мало, - это компании, которые не только хотят, но и могут внедрять СК и обеспечивать ее эффективное функционирование. Эта группа компаний конечно же является наиболее перспективной. Их идеологию и передовой опыт системного подхода к решению проблем эффективного производства продукции, конкурентоспособной по качеству и цене, необходимо распространять и на другие предприятия России.Обобщая основные проблемы применения стандартов ИСО серии 9000 и принципов TQM в российских компаниях, следует отметить, что главные сложности обусловлены доминированием организационной культуры, сложившейся в советское время, и неразвитостью системы регулярного менеджмента, ориентированного на условия конкурентного рынка. Поэтому переход к менеджменту по стандартам ИСО серии 9000 и принципам TQM требует параллельного формирования основных функциональных стратегий и общей стратегии фирмы.К сожалению, у большинства российских компаний пока отсутствует внутренняя потребность в радикальной перестройке общего подхода к своей деятельности. Лишь некоторые компании, отнесены нами к третьей группе осознают необходимость своей реальной конкурентоспособности на мировом рынке и готовы упорно работать не ради формального получения сертификата на СК, а чтобы действительно стать конкурентоспособным предприятием не только на отечественном, но и зарубежных рынках.

Информация о работе Управление качеством продукции в организации