Управление качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: дать анализ сущности системы управления качеством и ее оценку на ОАО «Ламзурь».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 5
1.НАУЧНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ. 7
1.1 Понятие качества продукции и управления им. 7
1.2 Оценка уровня качества. 11
1.3 Сертификация. Стандартизация. 21
1.4. Экономические проблемы качества. 26
2. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «ЛАМЗУРЬ». 29
2.1 Общая оценка качества продукции. 29
2.2. Критический анализ действующей системы управления качеством. 31
3. МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В ОАО «ЛАМЗУРЬ». 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 45

Вложенные файлы: 1 файл

управление качеством продукции.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

Для расширения ассортимента, улучшения  качества выпускаемой продукции  за 9 мес. 2000 г. на ОАО «Ламзурь» освоено 38 новых видов продукции, в том числе 12 наименований конфет: наборы конфет «Мордовия –70 лет», «Край Родной», конфеты «Колокольчик», «Малиновые», «Виноградные», «Земляничные», «Коровка» и др.; печенье – 6 наименований: «Октябрь», «Улыбка», «Бодрость», «Родничок» и др.; карамель – 5 видов: «Смородинка», «Мозаика», «Зоологическая» и др.; драже – 3 вида: «Молочные орешки», «Одуванчик» и др.; торты вафельные – 2 вида: «Восточный», «Восточный в шоколаде».

Объем фасованной продукции за 9 мес. составил 309,1 т. Освоено 2 новых участка – по производству овсяного печенья и вафельных тортов.

Вся выпускаемая продукция сертифицирована.

За высокое качество продукции  на ярмарках: «Россия единая» в  г. Н. Новгород, «Российская продукция  питания – гарантии качества, лучшая продовольственная продукция - 2000», в г. Москва шоколадные наборы «Мордовия – 70 лет», «Край Родной», «Для Вас», конфеты «Гармония», «Вишневый цвет» были удостоены трех золотых медалей. Печенье «сахарное», крекер получили сертификат соответствия и Почетный диплом «Московское качество».

На протяжении ряда лет набор  конфет «Мордовия» является дипломантом  Всероссийского конкурса 100 лучших товаров  России. Образец конфет выставлен  на постоянно действующей выставке на ВВЦ в Москве.

Четвертая Международная выставка «Ингридиенты - 99» израильской  фирмы   «Фрутаран» принесла диплом за активное участие в освоении новых видов  продукции и высокое качество. Национальный маркетинговый институт на конкурсе «Америка за качество и  сервис - 99» дал ОАО «Ламзурь» гранд приз.

На шестой Всемирной ярмарке  «Российский фермер» г Санкт- Петербург в 1997 году завод получил  приз за конфеты с мармеладной  начинкой.

Правительство республики Мордовия на третьей Межрегиональной выставке-ярмарке  «Деловая Мордовия - 98» наградило ОАО «Ламзурь» призом за широкий ассортимент и высокое качество продукции.

Кроме того, в 1995 году за успехи в экономическом  выживании и высокое качество ОАО «Ламзурь» получило  факел  Бирмингема.

Вот уже несколько лет ОАО  «Ламзурь» на конкурентном рынке. Государство в целях чистой конкуренции диктует свои правила поведения утверждением ГОСТов. Один из новых используемых на ОАО «Ламзурь» - ГОСТ  P 51074-97, который действует уже год. Настоящий стандарт предназначен для использования при производстве, оптовой и розничной торговле, хранении и сертификации (идентификации) пищевых продуктов.

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и Законом  РФ «О стандартизации» требования настоящего стандарта являются обязательными. Требования межгосударственных и российских стандартов на маркировку конкретных видов продуктов применяются в части, не противоречащей требованиям настоящего стандарта.

Итак, изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую  достоверную информацию о пищевых продуктах обеспечивающих возможность их правильного выбора. Информация для потребителя должна быть представлена непосредственно с пищевым продуктом текстом и (или) маркировкой на упаковке, этикетке, контрэтикетке, ярлыке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.

В соответствии с вышеизложенным резюмирую: продукция ОАО «Ламзурь» двигается  к мировому уровню, администрация  завода ведет активную политику в  области конкурсного производства и предприятие  является важным производителем в нашем регионе.

