Современная концепция менеджмента качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 16:47, реферат

Краткое описание

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связанно с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место.

Содержание

Введение
1. Понятие и функции управления качеством продукции
2. Современная концепция менеджмента качества
3. Сертификация продукции и систем качества
4. Обеспечение эффективности функционирования системы управления качеством продукции
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

менеджментт.docx

— 66.95 Кб (Скачать файл)

 

 

По результатам первого этапа орган по сертификации составляет заключение, в котором указывается готовность предприятия и целесообразность проведения второго этапа работ по сертификации системы качества либо раскрываются причины нецелесообразности или невозможности проведения работ по второму этапу. При положительном заключении при подписании договора устанавливаются сроки проведения работ по второму этапу – окончательной проверке и оценке системы качества. Если при проведении работ второго этапа органом по сертификации обнаруживается несоответствие системы качества требованиям соответствующего стандарта, то совместно с предприятием определяется срок ее доработки и устанавливается ориентировочный срок повторной проверки. При положительном решении сертификат выдается на определенный срок (обычно этот срок ограничивается 3 годами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Обеспечение  эффективности функционирования  системы управления качеством  продукции

 

Функционирование системы качества — это выполнение руководством и всеми подразделениями своих функций и задач с целью обеспечения качества продукции. В этом состоит содержательная сторона деятельности системы, то есть то, для чего она предназначена.

При этом в реализации функций системы качества в той или иной мере участвуют практически все подразделения предприятия, каждое из которых решает свои задачи.

В связи с этим возникает необходимость выполнения вспомогательных задач для «обслуживания» самой системы качества. К таким задачам относятся: проведение внутренних проверок и совершенствование системы, координация и методическое обеспечение работ подразделений в системе качества, организация деятельности кружков качества, а также — сертификация продукции и системы качества.

Весомость содержательной деятельности по отношению к деятельности по «обслуживанию» самой системы показывает, насколько рационально организована система качества. Поэтому следует опасаться чрезмерного разрастания вспомогательной деятельности. В социологии это явление известно как «вырождение бюрократии», когда какая-либо система замывается на самообслуживании, в ущерб выполнению тех функций, для которых она была создана.

В соответствии с рекомендациями стандартов ИСО 9000 возглавлять систему качества и отвечать за ее эффективное функционирование должен представитель руководства предприятия. Как правило, ему непосредственно подчиняется служба качества, являющаяся центральной частью системы качества и объединяющая отдел управления качеством, отдел технического контроля, метрологическую службу, центральную заводскую лабораторию и службу стандартизации.

В обязанности службы качества входит как выполнение содержательных функций, так и вспомогательных задач. Среди основных задач службы качества:

1.      Организация работы по качеству — разработка и совершенствование системы качества.

2.      Разработка политики и планирование качества.

3.      Контроль качества разработки, изготовления и испытаний готовой продукции.

4.      Метрологическое обеспечение производства.

5.      Проведение работ по стандартизации и нормоконтролю.

6.      Ведение претензионной работы.

7.      Подготовка мероприятий и организационно-распорядительных документов в области качества, контроль и анализ их выполнения.

8.      Проверки функционирования системы качества.

9.      Организация работ по сертификации продукции и системы качества.

10.  Методическое руководство при обучении персонала вопросам качества.

11.  Методическое обеспечение и координация работ подразделений в системе качества. 

12.  Организация деятельности «кружков качества».

Обратим внимание на проведение проверок и совершенствование системы качества, а также на организацию кружков качества. 

Проверки функционирования системы качества могут проводиться самим поставщиком (внутренние проверки), его заказчиками (второй стороной) или независимыми органами (третьей стороной).

О внутренних проверках системы качества в процессе ее внедрения мы уже говорили.

Внутренние проверки действующей системы качества необходимы руководству предприятия для того, чтобы постоянно оценивать ее эффективность и принимать меры для ее совершенствования.

Для проведения внутренних проверок на предприятиях разрабатывается нормативно-методический документ (стандарт, инструкция) и составляется план проведения проверок, обычно на год.

Для каждой проверки предусматривается инспекционная группа (комиссия), как правило, под руководством работника службы качества (аудитора) с участием квалифицированных специалистов. Для объективности проверок к ним привлекаются специалисты, непосредственно не занятые в проверяемой деятельности.