2.2. Критический анализ действующей  системы управления качеством.

Оценка документации по управлению качеством на ОАО «Ламзурь» и  оценка качества, данная работниками  лаборатории качества, позволяют  сделать вывод о том, что никакой системы качества с позиции современных представлений о качестве на предприятии нет. Есть четко отлаженный механизм контроля соответствия-несоответсвия определенному ГОСТу.

Для этого ведется статистический учет и контроль качества, что ,в  принципе, не ново в отечественной и зарубежной практике. Он включает регистрацию данных выходного контроля исходного сырья, регистрацию данных контроля готовых изделий и регистрацию данных промежуточного контроля, т.е. стадию инспекционного контроля. За ней следует стадия статистического учета производства и технологии: регистрация данных контроля процесса; повседневная информация о применяемых операциях, регистрация данных контроля оборудования; патенты; сбыт продукции. Последние стадии - управление и делопроизводство; финансовые операции. Никакие методы из «семи инструментов контроля качества» не используется.

Однако мировой опыт уже давно  впереди того механизма, что действует  на ОАО «Ламзурь». В 1960 г. в странах  запада закончился этап качества соответствия стандарту, кроме того, уже пройденными к 1980 г. стали этапы соответствия использованию и соответствия фактическим требованиям рынка. На данном этапе ведущих фирм волнует соответствие скрытым потребностям, ибо только это сейчас ведет к успешной конкуренции.

Выявлением требований рынка занимается служба маркетинга на ОАО «Ламзурь». Ее роль состоит в определении  потребностей в продукции, рыночном спросе, требований потребителя, оценки стоимости и сроков производства. На деле оказалось, что лаборатория  качества и отдел маркетинга сосуществуют в параллельных пространствах, очень редко соприкасаясь на этапе разработки и внедрения нового вида продукции. Это существенное упущение и ослабление петли качества.

Активно ведется работа по участию  в различных конкурсах и ,как результат, получены многочисленные премии, т.е. есть работа над престижем фирмы. Для участия в международно-техническом сотрудничестве и международной торговле, содействия потребителя в компетентном выборе продукции товар сертифицируется. Это делается для защиты потребителя от недобросовестности производителя, контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья, а также для подтверждения своих показателей качества.

Ошибочной, мне кажется, недооценка экономического аспекта качества. В службе бухгалтерского учета калькулируются затраты лишь на оборудование, сырье, рабочую силу. Но это лишь малая толика того, что должно быть учтено в графе «затраты на качество». В ней еще должны быть учтены затраты на переделку, повторную обработку, брак, повторные испытания и др.

Подводя черту в критическом  анализе действующей системы  управления качеством, делаю вывод  о достоинствах – отлаженный механизм контроля продукции, обязательность сертификации, эффективный рычаг материальной ответственности работников, виновных в полученном браке; и недостатках – отсутствие четкой системы управления качеством с опорой на мировой опыт, незадействованность службы маркетинга  на всех этапах жизненного цикла продукта, отсутствие правильной калькуляции затрат на качество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Метод повышения управления  качеством продукции в ОАО  «Ламзурь».

 

Несколько лет ОАО «Ламзурь» ассоциируется с хорошим производителем. Однако не вся продукция соответствует понятию «качественный продукт». Дело не в том, что завод – плохой конкурент, а в устаревшей системе контроля за качеством. К последней уже привыкли на ОАО «Ламзурь» и эта привычка мешает рационально взглянуть на разлад в старом механизме. На мысль о его устранении в декабре 1998 г. натолкнул руководство завода Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, когда провел в Мордовском центре стандартизации, метрологии и сертификации цикл занятий по книге Крейга «Руководство по получению сертификата по ИСО 9000». И здесь позиция комитета полностью совпадает с моей. Для того, чтобы завоевать рынок потребителей за рубежом и увеличить его объем внутри страны, необходим общепризнанный в мире стандарт. Самым целесообразным, по-моему, является ИСО 9000.

Система качества создается  на предприятии как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленных целей в области качества. Первичным является формирование и документальное оформление руководством предприятия политики в области качества.

Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия. Система качества ИСО 9000 призвана обеспечить качество конкретной продукции, и поэтому на одном и том же предприятии, выпускающем различные виды продукции, система качества предприятия может включать подсистемы качества по определенным видам продукции. Система качества должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции, который называется «петлей качества » и разделен на более мелкие этапы.

Обеспечение качества продукции  представляет собой совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа петли качества таким образом, чтобы продукция удовлетворяла определенным требованиям по качеству.

Для определения планируемых  мероприятий обеспечения качества целесообразно  формировать целевые научно-технические программы повышения качества продукции. Программа разрабатывается на конкретную продукцию и должна содержать задания по техническому уровню и качеству создаваемой продукции, требования к ресурсному обеспечению всех этапов петли качества, а также мероприятия на всех этапах петли качества, обеспечивающие реализацию этих требований.

К  систематически проводимым мероприятиям обеспечения качества относятся те работы, которые выполняются  предприятием постоянно или с определенной периодичностью. Особое место среди них занимают мероприятия, связанные с предупреждением различных отклонений. В соответствии с идеологией стандартов ИСО 9000 система качества должна функционировать таким образом, чтобы обеспечить уверенность в том, что проблемы предупреждаются, а не выявляются после возникновения.

Управление качеством  представляет собой методы и деятельность оперативного характера. К ним относятся: управление процессами, выявление различного рода несоответствий в продукции, производстве или в системе качества и устранение этих несоответствий, а также вызвавших их причин.

В методологии систем качества меры по выявлению и устранению отклонений и их причин известны как  «замкнутый управленческий цикл», который включает контроль, учет, анализ (оценку), принятие и реализацию решения.   Решения могут приниматься по результатам текущей информации, получаемой при контроле, учете и анализе, а также по результатам обработки и анализа накапливаемой информации.

При проектировании систем качества управление качеством необходимо предусматривать как обязательный принцип по отношению ко всем элементам системы качества на всех этапах петли качества.

Улучшение качества –  это постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества.

Объектом процесса улучшения  качества может стать любой элемент  производства или системы качества. Данное направление деятельности связано с решением задачи получения результатов, лучших по отношению к первоначально установленным нормам.

Идеология постоянного  улучшения качества прямо связана  и вытекает из тенденции повышения  конкурентноспособности такой продукции, которая обладает наиболее высоким уровнем качества при более низкой цене.

Развитие деятельности по улучшению качества требует специальной  организации. Характерной организационной  формой работ по улучшению качества являются группы качества (за рубежом - кружки качества). Кроме этой формы могут использоваться также организация рационализаторской деятельности, создание временных творческих коллективов, в которые в практике многих зарубежных фирм при решении определенных задач входят и руководители фирм, и т.д.

Требования к основным этапам жизненного цикла продукции:

Качество  в рамках маркетинга. Маркетинг должен играть ведущую роль в определении требований, предъявляемых к качеству продукции. Он призван: определять потребности в продукции (услуге) давать определение рыночного спроса, требований потребителя, оценки стоимости и сроков производства, обеспечивать предприятия подробным официальным отчетом о требованиях, предъявляемых к продукции. Такое описание содержит пожелания и требования потребителей в виде перечня технических условий, которые послужат основой для выполнения последующих работ по проектированию. Маркетинг должен устанавливать постоянную систему обратной связи и контроля получаемой информации.

Качество  при проектировании и разработке технических условий. Система качества призвана обеспечить создание проекта, отвечающего требованиям потребителя и лучшим мировым образцам. Краткое описание продукции, полученное в результате маркетинга, используется как исходные требования к проекту.

Качество  при материально- техническом снабжении. Для обеспечения качества поставок система качества как минимум должна включать: четкое установление требований к покупным материалам, полуфабрикатам, комплектующим деталям и узлам; входной контроль; процедуры решения сложных вопросов по качеству покупной продукции и т.д.

Качество  в процессе подготовки производства и производства продукции. Подготовка производства должна осуществляться таким образом, чтобы технологический процесс и состояние всех элементов производства обеспечили изготовление продукции в соответствии с требованиями технической документации.

Информация о работе Управление качеством продукции