Комиссия может проверять как выполнение функций (элементов) системы качества, так и отдельных нормативных документов.

Для проведения проверки составляется программа (чек-лист), где указывается основание для проверки, проверяемое подразделение, содержание проверки, а также нормативные документы.

По результатам проверки составляется акт, в котором приводятся итоги проверки. При проверках чаше всего выявляется несоблюдение отдельных положений нормативных документов и несовершенство самих документов. Для устранения недостатков в акте устанавливаются сроки и исполнители работ. Акт утверждается руководством предприятия и рассылается всем заинтересованным подразделениям.

Проверки системы качества второй стороной проводятся представителями заказчиков, как правило, перед заключением контрактов. Назначение этих проверок состоит в том, чтобы заказчик получил дополнительную гарантию стабильности качества продукции, убедившись, что у поставщика есть система в работе по качеству (система качества), отвечающая требованиям стандартов ИСО 9000.

Для этого перед проведением проверки заказчик, исходя из рекомендаций соответствующего стандарта серии 9000, направляет поставщику перечень вопросов, на которые тот должен дать аргументированные ответы во время проверки.

При представлении заказчику действующей на предприятии системы качества нужно быть готовым объяснить специфику предприятия и системы качества, особенно в случае отступления от рекомендаций стандартов ИСО 9000.

В процессе проверки заказчик может потребовать, что на его изделия были разработаны программы обеспечения качества, а также оговорить особые условия контроля, испытаний и приемки продукции.

После проверки заказчик представляет отчет, в котором дается оценка системы качества на соответствие стандарту ИСО 9000 и приводятся предложения по улучшению организации работ.

Проверки системы качества независимой «третьей стороной» проводятся, как правило, либо с целью выдачи поставщику сертификата на продукцию или систему качества, либо для подтверждения ранее выданного сертификата. При наличии у поставщика сертификата на систему качества, выданного авторитетным независимым органом, объем проверок системы качества заказчиками обычно значительно сокращается.

Совершенствование системы качества, как правило, предусматривает:

- проведение изменений в организации работ;

- внедрение более эффективных методов контроля и испытаний;

- улучшение технологического и метрологического обеспечения производства;

- применение новых форм и методов мотивации персонала;

- активизацию маркетинговой и рекламной деятельности;

- развитие сферы услуг;

- более тесное сотрудничество с поставщиками материалов;

- корректировку нормативных документов системы качества и «Руководства по качеству».

Организует и координирует эту работу отдел управления качеством. При этом надо иметь в виду, что факт проведения этой работы легко проверяется по частоте внесения изменений в документы системы качества.

Совершенствование системы качества по результатам внутренних проверок и самооценки предприятия — непременное условие эффективного функционирования системы в изменяющихся условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате проделанной работы можно сделать вывод, что в современных условиях, управление качеством представляет собой определенную стратегию и тактику не только выживания, но и дальнейшего процветания общества в целом, конкретных организаций и каждого человека. При этом все термины и подходы к управлению, приведенные выше, полностью относятся и к управлению качеством.

В настоящее время под управлением качества понимают действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. Управление качеством продукции осуществляет воздействие на вход и процесс, имеет свой объект, проблему и программу управления.

Качество является важным инструментом в борьбе на рынки сбыта.

Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных  органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

К управлению качеством необходим системный подход.

Система управления качеством представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции. 

Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Но для повышения качества система должна удовлетворять стандартам ИСО 9000, так как  их главная цель  - обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и представление ему доказательств в способности предприятий сделать это. 

 

Список использованной литературы

 

1. Басовский Л.Е. Маркетинг. Учебное пособие для вузов.  М.: Инфра—М 2001. – 350 стр.

2. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 1998 
3. Ильенкова С.Д. и др. Управление качеством: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 

4.  Крылова Г. Д., Основы стандартизации, сертификации, метрологии Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ 2003.- 672с.

5. Леонов И.Г., Аристов О.В. Управление качеством продукции. М.: Изд. Стандартов. 1990. 200с.

6.   Никифоров А. Д., Метрология, стандартизация и сертификация Учеб. пособие для сред. проф. образования.- М.: Высш. шк. 2003.- 422с.  
7. Окрепилов В.В. Управление качеством. М.: Экономика. 1998. 640. 
 

 

 


Информация о работе Современная концепция менеджмента качества